Обобщение опыта реализации внеурочной деятельности "Час развития" по формированию проектно-исследовательской деятельности
рабочая программа

Обобщение опыта реализации  программы

 внеурочной деятельности  «Час развития» по формированию

 проектно-исследовательской  деятельности младших школьников»

в 1-4  классах    УМК «Школа России»

Сарыглар Руслана Кызыл-ооловна

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

            «Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает

то знание, которое самостоятельно усвоено человеком

и связано с открытием, сделанным им самим»

Карл Роджерс

СОДЕРЖАНИЕ

  1. На что нацелен учебный процесс в современных условиях?
  2. Какая деятельность эффективно влияет на   саморазвитие и самоактуализацию  учащихся ?
  3. Каким образом я  создаю  условия для успешного освоения учащимися основ проектно-исследовательской деятельности?

               1.Какая  особенность    и  какие принципы реализует  ВД «Час развития?

               2.Какие отличительные особенности данной программы ?

               3.Какую цель и какие задачи решает программа?

               4.Зачем реализуется  ВД «Час развития»? 

              5.Какие формы и методы реализовались на занятиях?

              6. Как реализовалась  программа с 2016 года по 2020 годы?

              7. Как привлекались родители  в проектно-исследовательскую деятельность?

  IY.  Как повлияла ВД «Час развития»  на формирование   проектно-исследовательской  деятельности младших школьников?

        Какие  результаты достигнуты нами в течение 4х лет?

  1.   На что нацелен учебный процесс в современных условиях?

Учебный процесс в современных условиях направлен на

  • создание опыта работы с информацией, ее применения в нестандартных и непривычных жизненных ситуациях, обеспечивающего саморазвитие и самоактуализацию учащихся.
  • Формирование способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем  в реальных жизненных ситуациях.

-Ты хочешь быть счастливым, богатым и удачливым?

- Естественно.

- А тебя учили этому в школе?

- Нет.

- Тогда зачем ты туда ходил?

 - Так надо, все туда ходят…

В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.   Современная жизнь требует новой работы с содержанием образования. Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается, и это требует умение отбирать главное в мире информации. Очень важно научить детей ориентироваться в потоке новых знаний.   

  1. Какая деятельность    эффективно влияет на   саморазвитие и самоактуализацию учащихся?

Для того, чтобы обеспечить саморазвитие и самоактуализацию учащихся я изучила педагогические технологии и выбрала проектно-исследовательскую деятельность.  Так как эта деятельность формирует целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.    Она  позволяет  детям  научиться  самостоятельно  работать  с  книгой,  текстом детских энциклопедий, возможно и Интернетом.

Специфика  исследовательской  работы  в  начальной  школе  заключается  в  систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.   Главное для учителя  –  увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так  же  привлечь  родителей  к  участию  в  школьных  делах  своего  ребѐнка. 

  1.   Каким образом  создаю  условия для успешного освоения учащимися основ проектно-исследовательской деятельности?

  Современные развивающие программы начального образования включают проектную и исследовательскую  деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.  Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

         В 2016 году  я приняла 1ый класс.  На родительском собрании рассмотрели вопрос о требованиях ФГОС,  о специфике внеурочной деятельности, познакомились с ее направлениями. И для формирования саморазвития и самоактуализации  детей выбрали программу     проектно-исследовательской деятельности младших школьников» в рамках   общеинтеллектуального направления.  И назвали ее «Час развития».  В дальнейшем была  составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО.     Программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.

В первом классе 33 часа (1 час в неделю).

Второй, третий, четвёртый классы – 34 часа в неделю (1 час в неделю).                  Всего 135 занятий.

Материал занятия в 1 классе рассчитан на 35 минут, во 2-4 классах на 45 минут.

 Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный,   деятельностный подходы. 

1.Какая  особенность    и  какие принципы реализует ВД «Час развития»?

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

Системность организации учебно-воспитательного процесса;

Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования.

2.Какие отличительные особенности данной программы ?

Отличительными особенностями являются:

  • Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
  • В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
  • Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
  • Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
  • В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

3.Какую цель и какие задачи решает программа?

Цели и задачи программы:

Цель: создание условий для успешного освоения учащимися основ проектно-исследовательской деятельности.

Задачи курса:

 • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

• обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

• формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

• развивать познавательные потребности и способности, креативность,

• развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);

• формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

• формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

4.Зачем реализуется  ВД «Час развития»?

Ожидаемый результат:

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

опыт публичного выступления

 

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Общеучебные организационные умения

Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.

Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

Общеучебные  умения поиска сведений

Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).

Творческие общеучебные умения

Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.

Менеджерские умения и навыки

Умение проектировать процесс (изделие).

Умение планировать деятельность, время, ресурсы.

Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.

Навыки анализа собственной деятельности.

Коммуникативные умения

Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы.

Умение вести дискуссию.

Умение отстаивать свою точку зрения.

Умение находить компромисс.

Навыки интервьюирования, устного опроса, презентационные умения и навыки.

Навыки монологической речи.

Умение уверенно держать себя во время выступления.

Артистические умения.

Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.

Умение отвечать на незапланированные вопросы.

Практическая работа над проектами предполагает постоянное применение как знаний, полученных при работе над темой, так и знаний, полученных на уроках в классе.

Разнообразные действия при работе над проектами можно рассматривать как аналог деловой деятельности взрослых, как постоянный источник жизненных ситуаций, требующих применения имеющихся у школьника умений для их решения.

Планируемые результаты

УУД

 

Будут сформированы

Получит возможность для формирования

личностные

 

-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

 

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

метапредметные

познавательные

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-оперировать такими  понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов обучения  в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

 

регулятивные

 -принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку своей работы;

-различать способ и результат действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

 

коммуникативные

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения  в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

видеть проблемы;

ставить вопросы;

выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать;

наблюдать;

проводить эксперименты;

делать умозаключения и выводы;

структурировать материал;

готовить тексты собственных докладов;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

 

5.Какие формы и методы реализовались на занятиях?

            Благотворительные мероприятия  учащихся 

1 КЛАСС

2 КЛАСС

3 КЛАСС

4 КЛАСС

Акция

«Помоги собраться

в школу»

Акция

«Помоги собраться в школу»

Акция

«Помоги собраться в школу»

Акция «75 пирожков»

 ко дню пожилых

Показ сказки 

«Волк и семеро козлят»

детям  МДОУ «Салгал» центра социальной помощи

Акция «Подари тепло»

(варежки ко дню ребенка)

Акция «Заколки-бантики»

Показ сказки  «Цветик-семицветик»

детям  МДОУ «Салгал»,  ЦСП.

Акция «Подари тепло» (вязаные носки ко дню ребенка)

Акция «»

Показ сказки

«Как ёжик счастье искал»

детям  МДОУ «Салгал» центра социальной помощи

Показ сказки «Колобок» и акция «Поделись добротой»  ко дню ребенка

Праздник-конкурс

ко дню матери «Фестиваль цветов»

Праздник-конкурс: День бантика

«Мама,будь всегда со мною!»

Праздник-конкурс:

День счастья

«Мама и я-это большое счастье!»

Акция «Подари тепло»

(вязаные носки)

 

Акция «Весна год кормит»

 (для благоустройства  школы рассады цветов)

Акция «Весна год кормит»

 (для благоустройства  школы рассады цветов)

Акция «Весна год кормит»

 (100 штук петуньи)

На  разных  этапах    проектно -  исследовательской  деятельности     выступала  в  различных  ролевых  позициях:

проектировщик - проектировала   основные  вехи  проектно -  исследовательской  деятельности  обучающихся,  вплоть  до  ее  выполнения.

консультант - побуждала  к  самостоятельному  поиску  задач  и  их  решений.  Владеет  способами  задавать  вопросы  исследовательского  типа. При   этом  создает  атмосферу   безопасного  выражения  учениками  своего  мнения.

Координатор - помогала  отслеживать  движение  поиска,  связывая  или  противопоставляя  отдельные  высказывания,  а  также  выполняет  отдельные  функции,  например,  очередность  высказывания.

   На  других  этапах   исследования  и  проектирования,  где  обучающемуся  требуются  дополнительные  знания  или  умения,    работала  в  роли  Мастера,  помогающего  приобрести    недостающий    теоретический  или  практический  опыт.

Этапы работы

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность

учителя

Мотивационный этап

Постановка учебной задачи

Создание учебной ситуации на основе проблемы, интересного факта, значимых событий.

Уточняют информацию, обсуждают задание, формируют цель урока и результат

Направляет детей, организует учебную ситуацию, предлагает идею

Планирование

Анализ проблемы, определение источников информации, распределение ролей в команде

Формируют задачи, уточняют информацию

Помогает в анализе и синтезе, наблюдает

Информационно- аналитический этап

Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач.

Выполняют задания, вырабатывают план действий. Фиксируют результаты.

Наблюдает, консультирует, косвенно руководит деятельностью.

Выполнение

Выполнение проекта

Анализируют информацию, оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе)

Защита проекта

Коллективная защита проекта, оценка

Защищают проект.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта

Рефлексивный этап

Анализ выполнения проекта

Участвуют в самоанализе и самооценке проекта

Наблюдает, направляет процесс анализа, продумывает вопросы.

  1. Как реализовалась   программа  с 2016 года по 2020 год?

В ходе решения системы проектных задач у моих учащихся    формировались следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Программа предусматривала  достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

 (1-й класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Второй уровень результатов

 (2–3-й класс) и оформлении интересующей информации.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации

Третий уровень результатов

 (4-й класс)

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

 Ожидаемые результаты

 

Обучающийся будет знать:

 

Обучающийся будет уметь:

Способы проверки результатов освоения программы.

1 класс

• основы проведения исследовательской работы;

• что такое мини – проект и творческий проект;

• методы исследования: наблюдение, опыт;

• способы поиска необходимой для исследования информации;

• правила сотрудничества в процессе исследования;

• основные логические операции, их отличительные особенности;

• правила успешной презентации работы.

 

• определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;

• подбирать материал, необходимый для исследования;

• оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;

• сотрудничать в процессе проектной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать  помощь других участников процесса, адекватно выбирать и оценивать свою роль в коллективной работе.

•  выставки творческих работ учащихся;

•  мини – конференции по защите исследовательских проектов;

 

2-3 класс

•  основные особенности проведения исследовательской работы;

•  что такое информационный проект и практико– ориентированный проект;

•  методы исследования: эксперимент, интервьюирование;

•  правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов;

•  правила осуществления самоконтроля;

•  правила успешной презентации работы.

 

•  выбирать пути решения задачи исследования ;

•  классифицировать предметы, явления и события;

•  самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;

•  правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;

•  собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;

•  осуществлять сотрудничество со взрослыми;

•  презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;

•  выставки творческих работ учащихся;

•  мини – конференции по защите исследовательских проектов;

4 класс

• основные особенности проведения исследовательской работы;

• метод исследования: анкетирование, моделирование;

• основы работы с компьютером;

• что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих;

• способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в  работе;

•  самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;

•  правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;

•  собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;

•  пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой;

•  осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;

•  презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;

 

•  выставки творческих работ учащихся;

•  мини – конференции по защите исследовательских проектов.

Тематическое планирование.

Тематическое планирование для 1 класса

занятия

Тема

Кол.

часов

 

 

1-2

«Мой  класс и моя школа».

- экскурсия по школе

-оформление  странички о своём  классе

2

3

Учимся работать в паре. (знакомство с правилами)

1

4

Учимся работать в группе. (знакомство с правилами)

1

5

Коллективная игра-исследование

«Что у нас над головой». (работа в паре)

1

6

Коллективная игра-исследование

«Что у нас под ногами». (работа в группах)

1

7

Проблема. Обсуждение проблем в ходе коллективной игры- исследования.

1

8

Проблема. Решение проблемы.

1

9

Учимся задавать вопросы.

1

10

Зачем людям нужны словари и энциклопедии?

1

11

Как работать с информацией?

1

12

Что такое гипотеза?

1

13

Учимся формулировать гипотезу по заданной теме.

Работа в группах.

1

14

Как работать с информацией? Что такое цель?

1

15

Учимся ставить цель. Работа  в парах и группах.

1

16-17

«Цветы нашего дома».

(учимся ставить цель к проекту в парах и группах)

оформляем страничку о цветах. Подготовка к фестивалю цветов, посвященного дню матери

2

18

Что такое исследование?

1

19

Кто такие исследователи?

1

20

Виртуальная экскурсия по моей малой Родине.

1

21

Знакомимся и учимся ставить задачи проекта по определённой теме. Работа в группах.

1

22-23

Исследовательская работа  «Улицы моего села»

2

24

Мои помощники. Кто мне может помочь оформить проект?

1

25-26

Составление  фотоколлажа  «Моя семья» ко дню семьи.

2

27

Проект «Волк и семеро козлят» для конкурса «Здравствуй, здравствуй, сказка!»

1

28

«Скороговорки». Оформление страничек для составления газеты. Работа в группах.

1

29

 «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках». Работа в группах. Оформляем свою книжку.

1

30

«Составляем сборник загадок». Работа в парах. Оформление страничек.

1

31

 «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». Работа в группах. Оформляем страничку со своей клумбой.

1

32-33

«Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса. Работа в парах. Оформление странички, для составления летописи.

2

   

Тематическое планирование для 2 класса

Занятия

 

Тема

Кол.

часов

 

 

1

Вводное занятие. Вспоминаем и закрепляем пройденное в

1 классе.

1

2

Что такое проект?  Я – проектант.

1

3

Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями.

1

4

Знакомство с этапами работы над проектом.

1

5

Твое знакомство с понятием «актуальность». Актуальность темы проекта.

1

6

Сбор информации для проекта. Знакомство с изготовлением бантиков-заколок для акции «Подари добро».

1

7

Работа в группах. Подготовка к проекту «День бантиков», посвященный ко дню матери.

1

8

Презентация проекта. Коллективная деятельность оформление проекта.

1

9

Сбор и обработка информации. Работа в группах. Отбор значимой информации для проекта «Красная книга или возьмём под свою защиту»

1

10

Создание продукта проекта.  Красная книга  2 «а» класса.

1

11

Презентация проекта по группам.

1

12

Работа в парах. Сбор информации на тему: «Что такое улыбка?».

1

13

Обработка материала и оформление своей странички для семиминутного выступления.

1

14

Защита проекта «Что такое улыбка?» на муниципальной НПК «Человек среди людей».

1

16-17

Значимость компьютера в создании проектов. Презентация

2

18

Знакомство с программой для составления презентаций.

Microsoft Power Point. Учимся создавать слайды.

 

1

19

Учимся вставлять фотографии на слайды для проекта

«Мой любимый детский журнал». Работа в группах.

1

20

Учимся добавлять текст на слайды для проекта

«Мой любимый детский журнал». Работа в группах.

1

21

Совмещение текста выступления с показом презентации для проекта «Мой любимый детский журнал». Работа в группах.

1

22

Проект «Цветик-семицветик» для муниципального конкурса «Здравствуй, здравствуй, сказка!»

1

23

 Защита проекта «Цветик-семицветик»  в муниципальном конкурсе «Здравствуй, здравствуй, сказка!»

1

24

Учимся составлять и задавать вопросы для интервью. Проект «Профессии». Работа в группах.

1

25

Занятие – практикум. Учимся брать интервью о различных профессиях.

1

26

Работа в парах. Защищаем проект « Профессии».

1

27

Работа в группах. Сбор, обработка информации на тему:

« В словари за частями речи».

1

28

Обработка материала и оформление своей странички для семиминутного выступления по теме проекта: «В словари за частями речи».

1

29

Работа в группах. Сбор, обработка информации на тему: « Города России».

1

30

Обработка материала и оформление своей странички для семиминутного выступления по теме проекта: «Города России».

1

31

Работа в группах. Сбор, обработка информаци

1

32

Обработка материала и оформление своей странички для семиминутного выступления по теме проекта:«Мой любимый писатель сказочник». Для создания книжки.

1

33

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией защита проекта: «Мой любимый писатель сказочник». Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией.

1

Тематическое планирование для 3 класса

занятия

Тема

Кол.

часов

 

 

1

 Вспоминаем и закрепляем пройденное во втором  классе. Выбор темы для твоего проекта  или  твоего исследования. Проблема. Гипотеза.

1

2

Этапы работы над  проектом. Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации и подготовка творческой работы, посвящённой благородному служению человека людям. «Давайте подумаем о счастье ». Работа в группах.

1

3

Обработка материала и оформление своей странички для семиминутного выступления по теме проекта- обозрения:«Давайте подумаем о счастье ».

1

4

 Защита исследовательской работы    «Давайте подумаем о счастье» на муниципальной НПК «Человек среди людей»

1

5

Работа в группе. Проект- творчество. «Математические сказки».

1

6

 Проект- творчество. «Семья слов». Рисование своего «дерева» с однокоренными словами.

1

7-8

Что такое анкетирование? Требования к составлению анкет для проекта. Учимся составлять анкету к проекту «Книга природы родного края».

2

9

Проект - обозрение. «Книга природы родного края». Работа в группах по направлениям, для защиты газеты.

1

10

 Проект «Пользуемся ли мы носовыми платками» для сумонной  НПК ко дню науки.

1

11

Проект-открытие. «Тайна  имени».

1

12-13

Проект «Как ежик счастье искал?» для муниципального конкурса «Здравствуй, здравствуй, сказка!»

2

14-15

 Защита проекта «Как ежик счастье искал?» в муниципальном конкурса «Здравствуй, здравствуй, сказка!»

2

5-6

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения

материала на постере.

2

7

Проект-открытие «Рис учится прыгать», «Повелитель воды» ко Дню науки Сбор и обработка информации.

1

8

Работа в группах. Составление вопросов для интервью.

1

9

Практическая работа в группах. Мы корреспонденты берём интервью. Обмениваемся информацией.

1

10-11

Практическая работа. Оформление  постера к проекту

 «Экономика родного края».

2

12-13

Защита постера «Экономика родного края» по группам.

2

14-15

Работа с программой Microsoft Power Point. Фигуры, диаграммы, анимации.

2

16-17

Знакомство с требованиями к компьютерной презентации.

2

18-19-20

Практическое занятие. Составление первой презентации по

заданному тексту.

3

     21-22

Работа с программой Microsoft Power Point. Проект-обозрение

 «Математические задачи-расчёты» по профессиям. Работа в группах.

2

23-24

Подготовка проектной документации к выступлению на

конкурсе. Обработка информации.

2

25-26-27

Работа в группах. Проект-исследование. «Имена прилагательные в загадках». Оформление и защита презентации.

3

28-29-30

Проект-полёт фантазии. «Праздник поэзии». Сбор и обработка информации. Составление сценария. Проведение праздника.

3

31-32-33

Проект-открытие. Создание собственного «Музея путешествий» из экспонатов, привезённых после коллективных и семейных путешествий. Презентация в любой форме по желанию.

3

34

Проект-уникальность. «Весна кормит год». Подготовка рассады цветов. Работа в группах.

1

Тематическое планирование для 4 класса

занятия

Тема

Кол.

Часов

 

 

1

Вспоминаем и закрепляем пройденное в третьем  классе.

1

 

2-3

Наблюдение и экспериментирование.  Наблюдение. Эксперименты с реальными объектами.

 

2

4-5

Изучаем методы исследования. Как провести эксперимент.

2

6-7

Проект – обозрение «Вторая жизнь книги Э.Фоняковой «Хлеб той зимы»» на муниципальную НПК «Я-исследователь»   

2

8-9

Проект «Репьюниты или красивые числа» ко Дню науки.  

2

10-11

Как оценивать идеи? Классификация тем исследований.

2

12-13

Особенности проведения теоретических исследований.

2

14-15

Особенности проведения эмпирических  исследований.

1

16-17-18

Проект   «Танк Т-34-самый лучший танк Великой Отечественной войны» на муниципальную НПК «Я-исследователь»  

3

19-20

 Защита проекта   «Танк Т-34-самый лучший танк Великой Отечественной войны» на муниципальную НПК «Я-исследователь»  

2

21-22-23

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

3

24-25-26

Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов

3

27-28-29

Проект-исследование « Сказка о войне» для  экологического форума  «Зеленая планета»

3

30-31-32

 Защита  проекта  «Сказка о войне» на муниципальном  экологическом форуме «Зеленая планета»

3

33-34

Составляем портфолио проектной деятельности.

2

  1. Как привлекались родители в проектно-исследовательской деятельности ?

Для  установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой  на проектно-исследовательскую деятельность  привлекались родители. Когда дети видят, что их родители участвуют в работе учителя, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям давалось понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них.  Хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям. Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию. Вместе с родителями устраивали совместные праздники и акции.  

IY. Как повлияла ВД «Час развития»  на формирование   проектно-исследовательской  деятельности младших школьников 

Какие  результаты достигнуты нами в течение 4х лет?

Дети научились

у них сформировались  действия

 ■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

опыт публичного выступления

 

 Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Итоги реализации программы   представлялись  через презентации проектов, участия  в конкурсах  исследовательских работ, посвященных ко Дню науки, «Здравствуй, здравствуй, сказка , научно-практических конференциях «ЮНИОР», «Я-исследователь», «Человек среди людей»,  экологическом форуме «Зеленая планета».

Созданные  условия  для успешного освоения учащимися основ проектно-исследовательской деятельности,  сформированные    умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания также эффективно повлияли на результаты олимпиады развивающего обучения. Мои ученики Кыргыс Кристина,  Дорбет Очур, Ондар Чинчи стали призерами и победителями муниципальной олимпиады развивающего обучения в течение 2х лет. И заслужили право участия в региональном этапе.

Достижения учащихся

класс

Название мероприятия

Форма работы

участник

результат

1

1 класс

2016-2017

Муниципальная

НПК  «ЮНИОР»

Исследовательская работа «Улицы моего села»

Бальчир Алина

3 место

Приказ

2

2 класс

2017-2018

Муниципальная

НПК «Человек среди людей»

«Что такое улыбка»

Ондар Чинчи

2 место

3

3 класс

2018-2019

Муниципальная

НПК «Человек среди людей»

«Давайте поговорим

 о счастье»  ко дню словарей

Туптенги Байлак

1 место

4

3 класс

2018-2019

Муниципальная

НПК «ЮНИОР»

«Задачи-расчёты» математическое направление

Кыргыс Кристина

сертификат

5

3 класс

2018-2019

Сумонная

НПК «Человек среди людей»

«Пользуемся ли мы носовыми платками?»

Монгуш Саглаш

2 место

6

4 класс

2019-2020

Муниципальный

Экологический форум

«Сказка   о войне»

10 учащихся

3 место

7

4 класс

2019-2020

Сумонный конкурс

 ко

Дню  науки

«Репьюниты»

математическое напарвление

Бальчир Алина

2 место

8

4 класс

2019-2020

Муниципальная

НПК  «Я-исследователь

Проект «Вторая жизнь книги Э. Фоняковой

«Хлеб той зимы»»

гуманитарное направление

Бальчир Алина

сертификат

9

4 класс

2019-2020

Муниципальная

 

НПК  «Я-исследователь»

Проект «Танк Т-34-лучший танк-Великой Отчечственной войны»

техническое направление

Дорбет Очур

3 место

Использованная  литература:

1. Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007 г.

2. Савенков А.И. «Я - исследователь» Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007 г.

3. Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г.

4. Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г.

5. Семёнова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся»//Начальная школа, 2006г. .№2.

6. Землянская Е.Н. «Учебные проекты младших школьников» // Начальная школа, 2005г. № 9.

7. Чиркова Е.Б. «Модель урока в режиме технологии проектного обучения» //Начальная

школа, 2003г. № 12.

8. Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения»  М.: Русская энциклопедия, 1998г.

9. Дубровина И.В. «Интересы как одно из условий развития способностей школьника» Москва: Академия, 1998г.

10. Леонтович А.В. «В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой  деятельности»  // “Завуч” 2001г. № 1

11. Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания»

// “Завуч” 2001г. № 1

12. Леонтович А.В. «Рекомендации по написанию исследовательских работ» // “Завуч” 2001г. № 1

13. Харчевникова Е.Г. «Овладение учителем школьными технологиями» // Начальная школа  2003г.  №2.

14.Семенова Н. А. «Исследовательская деятельность учащихся»// Начальная школа  2006г. №2.

15. Аркадьева А.В. «Исследовательская деятельность младших школьников» // Начальная школа плюс До и После. – 2005г.

16. Горячев А.В. «Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. – 2004г.

17. Программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность" (1 класс) Наталия Кружилина

18. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№2» муниципального образования «Ленинонорский муниципальный район» Республики ТатарстанРуководитель:Есипова Елена Валерьевна.

19.Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 1, 2, 3, 4класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем,доказываем, проектируем, создаём/

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл описание опыта1.23 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя по теме "Формирование учебной деятельности школьников и коррекция ее недостатков"

Задачи поставлены следующие: 1. Изучить точку зрения о личности великих педагогов-психологов. 2. Мои наблюдения за личностью и ее развитием. 3. Показать, что помагает добиваться цели при формировании ...

Формирование проектно-исследовательских умений младших школьников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Данная статья будет полезна педагогам, применяющим в работе метод проектной деятельности в начальной школе....

Обобщение опыта по внеурочной деятельности "Развитие творческих способностей средствами театральной деятельности"

Материал был использован в целях обмена опытом на семинаре учителей начальных классов...

Формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации фгос

С данным сообщением я выступила на МО учителей начальных классов. Я представила коллегам обобщенный опыт работы с учащимися 1 класса в течение учебного года....

Обобщение опыта «Развитие познавательных процессов и формирование структурных компонентов учебной деятельности младшего школьника через программу внеурочной деятельности «Шаги к успешности».»

          Для успешного обучения ребенка в школе, для обеспечения полноценного усвоения учебного материала необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по...