Развитие коммуникативной компетенции учащихся с умственной отсталостью посредством игровой деятельности
статья

Шапкина Юлия Владимировна

Общее нарушение интеллектуальной деятельности умственно отсталого ребенка приводит к значительным затруднениям в овладении процессами речи. Речевое недоразвитие вызывает у умственно отсталых детей затруднения в общении с окружающими людьми.

Овладение коммуникативными навыками - важнейшее условие адаптации выпускников в социуме. Своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием формирования коммуникативной компетенции и психологической адаптации умственно отсталых детей к новым социальным условиям. Действенным помощником педагога в такой ситуации становится игра. Поэтому при развитии коммуникативной компетенции с умственно отсталыми учащимися целесообразнее всего пользоваться игровыми методами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие коммуникативной компетенции учащихся с умственной отсталостью посредством игровой деятельности»

Общее нарушение интеллектуальной деятельности умственно отсталых детей, нередко осложненное недоразвитием его слухового и речедвигателъного анализаторов, приводит к значительным затруднениям в овладении процессами речи. Нарушения речевого развития препятствуют полноценному общению с людьми, приводят к речевой замкнутости, неуверенности в себе.

Одним из ведущих принципов обучения русскому языку детей с умственной отсталостью является принцип коммуникативной направленности.

Речевое недоразвитие, слабость побудительных к речи мотивов вызывают у умственно отсталых детей затруднения в общении с окружающими людьми. В.Г. Петрова справедливо замечает, что умственно отсталый ребенок, владея в той или иной степени речью, «...редко участвует в беседах, на вопросы отвечает односложно и далеко не всегда правильно».

Вместе с тем установлено, что целенаправленное воздействие на речь умственно отсталых детей приводит к ее совершенствованию, к развитию навыков более точного выражения мыслей, адекватного ведения диалога и даже навыков построения монологического высказывания. Именно эта закономерность требует, чтобы педагогическая деятельность учителя была нацелена на коррекцию недостатков всех сторон речи детей, на ее развитие и активизацию в той степени, в какой она может быть использована как средство общения.

Принцип коммуникативной направленности предполагает, что главным в обучении детей должно быть не столько сообщение о различных аспектах языка (фонетика, морфология, синтаксис), сколько формирование навыков практического использования различных языковых категорий в речи. В результате их отработки школьники получают возможность осознавать некоторую лингвистическую информацию, усваивать и применять орфографические правила и, что особенно важно, более свободно пользоваться речью в коммуникативных целях.

В рамках коррекционного образования в качестве одной из целей обучения на первый план выдвигается социальная адаптация учеников. В ряду основных задач образовательного учреждения наряду с общеобразовательной подготовкой, преодолением и коррекцией недостатков развития, мышления, речи, сенсорных процессов и связанных с этим особенностей психического развития стоит задача создания условий для воспитания личности, способной участвовать в общественной жизни без ущерба для социума и себя, реализовывать свои познавательные и социальные потребности. Реализация данных потребностей невозможна при отсутствии коммуникативной компетенции обучающегося, воспитанника с умственной отсталостью.

Таким образом, развитие коммуникативной компетентности ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы. Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково же значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе школы?

Речь, выступая в своем функциональном предназначении как средство познания и общения, служит важнейшим инструментом социализации учащихся с нарушением интеллекта. Личность формируется в деятельности и общении с другими людьми и сама определяет характер протекания этих процессов. Речь имеет огромное значение для формирования психических процессов, всей личности ребенка, становления мышления и воли, поэтому развитие вербальной коммуникации у таких детей является одной из актуальных проблем олигофренопедагогики.

Несовершенство умений, связанных с использованием речи как средства общения, является характерной особенностью учащихся с нарушением интеллекта (O. K. Агавелян, Р. И. Лалаева, В. Г. Петрова, Е. И. Разуван и др.). Это объясняется, с одной стороны, феноменологией умственной отсталости, а с другой - низким уровнем сформированности коммуникативных умений у данной категории школьников. В связи с этим возникают сложности в организации свободного общения, затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности, в осуществлении процесса социализации умственно отсталых детей. При этом недоразвитие речи при интеллектуальной недостаточности имеет системный характер и распространяется не только на коммуникативную, но и познавательную и регулирующую функции речи.

Из-за нарушений речевых высказываний нет качественной коммуникативной функции, нет полноценного навыка общения. Все это сказывается и на всех других видах деятельности. Ребенок становится некоммуникабельным, замкнутым, у него снижается и так низкая познавательная активность, в речи использует стандартные, известные речевые конструкции, часто проявление агрессивности при решении конфликтных ситуаций. Нарушения общения не способствуют успешной социальной адаптации. Ребенок плохо проявляет самостоятельность при общении, с трудом устанавливает контакты с людьми, не уверен в себе, ощущает беспокойство. Такое состояние становится причиной конфликтов, разногласий.

Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значимость формирования коммуникативных умений в развитии ребенка. В основе многочисленных исследований лежит концепция деятельности, разработанная В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и др. Основываясь на ней, М. И. Лисина, Т. А. Репина, А. Г. Рузская рассматривали общение как коммуникативную деятельность.

В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию ребенка (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, А. Г. Рузская). О важности речевого развития ребенка, о речи как способе общения, о развитии ее коммуникативной функции говорилось во многих работах различных авторов (А. А. Бодалев, А. А. Буева, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина и др.). В специальной литературе, раскрывающей вопросы обучения и воспитания умственно отсталых детей, также обосновывается необходимость формирования навыков общения. Особое внимание при этом уделяется развитию и коррекции речи как основного средства общения (А. К. Аксенова, М. Ф. Гнездилов, Е. А. Гордиенко, С. Ю. Ильина, Р. И. Лалаева, В. Г. Петрова, М. П. Феофанов и др.).

Своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием формирования коммуникативной компетенции и психологической адаптации умственно отсталых детей к новым социальным условиям. Коррекция недостатков речи требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. Отсюда снижение познавательного интереса, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Необходимо заинтересовать учащихся, сделать их обучение осознанным.

Действенным помощником педагога в такой ситуации становится игра. Проведение игр всегда носит полифункциональный характер, т.е. происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств учащихся согласно целям проведения этих игр, но ещё и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Происходит и развитие произвольной регуляции деятельности учащихся: умений подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, умений сдерживать свои эмоциональные порывы, планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков.

Поэтому во внеклассной работе с учащимися вспомогательной школы по выбранному направлению развития коммуникативной компетентности целесообразнее всего пользоваться игровыми методами. Предлагаемые ниже игры многофункциональны, но у всех есть общая цель – развитие коммуникативных навыков.

Коммуникативная компетентность заключается не только в умении сформулировать и выразить свои мысли, но и в умении, прежде всего, вступить в контакт с собеседником доброжелательно и без напряжения, в умении выслушать и понять собеседника, слушать и слышать его, обменяться с ним информацией, контролировать движения и работать по инструкции, уметь задавать вопросы, перефразировать сказанное, развивать мысли собеседника, перерабатывать информацию.

Поэтому стоит остановиться на упражнениях, играх которые могут применяться на любых уроках, воспитательных мероприятиях, перед которыми также стоит задача решения проблем коммуникативного общения детей данной категории.

Это упражнения для предупреждения агрессивных форм поведения, на развитие невербальных средств общения (психогимнастика, мимика, жесты, пантомимика), на создание соответствующего положительного эмоционального фона общения, на развитие его содержательных мотивов, адекватной манеры поведения.

А так же игры помогающие слышать собеседника и понимать его, помогающие контролировать движения и работать по инструкции, помогающие развитию умения слушать и слышать собеседника, помогающие научить задавать открытые и закрытые вопросы, помогающие научить перефразировать сказанное, помогающие развивать такой прием активного слушания, как развитие мыслей собеседника, а так же игры, с помощью которых учим перерабатывать информацию.

Список литературы

1.Максакова, А.И. Учите играя. [Текст]/А.И. Максакова, Г,А.Тумакова – М.: Просвещение, 2003. – 90 с.

2.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М., Мозаика-Синтез, 2000

3. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] /Л.С.Выготский//Вопросы психологии. – 1996. - №6.

4.Клюева, Н. В. Учим детей общению [Текст]/Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль, Академия развития, 2002. – 234 с.

5.Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст]/Д.Б.Эльконин. — М.: Педагогика, 1978.- С.27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка при использовании УМК М.З.Биболетовой

В статье дан анализ учебно-методического комплекса под редакцией М.З. Биболетовой. Информация – подается блоками, темами. Иноязычная речь служит коммуникативным средством обсуждения информации; предпо...

Развитие коммуникативных компетенций учащихся в начальных классов в воспитательной системе.

Развитие инициативы и самостоятельности каждого ребёнка в воспитательной работе. Создание условий для  проявления самостоятельности. Развитие личности ребёнка, формирование его коммуникатив...

Мониторинг развития коммуникативных компетенций учащихся

Понятие "коммуникативная компетентность", мониторинг развития коммуникативных компетенций учащихся, диагностики....

Тема "Развитие индивидуальных способностей и компетенции учащихся с ОВЗ через организацию игровой деятельности в ГПД "

Главными задачами  воспитателя ГПД коррекционного класса является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций,  умения  применять  полученные знаний на практ...

Выступление на межрегиональном вебинаре «Формирование и развитие навыков коммуникативной культуры младших школьников с ОВЗ посредством игровой деятельности».

Парадокс игры – в игре ребёнком движет стремление к удовольствиям, с другой стороны он стремится соблюдать правила. Происходит подчинения правилам поведения или партнёра. Поведение и познаватель...