Выступление на ГМО
методическая разработка

Лариса Филаретовна Ильина

Протокол заседания городского методического объединения учителей учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

«Значимость курса ОРКСЭ и особенности в его преподавании». Выступление

«Значимость курса ОРКСЭ и особенности в его преподавании». Презентация


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Протокол № 1 от 16.09.2016

Протокол № 1

заседания городского методического объединения учителей учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»



16.09.2016

Присутствовали: 43 человека, из них приглашённые – 4 человека:

А.Н. Гайфуллина, начальник отдела общего образования департамента образования администрации города Нижневартовска;

Г.В. Добышева, куратор ГМО учителей учебного курса «ОРКСЭ», заведующий информационно-методическим отделом МАУ г. Нижневартовска «Центр развития образования»;

А.С. Кругликов, преподаватель негосударственной православной гимназии;

В.М. Солосина, представитель ОО «Белая Русь».

Лист регистрации прилагается.


Повестка заседания:

1.      Информационно-методическое сопровождение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2016–2017 учебном году. Г.В. Добышева, заведующий информационно-методическим отделом МАУ г. Нижневартовска «Центр развития образования», куратор ГМО.

2.      Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» в контексте реализации Стратегии развития воспитания в Российской федерации до 2025 г. Г.М. Соколова, учитель начальных классов МБОУ «СШ № 43», руководитель ГМО учителей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

3.      Значимость курса ОРКСЭ и особенности в его преподавании. Л.Ф. Ильина, учитель начальных классов МБОУ «СШ № 42».

4.      Проектная деятельность в рамках преподавания учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Л.А. Садирова, учитель начальных классов МБОУ «СШ № 15».

5.      Формы урочной и внеурочной деятельности в процессе реализации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Г.Д Салимгереева, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 1».

6.      Использование активных форм и видов учебной деятельности в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики». Мастер-класс «Знатоки православия». О.И. Слепова, учитель начальных классов МБОУ «СШ № 29».

7.      Подведение итогов работы, разработка проекта решения секционного заседания. Г.В. Добышева, заведующий информационно-методическим отделом МАУ г. Нижневартовска «Центр развития образования», куратор ГМО.



Слушали:

1.      А.Н. Гайфуллину, начальника отдела общего образования департамента образования администрации города Нижневартовска, выступила с приветственным словом, ознакомила с информацией с городского августовского совещания педагогических работников города Нижневартовска, ознакомила с задачами на новый учебный год;

2.      Г.В. Добышеву, заведующего информационно-методическим отделом МАУ г. Нижневартовска «Центр развития образования», ознакомила с информационно-методическим сопровождением учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», условиями для профессионального роста педагогов ОРКСЭ;

3.      Г.М. Соколову, учителя начальных классов МБОУ «СШ № 43», ознакомила с документом РФ № 996 – р. от 25 мая 2015 года, «Стратегия развития воспитания в Российской федерации до 2025 г.», раскрыла вопрос реализации Стратегии в контексте учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

4.      Л.Ф. Ильину, учителя начальных классов МБОУ «СШ № 42», Л.А. Садирову, учителя начальных классов МБОУ «СШ № 15», Г.Д. Салимгерееву, учителя начальных классов МБОУ «Гимназия № 1», О.И. Слепову, учителя начальных классов МБОУ «СШ № 29», они представили практический опыт работы по решению актуальных проблем в преподавании курса ОРКСЭ.


Постановили:

1.      Утвердить руководителя городского методического объединения учителей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Г.М. Соколову, учителя начальных классов МБОУ «СШ № 43».

2.      Утвердить секретаря городского методического объединения учителей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Г.З. Азиханову, учителя начальных классов МБОУ «СШ № 8».

3.      Использовать представленный опыт работы учителей в преподавании учебного курса ОРКСЭ.

4.      Продолжить пополнение банка методических материалов (поурочных разработок, презентаций, наглядных материалов) к модулям курса ОРКСЭ, созданного на базе сайта ЦРО.

5.      Рекомендовать учителям ОРКСЭ использование современных интерактивных технологий в преподавании курса ОРКСЭ, включение ресурсов интерактивной доски в практику обучения ОРКСЭ для виртуальных экскурсий, организации творческих конкурсов и метода проектов.

6.      Рекомендовать провести открытый урок для родителей по одному из модулей.

7.      Рекомендовать проводить внеклассные мероприятия по курсу ОРКС с привлечением родителей обучающихся.

Председатель – Соколова Г.М., руководитель ГМО учителей учебного курса

«ОРКСЭ», учитель начальных классов МБОУ «СШ № 43»

Секретарь – Азиханова Г.З., учитель начальных классов МБОУ «СШ № 8»

Я в Совете 17-18 уч год

http://cro.edu-nv.ru/gmo/47-gmo/uchitelej-vospitatelej/gmo-uchitelej-osnov-religioznykh-kultur-i-svetskoj-etiki/375-sovet-gmo-osnov-religioznykh-kultur-i-svetskoj-etiki

logo red

Совет ГМО учителей основ религиозных культур и светской этики

 

Ф.И.О.

Занимаемая должность

Место работы

1.

Соколова Галина Михайловна

Руководитель ГМО, учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 43»

2.

Азиханова Голлия Зуфяровна

Секретарь ГМО, учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 8»

3.

Садирова Лариса Александровна

Учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 15»

4.

Ильина Лариса Филаретовна

Учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 42»

5.

Кругликов Александр Сергеевич

Преподаватель классических языков

Частное общеобразовательное учреждение «Православная гимназия в честь Казанской иконы Божьей Матери



Предварительный просмотр:

               Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №42»

                                         

 

«Значимость курса ОРКСЭ и особенности в его преподавании»

(Выступление на ГМО)

Ильина Лариса Филаретовна,

учитель начальных классов МБОУ «СШ№42»

 «Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности», - писал академик Г.Н. Волков. Эти слова заставляют задуматься о будущем России, о будущем своей  Малой Родины и о будущем каждого из нас.

В результате изменений, происходящих в социальной жизни нашей страны, а также перемен в области образования особенно актуальными становятся проблемы духовности, морали и этики. Становится иной и стратегия развития российской школы: в центре ее стоит важная задача по формированию духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности.

В современном образовании продолжается процесс модернизации. Один из её этапов – это внедрение ФГОС начального общего образования второго поколения, где одной из ведущих концепций является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в котором говорится: «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства».

Вот уже шестой год в школах города реализуется учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Преподавание ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: основные документы представлены на слайде.

Первый шаг к курсу изучения – выбор модуля. «Как сделать правильный выбор?». Как организовать эту работу, о чем необходимо рассказать родителям?

Информирование родительской общественности о целях и задачах данного курса проходит через родительские собрания, индивидуальные беседы, сайт школы.

Информация о значимости курса, содержании модулей ОРКСЭ, учебной литературе родители получают от педагогов и представителей религиозных конфессий, которых мы приглашаем на общешкольные родительские собрания.

По результатам анкетирования  87% родителей отмечают, что этот предмет способствует воспитанию уважительного отношения учеников к своим предкам, к их трудовой деятельности. И верят в то, чем раньше дети познают простые истины, тем чище и порядочнее станет наше общество, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и озлобленности и помогут детям выстроить некие нравственные идеалы.

После общешкольного собрания родители пишут заявление, выбирая тот или иной модуль.

В этом учебном году из 27 обучающихся класса, в котором я являюсь учителем, 22 обучающихся начали изучать «Основы православной культуры», 5 – «Основы светской этики».

На следующем слайде вашему вниманию представлены результаты выбора модулей с 2012-2013 учебного года, которые показывают рост числа родителей, желавших, чтобы их ребенок изучал модуль «Основы православной культуры», а количество заявлений на параллели 4-х классов на изучение этого модуля в этом учебном году составило 50,6, на изучение «Основ светской этики» - 49,4%.

Мне бы хотелось отметить ещё один момент: не все родители адекватно и с достаточной долей понимания относятся к необходимости и актуальности изучения курса ОРКСЭ. Нужно знать и помнить о том, что можем встретить противодействие как со стороны родителей - атеистов, так и со стороны агрессивно настроенных представителей  религиозных конфессий. В источниках, опубликованных в сети Интернет, приводятся примеры, когда родители отказывали своему ребенку в праве изучать какой-либо из модулей курса ОРКСЭ. В любом случае к этому нужно быть готовым и в грамотной беседе с родителями показать, что целью курса является гармоничное развитие современного человека, обладающего всесторонними знаниями.

Сегодня ни для кого не секрет, что религиозное или атеистическое воспитание детей во многих семьях начинается с самых ранних лет. Есть семьи, дети которых посещают разного рода субботние и воскресные школы соответствующих религиозных общин. Родители могут быть обеспокоены тем, что знания, получаемые ребенком в курсе ОРКСЭ, будут расходиться с теми, которые он получил от преподавателей, посещая воскресную школу. Этого можно избежать, если личность учителя соответствует высоконравственным нормам морали, этики. На родительских собраниях показать, что комплексный курс является светским, следовательно, имеет воспитательный, культурологический, нравственно-развивающий характер, его целью является формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении традиций религиозных культур многонационального народа России.

Следующая особеннность курса, которую мне хотелось бы отметить, -это «безотметочная система оценивания знаний» по данному курсу.

Этот аспект расценивается неоднозначно, бесспорно, положительным является свобода самовыражения каждого ученика без переживания о том, как его мнение оценят. Они рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. А с другой стороны, отсутствие отметки, оценивающей знания по предмету, может стать причиной демотивации ребенка изучать предмет, готовить домашние задания.

Мною используется на практике несколько способов компенсирования необходимости выставления обязательной оценки по предмету ОРКСЭ: это организация всевозможных увлекательных конкурсов на лучшую домашнюю работу, лучшую зарисовку по теме изучения, на придумывание самого затейливого и увлекательного задания, проведение различного вида викторин, диспутов, презентаций, проектов, исследований.

 Касаясь вопросов народных традиций, ребятами были проведены исследования по изучению орнаментов костюма народов, живущих в России, истории памятника первопроходцам Самотлора, истории названия улицы проспекта Победы, которые были представлены на городских мероприятиях.

Дети с удовольствием участвуют в Пасхальных и Рождественских конкурсах, олимпиадах по Светской этике, занимают призовые места. А принимая свои первые награды (дипломы, сертификаты), они получают большой заряд энергии и приобретают желание для участия в других мероприятиях. А как горят глаза детей, когда вслух оцениваешь их работу на уроке, пишешь в дневник, кажется простые для нас, но окрыляющие детей слова «Молодец!», «Так держать!», «Умница!»…Эти малые победы для многих становятся отправной точкой для становления личности.

В заключении хочется отметить, что задолго до введения данного курса педагогическим коллективом нашей школы одним из главных направлений деятельности было определено гражданско – патриотическое и духовно- нравственное воспитание. Школа имеет не только опыт, но и положительные результаты работы.

К православной культуре учащиеся нашей школы имеют возможность приобщиться во время различных экскурсий и поездок, посвященных изучению традиций и культуры нашего края, таких как:

  • экскурсии на источник святителя Иоанна Тобольского, в храм Рождества Христова,
  • паломнические поездки в древний город Тобольск с посещением Тобольской духовной семинарии,
  • участие в традиционных Пасхальных и Рождественских концертах,

конкурсах, проводимых Православной общиной храма Рождества Христова,

  • театрализованные представления, посвященные Светлому Христову Воскресению – Пасхе,
  • встречи с воспитанниками Тобольской духовной семинарии

Школа имеет опыт проведения круглых столов, в которых участвуют старшеклассники и представители Храма Рождества Христова. Среди множества проблем, которые обсуждаются во время этих встреч, особое место занимают вопросы духовно – нравственного возрождения России.

В течение четырёх лет директор и педагоги школы принимают участие в Международных рождественских образовательных чтениях в Москве.

  •  За высокий уровень организации гражданско – патриотического воспитания детей и подростков в период с 2009 по 2015 годы школа включена в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России».
  •  Внедрение ОРКСЭ в учебный процесс вызвал немалый интерес в обществе. Так пусть по итогам изучения этого курса ребёнок воспринимает жизнь, как часть родного доброго мира.

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....