ПК 4.3. Технологии обучения
учебно-методический материал

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая технология

Самое ценное у человека - это здоровье, именно оно обеспечит  ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни  с раннего детства. 

Здоровьесберегающие технологии являются частью и отличительной особенностью всей образовательной системы.

С внедрением ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности педагога становятся здоровьесберегающие образовательные технологии.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  образования должно осуществляться укрепление физического и духовного здоровья учащихся. Одно из требований, к  результатам обучающихся является формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.        

 Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющей внедрения ФГОС ООО - это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.

 «Стандарт впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения». (Пояснительная записка к Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования (МНО РФ. Москва, 2011))

Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Идея здоровьесбережения учащихся в образовании - красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа».

Цель здоровьесберегающих технологий – сбережение  здоровья учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья. формирование у школьников  необходимых УУД  по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.

Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете внедрения ФГОС - сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Эти технологии используют принципы, методы и приёмы обучения и воспитания как современные, так и традиционные.

Для достижения целей и задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения используются основные средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические.

Фрагмент урока окружающего мира в 3-м классе по теме

 «Наши ближайшие соседи», УМК «Школа России»

По родному краю дружно мы шагаем. (Марш на месте)
Справа от нас – зелёный луг. (Поворот)
Слева от нас находится лес (поворот)
В таком лесу полно чудес.
Белки с ветки на ветку скок, (прыжки)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! (махи руками)
Солнце над берёзами светит нам. (Повороты головы)
Мы рады ягодам, грибам! (наклоны)

Фрагмент урока по литературному чтению в 3-м классе по теме

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»,

УМК «Школа России»

Сядьте удобно и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох… Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание на дыхание.) Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу.

Вы чувствуете, как пахнет черемуха, ощущаете на себе дуновение ветерка, слышите , как поют птицы. А сейчас откройте глаза…

Я хочу , чтобы всегда было так, как вы сейчас представляете.

Фрагмент урока по технологии в 3-м классе по теме

 «Взлётная площадка. Изделие «Вертолёт Муха»»,

УМК «Школа России»

На фоне тихой инструментальной музыки произносятся следующие слова:

- Примите позу покоя. Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему. Будете все слышать, но вы не будете открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза, встать!» Внимание! Сейчас вы закроете глаза, вслушаетесь в звучание музыки и попадете в «Волшебный сон».

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают.

Ноги тоже отдыхают.

Отдыхают...засыпают...

Шея не напряжена и расслаблена.

Губы чуть приоткрываются.

Все чудесно расслабляется.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Напряженье улетело

И расслаблено все тело.

Губы не напряжены

Приоткрыты и теплы.

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Будто мы лежим на травке

Греет солнышко сейчас,

Руки теплые у нас.

Жарче солнышко сейчас,

Ноги теплые у нас.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать.

Вы полны сил и энергии.

Вы многое знаете и умеете.

Вы – единая команда.

И в вашем единстве – ваша сила.

На счет «три» откройте глаза.

Один! Два! Три! Встать!



Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения

(Н.Н. Светловская)

Технология продуктивного чтения - это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

 

Цель и задачи технологии продуктивного чтения 

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать. 

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: 

1.     Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать. 

2.     Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса. 

3.     Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей. 

4.      Приобщение к литературе как  искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.     

  

Сама технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:    I этап. Работа с текстом до чтения .

     Данный этап включает в себя прежде всего антиципацию (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Именно на этом этапе должна быть определена смысловая, тематическая, эмоциональная направленность текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на детский читательский опыт.

Этап завершается постановкой целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

 

II этап. Работа с текстом во время чтения.

       Конечно, этап начинается с первичного чтения текста, но предпочтение отдаётся самостоятельному чтению детьми или комбинированному чтению (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

       Выявление первичного восприятия проводится традиционно с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств (на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

       Особая роль в данной технологии отводится перечитыванию текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов) и его анализ идут через следующие приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов).

       На этом же этапе проводится обобщение прочитанного через постановку обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение.

       На данном этапе ведущими становятся такие приёмы работы как диалог с автором через текст и комментированное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения 

  Работа с текстом продолжается концептуальной (смысловой) беседой по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного должно вовлекать учащихся в дискуссию. Здесь же должно быть соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. И вот тут авторы технологии предлагают знакомство с писателем.

    Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Работа с заглавием, иллюстрациями- обсуждение смысла заглавия, обращение учащихся к готовым иллюстрациям.

Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).  

    Данный этап достаточно полно представлен в заданиях учебников и рабочих тетрадях по литературному чтению. 

Фрагмент урока литературного чтения в 2-м классе по теме «На горке», ОС «Школа России»

1 этап. Работа с текстом до чтения

- Откройте, пожалуйста, учебники «Литературного чтения» на с.60, самостоятельно прочитайте название рассказа, первый и последний абзацы текста, рассмотрите иллюстрации и скажите:

- О чём рассказ? Ваши предположения?

- О какой горке предлагает нам узнать Николай Носов? (О снежной горке).

- А какие ещё зимние развлечения вы знаете? (Катание на санках, коньках, лыжах).

Чтение рассказа учащимися.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

- Кто вам понравился из героев? (Ребята).

- Что именно понравилось в ребятах? (Они трудолюбивые, дружные).

- А все ли ребята были такие? (Нет).

- Кого вы имеете в виду? (Котьку).

- Каким словом характеризует автор Котьку в начале рассказа? (Хитрый).

- А в конце рассказа Котька изменился? (Да).

- Кто ему помог измениться? (Ребята).

3 этап. Работа с текстом после чтения.

- Ребята, скажите, кто из героев совершил ошибку? (Котька).

- Какую ошибку он совершил? (Испортил горку).

- Исправил ли он свою ошибку?

- А вы бы смогли признать свою ошибку?

- Чему учит это произведение?



Предварительный просмотр:

Педагогическая технология С.Н. Лысенковой

«Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса».

Технология С. Н. Лысенковой включает следующее:

  1. опережающее обучение (или перспективная подготовка), т.е. введение трудного материала до того, как дети начнут его основательно изучать.

Изучение трудных тем ведется на трех этапах последовательно, от простого к сложному. На 1-ом этапе происходит знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. Здесь использую схемы-опоры. Учащиеся выполняют практическую работу. На этом этапе активны сильные ученики.

На 2-ом этапе уточняются понятия, обобщается материал по теме. Дети уже сознательно ориентируются в схеме, справляются с заданием.

На 3-ем этапе использую сэкономленное время. Схемы в этот момент убираются, формируется беглый навык практического действия и появляется возможность для новой перспективы.

Перспектива ставится на малом времени урока. Даже за 5 минут можно работать над темой медленно, последовательно для любого ученика – запоминание материала тоже идет последовательно: сначала поймет сильный, затем средний, а потом и слабый ученик.

Метод опережающего обучения позволяет легко работать и ученику, и учителю. Всем детям хватает внимания. При помощи дифференцированного опроса каждого ученика можно спрашивать в то время, когда он знает материал. Одно из правил опережающего обучения – через знающего ученика учить незнающего. Сильные ученики подают пример слабым, и те следуют за ними. Бороться за успех в учении – значит, учить детей учиться, воспитывать организованность, самостоятельность, ответственность, дисциплину труда. Нужно так управлять учением детей, чтобы они постепенно овладели саморегуляцией своей деятельности, своего учебного труда, т. е. хорошо понимали, что они делают и зачем, т. е. видели цель и пути ее достижения, как требует новый стандарт.

«Постепенность, последовательность;

сначала научить, потом требовать;

не торопиться с полной самостоятельностью, заботиться о доступности предлагаемых заданий для каждого – вот еще несколько принципов движения к знаниям…» - говорила Софья Николаевна Лысенкова.

Например, знакомство с предлогом происходит попутно при изучении тем «Названия предметов», «Названия признаков», «Названия действий». Учащиеся читают предложение, написанное на доске.

Разноцветные листья опускаются на землю.

Используя схему о частях речи, дети называют слова-названия предметов, слова-названия действий, слова-названия признаков. Потом задаю вопрос:

- Какое слово не разобрано?

- Маленькое слово «на».

Я:

- Это предлог. Предлог – это отдельное слово, предлоги служат для связи слов в предложении.

Далее называю другие предложения (в стихотворной форме, загадки, пословицы и т. д. ), предлагаю детям отыскать в них предлоги. На это уходит минут 5. На следующем уроке повторяю упражнение.

  1. Использование опор (наглядных образцов деятельности), обеспечивающих доступность заданий и уверенность ребенка в их исполнении.

Опорные схемы, или опоры, - это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, чертежа и т. д. Опорные схемы не должны висеть в классе как плакаты, т. к. это опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. Этим они отличаются от традиционной наглядности. Дети строят свой ответ, пользуясь схемой, читают ее, работают с ней. Нет механического зазубривания правил. Учащиеся усваивают их осмысленно: составляют правило по данной схеме-опоре, выполняя практическое задание.

Опорные схемы помогают своевременно предупредить ошибку, в другом случае – проработать допущенную, в третьем – провести обобщение темы.

Когда учащиеся отвечают на вопрос учителя, пользуясь схемой-опорой, у них нет скованности, страха ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на размышление и осознание причинно-следственных связей. В этом случае даже слабые ученики не чувствуют себя беспомощными. Возрастает активность, интерес к уроку.

  1. Комментируемое управление.

Комментируемое управление начинается с первого класса. Сейчас не каждый ребенок умеет свободно ориентироваться в тетради, поэтому даю простейшее упражнение. Показываю на доске, как надо обвести клеточку:

- Начали вместе со мной: пишу раз, пишу раз…

Потом – дети.

Или на уроке письма: поставили ручку на верхнюю линеечку рабочей строки… и т. д.

Такая организация занятий мобилизует каждого на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»

Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...

Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения

Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе  Обучение аудированию...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....