Главные вкладки

    Параметры мониторинга и диагностический инструментарий по программе «Конструирование как способ развития мыслительной деятельности дошкольников».
    методическая разработка на тему

    Попова Людмила Владимировна

    Параметры мониторинга и диагностический инструментарий

    по программе «Конструирование как способ развития мыслительной деятельности дошкольников».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №62»

    Параметры мониторинга и диагностический инструментарий

    по программе «Конструирование как способ развития мыслительной деятельности дошкольников».

    Воспитатель: Л.В. Попова


    Параметры мониторинга и диагностический инструментарий рассчитаны на детей в возрасте 3-4 лет.

    Мониторинг проводится 2 раза в год с целью выявления эффективности и корректировки программы обучения легоконструированию.

    Критерии оценки параметров:

    Низкий уровень – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает.

    Средний уровень – ребенок с помощью взрослого выполняет лишь некоторые параметры оценки.

    Высокий уровень – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки.

    Уровень выше высокого – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно


    Ф.И. ребенка

    Параметры

    Умение анализировать простейшие постройки, различать и называть величину деталей (большая, маленькая, длинная — короткая, высокая — низкая, узкая — широкая, такая же как)

    Умение строить элементарные предметные конструкции по своему замыслу (мебель, горки, грузовые машины, дома (3-4 варианта каждого вида)

    Использова-ние технических навыков  при сооружении постройки (накладыва-ние, приставление, прикладыва-ние).

    Умение изменять постройки двумя способами, заменяя детали другими или надстраивая их в высоту, длину (высокая - низкая, узкая - широкая)

    Умение конструиро-вать  по образцу

    Умение дополнять постройку  в соответствии со схемой

    Умение обозначать в речи пространственное расположение детали (вверху, внизу, с боку )

    Умение работать по схеме (располо-жить детали в нужной последова-тельности)

    Гулемин Егор

    Дудкина Кристина

    Клоков Тимофей

    Козлова Полина

    Листопад Диана

    Малькова Даша

    Савина Яна

    Сотчихина Полина

    Торопов Никита

    Фаттахова Даша

    Федосеева Милена

    Фёдоров Виктор

    Фигурина Даша

    Фомина Лиза

    Черноскутов Максим

    Черепанов Данил

    Черных Маша

    Яковлев Кирилл

    Итого:

    Параметр №1. Умение анализировать простейшие постройки, различать и называть величину деталей.

    Подготовка исследования. Подобрать 4 бруска одинакового цвета; 3 бруска отличаются длиной грани на 2 см,  4-й брусок равен любому из них.

    Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком.

    Задание (вариант 1): Перед ребенком кладут 3 разных по величине бруска, показывают брусок, равный по величине одному из них, просят найти такой же брусок среди лежащих на столе. Предлагают проверить правильность выполнения задания. Ребенку предлагают определить и назвать величину каждого бруска.

    вариант 2: Бруски заменяют на кубики. Инструкция остается та же, что и 1 варианте.

    Параметр №2. Умение строить элементарные предметные конструкции по своему замыслу.

    Подготовка исследования. Подготовить набор строительных материалов для конструирования (детали разной формы, цвета и величины). 

    Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. 

    Задание: Ребенку предлагается что-либо построить или сконструировать по своему выбору. После выполнения задания ему предлагают рассказать, что он построил или сконструировал, а затем поиграть с этим предметом.

    Обработка данных. Процесс детского конструирования анализируются на основе наблюдения по схеме:

    1. Наличие элементов планирования (рассматривает конструктивный материал, формирует замысел в речи или сразу приступает к работе);
    2. Устойчивость замысла (меняется ли по ходу конструирования, по какой причине, какие интересные детали вносит в конструкцию);
    3. Содержание конструкции (какой предмет построен);
    4. Передача формы и пропорций предмета (точная, искаженная во второстепенных деталях, неправильная);
    5. Самостоятельность в процессе конструирования (просит ли взрослого помочь и на каком этапе деятельности, выполняет самостоятельно);
    6. Отношение к процессу и результату конструирования (проявляет интерес, безразличен, конструирует без желания);
    7. Оригинальность (насколько часто встречаются похожие конструкции у детей данного возраста, а также уровень сложности конструкции);
    8. Отражение в речи компонентов конструирования (цели, мотивы, действия и пр.), характеристик постройки ("большой дом", "красивый мост"), оценок своей деятельности и ее результата;
    9. использование конструкции в последующей игровой деятельности (как обыгрывает конструкцию, с помощью чего развивает сюжет: игрушки, звукоподражания, выполнения роли и пр.).

    Параметр №3. Использование технических навыков при сооружении постройки.

    Подготовка исследования. Подготовить набор строительных материалов для конструирования (детали разной формы, цвета и величины). 

    Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. 

    Задание: Ребенку предлагается что-либо построить или сконструировать по своему выбору. После выполнения задания ему предлагают рассказать, что он построил или сконструировал.

    Обработка данных. Процесс детского конструирования анализируются на основе наблюдения. Воспитатель отмечает, какие технические навыки использовал ребенок во время конструирования.

    Параметр №4. Умение изменять постройки двумя способами, заменяя детали другими или надстраивая их в высоту, длину

    Подготовка исследования. Подготовить набор лего блоков для конструирования (детали разной формы, цвета и величины), 2 готовых постройки «башня».

    Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. 

    Задание: Ребенку предлагается изменить 1 башню так, чтобы она стала высокая (или низкая), а 2 башню так, чтобы она широкая (или узкая).

    Параметр №5. Умение конструировать  по образцу.

    Подготовка исследования. Подготовить набор лего блоков для конструирования (детали разной формы, цвета и величины), постройку «домик» из лего блоков.

    Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. 

    Задание: Ребенку предлагают построить такой же домик.

    Параметр №6. Умение дополнять постройку  в соответствии со схемой.

    Подготовка исследования. Подготовить незавершенную постройку «башня» из лего блоков и схему этой башни (в готовом варианте), несколько блоков лего (детали завершения постройки + лишние детали).

    Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. 

    Задание: Ребенку предлагают посмотреть на схему и на недостроенную башню, определить чего не хватает, дополнить постройку в соответствии со схемой.

    Параметр №7. Умение обозначать в речи пространственное расположение детали.

    Подготовка исследования. Подготовить постройку «домик» из лего блоков.

    Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. 

    Задание: Ребенку предлагают посмотреть на постройку, определить и назвать где находится крыша у дома, фундамент, окна относительно двери.

    Параметр №8. Умение работать по схеме.

    Подготовка исследования. Подготовить набор лего блоков для конструирования (берутся только те детали, которые есть на схеме), схему башни.

    Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. 

    Задание: Ребенку предлагают рассмотреть схему и построить башню такую, как на схеме. Анализируется расположение деталей, их цвет и размер.

    Список использованной литературы

    1. Диагностика педагогического процесса во второй младшей группе (с 3 до 4 лет) дошкольной образовательной ситуации.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 16с.
    2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС; Москва; 2003
    3. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 192с.
    4. Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста: методические рекомендации /авт.-сост. И.В. Анянова, С.М. Андреева, Л.И. Мизанова; Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» нижнетагильский филиал.- Нижний Тагил: ГАОУ ДПО СО «ИРО» ТНФ.- Нижний Тагил, 2015. – 168с.



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №62»

    Параметры мониторинга и диагностический инструментарий

    по программе «Конструирование как способ развития мыслительной деятельности дошкольников»

    2-ой год обучения

    Воспитатель: Л.В. Попова


    Параметры мониторинга и диагностический инструментарий рассчитаны на детей в возрасте 4-5 лет.

    Мониторинг проводится 2 раза в год с целью выявления эффективности и корректировки программы обучения по лего - конструированию.

    Критерии оценки параметров:

    Низкий уровень – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает.

    Средний уровень – ребенок с помощью взрослого выполняет лишь некоторые параметры оценки.

    Высокий уровень – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки.

    Уровень выше высокого – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно


    Ф.И. ребенка

    Параметры

    Умение анализировать постройки, различать и называть величину деталей (большая, маленькая, длинная — короткая, высокая — низкая, узкая — широкая, такая же как)

    Умение строить предметные конструкции по своему замыслу

    Использова-ние технических навыков  при сооружении постройки (накладыва-ние, приставление, прикладыва-ние).

    Умение преобразовывать постройки в соответствии с заданием взрослого

    Умение конструиро-вать  по образцу

    Умение дополнять постройку  в соответствии со схемой (плоскостное конструирование)

    Умение обозначать в речи пространственное расположение детали (вверху, внизу, с боку )

    Умение работать по схеме (располо-жить детали в нужной последова-тельности)

    Гулемин Егор

    Дудкина Кристина

    Клоков Тимофей

    Листопад Диана

    Малькова Даша

    Окулова София

    Савина Яна

    Саенко Мария

    Сотчихина Полина

    Торопов Никита

    Фаттахова Даша

    Федосеева Милена

    Фёдоров Виктор

    Фигурина Даша

    Фомина Лиза

    Черноскутов Максим

    Черепанов Данил

    Черных Маша

    Итого:

    Параметр №1. Умение анализировать постройки, различать и называть величину деталей.

    Подготовка исследования. Башня, заранее построенная педагогом из лего-конструктора, набор идентичных деталей в коробке.

    Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком.

    Задание : Педагог предлагает посмотреть ребенку на башню и определить из каких деталей она построена. ответить на вопросы:

    - Какие детали в основании башни?

    -Какие в середине?

    - Из каких деталей верх? 

    Обработка данных: Воспитатель фиксирует ответы ребенка. Предлагает найти какие же детали в коробке

    Параметр №2. Умение строить предметные конструкции по своему замыслу.

    Подготовка исследования. Подготовить набор деталей лего-конструктора (детали разной формы, цвета и величины). 

    Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. 

    Задание: Ребенку предлагается что-либо построить или сконструировать по своему выбору. После выполнения задания ему предлагают рассказать, что он построил или сконструировал, а затем поиграть с этим предметом.

    Обработка данных. Процесс детского конструирования анализируются на основе наблюдения по схеме:

    1. Наличие элементов планирования (рассматривает конструктивный материал, формирует замысел в речи или сразу приступает к работе);
    2. Устойчивость замысла (меняется ли по ходу конструирования, по какой причине, какие интересные детали вносит в конструкцию);
    3. Содержание конструкции (какой предмет построен);
    4. Передача формы и пропорций предмета (точная, искаженная во второстепенных деталях, неправильная);
    5. Самостоятельность в процессе конструирования (просит ли взрослого помочь и на каком этапе деятельности, выполняет самостоятельно);
    6. Отношение к процессу и результату конструирования (проявляет интерес, безразличен, конструирует без желания);
    7. Оригинальность (насколько часто встречаются похожие конструкции у детей данного возраста, а также уровень сложности конструкции);
    8. Отражение в речи компонентов конструирования (цели, мотивы, действия и пр.), характеристик постройки ("большой дом", "красивый мост"), оценок своей деятельности и ее результата;
    9. использование конструкции в последующей игровой деятельности (как обыгрывает конструкцию, с помощью чего развивает сюжет: игрушки, звукоподражания, выполнения роли и пр.).

    Параметр №3. Использование технических навыков при сооружении постройки.

    Подготовка исследования. Подготовить набор деталей лего конструктора (детали разной формы, цвета и величины). 

    Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. 

    Задание: Ребенку предлагается что-либо построить или сконструировать по своему выбору. После выполнения задания ему предлагают рассказать, что он построил или сконструировал.

    Обработка данных. Процесс детского конструирования анализируются на основе наблюдения. Воспитатель отмечает, какие технические навыки использовал ребенок во время конструирования.

    Параметр №4. Умение преобразовывать постройки в соответствии с заданием взрослого

    Подготовка исследования. Подготовить набор лего блоков для конструирования (детали разной формы, цвета и величины),  готовая постройки «ворота».

    Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. 

    Задание: Ребенку предлагается изменить ворота так, чтобы они превратились в красивую арку.

    Параметр №5. Умение конструировать  по образцу.

    Подготовка исследования. Подготовить набор лего блоков для конструирования (детали разной формы, цвета и величины), постройку «кораблик» из лего блоков.

    Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. 

    Задание: Ребенку предлагают построить такой же кораблик.

    Параметр №6. Умение дополнять постройку  в соответствии со схемой (плоскостное конструирование) .

    Подготовка исследования. Подготовить незавершенную постройку «бабочка» из лего блоков и схему этой бабочки (в готовом варианте), несколько блоков лего (детали завершения постройки + лишние детали).

    Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. 

    Задание: Ребенку предлагают посмотреть на схему и на недостроенную бабочку, определить чего не хватает, дополнить постройку в соответствии со схемой.

    Параметр №7. Умение обозначать в речи пространственное расположение детали.

    Подготовка исследования. Подготовить постройку «домик» из лего блоков.

    Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. 

    Задание: Ребенку предлагают посмотреть на постройку, определить и назвать где находится крыша у дома, фундамент, окна относительно двери.

    Параметр №8. Умение работать по схеме.

    Подготовка исследования. Подготовить набор лего блоков для конструирования (берутся не только те детали, которые есть на схеме, но лишние), схему змейки.

    Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с каждым ребенком. 

    Задание: Ребенку предлагают рассмотреть схему и построить змейку такую, как на схеме. Анализируется расположение деталей, их цвет и размер.

    Список использованной литературы

    1. Диагностика педагогического процесса в средней группе (с 4 до 5 лет) дошкольной образовательной ситуации.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 16с.
    2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС; Москва; 2003
    3. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 192с.
    4. Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста: методические рекомендации /авт.-сост. И.В. Анянова, С.М. Андреева, Л.И. Мизанова; Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» нижнетагильский филиал.- Нижний Тагил: ГАОУ ДПО СО «ИРО» ТНФ.- Нижний Тагил, 2015. – 168с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    « Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»

    Государственное бюджетное общеобразовательное  школа №54     Доклад по теме:« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельно...

    «Конструирование как способ развития мыслительной деятельности дошкольников» (детское объединение «Легоша» )

    План работы детского объединения "Легоша". Приоритетное направление - конструктивная деятельность...

    ПРИЁМ « ИНТРИГА» КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ

    Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя организовать урок, выбрать те методы и приёмы, которые способствовали бы успешности обучения....

    Lego - конструирование как способ развития технического творчества младших школьников

    На уроке используются технологии конструирования и программирования на основе конструктора ПервоРобот LEGO WeDO. Конструктор ПервоРобот помогает изучать в игровой форме математику, окружающий мир...

    программа развития мыслительной деятельности младшего школьника

    Программа развития мыслительной деятельности младших школьниковТема: развитие мыслительной деятельности для детей младшего школьного возраста.Цель программы: организация деятельности младших школ...

    Выступление на РМО по теме: « Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»

    Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни....