«Конструирование как способ развития мыслительной деятельности дошкольников» (детское объединение «Легоша» )
методическая разработка на тему

Попова Людмила Владимировна

План работы детского объединения "Легоша". Приоритетное направление - конструктивная деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №62»

«Конструирование как способ

развития мыслительной деятельности дошкольников»

(детское объединение «Легоша» )

                                                                                                                        воспитатель: Попова Л.В.

Каменск-Уральский, 2015

 «Детство - важнейший период человеческой жизни,

не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,

 самобытная, неповторимая жизнь.         И от того, как прошло

 детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что

вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – 

от  этого в решающей степени зависит, каким человеком

станет сегодняшний малыш»

                                                                        В.А.Сухомлинский

        Актуальность

Каким должен стать выпускник  детского сада, прописано в ФГОС. Даны четкие целевые ориентиры.  И способность к конструированию занимает в них не последнее место. Это связано с тем, что в настоящее время в нашей стране существует острая нехватка квалифицированных инженерных кадров.

Конструирование – это универсальный способ развития мыслительной деятельности дошкольников. В процессе манипулирования с деталями  конструктора Лего у малышей формируются умения анализировать, сравнивать, классифицировать.  Данный вид деятельности позволяет развивать детскую инициативу, фантазию, стремление достичь результата.

Цель:        Создание условий для развития мыслительной деятельности дошкольников через легоконструирование.

Задачи:

  1. Изучить и обобщить педагогический опыт по развитию мыслительной деятельности через конструирование.
  2. Познакомиться с технологией легоконструирования.
  3. Анализ материальной базы для обучения детей конструированию.
  4. Разработать и внедрить систему мероприятий по формированию мыслительной деятельности у дошкольников используя легоконструирование как ведущий способ.
  5. Формировать материальную базу для реализации данного вида деятельности.
  6. Подобрать соответствующий диагностический материал.

Задачи по отношению к детям:

  1. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество.
  2. Формировать умение анализировать, сравнивать и классифицировать по нескольким признакам (цвет, размер, форма)
  3. обучать конструированию по образцу, заданной схеме, по замыслу
  4. Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности

Задачи по отношению к родителям:

  1. Привлечение родителей к участию в реализации данного вида деятельности.

Сроки реализации: с августа 2015г. по май 2016г.

Участники: Воспитатель, воспитанники 2 младшей группы №1, их родители.

Описание предметно – развивающего пространства:

 – Групповое помещение 2 младшей группы №1 «Василек».

 - Оборудование для конструирования:

  • конструкторы «Кроха» (аналог Лего Дупло),
  • конструктор Лего Classiс(1 набор 790 деталей).

Предполагаемый результат:

-Развитие материальной базы (приобретение еще 1 набора конструктора Лего Classiс )

-Создание диагностического инструментария по выявлению уровня сформированности мыслительной деятельности

-Создание картотеки схем для легоконструирования.

Предполагаемый результат по отношению к ребенку:

-Ребенок эмоционально вовлечен в процесс конструирования, проявляет настойчивость в достижении результата

-Ребенок стремится проявлять самостоятельность и инициативу в процессе конструирования

-Ребенок знает название деталей конструктора и отличает их друг от друга

-Ребенок активно подражает действиям педагога в процессе конструирования

-Проявляет интерес к действиям сверстников и подражает им в процессе конструирования

-Появляются навыки вертикального и объемного конструирования

-У ребенка формируется наглядно-действенное мышление

-Ребенок учится анализировать, сравнивать и классифицировать по нескольким признакам (цвет, размер, форма)

ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Дата проведения

Тема (содержание занятия)

Цель

Оборудование

Планируемый результат

1

Сентябрь

Знакомство с конструктором «Кроха»  (спонтанное коллективное конструирование)

Познакомить детей с конструктором и особенностями крепления деталей (тип крепления деталей Lego)

Наборы конструктора в достаточном количестве

Дети знакомы  с конструктором и особенностями крепления деталей (тип крепления деталей Lego)

2

Спонтанная индивидуальная игра-конструирование или знакомство продолжается

Более полно познакомить детей с элементами конструктора, обращая внимание на цвет, форму, размер деталей. Формирование детской инициативы в процессе конструирования

Наборы конструктора в достаточном количестве

Дети  обращают внимание процессе конструирования  на цвет, форму, размер деталей.  Проявляют  инициативу в процессе конструирования. Проявляет интерес к действиям сверстников

3

Детали, детали, вы, спать не устали? (индивидуальная игра-конструирование)

Учить  детей выбирать из общей массы нужные для постройки элементы  конструктора, обращая внимание на цвет, форму, размер деталей. Выявление трудностей у детей во время конструирования.

Наборы конструктора в достаточном количестве

Дети знают название деталей конструктора и отличают их друг от друга,  выбирают из общей массы нужные для постройки элементы  конструктора, обращая внимание на цвет, форму, размер деталей.

4

Путешествие по стране конструкторов. Исследователи цвета

Продолжать знакомство детей с конструктором «Кроха», его деталями, цветом элементов. Активизация речи, расширение словаря. Развитие эмоциональной сферы.

Наборы конструктора в достаточном количестве, коробка с деталями конструктора, засыпанными манкой, контурные изображения деталей.

Продолжают знакомство с  конструктором, его деталями, цветом элементов. Проявляют активность в процессе конструирования

5

Октябрь

Путешествие по стране конструкторов. Исследователи кирпичиков.

Продолжать знакомить детей с элементами конструктора, формой деталей, способом крепления. Выработка умения слушать инструкцию воспитателя. Развитие графических навыков.

Детали конструктора, карандаши или фломастеры, листы бумаги, волшебный мешочек

Продолжают знакомство с  элементами конструктора, формой деталей, способом крепления. Учатся  слушать инструкцию воспитателя. Совершенствуют  графических навыков.

6

Путешествие по стране конструкторов. Исследователи формочек.

Продолжать знакомить детей с элементами конструктора (детали-формочки), способом крепления. Вырабатывать навык ориентации в деталях, их классификации, умении слушать инструкцию

Детали-формочки конструктора, контурные изображения деталей-формочек, карандаши

Продолжают знакомство  с элементами конструктора (детали-формочки), способом крепления. Учатся  ориентироваться  в деталях, их классификации

7

Послушай и сделай (игровое упражнение)

Вырабатывать навык ориентации в деталях, умении слушать и выполнять словесную инструкцию воспитателя

Наборы конструктора в достаточном количестве

Учатся  ориентироваться  в деталях, слушать и выполнять словесную инструкцию воспитателя

8

Высокая башня (строительство по образцу)

Познакомить детей с конструктивными особенностями башен. Формировать  понятие устойчивости и прочности башни. Отработка навыков крепления деталей.

Наборы конструктора в достаточном количестве

Узнают конструктивные особенности башен. Узнают   понятие устойчивости и прочности башни. Отрабатывают умение  крепить  деталей.

9

Заколдованная башня (строительство по схеме)

Знакомство со схематичным изображением башни. Учить детей читать схему и отбирать необходимые детали для постройки

Наборы конструктора в достаточном количестве, схема башни.

Получают представление о схематичном изображении башни. Учатся читать схему и отбирать необходимые детали для постройки

10

Ноябрь

Знакомство с конструктором «Лего Classic»  (спонтанное коллективное конструирование)

Познакомить детей с конструктором и особенностями крепления деталей (тип крепления деталей Lego)

Наборы конструктора в достаточном количестве

Дети познакомились  с конструктором и особенностями крепления деталей (тип крепления деталей Lego).  Проявляют интерес к действиям сверстников и подражают им в процессе конструирования

11

Волшебные кирпичики

«Пирамидка»

Продолжать знакомить детей с элементами конструктора, формой деталей, способом крепления. Вырабатывать навыки классификации деталей, умение слушать инструкцию воспитателя.

Кирпичики разных размеров из набора, платок

Продолжают  знакомство  с элементами конструктора, формой деталей, способом крепления. Знают название деталей конструктора и отличают их друг от друга. Вырабатывают навыки классификации деталей

12

Волшебные формочки

Продолжать знакомить детей с элементами конструктора (детали-формочки), способом крепления. Вырабатывать навык ориентации в деталях, их классификации, умении слушать инструкцию

Детали-формочки конструктора, 2 вертушки на одной разные цвета, на другой детали разной формы

Продолжают знакомство  с элементами конструктора (детали-формочки), способом крепления. Вырабатывают навык ориентации в деталях, их классификации, умении слушать инструкцию

13

Стая уточек (строительство по образцу)

Познакомить детей с особенностями конструирования животных. Отработка навыков крепления деталей.

Количество наборов деталей  Лего по количеству детей, рисунок утки

Узнают особенности конструирования животных. Отрабатывают навыки  крепления деталей. Ребенок эмоционально вовлечен в процесс конструирования, проявляет настойчивость в достижении результата

14

Декабрь

Собачка (конструирование по схеме)

Знакомство со схематичным изображением собачки. Учить детей читать схему и располагать детали согласно ей

Схема собачки, комплекты деталей Лего для каждого ребенка

Знакомятся со схематичным изображением собачки. Учатся  читать схему и располагать детали согласно ей

15

Красивый забор

Познакомить детей с конструктивными особенностями забора. Формировать  понятие устойчивости и прочности конструкции. Отработка навыков крепления деталей.

Наборы конструктора Лего в достаточном количестве

Узнают о конструктивных особенностями забора,  о понятии  устойчивости и прочности конструкции. Отрабатывают навыки крепления деталей. Ребенок эмоционально вовлечен в процесс конструирования, проявляет настойчивость в достижении результата

16

Ворота для зайчика (конструирование по теме)

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, выбирать необходимый материал. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Наборы конструктора «Кроха» в достаточном количестве

Учатся  заранее обдумывать содержание будущей постройки, выбирать необходимый материал. Проявляют  творческую инициативу и самостоятельность в процессе конструирования

17

Домики для гномика (конструирование по образцу)

Формировать умение классифицировать детали по цвету. Отрабатывать навыки крепления деталей. Умение слушать словесную инструкцию воспитателя

Наборы конструктора «Кроха» в достаточном количестве

Учатся отбирать детали  по цвету и форме. Отрабатывают  навыки крепления деталей.  

18

Елочки (конструирование по схеме)

Знакомство со схематичным изображением елочки. Учить детей читать схему и отбирать необходимые детали для постройки

Наборы конструктора Лего в достаточном количестве

Получают представление о схематичном изображении елочки. Учатся  читать схему и отбирать необходимые детали для постройки.

19

Январь

Выставка детских работ «Волшебная страна» (закрепление материала)

Выявить уровень сформированности первоначальных конструкторских навыков: умение отбирать нужные для постройки детали и  скреплять их (конструкция крепкая и устойчивая), умение читать схему и располагать детали согласно схемы.

Наборы конструктора в достаточном количестве

Проявляют  первоначальные  конструкторские  навыки: умение отбирать нужные для постройки детали и  скреплять их (конструкция крепкая и устойчивая), умение читать схему и располагать детали согласно схемы. Ребенок эмоционально вовлечен в процесс конструирования, проявляет настойчивость в достижении результата

20

Лошадка (конструирование по схеме)

Знакомство со схематичным изображением лошадки. Учить детей читать схему и располагать детали согласно ей

Схема лошадки, комплекты деталей для каждого ребенка

Знакомятся  со схематичным изображением лошадки. Учатся читать схему и располагать детали согласно ей

21

Веселые змейки

Учить детей классифицировать детали по цвету и размеру, отбирать необходимые детали для постройки

Детали конструктора в достаточном количестве

Учатся  классифицировать детали по цвету и размеру, отбирать необходимые детали для постройки. Проявляют инициативу и самостоятельность в процессе конструирования

22

Февраль

Что получилось? (свободное конструирование)

Развитие детской инициативы и фантазии. Отработка навыков крепления деталей.

Детали конструктора в достаточном количестве

Развивают  инициативу и фантазию. Отрабатывают навыки  крепления деталей.

23

Мебель для комнаты (конструирование по схеме)

Познакомить детей со схематичным изображением мебели (диван, кровать). Учить читать схему и отбирать необходимые детали для постройки

Схемы  кровати, дивана, детали конструктора Лего в достаточном количестве

Получают представление о схематичном изображении мебели (диван, кровать). Учатся  читать схему и отбирать необходимые детали для постройки

24

Мебель для кухни (конструирование по схеме)

Познакомить детей со схематичным изображением мебели (стол, стул, табурет). Учить читать схему и отбирать необходимые детали для постройки

Схемы стула,  стола, табурета, детали конструктора Лего в достаточном количестве

Получают представление о схематичном изображении мебели (стол, стул, табурет). Учатся  читать схему и отбирать необходимые детали для постройки

25

Через речку лег, пробежать помог (конструирование мостика  по образцу)

Познакомить детей со схематичным изображением мостика. Учить точно  соединять детали.

Схема мостика, детали конструктора лего  в достаточном количестве

Получают представление о  схематичном изображении мостика. Учатся  точно  соединять детали.

26

Март

Волшебные рыбки (конструирование по схеме с помощью воспитателя)

Познакомить детей со схематичным изображением рыбки. Учить читать схему и отбирать необходимые детали для постройки

Схема рыбки, детали конструктора в достаточном количестве

Получают представление о схематичном изображении рыбки. Учатся читать схему и отбирать необходимые детали для постройки

27

Машина с прицепом (конструирование по теме)

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, выбирать необходимый материал. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Наборы конструктора «Кроха» в достаточном количестве

Учатся  заранее обдумывать содержание будущей постройки, выбирать необходимый материал. Проявляют  творческую инициативу и самостоятельность

28

Кораблик (конструирование по образцу)

Учить детей строить кораблик по образцу. Отбирать необходимые детали для постройки

Детали конструктора Лего в достаточном количестве

Учатся строить кораблик по образцу. Отбирают необходимые детали для постройки

29

Самолет (конструирование по схеме)

Познакомить детей со схематичным изображением самолета. Учить читать схему и отбирать необходимые детали для постройки.

Детали конструктора Лего в достаточном количестве

Получают представление о схематичном изображении самолета. Учатся  читать схему и отбирать необходимые детали для постройки.

30

Цветок (вертикальное  конструирование по схеме)

Познакомить детей со схематичным изображением цветка. Учить читать схему и отбирать необходимые детали для постройки.

Детали конструктора в достаточном количестве

Знакомятся  со схематичным изображением цветка. Учатся  читать схему и отбирать необходимые детали для постройки.

31

Апрель

Ракета (Конструирование по теме)

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, отбирать необходимый материал. Развитие детской инициативы и самостоятельности.

Детали конструктора Лего в достаточном количестве.

Учатся заранее обдумывать содержание будущей постройки, отбирать необходимый материал. Проявляют  инициативу  и самостоятельность в процессе конструирования.

32

Цветочек ( конструирование по схеме)

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, отбирать необходимый материал. Развитие детской инициативы и самостоятельности.

Детали конструктора Лего в достаточном количестве. Схемы сборки цветов

Закрепляют полученные навыки. Учатся  заранее обдумывать содержание будущей постройки, отбирать необходимый материал. проявляют  инициативу и самостоятельность.

33

Забавные игрушки (конструирование по теме)

Учить детей конструировать по заданной теме, выбирать необходимые детали для постройки

Детали конструктора в достаточном количестве

Учатся конструировать по заданной теме, выбирать необходимые детали для постройки

34

Грибочек (конструирование по образцу)

Закреплять полученные навыки. Учить видеть в готовом изделии части, отбирать необходимый материал.

Детали конструктора Лего в достаточном количестве.

Закрепляют полученные навыки. Учатся видеть в готовом изделии части, отбирать необходимый материал.

35

Май

Зайчик (конструирование по образцу)

Учить детей конструировать зайчика, акцентируя внимание на деталях и способах их крепления

Детали конструктора в достаточном количестве

Учатся  конструировать зайчика, акцентируя внимание на деталях и способах их крепления

36

Веселый птички (конструирование по теме)

Развитие детской инициативы, самостоятельности в выборе деталей для постройки . Развитие фантазии и мелкой моторики

Детали конструктора в достаточном количестве

Проявляют  инициативу, самостоятельность в выборе деталей для постройки . Развивают фантазию и мелкой моторики

37

Свободное конструирование

(итоговое мероприятие)

Развитие детской инициативы. Формирование умения анализировать, выбирать необходимые для постройки детали, умение читать схему и располагать детали согласно схеме.

Детали конструктора Лего и «Кроха» в достаточном количестве

 Развивают  умение анализировать, выбирать необходимые для постройки детали, умение читать схему и располагать детали согласно схеме.

38

Юные конструкторы

Оформление выставки творческих работ детей

Ранее изготовленные детьми модели из разных видов

 конструктора

Оформление выставки творческих работ детей

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Сроки проведения

Мероприятие

1.

Август 2015

«Конструирование, как универсальный метод  достижения целевых ориентиров  ФГОС» - тема выступления на родительском собрании, посвященном новому учебному году.

2.

Сентябрь 2015

Привлечение родителей к формированию материальной базы для занятий конструированием в группе

3.

Октябрь 2015

Анкетирование родителей «Конструирование в семье» (выявление трудностей в организации конструирования в домашних условиях)

4.

Ноябрь  2015

Папка-передвижка «Конструирование – это весело»

5.

Январь 2016

Выставка семейного творчества «Рождественские мастерилки» (конструирование из различных видов конструктора)

6.

Март 2016

Индивидуальные консультации по организации конструирования в домашних условиях

7.

Май 2016

«Конструирование как способ развития мыслительной деятельности дошкольников. Результаты диагностики» - тема выступления на итоговом родительском собрании

 

ПЛАН РАБОТЫ С КОЛЛЕГАМИ

Сроки проведения

Мероприятие

1.

Декабрь 2015г.

Внедрение легоконструирования в образовательный процесс доу

2.

Декабрь 2015г.

Модель совершенствования среды, способствующей интеллектуальному развитию детей по средствам легоконструирования

3.

Апрель 2016г.

Стажерская площадка

4.

Май 2016г.

Открытое занятие по развитию детской инициативы и самостоятельности процессе легоконструирования

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ

  1. Парамонова Л.А.  Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: - издательский дом «Академия», 2002 г. – 192 с.
  2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего. М.: гуманитарный издательский центр «Владос», 2003г. – 53 с.
  3. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2008
  4. Токарев А. А. Образовательная программа «Мир Лего» / А. А. Токарев // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 408-409.
  5. Электронный каталог Lego education 2015г.
  6. http//lego.dacta.com
  7. Курс лекций Парамоновой Л.А. «Детское конструирование». Электронная версия журнала  «Дошкольное образование». dob.1september.ruarticles/2008/17/21



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №62»

«Конструирование как способ

развития мыслительной деятельности дошкольников»

(детское объединение «Легоша» )

                                                                                                                        воспитатель: Попова Л.В.

Каменск-Уральский, 2016

 «Детство - важнейший период человеческой жизни,

не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,

 самобытная, неповторимая жизнь.         И от того, как прошло

 детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что

вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – 

от  этого в решающей степени зависит, каким человеком

станет сегодняшний малыш»

                                                                        В.А.Сухомлинский

        Актуальность

Каким должен стать выпускник  детского сада, прописано в ФГОС. Даны четкие целевые ориентиры.  И способность к конструированию занимает в них не последнее место. Это связано с тем, что в настоящее время в нашей стране существует острая нехватка квалифицированных инженерных кадров.

Конструирование – это универсальный способ развития мыслительной деятельности дошкольников. В процессе манипулирования с деталями  конструктора Лего у малышей формируются умения анализировать, сравнивать, классифицировать.  Данный вид деятельности позволяет развивать детскую инициативу, фантазию, стремление достичь результата.

Особенность построения учебного материала второго года обучения: все занятия  объединены общей темой и являются этапами реализации проекта "Мой город"

Цель:        Создание условий для развития мыслительной деятельности дошкольников через легоконструирование.

Задачи:

  1. Изучить и обобщить педагогический опыт по развитию мыслительной деятельности через конструирование.
  2. Разработать и внедрить систему мероприятий по формированию мыслительной деятельности у дошкольников используя легоконструирование как ведущий способ.
  3. Формировать материальную базу для реализации данного вида деятельности.
  4. Подобрать соответствующий диагностический материал.

Задачи по отношению к детям:

  1. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество.
  2. Формировать умение анализировать, сравнивать и классифицировать, выделяя сразу 2 признака (цвет и размер, размер и форма, цвет и форма)
  3. Продолжать учить детей конструированию по образцу, заданной схеме, по замыслу
  4. Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

5.    Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности

Задачи по отношению к родителям:

  1. Привлечение родителей к участию в реализации данного вида деятельности.

Сроки реализации: с сентября 2016г. по май 2017г.

Участники: Воспитатель, воспитанники средней №1, их родители.

Описание предметно – развивающего пространства:

 – Групповое помещение средней группы №1 «Василек».

 - Оборудование для конструирования:

  • конструкторы «Кроха» (аналог Лего Дупло),
  • конструктор Лего Classiс(2 набора 1700 деталей),
  • тематические наборы "Ферма", "Трактор", "Строитель", "Военная техника" (аналоги Лего).

Предполагаемый результат:

-Разработка диагностического инструментария по выявлению уровня сформированности мыслительной деятельности у детей 5 года жизни

-Пополнение картотеки схем для легоконструирования.

Предполагаемый результат по отношению к ребенку:

-Ребенок эмоционально вовлечен в процесс конструирования, проявляет настойчивость в достижении результата

-Ребенок стремится проявлять самостоятельность и инициативу в процессе конструирования

-Ребенок знает название деталей конструктора и отличает их друг от друга

-Ребенок активно подражает действиям педагога в процессе конструирования

-Проявляет интерес к действиям сверстников и подражает им в процессе конструирования

-Появляются навыки вертикального и объемного конструирования

-У ребенка формируется наглядно-действенное мышление

-Ребенок учится анализировать, сравнивать и классифицировать сразу по 2 признакам (цвет и размер, размер и  форма, форма и цвет)

ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Дата проведения

Тема (содержание занятия)

Цель

Оборудование

Планируемый результат

1

Сентябрь

История Лего. Кубики Лего.  (свободное лего - конструирование)

Познакомить детей с историей создания конструктора и особенностями крепления деталей (тип крепления деталей Lego)

Наборы деталей конструктора в достаточном количестве, видеофрагмент "История Лего"

Дети узнали об истории создания конструктора Лего. Узнали особенности крепления деталей (тип крепления деталей Lego)

2

Классификация кубиков Лего и  их группировка.

Более полно познакомить детей с элементами конструктора, обращая внимание на цвет, форму, размер деталей. Формирование детской инициативы в процессе конструирования

Наборы конструктора в достаточном количестве

Дети  обращают внимание процессе конструирования  на цвет, форму, размер деталей.  Проявляют  инициативу в процессе конструирования. Проявляет интерес к действиям сверстников

3

Конструктивные особенности создания модели человека (индивидуальная игра-конструирование)

Учить  детей выбирать из общей массы нужные для постройки элементы  конструктора, обращая внимание на цвет, форму, размер деталей. Выявление трудностей у детей во время конструирования.

Наборы конструктора в достаточном количестве

Дети знают название деталей конструктора и отличают их друг от друга,  выбирают из общей массы нужные для постройки элементы  конструктора, обращая внимание на цвет, форму, размер деталей. Знакомы с конструктивными особенностями создания модели человека

4

Во саду, ли в огороде (конструирование на плоскости)

Продолжать знакомство детей с деталями конструктора  «Лего», способом конструирования на плоскости. Активизация речи, расширение словаря. Развитие эмоциональной сферы.

Наборы конструктора в достаточном количестве, коробка со схемами овощей и фруктов, загадки про овощи и фрукты.

Продолжают знакомство с  конструктором,  способом конструирования на плоскости. Проявляют активность в процессе конструирования

5

Октябрь

Мой любимый детский сад

Продолжать знакомить детей с элементами конструктора, способом их крепления. Выработка умения слушать инструкцию воспитателя. Формировать умение планировать  свою деятельность.

Детали конструктора в достаточном количестве

Продолжают знакомство с  элементами конструктора, способом крепления. Учатся  слушать инструкцию воспитателя.  Учатся планировать свою деятельность.

6

Мой любимый детский сад: участок для прогулки

Продолжать знакомить детей с элементами конструктора (детали-формочки), способом крепления. Вырабатывать навык ориентации в деталях, умении слушать инструкцию

Детали-формочки конструктора для оформления детского сада

Продолжают знакомство  с элементами конструктора (детали-формочки), способом крепления. Учатся  ориентироваться  в деталях,  понимать словесную инструкцию воспитателя

7

Послушай и сделай (игровое упражнение)

Вырабатывать навык ориентации в деталях, умении слушать и выполнять словесную инструкцию воспитателя

Наборы конструктора в достаточном количестве

Учатся  ориентироваться  в деталях, слушать и выполнять словесную инструкцию воспитателя

8

Мой дом

(строительство по замыслу)

Познакомить детей с конструктивными особенностями многоэтажного дома. Формировать  представление о замкнутости пространства. Отработка навыков крепления деталей.

Наборы конструктора в достаточном количестве

Узнают конструктивные особенности многоэтажного дома. Получают представление о замкнутости пространства. Отрабатывают умение  крепить  деталей.

9

Мебель для квартиры (конструирование по схеме)

Знакомство со схематичным изображением мебели. Учить детей читать схему и отбирать необходимые детали для постройки

Наборы конструктора в достаточном количестве, схема мебели (стул, стол, кресло, кровать).

Получают представление о схематичном изображении мебели. Учатся читать схему и отбирать необходимые детали для постройки

10

Ноябрь

Городской транспорт: грузовик  (конструирование по образцу)

Познакомить детей с конструктивными  особенностями грузовика

Наборы конструктора в достаточном количестве

Дети познакомились  с конструктивными особенностями грузовика .  Проявляют интерес к действиям воспитателя и подражают ему в процессе конструирования

11

Городской транспорт: автобус (конструирование по рисунку)

Продолжать знакомить детей с городским транспортом и его конструктивными особенностями. Вырабатывать навыки конструирования по рисунку, умение слушать инструкцию воспитателя.

Наборы конструктора в достаточном количестве

Продолжают  знакомство  с городским транспортом, знают его конструктивные особенности. Вырабатывают навыки конструирования по рисунку

12

Городской транспорт: легковой автомобиль (конструирование по замыслу)

Продолжать знакомить детей с городским транспортом и его конструктивными особенностями. Вырабатывать навык ориентации в деталях, их классификации, умении слушать инструкцию

Наборы конструктора в достаточном количестве

Продолжают  знакомство  с городским транспортом, знают его конструктивные особенности. Вырабатывают навыки конструирования по замыслу, умение слушать инструкцию

13

Безопасность на улице: светофор (конструирование по схеме)

Познакомить детей с особенностями конструирования светофора. Отработка навыков крепления деталей.

Количество наборов деталей  Лего по количеству детей, схема светофора

Узнают особенности конструирования светофора. Отрабатывают навыки  крепления деталей. Ребенок эмоционально вовлечен в процесс конструирования, проявляет настойчивость в достижении результата

14

Декабрь

Воздушный транспорт: полицейский вертолет (конструирование по схеме)

Знакомство со схематичным изображением вертолета. Учить детей читать схему и располагать детали согласно ей

Схема вертолета, комплекты деталей Лего для работ в паре

Знакомятся со схематичным изображением вертолета. Учатся  читать схему и располагать детали согласно ей

15

Воздушный транспорт: самолет (конструирование по замыслу)

Познакомить детей с конструктивными особенностями самолета. Формировать  понятие устойчивости и прочности конструкции. Отработка навыков крепления деталей.

Наборы конструктора Лего в достаточном количестве

Узнают о конструктивных особенностями самолета,  о понятии  устойчивости и прочности конструкции. Отрабатывают навыки крепления деталей. Ребенок эмоционально вовлечен в процесс конструирования, проявляет настойчивость в достижении результата

16

Снежный городок (конструирование по теме)

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, выбирать необходимый материал. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Наборы конструктора в достаточном количестве

Учатся  заранее обдумывать содержание будущей постройки, выбирать необходимый материал. Проявляют  творческую инициативу и самостоятельность в процессе конструирования

17

Сани для деда Мороза (конструирование по образцу)

Формировать умение классифицировать детали по цвету. Отрабатывать навыки крепления деталей. Умение слушать словесную инструкцию воспитателя

Наборы конструктора в достаточном количестве для конструирования в парах

Учатся отбирать детали  по цвету и форме. Отрабатывают  навыки крепления деталей.  

18

Елочки-красавицы (конструирование по схеме)

Знакомство со схематичным изображением елочки. Учить детей читать схему и отбирать необходимые детали для постройки, дополнять постройку деталями

Наборы конструктора Лего в достаточном количестве, схема новогодней  елочки

Получают представление о схематичном изображении елочки. Учатся  читать схему и отбирать необходимые детали для постройки, дополнять постройку.

19

Январь

Выставка детских работ «В гостях у сказки» (закрепление материала)

Выявить уровень сформированности первоначальных конструкторских навыков: умение отбирать нужные для постройки детали и  скреплять их (конструкция крепкая и устойчивая), умение читать схему и располагать детали согласно схемы.

Наборы конструктора в достаточном количестве

Проявляют  первоначальные  конструкторские  навыки: умение отбирать нужные для постройки детали и  скреплять их (конструкция крепкая и устойчивая), умение читать схему и располагать детали согласно схемы. Ребенок эмоционально вовлечен в процесс конструирования, проявляет настойчивость в достижении результата

20

Домашние животные: кошка (конструирование по схеме)

Знакомство со схематичным изображением кошки. Учить детей читать схему и располагать детали согласно ей

Схема кошки, комплекты деталей для каждого ребенка

Знакомятся  со схематичным изображением кошки. Учатся читать схему и располагать детали согласно ей

21

Домашние животные: собака (конструирование по теме)

Учить детей классифицировать детали по цвету и размеру, отбирать необходимые детали для постройки

Детали конструктора в достаточном количестве

Учатся  классифицировать детали по цвету и размеру, отбирать необходимые детали для постройки. Проявляют инициативу и самостоятельность в процессе конструирования

22

Февраль

Домашние животные: аквариумные рыбки (конструирование по теме)

Развитие детской инициативы и фантазии. Отработка навыков крепления деталей.

Детали конструктора в достаточном количестве

Развивают  инициативу и фантазию. Отрабатывают навыки  крепления деталей.

23

Домашние животные: попугай (конструирование по схеме)

Познакомить детей со схематичным изображением попугая. Учить читать схему и отбирать необходимые детали для постройки

Схема попугая,  детали конструктора Лего в достаточном количестве

Получают представление о схематичном изображении попугая. Учатся  читать схему и отбирать необходимые детали для постройки

24

Воинская часть: казарма (конструирование по замыслу)

Развитие детской инициативы и фантазии. Отработка навыков крепления деталей

Детали конструктора в достаточном количестве

Развивают  инициативу и фантазию. Отрабатывают навыки  крепления деталей.

25

Воинская часть: боевая техника (конструирование по схеме)

Познакомить детей со схематичным изображением боевой техники. Учить точно  соединять детали.

Тематические наборы военной техники

Получают представление о  схематичном изображении боевой техники. Учатся  точно  соединять детали, следовать инструкции

26

Март

Мосты и их назначение (конструирование по образцу)

Познакомить детей со схематичным изображением моста для пешеходов, автомобилей. Учить точно  соединять детали. Формировать понятие устойчивости конструкции

Схема моста, детали конструктора лего  в достаточном количестве

Получают представление о  схематичном изображении моста. Учатся  точно  соединять детали. Получают представление об устойчивости конструкции

27

Высокая гора (конструирование по теме)

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, выбирать необходимый материал. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Формировать понятие устойчивости конструкции

Наборы конструктора в достаточном количестве

Учатся  заранее обдумывать содержание будущей постройки, выбирать необходимый материал. Проявляют  творческую инициативу и самостоятельность. Получают представление об устойчивости конструкции

28

Лодочка (конструирование по образцу)

Учить детей строить лодочку по образцу. Отбирать необходимые детали для постройки. Учить работать в парах

Детали конструктора Лего в достаточном количестве

Учатся строить лодочку по образцу. Отбирают необходимые детали для постройки. Учатся работать в парах

29

Кораблик  (конструирование по схеме)

Познакомить детей со схематичным изображением самолета. Учить читать схему и отбирать необходимые детали для постройки.

Детали конструктора Лего в достаточном количестве

Получают представление о схематичном изображении самолета. Учатся  читать схему и отбирать необходимые детали для постройки.

30

Цветок (вертикальное  конструирование по схеме)

Познакомить детей со схематичным изображением цветка. Учить читать схему и отбирать необходимые детали для постройки.

Детали конструктора в достаточном количестве

Знакомятся  со схематичным изображением цветка. Учатся  читать схему и отбирать необходимые детали для постройки.

31

Апрель

Космический корабль (Конструирование по теме)

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, отбирать необходимый материал. Развитие детской инициативы и самостоятельности.

Детали конструктора Лего в достаточном количестве.

Учатся заранее обдумывать содержание будущей постройки, отбирать необходимый материал. Проявляют  инициативу  и самостоятельность в процессе конструирования.

32

Симметричность лего - моделей: сделай для бабочки крылышко (конструирование на плоскости)

Закреплять полученные навыки. Дать понятие симметрии в конструировании. Учить дополнять постройку , отбирать необходимый материал.

Детали конструктора Лего в достаточном количестве.

Закрепляют полученные навыки. Знакомятся с понятием симметрии в конструировании, учатся  отбирать необходимый материал.

33

Симметричность лего - моделей: стрекоза (конструирование на плоскости)

Закреплять полученные навыки. Дать понятие симметрии в конструировании. Учить дополнять постройку , отбирать необходимый материал.

Детали конструктора Лего в достаточном количестве.

Закрепляют полученные навыки. Знакомятся с понятием симметрии в конструировании, учатся  отбирать необходимый материал.

34

Симметричность лего - моделей: грибочек (конструирование  на плоскости)

Закреплять полученные навыки. Дать понятие симметрии в конструировании. Учить дополнять постройку , отбирать необходимый материал.

Детали конструктора Лего в достаточном количестве.

Закрепляют полученные навыки. Знакомятся с понятием симметрии в конструировании, учатся  отбирать необходимый материал.

35

Май

Цветочная клумба (конструирование по теме)

Учить детей конструировать клумбу с цветами, акцентируя внимание на деталях и способах их крепления

Детали конструктора в достаточном количестве

Учатся  конструировать клумбу с цветами, акцентируя внимание на деталях и способах их крепления

36

Веселые птички (конструирование по теме)

Развитие детской инициативы, самостоятельности в выборе деталей для постройки . Развитие фантазии и мелкой моторики

Детали конструктора в достаточном количестве

Проявляют  инициативу, самостоятельность в выборе деталей для постройки . Развивают фантазию и мелкой моторики

37

Мой город (свободное конструирование)

Развитие детской инициативы. Формирование умения анализировать, выбирать необходимые для постройки детали, умение читать схему и располагать детали согласно схеме.

Детали конструктора Лего в достаточном количестве

 Развивают  умение анализировать, выбирать необходимые для постройки детали, умение читать схему и располагать детали согласно схеме.

38

Выставка "Юные конструкторы"

Оформление выставки творческих работ детей

Ранее изготовленные детьми модели из разных видов

 конструктора

Оформление выставки творческих работ детей

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Сроки проведения

Мероприятие

1.

Сентябрь 2016

«Особенности развития конструктивных навыков детей 5 года жизни» - тема выступления на родительском собрании, посвященном новому учебному году.

2.

Октябрь 2016

Привлечение родителей к формированию материальной базы для занятий конструированием в группе

3.

Ноябрь 2016

Консультация для родителей "Как организовать процесс конструирования в домашних условиях"

4.

Декабрь  2016

Папка-передвижка «Проект "Мой любимый город»

5.

Январь 2017

Выставка семейного творчества «Рождественские мастерилки» (конструирование из различных видов конструктора)

6.

Февраль 2017

Анкетирование родителей "Выявление степени удовлетворенности организацией процесса лего-конструирования в детском саду"

7.

Март  2017

Буклет "Лего-конструирование и первые механизмы"

8.

Май 2017

«Конструирование как способ развития мыслительной деятельности дошкольников. Результаты диагностики» - тема выступления на итоговом родительском собрании

 

ПЛАН РАБОТЫ С КОЛЛЕГАМИ

Сроки проведения

Мероприятие

1.

Сентябрь 2016г.

Презентация проекта по лего-конструированию на 2016-2017 учебный год

2.

Декабрь 2016г.

Стажерская площадка

3.

Май 2016г.

"Лего-конструирование как способ развития мыслительной деятельности дошкольников " отчет о проделанной работе за год

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ

  1. Парамонова Л.А.  Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: - издательский дом «Академия», 2002 г. – 192 с.
  2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего. М.: гуманитарный издательский центр «Владос», 2003г. – 53 с.
  3. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2008
  4. Мельникова О.В. Лего-конструирование. 5-10 лет. Программа, занятия. 32 конструкторские модели. Презентации в электронном приложении/ О.В. Мельникова.- Волгоград: Учитель.-51с.
  5. Токарев А. А. Образовательная программа «Мир Лего» / А. А. Токарев // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 408-409.
  6. Электронный каталог Lego education 2015г.
  7. http//lego.dacta.com
  8. Курс лекций Парамоновой Л.А. «Детское конструирование». Электронная версия журнала  «Дошкольное образование». dob.1september.ruarticles/2008/17/21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План деятельности детского объединения "Светофорчики"

В условиях все более интенсивного дорожного движения увеличивается число дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, основными причинами которых является недисциплинированность уч...

Календарно -тематическое планирование деятельности детского объединения "Светофорчики"

Наряду с основным курсом обучения учащихся правилам дорожного движения в образовательных учреждениях (на тематических классных часах и уроках окружающего мира) большое значение имеет деятельно...

Из опыта работы педагога дополнительного образования Черкасовой И.В. "Развитие проектного мышления у детей младшего школьного возраста на занятиях детского объединения "Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования"

Из опыта работы педагога дополнительного образования муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Районная станция юных техников» Грачевского муниципального ...

Параметры мониторинга и диагностический инструментарий по программе «Конструирование как способ развития мыслительной деятельности дошкольников».

Параметры мониторинга и диагностический инструментарий по программе «Конструирование как способ развития мыслительной деятельности дошкольников»....

Конспект родительского собрания в младшей группе на тему: « Экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду и дома».

заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность раскрыть ее  значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления...

Конспект родительского собрания в старшей группе «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду и дома, как метод экологического воспитания дошкольников.»

Повысить уровень знаний родителей о экспериментально – исследовательской деятельности в детском саду и в домашних условиях, как средства развития познавательной.        ...

Выступление на методическом объединении на тему: "Коррекционно-развивающая программа по развитию мыслительной деятельности у учащихся с ЗПР и НОДА"

В презентации представлены разнообразные виды заданий по развитию мыслительных операций у учащихся с 1-4 класс....