Диагностический инструментарий для изучения процесса развития УУД
материал (1 класс)

Гнездилова Лариса Ивановна

Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструмент. Представляю пакет диагностического инструментария, который поможет отслеживать процесс формирования метапредметных УУД у обучающихся первых классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskiy_instrumentariy.docx205.2 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования задаёт качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих предметные, метапредметные, и личностные достижения ребенка. Одним из требований к современному педагогу является умение формировать и оценивать универсальные учебные действия.

Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструмент. В своей работе я представляю пакет диагностического инструментария, который поможет отслеживать процесс формирования метапредметных УУД у обучающихся первых классов. Полученная информация станет основанием для проектирования индивидуальной траектории развития ученика, для прогнозирования деятельности педагога и других специалистов, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовательной деятельности ребенка.

 Данный пакет диагностического инструментария соответствует всем общим положениям методологии диагностической работы в сфере образования (Акимова, Раевский, 1995).

          Цель диагностического инструментария: изучение индивидуально-психологических особенностей ученика, направленное на создание оптимальных психолого-педагогических условий для общекультурного, личностного и познавательного развития личности обучающихся и их успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи:

  1. Обеспечить создание условий для диагностических образовательных процессов, в которых участвуют субъекты образования.
  2. Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его развития в процессе школьного обучения.
  3. Отработать механизмы сбора информации об уровне сформированности УУД.
  4. Выявлять и анализировать факторы, способствующие формированию УУД.
  5. Апробировать технологические карты и методики оценки уровня сформированности УУД.
  6. Сформировать банк методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся первого класса.

Пакет диагностического инструментария составлен на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе».  

График проведения мониторинговых процедур

по оценке уровня  достижения метапредметных и личностных результатов

УУД

Критерии

Диагностический

материал

Методы

Перио

дичность проведения

Сроки проведе

ния

личностные

мотивация

Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина)

беседа

1

сентябрь

познавательные

Наглядно-образное мышление

МЭДИС

групповое тестирование (15 чел.)

1

сентябрь

личностные

тревож

ность

Проективная методика для диагностики школьной тревожности  А. М. Прихожан

Индивидуаль

ная диагностика

1

октябрь,

личностные

адаптация

Методика  Александровской  Э.М. для  изучения  процесса  адаптации.

бланк заполняется учителем, наблюдение

2

октябрь апрель

личностные

мотивация

Анкета для оценки уровня школьной мотивации

(Н. Лусканова).

фронтальное тестирование

1

ноябрь

познавательные

память

Изучение памяти «Заучивание 10 слов» Лурия

фронтальное тестирование

1

декабрь

коммуникатив

ные

умение сотрудни

чать

Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

фронтальное анкетирование

1

февраль

регулятивные

Внимание

Методика «Корректурная проба» (буквы/цифры, значки)

Фронтальное тестирование

1

декабрь

ЛИЧНОСТНЫЕ  УУД

Список методик

  1. Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н. Лусканова)

Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности

Форма: анкета, фронтальный опрос.

  1. Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина)

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника; выявление мотивации учения

Форма: индивидуальная беседа с ребенком.

  1. Адаптированный и модифицированный вариант методики Александровской Э.М. для изучения процесса адаптации.

Цель: методика предназначена для выявления эффективности учебной деятельности, успешности усвоения норм поведения и социальных контактов, эмоционального благополучия сформированных у младших школьников.

Форма: методика (заполняется учителем).

  1. Проективная методика для диагностики школьной тревожности

Цель: выявление тревожности как относительно устойчивого образования.

Форма (ситуация оценивания): индивидуальный А.М.Прихожан в 1980-1982 гг. на основании методики Amen E.W.Renison N. (1954) опрос.

  1. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой

Цель: выявить нравственные представления учеников.

Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование

  1. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой

Цель: выявить нравственные представления учеников.

Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  УУД

Список методик для мониторинга

  1. Методика «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурия

    Цель: позволяет оценить состояние кратковременной слуховой и зрительной памяти

   Форма проведения: письменный опрос.

  1. Методика экспресс – диагностики интеллектуальных способностей детей 6 – 7лет (МЭДИС).  Щебланова Е.И.,  Аверина  И.С.,  Задорина  Е.Н.

Цель: исследование интеллектуальных особенностей.

Форма проведения: индивидуально и в группах по 5 – 10  человек.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ  УУД

  1. Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант)

Цель: для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.

Форма: фронтальная письменная работа

КОММУНИКАТИВНЫЕ  УУД

  1. Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Данные баллы всех диагностик вводятся в индивидуальный маршрут личностного развития обучающегося по каждому показателю. В программе EXSEL высчитывается средний балл по каждому критерию формирования УУД, подсчитывается средний балл по каждому обучающемуся и классу, тем самым позволяет участникам образовательного процесса увидеть динамику развития (зоны ближайшего и актуального развития).

Качественный анализ результатов по индивидуальному среднему баллу показателей позволяет определить уровень личностного развития школьника, класса, параллели:

  1. от 2,4 - 3,0 баллов - высокий уровень
  2. от 1,7 - 2,3 баллов - средний уровень
  3. от 1 - 1,6 баллов - низкий уровень

Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка.

Всю работу можно представить поэтапно.

1 этап – поступление ребенка в школу.

 В рамках этого этапа предполагается:

  1. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников.
  2. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей.
  3. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.

II этап – (1 класс) первичная адаптация детей к школе.

В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:

  1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.
  2. Проведение индивидуальных консультаций педагога по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу.
  3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявление в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.
  4. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Такая работа проводится, как правило, психологом, воспитателями, педагогами во внеурочное время. В школе проводится развивающая система занятий психолога в период адаптации «Час общения». Цель курса: создание социально-психологических условий в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.
  5. Основной формой ее проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Психолог также содействует формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации.

Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее:

  1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.
  2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.
  3. Просвещение и консультирование педагога по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации.
  4. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.
  5. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы.

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПЕДАГОГАМ ПЕРВЫХ КЛАССОВ

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УУД

УУД

Нормативный

Показатель УУД

Уровни сформированности показателя у ученика. Рекомендации педагогам.

высокий

средний

низкий

Смыслообразование

Мотивация

способствовать развитию высокой учебной мотивации и уровня притязаний.

способствовать формированию мотивации достижения и успеха.

консультация специалистов; включение ребенка в активную деятельность на основе использования его интересов.

Нравственно-

этическая

ориентаци

Дифференциация конвенциональных и моральных норм. Решение моральной дилеммы на основе децентрации. Оценка действий с точки зрения нарушения/соблюдения

закрепить сформированные моральные нормы через совместную деятельность со сверстниками.

формирование основ толерантности; развитие эмпатии; расширить представления о моральных нормах

формирование основ толерантности; развитие эмпатии; расширить представления о моральных нормах

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПЕДАГОГАМ ПЕРВЫХ КЛАССОВ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД

УУД

Нормативные показатели УУД

Уровни сформированности показателя у ученика. Рекомендации педагогам.

высокий

средний

низкий

Общеучебные универсальные действия

Ориентация в учебнике. Умение отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике Подробный пересказ.

дифференцированный подход; проектно-исследовательская деятельность; задания повышенной сложности.

побуждение к действию; стимулирование высказывания с помощью наводящих вопросов учителя.

консультации специалистов; индивидуальный подход в обучении.

Логические учебные действия

Сравнение предметов, объектов: умение находить общее и различие; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

составление сообщений, где необходим анализ текстов, на предмет нахождения существенных признаков предметов, и объектов.

коррекционная работа по выявленным нарушениям.

консультации специалистов; коррекционная работа по выявленным нарушениям.

Постановка и решения проблем

Ориентация в учебнике: определение умений, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

дифференцированный подход; проектно-исследовательская деятельность.

побуждение к действию; использование заданий проблемно-поискового характера.

консультации специалистов; индивидуальный подход в обучении.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

УУД

Показатели УУД

Уровни сформированности показателя у ученика. Рекомендации педагогам.

высокий

средний

низкий

Коммуникация как кооперация

Умения отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; участвовать в диалоге на уроке и внеурочное время; работать  в паре.

поддержка и развитие коммуникативных навыков; использование групповых заданий на уроке; положительное одобрение со стороны взрослого.

поддержка и развитие коммуникативных навыков, использование групповых заданий на уроке; важно положительное одобрение со стороны взрослого.

- консультация специалистов; поощрения за минимальный результат; групповые задания с друзьями по классу.

Коммуникация как интеракция

Соблюдение простейших норм речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Понимание речевого обращения другого человека.

обеспечить изучение правил речевого этикета; использование групповых заданий на уроке; положительное одобрение со стороны взрослого.

обеспечить изучение правил речевого этикета; использование групповых заданий на уроке; положительное одобрение со стороны взрослого.

консультация специалистов; поощрения за минимальный результат; групповые задания с друзьями по классу

Коммуникация как интериоризация

Умение слушать и понимать речь других.

- поддержка и развитие коммуникативных навыков; использование групповых заданий на уроке; положительное одобрение со стороны взрослого.

поддержка и развитие коммуникативных навыков; использование групповых заданий на уроке; важно положительное одобрение; больше времени отводить на обратную связь.

консультация специалистов; поощрения за результат; совместное выполнение задания с друзьями по классу; развитие активного слушания.

Список источников

Закон "Об образовании в Российской Федерации"

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373 с изменениями.

А.Г.Асмолов Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс диагностического материала по изучению развития уровня внимания младшего школьного возраста

комплекс методик по развитию и коррекции внимания младших школьников...

Диагностический инструментарий личностных умений

Важнейшим показателем эффективности функционирования  «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»  является нравственное  совершенствование ребенк...

Диагностический инструментарий по развитию письменной речи обучающихся.

Диагностический инструментарий по развитию письменной речи обучающихся....

Параметры мониторинга и диагностический инструментарий по программе «Конструирование как способ развития мыслительной деятельности дошкольников».

Параметры мониторинга и диагностический инструментарий по программе «Конструирование как способ развития мыслительной деятельности дошкольников»....

Диагностический инструментарий для изучения личностных УУД во 2 классе

Диагностический инструментарий для изучения личностных УУД во 2 классе...

Диагностический инструментарий изучения одаренности детей младшего дошкольного и младшего школьного возраста

Содержание:1.Опросник для выявления (экспертной оценки) одаренных детей А. А. Лосевой.2.Методика оценки общей одаренности (разработана Савенковым А.И.).3.Методика «Карта одаренности»,...

Диагностический инструментарий изучения одаренности у детей младшего дошкольного возраста

Диагностический инструментарий изучения одаренности у детей младшего дошкольного возраста...