Доклад на тему:"Методы педагогической диагностики и контроля качества обучения в начальных классах. Виды мониторинговых исследований. Отслеживание результатов исследований и работа над повышением уровня развития личности ученика
статья

Куртукова Ольга Александровна

 В докладе дан план и описаны методы педагогической диагностики и контроля качества обучения в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika.docx31.4 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время существует несколько определений педагогической диагностики:

– это процесс анализа результатов исследования личности педагогом и выдача рекомендаций его деятельности и межличностных отношений;

– это процесс распознания различных педагогических явлений, определений их состояния в конкретный момент времени на основе использования необходимых для этого параметров;

– это распознание профессионально-личных качеств педагога, уровня его творческого потенциала на момент обследования.

Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, прогнозирование дальнейшего развития событий. Таким образом,  педагогическая диагностика призвана:

- во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения,

- во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обученности,

- в-третьих, опираясь на выработанные критерии, свести к минимуму ошибки учащихся.

Сегодня педагогическая диагностика широко применяется на всех этапах деятельности учителя и на всех ступенях обучения. Существует множество методик проведения педагогических диагностик. Систематическое наблюдение учителя за своими учениками уже является диагностической деятельностью. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, прогнозирование дальнейшего развития событий

Основные принципы диагностики:

  •  краткость (при диагностировании познавательных способностей детей 5-6 лет считается целесообразным анализировать всего 7-8 умений);
  • комплексность методик (диагностируя наблюдательность, можно говорить о памяти, внимании, гибкости мышления, особенностях восприятия,  речи, овладении общеучебными умениями, конкретных знаниях детей);
  • прочность;
  • преемственностью.

В своей работе мы используем разные виды педагогической диагностики: полная, промежуточная, частичная, предварительная (вводная), итоговая (конечная).

Входная диагностика как раз и призвана определить пробелы в знаниях, которые необходимо устранить прежде, чем перейти к программе нового года или хотя бы включить в соответствующее повторение. Это позволяет сделать этап повторения пройденного более эффективным и, возможно, более коротким. Работу после повторения нельзя считать входной. Целями вводной  диагностики являются выявление исходного уровня состояния детей для составления программы развития детей, плана работы.

Целями промежуточной – оценка эффективности педагогических воздействий, своевременная коррекция программ развития, составление дальнейшего плана работы.

А целями итоговой – выявление достигнутого уровня развития способностей, экстренная необходимая коррекция для детей выпускных классов, комплексная оценка педагогической деятельности.

Используем следующие формы промежуточной диагностики: срезовый контроль, тестовые задания, ведение дневника наблюдений за ребенком, конкурсы, выставки и др.

 Из всех существующих на сегодняшний день методик диагностирования самой перспективной считается тестирование, но универсальным методом педагогического контроля оно не может быть, так как усвоение не всех умений и навыков можно проконтролировать при помощи тестов.  Применяемые в учебном процессе методы мониторинга, такие, как логико-смысловое моделирование проблем, массовые и экспертные опросы, анализ динамики процесса обучения, социологические наблюдения, эксперименты и т.п., обеспечивают надежную диагностику и способны оказывать коррекционно-упреждающее воздействие на младших школьников. Эффективность разработанных методов диагностики качества образовательного процесса должна проверяться на практике.На практике  применяем следующие методы: анкетирование учителей, учащихся и их родителей, индивидуальные беседы, наблюдение за учениками во время уроков и во внеурочной деятельности, метод экспертных оценок. Анкетирование использовалось для установления уровня сформированности УУД, мотивации обучения, познавательной активности и отношения к изучаемому предмету со стороны учащихся и их родителей, а так же определения качества организации образовательного процесса. Беседы с учениками позволили выявить их личное отношение к организации процесса обучения и изучаемым предметам. Наблюдение было направлено на исследование организации процесса обучения. Данный метод применялся также для определения сформированности УУД на основе разработанных критериев. Метод экспертных оценок дал возможность получить необходимую информацию от компетентных лиц. Комплексное использование методов позволило целостно оценить организацию процесса обучения и определить уровни сформированности УУД учащихся.

                                                                               План

внутришкольных мониторинговых исследований качества образования начальной школына 2019-2020 годы

Цель мониторинга

Объекты монитор

Виды мониторинга

Сроки  

Место

обсуждения

Корректирование и анализ

социального паспорта школы

Контингент

 обучающихся

Анкетирование

Сбор информации

1-я неделя

 сентября

ШМО

Анализ уровня

формирования

УУД обучающихся 1-4

классов

Обучающиеся  1-4 кла

Тестирование,

 контрольные срезы по

 русскому языку,

математике, технике

 чтения

Сентябрь,

 апрель

ШМО

Степень адаптации к

обучению  обучающихся 1-х

классов

Обучающиеся 1, 5 кла

Сбор информации

Анкетирование

3-4 неделя

 октября

Педагогичес-

кий совет

Уровень сформированности

общеучебных умений и

навыков

Обучающиеся 5 клас

Контрольные срезы по

 русскому языку,

 математике, технике  чтения ч   чтения

3-4 неделя

 октября

Педагогичес-

кий совет

Уровень воспитанности

обучающихся

Обучающиеся 1 - 11 кл

Диагностика

2-3 неделя

 января

ШМО

учите

Степень удовлетворённости

родителей обучающихся

образовательным

процессом

Родители обуча

Анкетирование

1-2 неделя

 ноября

Совет

гимназии

Уровень обученности

Обучающиеся

2-4 классов

Контрольные работы за

I полугодие

3-4 неделя

 декабря

Педагогичес-кий совекий совет

Качество и

результативность

педагогической работы

Учителя 1 –4

 классов классов

Анализ прохождения

 программ и качества

 обучения за I

 полугодие.

1-2 неделя

 января

МО

Уровень          сформированности

общеучебных умений и

навыков

Обучающиеся 4 класса

Контрольные срезы по

 русскому языку.

математике,

технике чтения

3-4 неделя

 мая

ШМО

Уровень обученности обучающихся

Обучающиеся 2 – 4 классов

Контрольные работы за учебный год

3-4 неделя мая

Педагогичес-кий совет

Степень удовлетворённости педагогов образовательным процессом в школе

Учителя 1 – 4 классов

Анкетирование

1-2 неделя мая

НМС

Качество и результативность педагогической работы

Учителя 1 – 4 классов

Анализ прохождения программ и качества обучения за учебный год

1-2 неделя июня

НМС

 Виды мониторинговых исследований:

  • мониторинг эффективности образовательного процесса на этапе достижения предметных результатов (достижение стандартов ЗУН),
  • мониторинг эффективности образовательного процесса на этапе формирования УУД обучающихся первой ступени,
  • мониторинг педагогической компетентности преподавателей,
  • мониторинг деятельности классных руководителей.

Мониторинг личностных качеств учащихся проводят классные руководители и психолог.

Мониторинг личностных качеств учащихся по ФГОС в %

классы

УРОВНИ

2016-20157  

2017-2018

2018-2019

2019-2020

Низкий

средний

высокий

Низкий

средний

высокий

Низкий

средний

высокий

Низкий

средний

высокий

1 классы

Уровень самооценки в %

38

25

37

20

35

45

31

33

36

12

55

33

Уровень сформированности Я образа в %

21

52

27

24

44

32

18

56

26

9

45

46

Коммуникативные действияв %

22

48

30

21

40

39

10

54

36

12

50

25

2  классы

Уровень самооценки в %

-

33

35

8

55

45

11

66

23

Уровень сформированности Я образа в %

-

44

45

-

62

38

-

60

35

Коммуникативные действия в %

13

51

36

-

67

22

-

56

41

Уровень сформированности Я образа в %

-

73

27

 

40

60

Коммуникативные действия в %

-

60

33

-

48

47

4 класс

Уровень самооценки в %

-

69

7

Уровень сформированности Я образа в %

-

65

35

Коммуникативные действия в %

-

60

35

Анализ мониторинга личностных качеств учащихся по ФГОС

Проведя анализ мониторинга личностных качеств  1-4 классов можно сделать следующие выводы по уровню самооценки - повышается уровень адекватной самооценки, понижается заниженный и завышенный уровни. По уровню сформированности Я образа – наблюдается динамика в формировании у учащихся  Я образа (определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности). Наблюдается динамика в развитии коммуникативных умений (потребность в общении со взрослыми и сверстниками, владение определенными вербальными и невербальными средствами общения, умение слушать собеседника).

        Сравнительные данные исследования уровня школьной мотивации по годам

                              Учебный  год

Уровень

2016-2017

2017-2018

2018-2019

2019-2020

Максимально высокий уровень

47-46,5%

65-59%

61-57%

56-50%

Хорошая школьная мотивация

24-23,5%

29-26%

30-28%

37-33%

Положительное отношение к школе

23-22,5%

14-12%

14-13%

20-17%

Низкая школьная мотивация

6-6,5%

2%

1%

-

Негативное отношение к школе

2%

1%

1%

-

Выводы мониторинга уровня мотивации учащихся обучающихся по ФГОС

По результатам мониторинга можно сделать вывод:

наблюдается снижение эмоционального напряжения, в результате создание положительного эмоционального настроения и атмосферы «безопасности» в группе, развитие внутренней активности детей.

88%  - У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, успешно справляются  с учебной деятельностью.

 17% - Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

       

  Сводная карта уровня воспитанности

 Школьники оценивались по признакам и уровням формирующихся качеств (от высокого уровня до недопустимого)

Признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции.

        Для среднего уровня воспитанности свойственны самостоятельность, появление саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция ещё отсутствует.

Низкий уровень воспитанности представляется слабым, ещё неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

       Недопустимый уровень воспитанности школьника характеризуется отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий.

  По итогам мониторинга делаем вывод: к 4 классу уменьшается процент обучающихся , имеющих недопустимый и низкий уровень  воспитанности и увеличивается процент обучающихся со  средним и высоким уровням.( Приложение 1)

Итак, я считаю, что трудно переоценить роль педагогической диагностики и контроля в работе учителя. Безусловно, традиционные способы оценки, существующие в системе образования, нуждаются в систематическом дополнении объективными методами. Методика педагогической диагностики требует научного обоснования. Конечно, не следует педагогическую диагностику сводить к простому тестированию, необходимо разумно использовать все формы оценки и контроля.

Учитель должен уметь сделать процесс обучения не только эффективным, но и интересным для детей. Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в обучении, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим, а, следовательно, он будет и развивающим,  и воспитывающим.

В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к урокам, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся, повышает эффективность самого процесса обучения.

Диагностические работы многое рассказывают о детях, об их способностях. По  результатам итоговой диагностики вносится серьезные коррективы в последующую работу. Однако при проведении такого рода работы мы никогда не забываем основные заповеди:

  • Не навреди!
  • Соблюдай этические нормы и правила!
  • Не воспринимай результаты как нечто раз и навсегда данное!

  • Не увлекайся диагностикой: изучая, понимай и помогай!
  • Ставь цели, для чего и для кого это нужно!
  • Сотрудничай с психологом для осуществления технологии и интерпретации результатов!
  • Пользуйся только проверенными методиками!

                                                                                                                                                     Приложение 1

Сводная карта уровня воспитанности

Классы

Волевые качества:

смелость, решительность, настойчивость,    самообладание, авторитет в классе

Отношение к делу: общественная активность, трудолюбие,  ответственность, организованность, аккуратность.

Отношение к учёбе: заинтересованность, любознательность,

    инициативность, стремление к новым знаниям.

Отношение к людям: коллективизм, честность, правдивость,

    справедливость, бескорыстие, общительность, чувство товарищества, отзывчивость, вежливость, тактичность.

Отношение к себе: скромность, уверенность в себе, самокритичность,

     умение рассчитывать свои силы, стремление к успеху,  самоконтроль.

Недопуст.

Низкий

Средний

Высокий

Недопуст.

Низкий

Средний

Высокий

Недопуст.

Низкий

Средний

Высокий

Недопуст.

Низкий

Средний

Высокий

Недопуст.

Низкий

Средний

Высокий

1 классы

2 классы

3 классы

4 классы

                                                                                                                                                                                                         Приложение 2

Сводный мониторинг уровня профессионально-педагогических умений педагога

Мобилизационные умения

Информационные умения

Развивающие умения

 Ориентационные умения

 Персептивные умения

Умение педагогического общения

Аналитические умения

Прогностические умения

Проективные умения

Рефлективные умения

Самообразовательные умения

Формирование умственной мотивации профессионального развития

Умение обновлять знания и совершенствовать педагогические умения

владеет в совершен-

стве

владеет в общем виде

не

 владеет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение методической недели в начальной школе по теме «Современные педагогические информационные, компьютерные и игровые технологии в начальных классах, их роль в образовательном процессе»

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы гимназии, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрас...

ПЛАН РАБОТЫ творческой лаборатории учителей начальных классов по теме «Системная интеграция информационно – коммуникационных технологий в целях повышения качества обучения.»

Цели: Проектирование, внедрение, изучение и распространение в работе учителей инновационных методик, приобщение преподавателей к использованию ИКТ в работе.Задачи работы творческой лаборатории по теме...

Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов «Развитие творческой активности младших школьников – одно из основных условий повышения качества образования».

Материал из опыта работы по темеРазвитие творческой активности младших школьников – одно из основных условий повышения качества образования».               ...

"Методы и формы организации контроля результатов обучения в начальной школе"

В данном разделе я хоту познакомить Вас с различными формами контроля и оценки результатов обучения в начальной школе, которые рекомендованы Министерством образования России и которые используют учите...

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

Психологи утверждают, что для развития логического мышления, природой отведены определенные возрастные рамки, примерно соответствующие по срокам обучению в начальной школе. Опоздание с развитием логик...

Повышение качества образования обучающихся начальных классов. Воспитывающая роль каждого предмета на личность обучающихся

Повышение качества образования обучающихся начальных классов. Воспитывающая роль каждого предмета на личность обучающихся...

Инновационные системы контроля при обучении учащихся начальных классов

ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...