Инклюзия в обучении детей с особенными потребностями.
классный час (4 класс)

Шкарлет Марина Михайловна

  Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, языковых и других особенностей, включены в общую систему образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuziya_v_obuchenii_detey_s_osobymi_potrebnostyami.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

                Инклюзия в обучении детей с особенными потребностями

                                                                                       

    Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» охватывает всех учащихся, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы. Общепринятый термин «дети с особыми образовательными потребностями» делает ударение на необходимости обеспечения дополнительной поддержки в обучении детей, которые имеют определенные особенности в развитии. Детьми с особыми образовательными потребностями могут быть как дети с психофизическими нарушениями или ограниченными возможностями здоровья, так и дети, не имеющие таковых.

   Термин «особые потребности» используется в отношении лиц, чья социальная, физическая или эмоциональная особенность требует специального внимания и услуг.    До недавнего времени термин «дети с особыми образовательными потребностями» рассматривался как категория детей, юридически определяемых как «дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).    В настоящее время наряду с традиционным выделяется такой термин, как «особые образовательные потребности одаренных детей». Также особыми можно назвать образовательные потребности детей с нарушениями в поведении, педагогически запущенных детей, леворуких детей.

   Одна из важнейших задач государственной политики в области образования- реализация прав детей с особыми образовательными потребностями. В связи с вступлением в силу нового Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие «инклюзивное образование» - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.  Инклюзивные подходы поддерживают таких детей в обучении и достижении успеха. Участниками инклюзивной системы становятся: дети с особыми образовательными потребностями, их здоровые сверстники, педагогический состав, работники образовательных учреждений, родители.            

    Инклюзия — это подход и философия, которая предполагает, что все ученики получают больше возможностей и в плане социальном, и в плане учебы. Инклюзия —способствует тому, чтобы каждый ученик мог проявить себя, чувствовал себя нужным, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены.                          

    Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, языковых и других особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

    Инклюзивное образование исключает любую попытку дискриминации детей.

    Обучение станет более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).    

    Инклюзия означает  раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям. Инклюзия учитывает потребности, так же как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

    При планировании уроков в рамках инклюзивного обучения мною  включаются  общеобразовательные и коррекционно-развивающие задачи. Также при планировании уроков учитываю, какая деятельность приносит ребёнку удовольствие, опираюсь на его сильные стороны. Прогнозирую характер ожидаемого результата от познавательных действий, какие могут возникнуть препятствия, как их устранить. Чтобы заинтересовать уроком стараюсь правильно выбрать мотив, методы, формы, содержания обучения, уровень сложности заданий. Обязательно учитываю психолого-педагогическую характеристику на ребёнка, задачи коррекционно-развивающей работы, содержание программы, уровень подготовленности ребёнка, состояние его здоровья. В своей работе использую тактильные, зрительные поддержки. Стараюсь правильно подобрать тактику, приёмы деятельности. Всегда помню, что планирование должно быть направлено на развитие ребёнка.

    Для оценки качества инклюзивного образования необходимо мониторинговое исследование, которое любой момент позволяет судить о состоянии ученика и может спрогнозировать его развитие.

    Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для доступа детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах.

    Для того чтобы успешно внедрять инклюзивное обучение, мною решаются следующие  проблемы:

- выстраиваю образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие особенностей и потребностей детей;

-дети, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению совместно с обычными детьми;

- создаю такие условия на основе педагогических методов, целью которых прежде всего является удовлетворение особых потребностей, что повышает эффективность образования;

- для удовлетворения различных потребностей подход к преподаванию и обучению стараюсь делать более гибким.  

   Приобретённый мною опыт подсказал некоторые преимущества инклюзивного образования:

-дети демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия;

- улучшаются навыки коммуникации;

- дети с особенностями развития имеют более насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение навыков и достижений.

    В нашей активно используется инклюзивное образование. В результате деятельности мне удалось наладить взаимоотношения со всеми детьми. При работе с такими детьми я сделала вывод о возрастающей необходимости совместной работы  педагога,  психолога, медика, которую мы плодотворно используем в нашей деятельности. Только совместное обучение, совместный труд, совместное преодоление трудностей и празднование небольших побед смогут воспитать гармоничную всестороннее развитую личность.

   Инклюзивное образование – прогрессивный шаг в развитии образования детей с особыми образовательными потребностями. Оно становится широко распространенной практикой в образовании «особых» детей.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игротерапия как психолого-педагогическая технология обучения детей с особыми образовательными потребностями в классах КРО.

Сегодня успешное функционирование образовательного учреждения становится немыслимым без квалифицированной коррекционно-развивающей работы с...

Организационно-методические подходы к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии.

В статье представлены организационно-методические подходы, позволяющие учителю создавать условия для преодоления трудностей в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....

Игровые технологии в обучении детей с особенностями психофизического развития.

Роль игры в формировании познавательной активности и развитии творческих способностей детей в развитии умения самостоятельно добывать знания....

Инклюзивное обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе

Доклад на районом методическом объединении учителей начальных классов...

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении детей с особыми образовательными потребностями

Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» охватывает всех обучающихся, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы. Общепринятый термин «дети с особыми образ...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....

форсайт-центра «Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной организации»

форсайт-центра «Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной организации»...