Диагностический инструментарий для изучения личностных УУД во 2 классе
методическая разработка (2 класс)
Диагностический инструментарий для изучения личностных УУД во 2 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Каким образом педагог может изучить индивидуальные особенности своих учеников? Предложите пакет диагностического инструментария для изучения индивидуальных особенностей школьников в одной из параллелей классов (выберите по своему усмотрению). Каким образом он может быть использован в образовательном процессе?».
Выполнил:
Голященкова Гульнара Равхатовна
учитель начальных классов
муниципального бюджетного
образовательного учреждения
«Средняя школа №21»
Пояснительная записка
Новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и основным критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом, т.е. УУД.
Универсальность учебных действий заключается в том, что они носят общеучебный (надпредметный, метапредметный) характер, обеспечивают целостность развития, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе любой деятельности учащихся, в том числе и внеурочной.
В составе основных видов УУД, соответствующих целям общего образования, можно выделить четыре блока:
- Личностный (смыслообразование, я знаю, я умею)
- Регулятивный (целеполагание,контроль,оценка)
- Познавательный (работа с учебными моделями, выполнение сравнения,анализа,синтеза,классификации)
- Коммуникативный(планирование,постановка вопросов,построение речевых высказываний)
Все виды УУД взаимосвязаны и взаимозависимы.
Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструмент. В своей работе я представляю пакет диагностического инструментария, который поможет отслеживать процесс формирования метапредметных УУД у обучающихся вторых классов. Полученная информация станет основанием для проектирования индивидуальной траектории развития ученика, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовательной деятельности ребенка.
Данный пакет диагностического инструментария соответствует всем общим положениям методологии диагностической работы в сфере образования (Акимова, Раевский, 1995).
Цель диагностического инструментария: изучение индивидуально-психологических особенностей ученика, направленное на создание оптимальных психолого-педагогических условий для общекультурного, личностного и познавательного развития личности обучающихся и их успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи:
- Обеспечить создание условий для диагностических образовательных процессов, в которых участвуют субъекты образования.
- Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его развития в процессе школьного обучения.
- Отработать механизмы сбора информации об уровне сформированности УУД.
- Выявлять и анализировать факторы, способствующие формированию УУД.
- Апробировать технологические карты и методики оценки уровня сформированности УУД.
- Сформировать банк методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся второго класса.
Пакет диагностического инструментария составлен на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе».
Основная часть
Диагностический инструментарий для изучения личностныхУУД.
- «Лесенка» (1- 4 класс).
Цель: выявление уровня развития самооценки.
Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.
- Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина)
Цель: - выявление сформированности внутренней позиции школьника; выявление мотивации учения
Форма: индивидуальная беседа с ребенком.
- Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю.Ксензовой)
Цель: определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса школьника.
Форма: индивидуальный опрос учителя
- Заданиена выявление уровня моральной децентрации (Ж.Пиаже)
Цель: выявление уровня моральной децентрациикак способности к координации (соотнесению) трех норм: справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на основе принципа конпенсации.
форма: индивидуальная беседа
- Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциальных и моральных норм по Э.Туриелю в модификации Е.А.Кургановой и О.А. Карабановой, 2004)
Цель: выявление степени дифференциации конвенциальных и моральных норм
Форма: фронтальное анкетирование
Диагностический инструментарий для изучения познавательных УУД.
- Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой)
Цель: выявление сформированности общего приема решения задач.
Форма: индивидуальная или групповая работа детей.
- Методика «Нахождение схем к задачам» (по А.М.Рябинкиной)
Цель: определение уменя ученика выделять тип задачи и способе решения.
Форма: фронтальный опрос или индивидуальная работа с детьми.
Диагностический инструментарий для изучениярегулятивных УУД.
- Проба на внимание (П.Я.Гальперин и С.Л.Кабыльницкая)
Цель:выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля
Форма: фронтальный письменный опрос
Диагностический инструментарий для изучениякоммуникативных УУД.
- Методика «Кто прав?» (методика Г.А.Цукерман и др.)
Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера)
Форма: индивидуальная беседа с ребенком
- Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор – строитель»)
Цель: выявление сформированности действий по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.
Форма: наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата.
Баллы всех диагностик вводятся в индивидуальный маршрут личностного развития ученика по каждому показателю. В программе EXSEL высчитывается средний балл по каждому критерию формирования УУД, а также подсчитывается средний балл по каждому ученику и классу, тем самым позволяет участникам образовательного процесса увидеть динамику развития (зоны ближайшего и актуального развития).
Индивидуальный маршрут обучающихся Класс ___________Учитель__________________ «3» - повышенный уровень /2,4-3/ «2» - возрастная норма /1,7-2,3/ «1» - критический уровень /1-1,6/ | ||||||||||||||
№ п/п | Ф.И.О. | Год рождения | УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ УУД | |||||||||||
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | Средний показатель сформированности УУД | ||||||||||
Саамооценка | Мотивация | Нравственно-этический | Средний балл | Контроль | Средний балл | Мышление | Средний балл | |||||||
н/г | к/г | н/г | к/г | |||||||||||
1. | ||||||||||||||
2. | ||||||||||||||
Качественный анализ результатов по индивидуальному среднему баллу показателей позволяет определить уровень личностного развития школьника, класса, параллели:
- от 2,4 - 3,0 баллов - высокий уровень
- от 1,7 - 2,3 баллов - средний уровень
- от 1 - 1,6 баллов - низкий уровень
Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся у ребенка.
Циклограмма мероприятий по проведению мониторинга сформированности личностных и метапредметных универсальных учебных действий у учащихся 2 класса.
№ | УУД | Характеристика УУД | Инструментарий | Сроки проведения |
1 | Личностные Самопознание и самоопределение | Самооценка |
Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю.Ксензовой) | 1 раз Октябрь 2 раз в год сентябрь- апрель |
Смыслообразование | Мотивация |
| 1 раз ноябрь | |
Нравственно-этическая ориентация | Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциальных и моральных норм по Э.Туриелю в модификации Е.А.Кургановой и О.А. Карабановой, 2004) | 1 раз февраль | ||
2 | Регулятивные УУД | Контроль | Проба на внимание (П.Я.Гальперин и С.Л.Кабыльницкая) | 2 раз в год февраль- апрель |
3 | Познавательные УУД | Логические действия | Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой) | 2 раз в год Январь апрель |
4 | Коммуникативные УУД | Коммуникативно-речевые действия | Методика «Кто прав?» (методика Г.А.Цукерман и др.) Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор – строитель») | 1 раз Апрель март |
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПЕДАГОГАМ ВТОРЫХ КЛАССОВ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
УУД | Уровни сформированности показателя у ученика. Рекомендации педагогам. | ||
высокий | средний | низкий | |
Самоопре деление | поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.
| проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке. | : консультация специалистов, поощрения за результат, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом. |
Смысло образование | Включить в учебный процесс мероприятия по формированию социальных навыков представления своих результатов | - организация учебного процесса на поиск решений, приводящих к открытию | консультация специалистов; - организация успеха в рамках учебной программы. |
Нравственно- этическая ориентаци | изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.)
| -построение работы, исключающей разрыв между знаниями, чувствами и практическими действиями, -закрепление нравственных норм в деятельностной форме. | - консультация специалистов, - стимулирование чувствительность к переживаниям других, - изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.) |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПЕДАГОГАМ ВТОРЫХ КЛАССОВ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД
УУД | Уровни сформированности показателя у ученика. Рекомендации педагогам. | ||
высокий | средний | низкий | |
Общеучебные универсальные действия | Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания | Побуждение к действию, стимулированиеРабота по алгоритму, или по точной инструкции учителя, или с помощью наводящих вопросов | Консультации специалистов Индивидуальный подход в обучении |
Логические учебные действия | Проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах. | Коррекционная работа по выявленным нарушениям | Консультации специалистов Коррекционная работа по выявленным нарушениям |
Постановка и решение проблем | Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания, участие в олимпиадах | Необходимы алгоритмы работы с источниками дополнительной информации и умения наблюдать и делать выводы. | Консультации специалистов Индивидуальный подход в обучении |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
УУД | Уровни сформированности показателя у ученика. Рекомендации педагогам. | ||
высокий | средний | низкий | |
Коммуникация как кооперация | поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке, положительное одобрение, поддержка активной позиции в диалоге. | поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке, важно положительное одобрение, выработка активной позиции в диалоге. | консультация специалистов, коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков, поощрения за минимальный результат, совместное выполнение задания с друзьями по классу. |
Коммуникация как интеракция | продолжает изучение правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение со стороны взрослого | изучение правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, положительное одобрение.
| Консультация специалистов, изучение речевого этикета и правил позитивного общения, поощрения за результат, совместное выполнение заданий с друзьями по классу. |
Коммуникация как интериоризация | поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ), учиться по алгоритму составлять небольшие сообщения, положительное одобрение со стороны взрослого. | поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке, учиться по алгоритму составлять небольшие сообщения, важно положительное одобрение, больше времени отводить на обратную связь | консультация специалистов, коррекционные занятия на развитие коммуникативных навыков, важно положительное одобрение, совместные задания с друзьями по классу, изучение правил активного слушания. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПЕДАГОГАМ вторых КЛАССОВ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ регулятивных УУД
УУД | Уровни сформированности показателя у ученика. Рекомендации педагогам. | ||
высокий | средний | низкий | |
целеполагание | поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания | - поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания; -необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия. Развитие понятийного мышления. | консультация специалистов, коррекционные занятия, пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия. |
контроль | консультация специалистов, коррекционные занятия, включить в урок упражнения, развивающие внимание. | включить в урок упражнения на развитие объема и концентрации внимания. | поддержка и развитие сформированного уровня контроля |
Оценка | консультация специалистов, создание ситуации успеха на уроках, инвидуальный подход | поддержка и развитие сформированного уровня оценки, создание ситуации успеха на уроках | поддержка и развитие сформированного уровня оценки, предлагать роль эксперта. |
Внедрение ФГОС второго поколения – новый этап в развитии общего начального образования. Это обязывает современного учителя быть более ответственным, инициативным, творческим, способным удовлетворить запросы каждого ребенка, помочь ему найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе. Поэтому, актуальны слова руководителя проекта по разработке образовательных стандартов второго поколения Александра Кондакова: «Стандарты второго поколения» невозможны без учителя «второго поколения».
Список источников
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. с изменениями 2019 г.
2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли:пособие для учителя/под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2014г.
____________________ Голященкова ГульнараРавхатовна
расшифровка подписи
«17» октября 2019 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/05/picture-156704-1667629821.jpg)
Диагностический инструментарий личностных умений
Важнейшим показателем эффективности функционирования «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является нравственное совершенствование ребенк...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/23/picture-568983-1422030641.jpg)
Диагностический инструментарий для изучения процесса развития УУД
Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструмент. Представляю пакет диагностического инструментария, который поможет отслеживать процесс формирования метапредметных ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/11/picture-721538-1586621985.jpg)
Система диагностического инструментария определения личностных результатов
Самоопределение обучающихсяНа уровне НОО:Методика «Кто я?» (М. Кун)Методика «Автопортрет-коллаж»Методика «Лесенка» (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур)Графическая методика &laq...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/31/picture-1132203-1553991943.jpg)
Диагностический инструментарий для оценки метапредметных и личностных результатов
Диагностический инструментарий для оценки метапредметных и личностных результатов...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/31/picture-1132203-1553991943.jpg)
Диагностический инструментарий оценки метапредметных и личностных результатов при выполнении комплексных работ в начальной школе
Файл содержит итоговые комплексные проверочные работы для 1,2,3.4 классов, позволяющие выявить уровень сформирвоанности УУД и личностных результатов обучения младших школьников. В работе приводится по...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/14/picture-812340-1607938244.jpg)
Диагностический инструментарий для отслеживания результативности обучения учащихся начальной школы по формированию личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определя...