ПРИЁМ « ИНТРИГА» КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ
статья

Свищева Инна Алексеевна

Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя организовать урок, выбрать те методы и приёмы, которые способствовали бы успешности обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЁМ « ИНТРИГА»  КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ

Целью  образования сегодня является формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность.  Одной из задач образования является повышение уровня мотивации к учебному труду.

Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя организовать урок, выбрать те методы и приёмы, которые способствовали бы успешности обучения. Для меня, как и для многих учителей, очень актуален  девиз урока « Учиться с увлечением». На успешность обучения ребёнка оказывают влияние, прежде всего,  его заинтересованность  в изучении предмета, его любознательность.

Как заинтересовать ребят изучаемым предметом? Как сделать урок увлекательным? Задача учителя найти те инструменты, которые бы раскрыли у его учеников интерес к предмету. Использовать те методы и приёмы, которые вызовут желание познавать новое снова и снова. Активность ребёнка повышается, если он заинтересован и увлечён. Одной из основных ценностей  обучения является умственная, интеллектуальная деятельность, связанная с самостоятельным добыванием знаний; у ребенка возникает потребность в познании.

Одним из приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учащихся, является прием « интрига». Интрига в учебной деятельности – это приём развития познавательных  мотивов, основанный на использовании нового необычного факта и взгляда на события. Е Н.Ильин характеризует интригу как образную задачу, помогающую завести урок. В методике это близко к понятию «проблемный вопрос» или к понятию «поисковый метод». «Интрига» может быть использована в начале урока, когда учитель формулирует цели предстоящего урока,  иногда она просто необходима при изучении определенного блока урока, либо при закреплении изученной темы при рефлексии, когда нам необходимо  убедиться в достижении поставленных целей. А может быть использована  и для домашнего задания. 

Интригой может быть одно или несколько предложений, содержащих в себе основную проблему урока, но не раскрывающих её; какие-то необычные факты или явления; предметы, фотографии или иллюстрации.

Приведу пример урока русского языка в 1 классе на тему « Письмо строчной буквы ё»:

В начале урока детям предлагается слайд с  изображением трёх памятников: два из них  памятники людям, а один памятник швейной машинке.

- Назовите одним словом, что вы видите? (памятники)

- Какой памятник лишний? (памятник швейной машинке) Почему? Что необычного вы заметили? (обычно памятники устанавливают людям, а этот памятник предмету)

- Кто догадается,  как памятник связан с темой сегодняшнего урока? (разные предположения детей, и дети уже  заинтригованы этим вопросом)

Далее прошу детей назвать слова ассоциации с предметом швейная машина. Одно из слов называют слово иголки. Затем проводится звукобуквенный анализ слова иголки, рассматривается лексическое значение (отмечается многозначность слова). Детям предлагается загадка про ежа. Когда отгадана загадка и названа отгадка - слово ёж, анализируется первая бука . И тут появляется слайд с изображением памятника букве ё в г. Ульяновске.

Дети удивлены, но с лёгкостью называют тему урока и интересуются, почему букве ё поставлен памятник. Глаза у детей  «загорелись»  и они с увлечением работают на уроке.

Ещё один пример. Урок математики в 3 классе, тема « Масштаб».

В начале урока детям предлагается посмотреть фрагмент мультфильма      «Ореховый прутик», в котором главная героиня Мариука уменьшает себя и Великана с помощью волшебного орехового прутика, чтобы пройти в мышиную нору. Далее  детям предлагается выдвинуть предположения,  о чём пойдёт речь на уроке.  В ходе обсуждения версий у учащихся все больше и больше проявляется заинтересованность. Потом предлагается проблемная ситуация  - начертить  крышку стола в тетради. Тут-то  учащиеся и приходят к выводу, что нужно уменьшить размеры крышки стола.

Таким образом, приём «интрига» способствует  формированию активной, творческой  позиции ученика, развитию познавательных  мотивов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры к теме "Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки" "

Материал используется к теме :"Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки"...

упражнения для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка

1.    Среди букв спрятались названия птиц. Найди и подчеркни их. ВПЗЯБЛИКГОГРАЧЗДЛЖУРАВЛТВЛЬЩПДСКВОРЕЦРПНЕКРКУКУШКАОПГЕРЛПОНГЛАСТОЧКАОРПНВОРОБЕЙОПНЕГАСОРОКАРПОЕНАВОРОНАТИРН 2....

Дидактические игры для активизации мыслительной деятельности на уроках музыки

Игры предназначенные для использования на уроках музыки в начальной школе с целью проникновения в сущность музыкального искусства....

Материалы по теме "Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка "

Активизация мышления-одно из средств успешного обучения школьников.В презентации представлены примерные задания на уроках русского языка,которые способствуют активизации  мышления и повышению инт...

Статья "Задания поискового характера для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка".

Работая в новых условиях в рамках Федеральных государственных стандартов, для достижения поставленных перед учителем задач, встает вопрос повышения качества образования через развитие логического мышл...

Статья "Задания поискового характера для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка".

Работая в новых условиях в рамках Федеральных государственных стандартов, для достижения поставленных перед учителем задач, встает вопрос повышения качества образования через развитие логического мышл...

«Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка»

Современные условия развития общества, новое отношение к жизни предъявляют расширенные требования к школе и образованию вообще. Каждый учитель задумывается о том, как сделать занятия интересными, как ...


 

Комментарии

Мудрецов Игорь Вячеславович

Хороший прием, грамотный, ведь для ребенка нет ничего притягательнее, чем узнать некую тайну.

В этом мне всегда помогал Метапредмет, чем более разнообразнее и содержательнее тайна, тем она интересней. Необычные факты, явления, предметы, фотографии, предметы искусства, антикварные вещи, задачи-загадки, исторические факты, литературные примеры, этимология слов и многое другое разных направлений и предметных областей - все служит одной цели - удивить, поразить воображение ребенка, а следовательно и активизировать его познавательную активность. Это своеобразный квест, где цель - познание. Такие уроки требуют нестандартности подхода и мышления, но всегда проходят на Ура, времени, как правило не хватает, ведь мир столь многообразен в своих проявлениях и связях. Это чистый софизм, философия познания, но это реально работает.