Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: "Классификация специфических речевых ошибок"
учебно-методический материал

Иванова Марина Васильевна

Одной из причин неуспеваемости учащихся начальных классов являются нарушения устной и письменной речи, которые затрудняют овладение правильным чтением и  грамотным письмом. Нарушения чтения и письма оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего развития ребёнка.

Отсюда, задача педагога - выявить расстройства письменной и устной речи, планирование и проведение  коррекционно-развивающей работы по преодолению имеющихся речевых недостатков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassifikatsiya_rechevyh_oshibok.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова М.В.

Классификация специфических речевых ошибок.

МОУ СОШ № 8 с углублённым изучением математики

(г. Старая Русса, Новгородской обл.)

Одной из причин неуспеваемости учащихся начальных классов являются нарушения устной и письменной речи, которые затрудняют овладение правильным чтением и  грамотным письмом. Нарушения чтения и письма оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего развития ребёнка.

Отсюда, задача педагога - выявить расстройства письменной и устной речи, планирование и проведение  коррекционно-развивающей работы по преодолению имеющихся речевых недостатков.

Нарушение письменной речи принято обозначать терминами  дислексия, дисграфия, дизорфография. Применительно к младшим школьникам, точнее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.

 Дисграфия в чистом виде встречается крайне редко, чаще это:

- сочетание различных видов дисграфии;

- переплетение с дизорфографией или дислексии.

Основными симптомами дисграфии являются ошибки, которые не регулируются применением орфографических правил и носят стойкий характер.

Для  дизорфографии характерны стойкие ошибки, связанные с трудностью усвоения учащимися орфографических умений и навыков, применением их на письме, при несформированности морфологического анализа или стойкой неспособности овладеть правилами пунктуации.

В основе различения понятий «дисграфия» и «дизорфография» лежит принцип правописания, который нарушается:

- фонетический – как слышим, так и пишем;

- морфологический – при различном произношении морфемы слова сохраняют графическое единообразие;

- традиционный – словарные слова;

- морфолого-графические аналогии – объяснение написания Ь в различных вариантах (Ь у имён существительных  женского рода, 3 склонения. после шипящих)

Нарушение фонематического принципа – дисграфия, а нарушение морфологического и традиционного принципа – дизорфография.

Можно выделить следующие дисграфические ошибки:

  1. Ошибки фонематического восприятия – ошибки на смешение букв по принципу сходства соответствующих им звуков - смешение гласных (звенит рочей, клёква), смешение звонких/глухих согласных (тавка-давка, шдёт-ждёт) и т.д.
  2. Ошибки звукового анализа – ошибки на искажение звуко-слоговой структуры слова с нарушением границ между слогом/словом - пропуски, вставки, перестановки (сенг-снег, барт-брат)
  3. Ошибки зрительного восприятия и памяти – замена по оптическому сходству, искажение -  недописание элементов букв, добавление лишних элементов, написание вместо нужных элементов сходных с ними (у-д-з, в-д)
  4. Аграмматизмы – неправильное согласование слов в предложениях и словосочетаниях (яркая солнце, много карандашов).

Особенности процесса овладения чтением могут проявляться в затруднениях, возникающих на любом этапе обучения. Прежде, чем рассматривать расстройства процесса чтения, нужно отделить их от объективно существующих трудностей, которые встречаются на начальных этапах обучения:

  1. Несовпадение значения и названия букв (Ракета- [эркета])
  2. Несовпадение норм написания и произносительных норм (что – [што])
  3. Каждый читаемый слог произносится с подчёркнутым ударением (мама- [ма /-ма/])

У детей с хорошим развитием речи эти трудности носят временный характер, в иных случаях они сохраняются на длительное время.

 Выделяется несколько групп ошибок, в зависимости от причин их возникновения:

  1. Фонематическая дислексия. При этой форме дислексии дети не могут научиться правильно читать в течение двух-четырёх лет:
  • с большим трудом усваивают отдельные буквы, но не могут сливать их в слоги/слова;
  • усваивают буквы без особых трудностей, но в процессе чтения делают большое количество ошибок;
  • типичные ошибки, допускаемые в процессе чтения (пропуски звуков, замены, вставки, перестановки).
  1. Оптическая дислексия. Она заключается в неузнавании букв как обобщённых графических знаков, соответствующих фонем. У детей с оптической дислексией наблюдается нарушение зрительного восприятия и вне речи. Некоторые с трудом различают знакомые лица, сходные предметы, плохо рисуют.
  2. Акустическая дислексия. При данном виде дислексии отмечается не дифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа. Дети с трудом сливают буквы в слоги и слова, так как буквы не воспринимаются как сигналы фонемы. Частыми являются смешения звуков, сходных по артикуляции или звучанию.
  3. Аграмматическая дислексия. Она обусловлена ограниченностью словаря и недоразвитием грамматических обобщений у детей. Они проявляются в искажениях и заменах определённых морфем слова в процессе чтения. Всё это вызывает трудности понимания прочитанного.
  4. Моторная дислексия. У детей отмечаются затруднения в движении глаз при чтении, сужение зрительного поля, частые потери строки или отдельных слов в строке. В других случаях нарушается рече-двигательное восприятие; отмечается невозможность вспомнить необходимые речевые движения.
  5. Мнестическая дислексия. Младшие школьники не могут произнести в определённой последовательности речевой ряд из пяти-восьми слов. У детей появляются трудности в усвоении всех букв, их замены (нарушение процесса памяти), нарушение ассоциации между зрительным образом буквы и произносимым звуком.
  6. Семантическая дислексия – трудности в осознании значения слов, проблемы синтеза звуков в слове, чтение с изолированием звуков, короткой паузой; чтение по слогам с нарушением понимания, так как все силы уходят на преодоление технических трудностей; нарушения в понимании прочитанного текста.

         Для диагностических исследований и анализа  динамики  речевого развития учащегося можно  результаты фиксировать в таблицы. Таблица заполняется на каждого ребёнка, имеющего нарушения речи.

Учет специфических письменных ошибок учащихся

характер ошибок

ошибки

смешение букв по принципу сходства

соответствующих им звуков

смешение  звонких  согласных парными  глухими        

смешение мягких  согласных с твёрдыми

смешение  в  группе  свистящих  и  шипящих

смешение  в  группе сонорных  согласных

смешение йотированных гласных

искажение  звуко – слоговой  структуры  слов

с  нарушением  границ  между  слогом, словом

пропуск  букв  в  словах

вставка  лишних  букв

перестановка  букв

пропуск  слогов  в  словах

вставка  лишних  слогов

перестановка  слогов

пропуск слов

слияние  нескольких слов  в  одно        

разделение  слова на  части        

замена  по  оптическому

сходству;  искажения

недописывание  элементов букв

добавление  лишних  элементов букв

написание  вместо  нужного  элемента  сходного  с  ним

неправильное  расположение  букв, элементов в пространстве

аграмматизмы

неправильное  согласование слов  в  предложении

Данная таблица показывает динамику преодоления ошибок в письменной речи. Основой выявления данных ошибок являются письменные контрольные и творческие работы учащихся.

Учет ошибок, допущенных при чтении учащимися

вид дислексии

ошибки

фонематическая

не  могут  сливать буквы,  слоги,  слова

делают   ошибки в  процессе  чтения

трудности   в   определении количества   звуков, месторасположении  звуков

не  определяют  различия  в  звуковом  составе  слова

оптическая

буквы  не  осознаются  как  графемы

трудности  преобразования  одной  буквы  в  другую

акустическая

буква  не  воспринимается  как  фонема

смешивание  звуков  по  звучанию,  артикуляции

аграмматическая

недоразвитие  грамматического  строя  речи

(неправильное  согласование)

моторная

затрудняются  в  движении  глаз  при  чтении

мнестическая

не  могут  воспроизвести  в  определённой  последовательности  речевой  ряд  из  5 – 8 слов /кол-во слов/

семантическа

трудности  в  осознании  слов

чтение  с  изолированием  звуков, короткой  паузой

чтение  по  слогам ( нарушение  понимания )

нарушения  в  понимании прочитанного   текста

Литература:

1.Русецкая М. Н. Нарушения чтения у младших школьников:  Анализ речевых и зрительных причин: Монография. – СПб.: КАРО, 2007. – 192 с.

2.Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. – М.:АРКТИ, 2005. – 400 с.: ил.(Биб-ка практикующего логопеда)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над природной лирикой в начальной школе. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.

В школе я преподаю 33 года. За это время сделала для себя вывод:для многих моих коллег работа с природной лирикой на уроках чтения вызывает большие трудности. Детям зачастую не нравятся те страницы в ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Приёмы и техники применяемые на каждом уроке в начальных классах"

Организационный момент в начале урока традиционно отводится учителем для наведения дисциплины, привлечения внимания к себе и уроку. Потеря пяти минут порой не дает  ожидаемого эффект, а дети...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Профилактика неуспешности учащихся по русскому языку в начальной школе"

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Профилактика неуспешности учащихся по русскому языку в начальной школе"...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: "Метод проектирования в начальной школе"

Метод проектирования актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позвол...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов учителя Савиной А. М. на тему "Формы и методы работы со слабо успевающими детьми".

Ещё древние мудрецы говорили: "Увидеть и понять проблему - наполовину решить её." О формах  и методах работы со слабо успевающими учениками. Правила и рекомендации для учителя....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов, учителей-логопедов по теме: «Методы и приемы логопедической ра-боты по коррекции дислексии у младших школьников»

Учение  о  нарушениях  чтения  и  письма  существует  уже  более  ста лет, однако  и  до  настоящего  времени  вопросы  диагн...