анализ ВПР - 4 класс 2019
материал (4 класс)

Охохонина Надежда Викторовна

Анализ Всероссийских проверочных работ в 4 классе по русскому языку, математике, окружающему миру за 2018-19 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сводный анализ ВПР 4 2019 год120.28 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

Всероссийских проверочных работ в 4 классе

в  МБОУ Таятской ООШ

апрель

2018-2019 учебный год

       В соответствии с  приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.01.2019 №84 «О проведении мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в 2019 году»,  согласно утверждённому графику проведения ВПР в апреле 2019 года проводились проверочные работы для обучающихся 4 класса по следующим предметам:

15 апреля - русский язык в форме диктанта

16 апреля - русский язык в форме тестирования

22 апреля – математика

24 апреля – окружающий мир

       Полученные данные позволяют проанализировать уровень образовательных достижений по русскому языку, математике, работе с текстом, окружающему миру выявить недостатки и подготовить методические рекомендации для учителя.

Русский язык

      Во Всероссийской проверочной работе в 2018-19 учебном году приняли участие 6 обучающихся 4 класса. Не  участвовали  в тестировании трое обучающихся (по болезни) и один, обучающийся по АООП (ОВЗ умственная отсталость).

      Работа по русскому языку содержала две части (диктант с грамматическим заданием, тестовая часть)

Часть 1. Диктант

Основной целью работы была проверка и оценка способности выпускников начальной школы использовать полученные в процессе изучения русского языка знания для практического их применения. Работа строилась на материале планируемых результатов, которые относятся к блоку «Выпускник научится». Полнота проверки обеспечивалась за счет включения в текст диктанта и грамматических заданий, составленных на материале основных разделов курса русского языка в начальной школе: фонетика, состав слова, морфология, синтаксис, правописание, развитие речи. Содержание заданий итоговой работы обеспечивало полноту проверки подготовки учащихся на базовом уровне и возможность зафиксировать достижение учащимся этого уровня.

Результаты выполнения проверочной работы по русскому языку (диктант)

год

Кол-во

 уч-ся

Выполняли работу

0

баллов

1

балл

2

балла

3 балла

4

балла

5

баллов

6

баллов

7

баллов

2016-17

15

14

1

-

2

1

4

5

1

-

2017-18

14

6

-

2

1

1

-

2

-

-

2018-19

10

6

-

-

-

-

1

-

4

1

Результаты выполнения грамматического задания

год

Кол-во

 уч-ся

Выпол

няли работу

0 баллов

1

балл

2

балла

3 балла

4

балла

5 баллов

6

баллов

7

баллов

2016-17

15

14

2

2

2

2

3

-

1

2

2017-18

14

6

2

-

-

-

2

-

-

1

2018-19

10

6

-

-

-

-

1

-

1

4

       Из таблиц видим, что в нынешнем году учащиеся получили за диктант большее количество баллов, по сравнению с работами прошлых лет. При выполнении грамматического задания высокий уровень за три года обучающиеся 4 -го класса показали в 2018-19 учебном году.

 Максимальный балл за выполнение задания – 7 .                                                                                                                                                                                                                  

Часть 2.

Содержание заданий Части 2 работы обеспечивало полноту проверки подготовки учащихся на базовом уровне и возможность зафиксировать достижение учащимся этого уровня. За счет включения заданий повышенного уровня сложности, также составленных на основе планируемых результатов блока «Выпускник научится», работа давала возможность осуществить более тонкую дифференциацию учащихся по уровню подготовки и зафиксировать достижение четвероклассником обязательных для овладения планируемых результатов не только на базовом, но и на повышенном уровне.

Часть 2 работы преследовала две основные цели:

1) проверка и оценка способности выпускников начальной школы применять полученные в процессе изучения русского языка знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами русского языка;

2) проверка и оценка максимальных возможностей учащихся применять полученные знания и умения в процессе решения творческих задач.

Работа  включала задания, оценивающие достижение планируемых результатов  не только блока «Выпускник научится», которые относятся к содержанию обучения, подлежащему обязательному изучению и последующему контролю за его усвоением каждым учащимся, но и блока «Выпускник получит возможность научиться», которые относятся к  содержанию обучения, которое подлежит изучению, но не является объектом обязательного контроля и не подлежит индивидуальной оценке образовательных достижений, но при этом может проверяться в ходе мониторинговых исследований качества начального образования для оценки системы начального образования.

Таким образом, результаты выполнения работы дали возможность охарактеризовать состояние системы начального образования через определения уровня базовой подготовки учащихся и их способности выполнять задания повышенного уровня сложности.  

Результаты выполнения тестовой части по русскому языку

 

Год

Кол-во

 уч-ся

Выполняли работу

0-14

балла

15-19

баллов

20-24

балла

25-29

баллов

2016-17

15

14

9

4

1

-

2017-18

14

6

3

3

-

-

2018-19

10

6

2

2

2

-

 

Итоговый результат выполнения заданий по русскому языку

Год

Кол-во

 уч-ся

Выполняли работу

0-13

баллов

14-24

балла

25-34

баллов

35-43

балла

2016-17

15

14

2

7

5

-

2017-18

14

6

1

4

1

-

2018-19

10

6

-

2

3

1

 

Сравнительный анализ по русскому языку

Качественная оценка результатов выполнения проверочной работы по русскому языку

Год

Кол-во

 уч-ся

Выполняли работу

«5»

«4»

«3»

«2»

Средний балл

Качество

2016-17

15

14

1

4

7

2

3,3

36%

2017-18

14

6

0

3

2

1

3,3

50%

2018-19

10

6

2

2

2

0

4

67%

 Сравнительный качественный анализ проверочной работы по русскому языку

     Анализ результатов проверочной работы по русскому языку позволяет отметить хороший уровень сформированности  индивидуальных достижений у обучающихся 2018-19 учебного года. Уровни достижения результатов  соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Средний балл 2018-19 года выше по сравнению с предыдущими годами на 0,7 балла, качество в 2019 учебном году выше, чем в 2018 на 17% и на 31% выше, чем в 2017 году.  

На высоком уровне у учащихся 4 класса сформированы следующие предметные действия:

  • Умение классифицировать согласные звуки. Характеризовать звуки русского языка: согласные звонкие/глухие;
  • Умение строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме по содержанию прочитанного текста. Задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
  • Умение распознавать главные члены предложения. Находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
  • Умение распознавать части речи. Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи;
  • Умение распознавать имена существительные в предложении, распознавать грамматические признаки имени существительного / Проводить морфологический разбор имен существительных по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; находить в тексте предлоги с именами существительными, к которым они относятся;
  • Умение классифицировать слова по составу. Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Вместе с этим анализ результатов выполнения ВПР позволил выделить несколько «болевых» точек в подготовке выпускников начальной школы по русскому языку.

  • Умение распознавать правильную орфоэпическую норму. Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
  • Умение распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении; адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Определять тему и главную мысль текста;
  • Умение составлять план прочитанного текста (адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости) в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • Умение распознавать глаголы в предложении. Распознавать грамматические признаки слов, с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи;
  • Умение распознавать имена прилагательные в предложении, распознавать грамматические признаки имени прилагательного / Проводить морфологический разбор имен прилагательных по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора.

Предложения по устранению недостатков

  • В рамках реализации междисциплинарных программ ФГОС НОО «Формирование универсальных учебных действий» и «Чтение. Работа с текстом» необходима организация работы с текстом и другими источниками информации на каждом уроке по любому предмету.
  • Следует продумать работу с различными источниками информации.
  • Для анализа важно отбирать тексты разных стилей, родов и жанров.
  • Особое внимание следует обратить на работу с информационными текстами.
  • Методика работы с текстом должна быть дополнена его маркировкой, работой со структурными частями текста, сопоставлением информации текста с информацией другого текста, иллюстрации, репродукции картины, таблицы, диаграммы  и т. п.
  • Формировать умения находить, обрабатывать и оценивать информацию текста.
  • Организовать работу по формированию умения извлекать информацию из текстов для различных целей.
  • продолжить работу над классификацией слов по составу.

Математика

       

      В проверочной работе по математике в 2018-19 учебном году приняли участие 6 обучающихся 4 класса. Не  участвовали  в тестировании  один, обучающийся по АООП (ОВЗ умственная отсталость), трое обучающихся  отсутствовали  на занятиях по состоянию здоровья.

    Основной целью работы была проверка и оценка способности выпускников начальной школы использовать полученные вычислительные навыки, операции с числами, умение решать задачи, оперировать на практике с числами и величинами.

Проверочная работа по математике включала 12 заданий.

Максимальный балл за выполнение заданий – 18

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Выполняли

работу

6

Справились

6

5

6

2

4

6

2

4

4

0

3

0

Не справились

0

1

0

4

2

0

4

2

2

6

3

6

В работе обучающиеся показали следующие знания (сравнительно по годам)

 Год  

Кол-во

 уч-ся

Выполняли работу

0-5

баллов

6-9

баллов

10-12

баллов

13-18

баллов

2016-17

15

15

2

5

4

4

2017-18

14

6

-

1

3

2

2018-19

10

6

-

2

2

2

     Из таблицы видим, что в 2016-17 учебном году количество человек, набравших большее количество баллов больше, чем в следующих годах, хотя есть и такие, кто набрал наименьшее количество баллов.

Качественная оценка результатов проверочной работы по математике:

 Год  

Кол-во

 уч-ся

Выполняли работу

«5»

«4»

«3»

«2»

Средний балл

Качество

2016-17

15

15

4

4

5

2

3,7

53%

2017-18

14

6

2

3

1

0

4,1

83%

2018-19

10

6

0

4

2

0

3,6

67%

 Сравнительный анализ проверочной работы по математике

       

          Анализ результатов проверочной работы по математике позволяет отметить в 2018-19 учебном году средний уровень сформированности математических достижений у обучающихся 4-го класса, по сравнению с прошлыми годами. Качество в 2019 году выше на 14%, чем в 2017 году, но ниже на 16%, чем в 2018 году.

 Обучающиеся 4го класса показали хороший уровень сформированности следующих умений:

- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел,

- вычислять значение числового выражения (содержащего 2-3 арифметических действий)

-записывать и сравнивать величины,

-выполнять письменно действия с многозначными числами.

- интерпретировать информацию (объяснять, сравнивать и обобщать данные)

     В то же время, анализ результатов проверочной работы по математике позволяет выявить недостатки при выполнении обучающимися тестовой работы, а именно, низкий уровень сформированности следующих умений:

- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости,

- решать задачи в 3-4 действия,

- устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи.

- демонстрировать овладение основами логического и алгоритмического мышления.

Выводы и рекомендации

Полученные  результаты  проверочной работы по математике  в 4м классе позволяют дать некоторые рекомендации по совершенствованию процесса преподавания предмета.

  1. Усилить работу, направленную на формирование умений анализировать текстовые задачи, используя схемы, таблицы
  2. Взять на особый контроль формирование умений решать задачи, связанные со сравнением величин
  3. Обратить особое внимание на формирование по решению задач с основами логического и алгоритмического мышления.
  4. Включить в планирование внеурочной деятельности задачи на развитие логического и алгоритмического мышления, сравнение величин, задачи связанные с бытовыми жизненными ситуациями.

Окружающий мир

        В проверочной работе по окружающему миру  приняли участие 6 обучающихся 4-го класса. Не  участвовали  в тестировании один, обучающийся по АООП (ОВЗ умственная отсталость), трое обучающихся  отсутствовали  на занятиях по состоянию здоровья.

       Тексты ВПР разработаны в соответствии с требованиями  ФГОС начального общего образования с учетом примерных образовательных программ. Проверочные работы по формату приближены к традиционным контрольным работам.

Основной целью работы была проверка и оценка способности выпускников начальной школы использовать полученные в процессе изучения окружающего мира знания. Работа строилась на материале планируемых результатов, которые относятся к блоку «Выпускник научится». Полнота проверки обеспечивалась за счет включения заданий, составленных на материале основных разделов курса окружающего мира в начальной школе:                  

- Земля — планета Солнечной системы;

- природные зоны России;

 - особенности природы своего края;

- исторические периоды;

- государственную символику и государственные праздники.

 Содержание заданий итоговой работы обеспечивало полноту проверки подготовки учащихся на базовом уровне и возможность зафиксировать достижение учащимся этого уровня.

Проверочная работа по окружающему миру включала 10 заданий.

Максимальный балл за выполнение заданий – 31 баллов.

В работе обучающиеся показали следующие знания

Год

Кол-во

 уч-ся

Выполняли работу

0-7

баллов

8-16

баллов

17-24

баллов

25-30

баллов

2016-17

15

15

1

8

5

1

2017-18

14

6

0

1

3

2

2018-19

10

6

0

1

3

2

       Из таблиц видим, что максимальное количество баллов  обучающиеся набирали в этом и в прошлом годах.

Качественная оценка результатов проверочной работы по окружающему миру:

Год

Кол-во

 уч-ся

Выполняли работу

«5»

«4»

«3»

«2»

Средний балл

Качество

2016-17

15

15

1

4

9

1

3,3

33%

2017-18

14

6

2

3

1

0

4,1

83%

2018-19

10

6

0

5

1

0

3,8

83%

       

       Из таблиц видно, что средний балл в 2019 году выше, чем в 2017 году на 0,5 балла. Но ниже, чем в 2018 году на 0,3 балла. Качество знаний остаётся на том же уровне, что и в прошлом году и составило 83%, это выше 2017 года на 50%    

     Результаты ВПР по окружающему миру  показали  сформированность основных предметных действий у обучающихся 4-го  класса. Выявлено, что учащиеся умеют на хорошем уровне:

  1. Находить  материки по очертанию и определять место обитания животных.
  2. Знают строение организма человека.
  3. Умеют формулировать правила поведения в природе по условным знакам.
  4. Составлять небольшой связный текст на заданную тему.
  5. Хорошо знают название, главный город региона, в котором проживают.

Выводы и рекомендации.

     

       Обучающиеся 4 класса в целом справились с предложенной работой и показали, базовый уровень достижения предметных и метапредметных результатов, однако  результаты отдельных заданий требуют доработки по устранению недочётов.   На уроках окружающего мира необходимо:

  1. развивать умение владеть широким арсеналом приемов рассуждений;
  2. учить понимать содержание заданий;
  3. систематически работать над формированием умения самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
  4. применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

     

Предложения по устранению недостатков

  • Следует продумать работу с различными источниками информации.
  • Особое внимание следует обратить на работу с информационными текстами.
  • Формировать умения находить, обрабатывать и оценивать информацию.
  • Организовать работу по формированию умения извлекать информацию из разных источников.
  • Включать в рабочие программы и программы внеурочной деятельности практические работы с проведением опытов и использование лабораторного оборудования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

анализ адаптации первоклассников 2019 - 2020

Анализ результатов адаптации первоклассников...

Анализ воспитательной работы 2019/2020 г.

Анализ воспитательной работы 1 в класса за 2019-2020 учебный год...

Анализ воспитательной работы 2019-2020 уч.г.

Анализ воспитательной работы...

Анализ воспитательной работы 2019-2020 уч.г.

Анализ воспитательной работы 2019-2020 уч.г....

Презентация "Анализ результатов ВПР 2019 г."

Презентация к выступлению по теме "Анализ результатов ВПР 2019 г....