«Технология смыслового чтения».
методическая разработка (1, 2, 3 класс)

Долгова Екатерина Викторовна

«Технология смыслового чтения».

          Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

      Ученые установили, что на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые остальные факторы. Без чтения – нет учения. Перед учителем стоит задача эффективного использования приемов смыслового чтения на уроках.

     Смысловое чтение -  умение воспринимать текст как единое смысловое целое.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.Для работы с текстом  читатель выбирает свои стратегии. 

    Стратегии смыслового чтения - это комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Стратегиальный подход учит анализировать, отбирать,  интегрировать и  воспитывает независимого, мыслящего читателя. В случае успеха ученик запоминает свои способы и переносит их в другие ситуации, что делает стратегию универсальной.

      Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной  программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.

Составляющие смыслового  чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:

  • в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
  • в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
  • в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
  • в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

 

Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы на каждом уроке и дома: до чтения, во время чтения и после чтения. К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие:

  • выделение главного в тексте;
  • составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
  • умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
  • грамотно пересказать прочитанный текст.
  • умение составить план прочитанного;
  • воспроизводить текст по предложенному плану;
  • умение пользоваться образцами решения задач;
  • запоминание определений, формул, теорем.
  • работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);
  • использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях;
  • подтверждение научных фактов;
  • конспектирование новой темы.

    Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения или предтекстовые задания.

 II этап. Работа с текстом во время чтения или текстовые задания

 III этап. Работа с текстом после чтения или послетекстовые задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_smyslovogo_chteniya.docx104.99 КБ

Предварительный просмотр:

        «Технология смыслового чтения».

          Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

      Ученые установили, что на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые остальные факторы. Без чтения – нет учения. Перед учителем стоит задача эффективного использования приемов смыслового чтения на уроках.

     Смысловое чтение -  умение воспринимать текст как единое смысловое целое.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.Для работы с текстом  читатель выбирает свои стратегии. 

    Стратегии смыслового чтения - это комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Стратегиальный подход учит анализировать, отбирать,  интегрировать и  воспитывает независимого, мыслящего читателя. В случае успеха ученик запоминает свои способы и переносит их в другие ситуации, что делает стратегию универсальной.

      Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной  программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.

Составляющие смыслового  чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:

  • в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
  • в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
  • в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
  • в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы на каждом уроке и дома: до чтения, во время чтения и после чтения. К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие:

  • выделение главного в тексте;
  • составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
  • умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
  • грамотно пересказать прочитанный текст.
  • умение составить план прочитанного;
  • воспроизводить текст по предложенному плану;
  • умение пользоваться образцами решения задач;
  • запоминание определений, формул, теорем.
  • работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);
  • использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях;
  • подтверждение научных фактов;
  • конспектирование новой темы.

    Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения или предтекстовые задания.

 II этап. Работа с текстом во время чтения или текстовые задания

 III этап. Работа с текстом после чтения или послетекстовые задания.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

     Предтекстовые стратегии (приемы) нацелены на постановку задач чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, а также на создание мотивации к чтению. Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось лишь одно задания «Прочитать текст», а основное внимание уделялось контролю понимания прочитанного, то теперь мы знаем, что чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат. К наиболее распространенным приёмам, которые используются мной, относятся стратегии  «Мозговой штурм», «Ассоциативный куст», «Лови ошибку», « Антиципация»
Главная задача педагога: заинтересовать ребёнка так, чтоб он захотел прочитать рассказ или книгу.

«Мозговой штурм»

Цель - актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.

Алгоритм реализации приема:

  1. Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
  2. Ассоциации записываются на доске.
  3. Педагог может добавить различную информацию.
  4. Чтение текста. Сравнение информации с той, что узнали из текста.

        

Целью стратегии « Лови ошибку» является  формирование умений  читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников,  на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации.

  Заранее подготавливаю текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагаю учащимся выявить допущенные ошибки. Ребята анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Например, учащимся 3 класса при изучении темы «Правописание приставок и предлогов» было предложено задание выявить в тексте допущенные ошибки.

   Далее предлагаю изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

https://bigslide.ru/images/1/354/960/img13.jpg

 «Антиципация»

Цель – смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.

Алгоритм реализации приема:

Предлагается прочитать заглавие текста. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте? (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения, предшествующей тексту иллюстрации).

«Ассоциативный куст»

Например, перед  анализом  стихотворения  Д.Хармса, С. Маршака «Весёлые чижи» ученикам  было предложено записать (назвать) свои ассоциации к слову «Весёлый». Так мы создали «Ассоциативный куст». Ребята назвали такие слова, как улыбающийся, добряк, смешной  и т.д. Затем прочитали текст стихотворения   и посмотрели, адекватна ли информация, данная ими   тому, что мы узнали из текста.

Приём  «Верные и неверные утверждения»  
 Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+»,  не верно – «-».
Приём «Верите  ли вы…» 
Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. 
Проводится в начале урока, после сообщения темы.

2этап. Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений).

Главная задача педагога: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.

К приемам текстовой деятельности относятся:

  1. «Чтение вслух»
  2. «Чтение про себя с вопросами»
  3. «Чтение с остановками»
  4. «Чтение про себя с пометкой»

«Чтение вслух»

Цель - проверка понимания читаемого вслух текста.

«Чтение про себя с вопросами»

Цель  - научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.

«Чтение с остановками»

Цели - управление процессом осмысления текста во время его чтения.

 «Чтение про себя с пометками»

Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.

Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.

На этом этапе многие используют приём «Инсерт»  
Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.
Чтение индивидуальное. 
Читая, ученик делает пометки в тексте: 
Уже знал (V);Узнал новое; (+)Думал иначе;  (–)Не понял, есть вопросы (?)Работа с незнакомыми словами.

     Развитие читательского воображения.

Конечно же, огромную роль играет и работа с иллюстрациями художников, их рассматривание и анализ.

Кроме этого, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, элементов интерьера будет также способствовать «пробуждению» воображения.

Не следует забывать о значении таких приемов, как инсценирование как отдельных эпизодов, так и всего произведения. При этой работе детям придется не раз перечитать текст,

3этап. Работа с текстом после чтении.

   Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

    2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

    3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

    4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной

Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.

Первым и важным этапом становится определение типа и предмета книги ориентировочно по названию и титульному листу.Затем нужно научиться находить основную мысль текста. Хорошие тексты, как правило, имеют четкую и очевидную структуру.Ознакомившись с сутью и структурой произведения, читателю следует выяснить, какие проблемы затрагивает автор.

На этом этапе применяются многю такие приёмы:

 «Тонкие» и « толстые» вопросы 
 «Учимся задавать вопросы  разных типов» – « Ромашка Блума»  

Отношения между вопросом и ответом»

«Тайм-аут»

 «Вопросы после текста»

«Отношения между вопросом и ответом»

Цели - обучение пониманию текста.

Один из самых эффективных послетекстовых приемов. От остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не аонял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа.

Рассмотрите схему «Где ответ?»

Ответ на вопрос может быть в тексте или в слове читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении текста) или в нескольких его частях.

 «Тайм-аут»

Цели - самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.

Алгоритм реализации приема:

1. Чтение первой части текста. Работа в парах.

2. Задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, выносятся вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.

«Вопросы после текста»

Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов», предполагает баланс между группами вопросов к:

- фактической информации текста, изложенной вербально;

- подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;

- концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста.

К этим трем группам вопросов сегодня добавляют четвертую – группу оценочных, рефлексивных вопросов, связанных с критическим анализом текста.

Восстановите последовательность сказки, расставив номера.

5. Рефлексия.

«АНКЕТА-ГАЗЕТА» 

 На листе бумаги я предлагается выразить свое отношение, дать оценку состоявшегося взаимодействия в виде рисунков, дружеских шаржей, карикатур, стихотворных строк, небольших прозаических текстов, пожеланий, замечаний, предложений, вопросов и т.п.

Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом:

                       

I этап. Работа с текстом до чтения (предтекстовый).

«Мозговой штурм»Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?        

 « Лови ошибку» Заранее подготавливаю текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагаю учащимся выявить допущенные ошибки. Ребята анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.Этот приём исподьзую и до новой темы и после(выявить пробелы).

«Антиципация»

Цель – смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.

Предлагается прочитать заглавие текста, просмотр иллюстрации. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?

«Ассоциативный куст»

Например,  стихотворение Д.Хармса, С. Маршака «Весёлые чижи» ученикам  было предложено записать (назвать) свои ассоциации к слову «Весёлый». Так мы создали «Ассоциативный куст». Ребята назвали такие слова, как улыбающийся, добряк, смешной  и т.д. Затем прочитали текст стихотворения   и посмотрели, адекватна ли информация, данная ими   тому, что мы узнали из текста.

Приём  «Верные и неверные утверждения»  
 Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+»,  не верно – «-».
Приём «Верите  ли вы…» Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. 
Проводится в начале урока, после сообщения темы.

 II этап. Работа с текстом во время чтения или текстовые задания

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений).

Главная задача педагога: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.

К приемам текстовой деятельности относятся:

  1. «Чтение вслух»
  2. «Чтение про себя с вопросами»
  3. «Чтение с остановками». Приём«Тайм-аут»

Цели - самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.

Алгоритм реализации приема:. Чтение первой части текста. Работа в парах. Задают друг другу вопросы уточняющего характера.

     4.«Чтение про себя с пометкой» Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить. Могие используют приём «Инсерт»  
Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.Читая, ученик делает пометки в тексте: 
Уже знал (V);Узнал новое; (+)Думал иначе;  (–)Не понял, есть вопросы (?)Работа с незнакомыми словами.

 III этап. Работа с текстом после чтения.

«Тонкие» и « толстые» вопросы 
 «Учимся задавать вопросы  разных типов»   

«Вопросы после текста»

«Восстановите последовательность сказки, расставив номера»

     Итак, правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология смыслового чтения позволяет вырабатывать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.

    Можно сказать, что постоянная и терпеливая работа с текстом на любом уроке и учебном предмете научит ребёнка максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую информацию, работать с художественными, научно-популярными, деловыми текстами при работе на уроках по разным школьным предметам.

Я согласна со словами  известного педагога В.В. Давыдова, что «Школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственные задатки...

Литература

Адлер М. Как читать книги. – М.: 2011. – 344 с.

Галактионова Т.Г., Казакова Е.И., Гринева М.И. и др. Учим успешному чтению. – М.: Просвещение, 2011. – 88с.

Граник, Г.Г.Когда книга учит / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М. : Педагогика, 1991. – 256 с.

Дерновский И. Инновационные педагогические технологии

Королева Г.В. Технология эффективного чтения. – Ростов-на-Дону: 2009. – 307 с.

Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. – М.: ШБ, 2005.

Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

Сметанникова Н.Н. Стратегия воспитания лидеров чтения. / Н.Н. Сметанникова // Homo Legens. – 3 – М.: ШБ, 2006.

Сметанникова Н.Н. «Описание стратегий смыслового чтения». [Электронный ресурс]/ - Режим доступа:  sites.google.com .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).

Цель моего урока:  познакомить ребят с новым литературным  произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...

Мастер - класс "Технология смыслового чтения"

Мастер - класс "Технология смыслового чтения"....

Технология смыслового чтения "Облако слов"

Данная презентация поможет познакомиться с технолигией смыслового чтения "Облако слов", просмотреть примеры использования на различных уроках в начальной школе...

Статья "Реализация технология смыслового чтения в начальной школе"

Технология продуктивного чтения - это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приём чтения полноценное воспр...

Презентация «Применение технологии смыслового чтения на уроках в начальной школе»

«Применение технологии смыслового чтения на уроках в начальной школе» ...

Мастер класс "Технология смыслового чтения"

Мастер класс "Технология смыслового чтения"...

Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".

Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...