Методическая система учителя начальных классов МБОУ СОШ № 50 Капустиной Юлии Сергеевны
статья

Капустина Юлия Сергеевна

Выстраивая свою методическую систему, поставила для себя цель:  

- формирование личности, способной самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умения и компетенции.

Для достижения цели мне необходимо решать следующие задачи:

  • создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей на уроке и во внеурочное время, повышая мотивацию учащихся к обучению;
  • учить самостоятельно или в группе осуществлять продуктивную деятельность, направленную на поиск новых знаний;
  • развивать творческий потенциал детей;
  • учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.
  • использовать в работе современные образовательные технологий, в том

            числе  информационно - коммуникационные  технологии.

Для реализации методической системы использую следующие виды деятельности в рамках урочного и внеурочного времени:

  • учебно-познавательную;
  •  проектно – исследовательскую;
  •  художественно-творческую.

Организуя образовательный процесс, реализую образовательные программы начального образования в соответствии ООП НОО в рамках УМК «Школа России». Обучая детей по данной программе, убедилась в её эффективности. Мои ученики активно и успешно участвуют в делах класса, школы, побеждают в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, соответствуют «портрету» выпускника начальной школы по ФГОС НОО.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая система учителя начальных классов МБОУ СОШ № 50 Капустиной Юлии Сергеевны

После окончания института я, не раздумывая, пошла работать в школу. Начала работать во 2 классе. У меня были замечательные ученики и родители, которые приняли меня, относились ко мне с пониманием и уважением. Конечно, мне было трудно завоевать их доверие, но я искренне люблю свою работу, стремлюсь сделать её качественно.

 Выстраивая свою методическую систему, поставила для себя цель:  

- формирование личности, способной самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умения и компетенции.

Для достижения цели мне необходимо решать следующие задачи: 

  • создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей на уроке и во внеурочное время, повышая мотивацию учащихся к обучению;
  • учить самостоятельно или в группе осуществлять продуктивную деятельность, направленную на поиск новых знаний;
  • развивать творческий потенциал детей;
  • учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.
  • использовать в работе современные образовательные технологий, в том

            числе  информационно - коммуникационные  технологии.

Для реализации методической системы использую следующие виды деятельности в рамках урочного и внеурочного времени:

  • учебно-познавательную;
  •  проектно – исследовательскую;
  •  художественно-творческую.

Организуя образовательный процесс, реализую образовательные программы начального образования в соответствии ООП НОО в рамках УМК «Школа России». Обучая детей по данной программе, убедилась в её эффективности. Мои ученики активно и успешно участвуют в делах класса, школы, побеждают в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, соответствуют «портрету» выпускника начальной школы по ФГОС НОО.

Строю уроки в режиме современных образовательных технологий: проблемно-диалогической, информационно-коммуникационной, технологии решения проектных задач, здоровьесберегающей. Каждого ученика стремлюсь включить в активную познавательную деятельность. Обучаю учащихся самостоятельно, критически мыслить.Стремлюсь создать для каждого ученика ситуацию успеха, формирую положительную учебную мотивацию. Это являются важными факторами в достижении высокого уровня качества знаний.

Русский язык - важнейший фактор развития умственных способностей, речи, нравственных качеств и в целом личности ребенка. Поэтому работу на уроках русского языка строю на структурно-образных моделях, коммуникативно-речевых ситуациях и текстах различной стилистической направленности, что значительно повышает интерес к языку и речи, способствует осознанному изучению грамматики и орфографии, развивает функциональную грамотность учащихся, повышает уровень их общей культуры и творческой активности. Это позволяет сформировать у учащихся максимальный уровень обученности по русскому языку.

Каждый урок математики максимально использую для развития интеллектуальных способностей моих учеников. При решении текстовых задач, детям предоставляется право выбора способа записи и решения задач (краткая запись, чертеж, схема), что позволяет выстраивать логические цепочки доказательств. Опираясь на их личный опыт, учу анализировать, обобщать, делать выводы. Всё это обеспечивает необходимый уровень обученности по математике.

Окружающий мир. Особенность подхода УМК «Окружающий мир», разработанного А.А. Плешаковым состоит в гармоничном соединении естественнонаучных сведений и опыта гуманитарных наук. На уроках окружающего мира, мы с детьми рассматриваем природу, человека и общество в их неразрывном, органичном единстве. Уровень обученности по окружающему миру составляет 100%.

 На уроках литературного чтения активно использую технологию продуктивного чтения.

Систематическое использование в моей  работе технологии продуктивного чтения привело к ряду положительных результатов. У детей сформировался устойчивый интерес к чтению. Обучающиеся ведут читательский дневник, где отражают свои наблюдения о прочитанном, часто посещают библиотеку. В процессе чтения у них совершенствуется техника чтения. Процесс работы над произведением для моих учеников  - это обобщение, поиски, и открытия истин, сотрудничество по схеме «ученики – учитель – автор». Ученик не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность, его работа на уроке приобретает исследовательский характер. Творчески раскрепощенные и эмоционально отзывчивые дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.  Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания.

В результате у учащихся формируется максимальный уровень обученности по литературному чтению.

Мои  выпускники начальной школы могут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.

Максимальный уровень обученности – 100 % по всем предметам обусловлен использованиемдифференцированногообучения, применениемсовременных педагогических технологий, использованием на урокахздоровьесберегающих технологийв сочетании с гуманно-личностным подходом.

Высокий уровень мотивации к познавательной деятельности способствует активности детей в образовательном процессе на учебных занятиях, что ведёт к высокому уровню обученности учащихся по всем учебным предметам

Система оценки результатов определена в основной образовательной программе начального общего образования нашей школы. И включает в себя внешнее и внутреннее оценивание. Контроль предметных результатов осуществляется через тематические и итоговые контрольные работы.

Мониторинг метапредметных УУДя провожу используя рабочие тетради «Учимся учиться и действовать». Авторы комплекта: Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая. Полученные результаты обобщаю в виде таблицы, результаты использую для совершенствования образовательного процесса.

Целенаправленная работа над всесторонним развитием учащихся позволяет мотивировать их на активное участие в различных видах познавательной деятельности, в том числе в олимпиадах по учебным предметам различного уровня.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.  

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.

 В течении нескольких  лет на базе моего класса мною проводятся занятия в клубе «Знатоки», в котором дети готовятся к участию в интеллектуальных играх среди сверстников щколы, района, города. Мною разработана программа работы с одарёнными детьми «Знатоки»

Мною также ведётся курс внеурочной деятельности «Юный исследователь», что обеспечивает развитие личности и,развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.

Работа с одаренными детьми является неотъемлемой частью моей педагогической деятельности.

Цель работы с одаренными детьми: Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых и способных детей .Ежегодно составляю план работы с одарёнными детьми.

Раннее выявление и развитие способностей обучающихся способствует повышению качества образования.

Моя работа в этом направлении строится на:

  • изучении интересов и склонностей детей;
  • создании, разработке и внедрении инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс
  • развитие познавательной активности учащихся, исследовательских умений и навыков, ознакомление с методами и приемами научного поиска;
  • проведении тематических мероприятий
  • моральном стимулировании лучших обучающихся.

При работе с одарёнными детьми успешно реализую технологию проблемного обучения, в частности, мозговой штурм. Создаю на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой ученики поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Обязательным условием для развития из задатков способностей, является условие, при котором деятельность обеспечивается положительными эмоциями (радость от работы). На уроках веду целенаправленную и систематическую работу по формированию у детей приемов умственной деятельности .
Подбор дидактического материала к
личностно-ориентированному уроку осуществляю, опираясь на знание индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом.

На различных уроках использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, предлагаю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться.

Как правило, дифференцированные задания во время урока применяю на этапе первичного закрепления при изучении новой темы, или в процессе закрепления знаний. Этап закрепления – преимущественно самостоятельная деятельность учащихся, которая в свою очередь является важнейшим путем формирования творческой индивидуальности учащихся. Учу детей правильно выходить из нестандартных ситуаций и критически мыслить.

На уроках для таких детей я стараюсь подбирать задания, которые стимулируют их способности. В этом очень помогают информационно-коммуникационные технологии. С такими детьми у нас не прерывается связь ни в школе, ни вне школы. С учащимися общаемся через «скайп», используем электронную почту для обмена сообщениями.

Активно привлекаю учащихся к участию в очных и дистанционных олимпиадах и проектах, конкурсах.

Таким образом, индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм занятий, дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам, участие в школьных, районных, всероссийских и международных олимпиадах, проектная деятельность учащихся – все это даёт результаты.

Мои  ребята активно участвуют в школьных концертах, конкурсах и фестивалях.

Работа с детьми с ОВЗ

С 2015 года по 2018 учебный год у меня в классе работаю с детьми ОВЗ. Для обучения этих детей  была мною разработана адаптированная образовательная программа. Составлен индивидуальный образовательный маршрут.

В работе с таким ребенком я использовала специальные подходы.

  • Приемы обучения

- поэтапное разъяснение заданий.

- последовательное выполнение заданий.

- повторение инструкции ученику к выполнению задания.

- обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

- близость к ученику во время объяснения задания.

  • Перемена видов деятельности

- подготовка ученика к перемене вида деятельности.

- чередование занятий и физкультурных пауз.

- предоставление дополнительного времени для завершения задания.

- предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

- работа на компьютерном тренажере.

- использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

- использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

- дополнение печатных материалов видеоматериалами.

- обеспечение ученика печатными копиями заданий, написанных на доске.

  • Индивидуальное оценивание ответов ученика с ОВЗ

- использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.

- ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.

- разрешение переделать задание, с которым он не справился.

- оценка переделанных работ.

- использование системы оценок достижений ученика

Активно привлекала такого ребенка к участию во внеурочной деятельности. Ребенок стал активным участником кружка «Юный исследователь».

Работа с родителями. Работа по сопровождению обучения ребенка с ОВЗ идет  в тесном контакте с родителями. Общение с родителями осуществляется в непрерывном режиме в форме очных и дистанционных консультаций посредством электронной почты и программы Скайп.

Темы проведенных консультаций

- «Ваш ребенок с особыми образовательными потребностями и возможностями»;

- «Как помочь ребенку быть успешным»;

- «Консолидация работы учителя и родителей по формированию базовых знаний у учащегося» и др.

   Систематически проводила  консультации по вопросам содержания некоторых тем в математике и русском языке ,и оптимальных способов запоминания необходимой информации. Рассказывала, как можно сформировать способы деятельности по получению базовых знаний по математике и русскому языку.

Родители учащегося с ОВЗ были частыми посетителями уроков.

 Работа со специалистами по сопровождению ребенка с ОВЗ. При обучении и воспитании ребенка с ОВЗ необходимо консолидировать профессиональные умения всех специалистов, осуществляющих сопровождение такого ребенка. С этой целью мной был разработан план взаимодействия с психологом и медицинским работником, закрепленным за школой.

Взаимодействие с психологом заключается в совместной организации тренингов, консультаций и диагностик.

Постоянно слежу за состоянием здоровья учащегося. При малейших отклонениях в поведении обязательно советуюсь с медицинским работником, как лучше организовать режим дня для ребенка.

Убеждена, что невозможно организовать образовательный процесс и обеспечить качественное усвоение программного материала, сформировать необходимые компетентности, не используя современные образовательные технологии.

В соответствии с идеологией ФГОС наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на формирование УУД, поэтому приоритет следует отдавать технологиям деятельностного типа: продуктивным, творческим, исследовательским и проектным, не отрицая использования и других.

 Активное использование проектных и исследовательских технологий

в образовательном процессе.

Проектные и исследовательские технологии активно используются мной для формирования познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий.

Использование в работе технологии проектного обучения даёт мне возможность перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Ребята, научившись ставить цель, формулировать задачи, планировать и выполнять работу, приучаются представлять свой результат или продукт публике.

Проектная работа помогает мне придать процессу обучения личностно-ориентированный и деятельностный характер. Для организации проектной работы планирую, как правило, серию уроков и тщательно отбираю материал (только тот, который предполагает решение проблемы, имеет практическую, теоретическую и познавательную значимость). Включение детей в проектную деятельность позволяет мне осуществлять междисциплинарный подход, т.е. связывать информацию из смежных областей знания. В практике обучения использую как минипроекты, рассчитанные на 1 урок, так и долговременные, рассчитанные на 1-2 месяца. Часть заданий выполняются учащимися в качестве домашних заданий самостоятельно, иногда классно-урочная работа по проекту завершается внеурочным мероприятием: «Удивительный мир профессий », «Великая Победа в истории моей семьи» и т.д. Конечным результатом работы такого типа могут быть коллажи, панно, поэтические сборники, копилка презентаций, выставка поделок и открыток, инсценировки и т. д.

За последние годы моими учащимися было выполнено много индивидуальных и групповых проектов, которые используются на уроках как при ознакомлении с новым материалом, так и при обобщении пройденного. Привожу примеры лишь некоторых из них.

Работы размещены  на личной странице  всероссийского педагогического портала «Социальная сеть работников образования» https://nsportal.ru/kapustina-yuliya-sergeevna

Таблица 11 - Проектная деятельность учащихся.

Коллективные проекты

«Моя малая Родина».

«Моя семья».

«Мой класс и моя школа».

 «Мои домашние питомцы».

« О чём может рассказывать школьная библиотека».

« Мой любимый писатель - сказочник».

«И в шутку и всерьёз»

«Рифма»

«Рассказ о слове».

«Семья слов».

 «Тайна имени».

«Великая Победа в истории моей семьи»

«Математика и оригами»

«Старинные меры длины»

«Профессии»

«Вторая жизнь вещей»

«Скороговорки».

«Сказочная страничка».

«Составляем сборник загадок».

«Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса

В ходе выполнения проектов мои ученики были включены в разнообразные виды деятельности, творчески и эмоционально взаимодействовали с друг с другом, совместно оценивали результаты своей проектной деятельности.

Технологию исследовательской деятельности я использую на разных предметах. Простор для деятельности нам предоставляет изучение курса «Окружающий мир». В нём достаточно много тем, раскрывающих проблемы экологии, здоровьесбережения, которые являются актуальными на сегодняшний день.

Благодаря применению данной технологии на практике ученики творчески подходят к выполнению заданий, обрабатывают большой объем информации, что повышает мотивацию и, как следствие, личностное развитие.

В рамках исследовательской деятельности мои ученики учатся выдвигать гипотезу, доказывать или опровергать её, подбирать разнообразные методы, проводить учебные эксперименты, которые учат наблюдать и делать выводы.

Мой личный опыт использования проектных и исследовательских технологий в образовательном процессе высоко оценён представителями педагогической и родительской общественности

5.2. Обоснованность, уместность и результативность использования современных образовательных технологий, подтвержденная описанием и справкой по проведенному педагогическому эксперименту или диссертационным исследованием.

Обучение по всем предметам строю таким образом, чтобы у школьников непрерывно развивались познавательные способности; вырабатывались навыки активного овладения учебным материалом, что ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира, на целостное личностное развитие.

Мои дидактические приоритеты находятся в области коммуникативного системно-деятельностного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов, подразумевающих всестороннее развитие личности, ориентацию на личный результат учащегося, на развитие ключевых компетенций.

При этом стараюсь учитывать возрастные и психологические особенности учащихся, их способности, интересы.

Используя технологию коммуникативного обучения, решаю следующие задачи:

  • совершенствование способности устного и письменного общения с учётом речевых возможностей и потребностей учеников;
  • обеспечение развития личности учащегося, расширение кругозора и общеобразовательной компетенции;
  • обеспечение развития нравственно-этической ориентации;
  • повышение мотивации учащихся к изучению школьных предметов.

Используя элементы технологии «РКМЧП» ("вызов – реализация смысла - рефлексия") я задаю не только определенную логику построения урока, но и последовательность и способы сочетания конкретных методических приемов. Использование приемов «Верные – неверные утверждения» и приемов прогнозирования на уроках окружающего мира помогает мне повышать мотивацию к изучению материала.

Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла в материале использую приемы «Чтение с остановками», «Составление кластера». Такие приемы как «синквейн», «мозаика», «напишите письмо», которые содержат мощный потенциал для развития мотивации и речевых навыков.

В своей педагогической деятельности активно сочетаю индивидуальную работу с групповой и парной, предлагая учащимся задания разного уровня сложности. Применение такой технологии обеспечивает эффективный характер деятельности каждого учащегося. Групповая работа создает условия для формирования ключевых компетенций личности уже в начальной школе, таких как коммуникативная, информационная, умение работать в команде. Ценность метода групповой работы на уроке в том, что: у детей постепенно формируются нормы сотрудничества, культуры общения, что позволит в дальнейшем строить отношения с другими людьми.

Педагогические условия, создаваемые мною через личностно-ориентированную развивающую модель, обеспечивают эффективность учебной деятельности моих учеников, способствуют раскрытию и развитию их нравственных качеств.

Важную роль в усвоении учебного материала играет мотивация: для меня важно научить детей получать удовольствие не только от игр и развлечений, но и от интеллектуальной деятельности, от результатов своего труда.

Наличие интереса детей к обучению является условием реализации целей обучения.

Стремлюсь, чтобы мои ученики добывали теоретические знания самостоятельно, т.е. применяю проблемно-деятельностную технологию обучению.

На уроках создаю пространство активной деятельности ребенка и выбора форм самореализации. Часто провожу уроки за рамками учебного кабинета. Например, изучая тему «Масса», мы взвешивали и сравнивали массу порции детского обеда в школьной столовой; тему «Цена, количество, стоимость» – рассматривали в магазине, словарные слова русского языка – изучаем по фотографиям окружающих нас объектов (например, коробка с надписью «молоко», надпись «магазин» и т.д.).

Позитивные результаты моей работы, которая охватывает как учебную, так и внеурочную деятельность, подтверждаются исследованиями школьного психолога : положительное отношение учащихся к школе, высокая познавательная активность, повышение уровня способности детей к обучению, школьной мотивации что выявлено психологом школы.

Исследования показывают, что к четвёртомуклассу количество детей с хорошей школьной мотивацией увеличилось с 25% до 30%, с высокой - с 65% до 70 %. Эти дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования, добросовестны и ответственны.

Показателями эффективности своей работы считаю следующие результаты:

1. Стабильные показатели качества обученности учащихся.

2. В моём общении с учащимися всегда царят доброжелательные условия поддержания и развития мотивации учащихся к интеллектуальной деятельности.

3. У всех моих учащихся сформированы универсальные учебные действия, готовность к поисковому и познавательному творчеству, что подтверждается результатами комплексных проверочных работ на межпредметной основе

5.3. Разработка и использование новых цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений средствами ИКТ

Неотъемлемой частью моей работы стало использование информационно- коммуникационных технологий. (Справка-подтверждение Приложение 28)

Надо отметить, что я освоила программу Notebook для создания собственных ресурсов, мною разработаны серии уроков с компьютерной поддержкой по предметам и мультимедийные презентации, которые использую для актуализации новой темы, изучения нового материала и его практического освоения. Разработан ряд занятий по курсу «Юный исследователь » с использованием ИКТ-технологий, которые активно реализую их на своём классе.

С помощью интернет-платформыhttps://learningapps.orgсоздаю  интерактивные задания и тесты для контроля и самоконтроля учащихся на уроках  , а так же для подготовки к участию  в проекте «В стране Лукоморье» и международном конкурсе по литературе «Пегас». Считаю , что разработанные тесты и задания помогают моим ученикам достигать высоких результатов не только в учёбе , но и в интеллектуальных конкурсах (Приложение)

С 2009 года самостоятельно разрабатываю уроки с компьютерной поддержкой в программе SMARTBoard, являюсь активнымпользователем:

электронных коллекций - Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, коллекция ресурсов Смарт, электронного журнала «Электронная школа», электронного проекта «Infourok», электронного проекта «Новый урок», электронного проекта «Кругозор», интерактивной платформы «Учи.ру», международного педагогического портала «Солнечный свет», сетевого издания «Педагогическая практика», образовательного сервиса «ЯндексУчебник» «ЯКласс» (Приложение 29)

Учитывая педагогическую ценность информационных технологий, использую их в системе на различных этапах учебного занятия. На стадии актуализации изучаемой темы и при предъявлении нового материала ИКТ помогают мне существенно повысить мотивацию учащихся. Звук, графика, цвет делают начало урока более привлекательным. Использование ИКТ помогает в постановке учебных задач, оперативном контролена различных этапах учебного занятия – всё это способствует активизации умственной деятельности моих учащихся, обеспечивает гибкость управления учебным процессом. Систематически использую ИКТ при организации практических работ, в самостоятельной работе учащихся, на заключительных этапах учебных занятий, во время демонстрации творческих и интеллектуальных продуктов учащихся.

В своей работе я так же использую различные виды электронных образовательных и справочных ресурсов (ЭОР): электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Всё это безусловно, позволяет мне расширить творческий потенциал, повысить производительность труда и при этом выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины.

При работе на занятиях с использованием ИКТ я уделяю особое внимание здоровью учащихся. На занятиях обязательно делаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использую  элементы здоровьесберегающей технологии (Приложение 30)

Ресурсное обеспечениемоего учебного кабинета: кабинет оснащён сетью Интернет, мультимедийным проектором, интерактивной доской Smart, компьютером, документ-камерой, МФУ, цифровым микроскопом, электронными учебными пособиями, в том числе разработанными мною по всем предметам, даёт мне возможностьинтегрировать в учебный процесс информационные технологии.

Системная интеграция ИКТ в процесс преподавания конкретного предмета, разработка и внедрение соответствующей целевой программы

Важным инновационным направлением современного образования стало использование дистанционных образовательных технологий, что, по моему мнению, является одним из основных средств построения индивидуальной образовательной траекториимладшего школьника, его всестороннего развития с учётом индивидуальных способностей, склонностей, интересов и возможностей.

Дистанционные технологии позволяют мне обеспечить дифференцированный подход через подготовку заданий разного уровня, дают возможность полноценной работы с длительно отсутствующими детьми. Это повышает у учащихся мотивацию к познавательной деятельности, к овладению информационными технологиями, делает компьютер инструментом обучения, а не развлечения, даёт возможность широкого использования видео-конференцийи on-line-уроков при обучении детей вне школы.

 В период пандемии короновируса я веду дистанционное обучение учащихся 1В и 2В класса через сервис Zoom.  Использование сервиса  Zoom позволяет мне  общаться через сеть интернет со своими учениками, родителями, коллегами.

 Осваивать этот сервис мне пришлось в течение нескольких дней. Поскольку в сложившейся ситуации нужно было очень оперативно  найти платформу для обучения .Меня устроил из всех вариантов именно этот сервис. Научившись работать в сервисе Zoom, я смогла научить своих коллег также освоить этот сервис.

 Теперь  я  могу  давать необходимую консультацию непосредственно в процессе выполнения работы, обсуждать с учениками  ход её выполнения, полученные результаты, вносить необходимые поправки. Сложности возникают с визуализацией работы учащихся , так как это происходит через веб-камеру, а качество сигнала не всегда позволяет это сделать, либо через электронную почту, что опять же приводит к «растянутости» во времени.

Мои ученики присылаю мне выполненные работы на электронную почту. Данная форма взаимодействия доступна для учащихся моих классов. Преимущество заключается в том, что ученик может выполнять задание в удобное для него время, используя все необходимые ресурсы. Недостаток же в том, что учитель не может в реальном времени «сопровождать» и «направлять» учащегося.

Основными принципами организации учебного процесса, реализация которого основывается на внедрении дистанционных технологий, являются:

  • Пятидневная присутственная учебная неделя в начальной школе;
  • Доступность - возможность получить любую информацию независимо от того, где находится ученик и как сильно он отдален от учебного учреждения;
  • Мобильность - возможность осуществления эффективной обратной связи между учителем и учеником, что является основой успешного образовательного процесса, так как позволяет быстро помочь в ситуациях, которые вызывают затруднения;
  • Технологичность - применение в процессе обучения современных телекоммуникационных и информационных систем;
  • Социальное равенство - все ученики, независимо от того, где они проживают, к какому социальному классу относятся, насколько материально обеспечены и имеют ли проблемы со здоровьем получают право на качественное образование;
  • Творчество - способствует созданию комфортных условий, позволяющих полностью раскрыться, как ученику, выполняющем творческие задания, так и учителю, разрабатывающему программы и отдельные задания;
  • Объективность оценки уровня знаний и компетенций школьника, которая достигается путем внедрения автоматизированных форм оценки.

Это способствует развитию коммуникативности учащихся, их интернет-культуры.

Каждый урок содержит разные ресурсы: мультимедиа-файлы, тренажеры, презентации, которые направлены на развитие УУД, особенно познавательных и регулятивных. У учащихся формируется высокий уровень информационно-коммуникативных компетенций, самостоятельность и ответственность за свое обучение.

Кроме того, дистанционные технологии помогают мне обеспечить оперативную обратную связь с родителями, которые имеют возможность легко отследить успеваемость ребёнка, увидеть его пробелы, поучаствовать в процессе обучения.

У данного направления безусловно есть плюсы и минусы и дискутировать можно бесконечно, но я на собственном опыте убедилась, что такая форма обучения, органично вписанная в образовательный процесс, обеспечивает позитивную динамику достижений учащихся. Интерактивные уроки современным детям интересны.

С учетом того, что использование дистанционных образовательных технологий в образовании на практике доказало свою эффективность и востребованность (мои ученики являются активными участниками и победителями в предметных онлайн-олимпиадах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа методического объединения учителей начальных классов МБОУ «Айшинской СОШ ЗМР РТ» по введению ФГОС в образовательный и воспитательный процесс» (из опыта работы).

Работа методичес кого объединения учителей начальных классов по внедрению ФГОс в начальную школу. (из опыта работы)...

План работы методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ №89 на 2013-2014 учебный год

Планирование работы методического объединения в начальной школе  Содержание и формы методической работы в начальной школе на 2013- 2014 учебный год...

План работы методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ №89 на 2013-2014 учебный год

Планирование работы методического объединения в начальной школе  Содержание и формы методической работы в начальной школе на 2013- 2014 учебный год...

План работы методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ №89 на 2013-2014 учебный год

Планирование работы методического объединения в начальной школе  Содержание и формы методической работы в начальной школе на 2013- 2014 учебный год...

План работы школьного методического объединения учителей начальных классов МБОУ «Верейская СОШ» на 2013-2014 учебный год

План работышкольного методического объединенияучителей начальных классов МБОУ «Верейская СОШ»на 2013-2014 учебный год...

Отчёт руководителя Методического объединения учителей начальных классов МБОУ "СОШ п. Искателей" Заполярного района.

В отчёте руководителя МО представлена работа всех педагогов начальной школы за период 2013-2014 учебного года....