Модульное описание педагогического опыта на тему "Формирование каллиграфического навыка письма"
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)

Сушенцова Елена Михайловна

      Статья с презентацией на тему "Формирование каллиграфического навыка письма" познакомит с апробированным модульным описанием педагогического опыта обучению каллиграфического письма в начальной школе.

      Описанный опыт может быть использован учителями начальных классов для формирования и коррекции письма учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЩЁЛКОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 6» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЁЛКОВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Формирование каллиграфического навыка письма Автор: Сушенцова Елена Михайловна, учитель начальных классов МАОУ «Щёлковская гимназия № 6» ГОЩ МО

Слайд 2

Цель: формирование навыка грамотного и каллиграфического письма у учащихся. Задачи: изучить методическую литературу по данной проблеме; апробировать методики обучения каллиграфического письма; сформировать у учащихся навык грамотного и каллиграфического письма.

Слайд 3

Актуальность темы Ученик, овладевший каллиграфическим письмом, это принципиально другой ученик, чем тот, который только что пришел в школу. Он на личном опыте убедился, как от каракули дошел до отличного письма. Теперь он все будет делать красиво, старательно, уверенно. Следовательно, каллиграфическое письмо – это не только общеучебный навык, но и средство воспитания необходимых в жизни черт характера человека.

Слайд 4

Теоретическая база опыта Данная проблема оставалась и остаётся актуальной, как для учителей, так и для методистов, учёных. Её изучением занимались и занимаются многие учёные, рассматривая процесс формирования навыка с разных позиций, таких как: «Письмо с секретом»; развитие мускульной и тактильной памяти; тактированное письмо; обучение первоначальному письму и формирование каллиграфического навыка через определённую систему принципов, методов и приемов (Агаркова Н.Г., Безруких М.М., Боголюбов Н.Н., Гурьянов Е.В., Желтовская Л.Я., Илюхина В.А., Потапова Е.Н., Соколова Е.Н., Федосова Н.А.).

Слайд 5

Концепция 1. Использовать единые технологии обучения каллиграфически правильному письму при проведении всех уроков. 2. Создавать условия для развития потенциальных возможностей детей в атмосфере творчества, понимания, поддержки. 3. Активизировать и совершенствовать основные психофизиологические механизмы, лежащие в основе творческого развития младших школьников. 4. Расширять границы познания младших школьников за счет использования учебных пособий образовательной Системы «Школа 2100». 5. Сделать минутки чистописания универсальной частью уроков. 6. Наряду с совершенствованием графических навыков осуществлять орфографическую, фонетическую, словообразовательную работу, углубляя знания по изучаемым темам русского языка.

Слайд 6

Процесс формирования СПОСОБ (как формировать?) ОБЪЕКТ РЕЗУЛЬТАТ (что формировать?) (для чего формировать?)

Слайд 7

Что формировать? За время работы я поняла: не следует сразу «бросаться» учить детей писать, при этом, требуя, чтобы они все делали так, как в «Прописях». Главное - заставить их полюбить сам процесс, заронить в их души понятие «красота» и научить применять его в своей работе. Я стараюсь показать детям красоту слова и убедить, что красивое содержание достойно красивой формы. Почерк должен быть также красив, как смысл тех слов, что дети пишут в своих тетрадях.

Слайд 8

Как формировать ? Обучение первоначальному письму основывается на принципах поэлементного изучения букв. Суть поэлементного принципа состоит в том, что при знакомстве с буквой ученик должен зрительно представлять, из каких элементов состоят буквы и как они располагаются в пространстве. Перед написанием буквы ребенок должен осознать, как он эти элементы может соединить при письме. Это основа для выработки графического навыка.

Слайд 9

В послебукварный период стараюсь закрепить указанные выше умения и начать отрабатывать автоматизированность графического навыка. Во 2 классе происходит закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма, совершенствование навыка письма в одну линейку. Эта работа продолжается и в 3 классе: закрепление навыка начертания букв, способов соединений в словах, предложениях, текстах. Ведётся работа по совершенствованию почерка, устранению недочетов графического характера. В 4 классе идет следующий этап по совершенствованию каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, предложений, текстов, работа над ускорением темпа письма.

Слайд 10

Программа развивающей направленности, по которой я работаю, накладывает отпечаток и на этап тренировки в каллиграфическом письме. Механическое написание элементов и букв неприемлемо. Стараюсь эту работу проводить творчески, чтобы она являлась частью процесса 1. Узнай, какую букву мы будем писать. Она встречается чаще остальных. а о б у ы о а д а б 2. Найдите «лишнюю» букву. р м д с г ж ж д з л т х ш ч щ ц 3. Определите следующую букву.

Слайд 11

4. Расшифруй запись.

Слайд 12

6. Установи закономерность. ар арр аррр Мя Мю Мэ М… М… 7. Найди общую букву. ва он ор ан бу ор 8 . Реши грамматическую задачу. солнце Солнце

Слайд 14

Тематическое построение «минуток чистописания» Тематическое построение «минуток чистописания» позволяет расширить объем знаний учащихся и соединить данные задания с уроками для создания единого цельного образа. Материал подготавливаю таким образом, чтобы он был тесно связан с темой урока и являлся своеобразным «мостиком», помогающим перейти к уроку.

Слайд 15

Минутка чистописания (математика) К нам на урок пришли герои мультфильма: попугай, удав, мартышка и слонёнок. - Как называется этот мультфильм? - Они писали числа 0, 12, 3, 13. Попугай не писал натуральные числа. Удав не писал двузначные числа. Число, которое писала Мартышка, больше числа, которое писал Слонёнок. Кто какое число писал? Какие цифры использовали наши друзья для записи этих чисел? (0, 1, 2, 3) - Запишите эти цифры.

Слайд 16

Минутка чистописания (русский язык) Большой – Маленький Сухой - ? Война - ? Глубокий - ? Старый - ? Гладить - ? Твердый - ? Если вы правильно сформулируете и выполните задание к данной записи, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

Слайд 17

Минутка чистописания (чтение) Прочитайте пословицы, устно сгруппируйте их в соответствии со смыслом. Вставьте пропущенные буквы, з апишите их. Человек трудолюбивый – самый счастливый. Рукам работа, а душе праз...ник. Тайна, извес...ная троим, уже не тайна. Сол...це л...дон...ю не з...кроешь. Поз…но встанешь - мало сделаешь.

Слайд 18

Система заданий, направленных на установление логической связи между минуткой чистописания и следующим этапом урока

Слайд 19

1. В какую сказку (произведение) мы отправимся? 2. Кто главные герои? 3. Повторим написание букв, которые встретились в имени главной(ого) героя. 4. Спишите имя каллиграфически правильно. 5. Какие еще персонажи встретились в сказке (произведении)? 6. Запишите слоги из нескольких слов, образовав новое слово. 7. Отгадайте зашифрованные буквы. 8. Запишите отдельно гласные (согласные) буквы и дайте им характеристику. 9. Каков смысл слов(а)? 10. Прочитайте предложения и объясните орфограммы. 11. Спишите предложения красиво и каллиграфически правильно. После списывания выделите орфограммы. 12. Изобразим узор. 13. Выпишите слова, где звук (...) на первом месте. 14. Назовите буквы, которые спрятались? 15. Каких букв больше? 16. Записать 2 цепочки. 17. В каждое буквосочетание добавь гласные, чтобы получились слова. 18. Найди каллиграфические ошибки. 19. Что объединяет все эти слова? 20. Какое слово в этом ряду лишнее? 21. Найдите слова-синонимы. Как еще их можно назвать? 22. Отгадайте загадку-шутку. 23. Укажи количество слогов. 24. Укажи количество букв, звуков. 25. Укажи ударный слог. 26. В каких словах из этого списка все согласные звуки твердые?

Слайд 20

Для чего формировать? Почерк - наша «визитная» карточка. Она может рассказать о своем хозяине все. Даже непрофессионал без труда составит свое мнение по почерку человека. В почерке учащихся проявляются индивидуальные черты – округлость, угловатость, тяготение к более прямому или более наклонному письму, но самое главное, на мой взгляд, воспитание культуры письма.

Слайд 21

Результативность Достигла следующих результатов: - дети быстро и без ошибок научились списывать с печатного текста; - все ученики понимают прочитанное. Результаты контрольного списывания (административный контроль): - справились 100% учащихся, написали без ошибок 72% учащихся. Результаты административного контрольного диктанта: - справились 95% учащихся, без ошибок написали 60% учащихся; - освоено правильное верхнее соединение у 80% учащихся; - освоено правильное нижнее соединение у 84% учащихся; - освоен навык беглого безотрывного письма у 88% учащихся; - освоен размер заглавных букв у 94% учащихся; - освоен размер строчных букв у 100% учащихся; - навык каллиграфического письма сформирован у 77% учащихся; - навык грамотного письма сформирован у 77% учащихся.

Слайд 22

Адресная направленность Описанный опыт может быть использован учителями начальных классов для формирования и коррекции письма учащихся.

Слайд 23

Трудоемкость Выработка каллиграфического почерка - это достаточно трудоемкая работа. Таким образом, необходима четко структурированная и методически обоснованная система упражнений, которую я и попыталась реализовать в своей работе.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЩЁЛКОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 6» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЁЛКОВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                             

       Модульное описание педагогического опыта

                                                         Разработала: Сушенцова Елена Михайловна,

                                                         учитель начальных классов                    

                                                        МАОУ «Щёлковская гимназия № 6» ГОЩ МО

   

                                                 Щёлково, 2020 г.

МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ

   ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

ИПМ-1

1. Наименование темы

ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА ПИСЬМА

2. Актуальность темы

   Пожалуй, из всех общеучебных навыков формирование навыка каллиграфического письма является самым сложным. Любое правило и стихотворение каждый в состоянии выучить, а вот заставить руку двигаться так, чтобы получились красивые буквы, гораздо труднее.

    Ученик, овладевший каллиграфическим письмом, - это принципиально другой ученик, чем тот, который только что пришел в школу. Он на личном опыте убедился, как от каракуля дошел до отличного письма. Теперь он все будет делать красиво, старательно, уверенно. Следовательно, каллиграфическое письмо – это не только общеобразовательный предмет, но и средство воспитания необходимых в жизни черт характера человека.

    После революции, вплоть до 1968 года, в школах существовали уроки- «Чистописания» и «Каллиграфии». Технология каллиграфического письма отрабатывалась при обучении детей, приходивших в первый класс в возрасте 10 лет. Ученики 1,2,3, классов в тетрадях отрабатывали навыки красивого письма.  Те, кто окончил школу 100 лет назад, до глубокой старости писали только каллиграфически правильно.

    Но в 70-е годы из учебного плана два этих базовых предмета были сняты. Дескать, дети, уделяя внимание красивому письму, медленно пишут. А это большая потеря в возможности совершенствования личных качеств человека и формировании красивого почерка. Нынче мы пожинаем плоды, в числе которых, например, карточки с историями болезней, исписанные неразборчивым почерком.

    И сейчас решение этой проблемы целиком лежит на плечах учителя, который должен найти время в учебном процессе и спланировать данную работу, так как одним из главных ориентиров является формирование функциональной грамотности. Это направление не является моей методической темой, но входит в организацию учебной работы с детьми, так как является составной частью преподавания русского языка в школе. Учитель должен приложить все усилия, чтобы количество ошибок уменьшилось, а письмо стало бы осознанным, грамотным и красивым. Хорошо, когда ребенку «дано» от БОГА. Но таких ведь единицы.

    В начале моей работы я столкнулась со следующими проблемами написания:

- разная величина букв;

- несоблюдение строки;

- искажение формы букв и способов их соединений;

- несоблюдение расстояний между буквами;

- несоблюдение гигиенических навыков.

    Поиск решения этих проблем привел к необходимости изучения методик, способствующих формированию каллиграфического навыка письма.

ИПМ-2

1. Теоретическая интерпретация опыта. Сущность опыта.

     На современном этапе обучения детей перед нами, учителями начальных классов, ставится ответственейшая задача – обучать и воспитывать маленьких детей. Учитель в ответе за их целенаправленное и систематическое физическое, умственное и духовное развитие. Для этого он должен знать особенности психологии, общие закономерности психического развития ребенка, а также причины, обуславливающие многообразные индивидуальные различия детей, которые он примет для того, чтобы обучать, воспитывать и любить.

     Исключительно велико значение умения пользоваться письменным способом обучения для каждого человека. Однако письмо может стать подлинным средством общения, если будет четким и по возможности красивым. В этом проявляется и культура самого пишущего и уважение к тому, кто будет читать написанное.

     При индивидуальной и систематической работе с учащимися можно не только сформировать каллиграфический навык, но и на ранних этапах предупредить и исправить недостатки в их письме.

     Работа по каллиграфии содействует так же нравственному, эстетическому воспитанию школьников и продолжается не только на уроках русского языка, но и на других уроках.

2. Теоретическая база опыта 

     Первоначально я познакомилась с работами методистов по данному вопросу:

- методикой В.Илюхиной «Письмо с секретом», где учитель на основе буквы «и» строит написание всех букв;

- методикой Е.Потаповой, которая пользуется приемами анализа и сравнения букв;

- методикой Л.Желтовской, которая опирается на практическую деятельность учащихся, выделяя словесно зрительные и двигательные элементы;

- программой по каллиграфии Образовательной Системы «Школа 2100» авторов Бунеевой Е.В., Комисаровой Л.Ю., Яковлевой М.А.

     Взяла понемногу из всех методик то, что считала необходимым, приемлемым для моего класса.

3. Новизна

     Условия для сознательного, активного участия младших школьников в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели и позволили сформулировать личную концепцию:

1. Использовать единые технологии обучения каллиграфически правильному письму при проведении всех уроков.

2. Создавать условия для развития потенциальных возможностей детей в атмосфере творчества, понимания, поддержки.

3. Активизировать и совершенствовать основные психофизиологические механизмы, лежащие в основе творческого развития младших школьников.

4. Расширять границы познания младших школьников за счет использования учебных пособий образовательной Системы “Школа 2100”.

5. Сделать минутки чистописания универсальной частью уроков.

6. Наряду с совершенствованием графических навыков осуществлять орфографическую, фонетическую, словообразовательную работу, углубляя знания по изучаемым темам русского языка.

     Каллиграфическое письмо - навык, вырабатываемый в начальных классах.         Для закрепления этого навыка проводятся «минутки чистописания». Программа развивающего обучения накладывает отпечаток и на этап тренировки в каллиграфическом письме. Механическое написание элементов и букв неприемлемо. Эта работа должна проводиться творчески и стать частью интеллектуального, нравственного развития ребенка. Тематическое построение «минуток чистописания» позволяет решить эти задачи.

     Продуктивность опыта в том, что учащиеся овладевают практическими умениями. Наряду с этим у них появляется интерес и положительное отношение к работе.

ИПМ-3

1. Система работы учителя (основные принципы и компоненты)

     Очень трудно научить писать красиво, разборчиво, но еще труднее переучивать, поэтому эту работу необходимо спланировать и вести систематически.

     Цель - формирование четкого, быстрого и красивого письма.

     Когда говорят о способах формирования навыка, чаще всего подразумевают упражнения и тренировку. Действительно, без упражнений и повторений сформировать навык письма нельзя, но многократные упражнения неэффективны до тех пор, пока ребенок не осознает «как делать».

     Процесс изучения состоит из следующих компонентов:

1. Объект (что формировать?)

2. Способ (как формировать?)

3. Результат (для чего формировать?)

 «Что формировать?»

     За время работы я поняла: не следует сразу «бросаться» учить детей писать, при этом, требуя, чтобы они все делали так, как в «Прописях». Главное - заставить их полюбить сам процесс, заронить в их души понятие «красота» и научить применять его в своей работе. Я стараюсь показать детям красоту слова и убедить, что красивое содержание достойно красивой формы. Почерк должен быть также красив, как смысл тех слов, которые дети пишут в своих тетрадях.

«Как формировать

1 класс

     В первом классе обучение письму начинаю с объяснения правил посадки за партой:

1) ноги ставим на подножку парты;

2) спина прямая, голова немного наклонена вперед;

3) глаза от тетради находятся на расстоянии 30-35 см;

4) плечи горизонтальны, на одном уровне;

5) оба локтя лежат на краю парты.

     Немаловажно и положение тетради. Тетрадь должна лежать наклонно влево – для праворуких и вправо – для леворуких учащихся. Угол наклона нижнего края страницы по отношению к краю стола около 25 градусов. Нижний левый угол страницы, на которой пишет учащийся, располагается напротив середины руки.

     Обязательно проверяю, правильно ли держит ученик ручку. Для закрепления этого навыка выполняем упражнения: «Курочка пьет водичку», «Подними указательный пальчик», «Поработай средним пальчиком» и т.д. Все выше названные правила повторяю и закрепляю ежеурочно.

     Именно в этот момент происходит закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Происходит совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.

     В методической науке обучения письму следует различать принципы двух уровней: принципы обучения первоначальному письму и принципы отработки техники письма.

     Обучение первоначальному письму основывается на принципах поэлементного изучения букв. Суть поэлементного принципа состоит в том, что при знакомстве с буквой ученик должен зрительно представлять, из каких элементов состоят буквы и как они располагаются в пространстве. Перед написанием буквы ребенок должен осознать, как он эти элементы может соединить при письме. Это основа для выработки графического навыка.

     В основе поэлементного принципа – системно-структурный подход к алфавиту письменных букв. Все буквы состоят из 8 групп элементов, сформированных по наличию в них общего элемента. Данная работа основана на комментировании каждого элемента. Одновременно дети упражняются в «письме в воздухе»,

-------------------------------------          прямая линия;

(Начинаю писать от верхней точки; веду прямую линию вниз до нижней линейки)

-------------------------------------          линия с закруглением с одной стороны;

(Веду прямую линию вниз; не доводя до нижней линейки, закругляю, касаюсь нижней линейки; веду плавную линию в сторону вверх)

-------------------------------------          линия с закруглением с двух сторон;

-------------------------------------          линия с петлей;

(Веду линию вправо вверх; закругляю; веду прямую линию вниз, пересекаю)

-------------------------------------          плавная линия;

-------------------------------------          полуовал;

-------------------------------------          овал;

-------------------------------------          линия с четвертным овалом.

      Группы эти подвижны, так как одна и та же буква может входить в разные группы по наличию в них общего элемента (например: буква Т).

     Логический принцип группировки письменных букв позволяет в короткий срок после букварного периода продолжить формирование в памяти учащихся образов букв, а значит, предупредить в их письме графические ошибки. Кроме того, такая организация аналитической работы развивает мышление учащихся.

     В послебукварный период стараюсь закрепить указанные выше умения и начать отрабатывать автоматизированность графического навыка.

     Во 2 классе происходит закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.

     Эта работа продолжается и в 3 классе: закрепление навыка начертания букв, способов соединений: в словах, предложениях, текстах. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочетов графического характера.

      В 4 классе идет следующий этап по совершенствованию каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, предложений, текстов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочетов графического характера, по совершенствованию почерка.

     Для закрепления этого навыка я, как и все учителя, провожу «минутки чистописания».

     С чего я начала работу в данном направлении? Начала с анализа графических ошибок, допускаемых учащимися моего класса. Для проверки уровня сформированности каллиграфических умений (во 2 классе), провела диагностику, куда входило:

1) списывание текста с доски;

2) письмо текста на слух.

     Проанализировав работы, наметила план по исправлению недостатков почерка, а полученные данные оформила в таблицу.

     Коррекционную работу вела в 2 направлениях:

1) развитие фонематического слуха и звуковой культуры;

2) формирование зрительных образов букв в памяти учащихся.

      Использовала следующие упражнения:

- обобщение букв по одному из элементов (э, е – по полуовалу);

- исключение буквы из группы по отсутствию у нее общего с ними элемента (э, е, о – о);

- нахождение общего элемента в буквах (н, ы, и – линия с закруглением внизу);

- сравнение букв (У, И);

- нахождение указанного элемента в буквах (прямая линия – к, н, п);

- списывание письменных буквосочетаний и нахождение их в печатном тексте;

- корректура письменного текста, написанного с графическими ошибками.

     Каллиграфическая четкость и устойчивость письма характеризуется умением пишущего соблюдать установленную высоту, ширину и угол наклона букв. Каллиграфические недостатки не искажают слово, а лишь затрудняют прочтение текста. Они свидетельствуют о несформированности четкости и устойчивости почерка ученика. Для выработки каллиграфической четкости на минутках чистописания использую следующие виды работ:

- отработка написания отдельных букв и соединений;

- сравнение элементов в буквах по их пространственному расположению, по размеру;

- повторение правил написания отдельных элементов в буквах;

- выполнение логических упражнений.

     В систему упражнений включаю также упражнение на развитие мелкой моторики – рисование узоров. Написание букв размером в 2-3 строки позволяет увидеть основные недочеты в письме: неправильные соединения, нарушение соразмерности элементов, наклона и т.п.

     Считаю, что нельзя форсировать темп, скорость письма, требовать от ребенка писать быстрее, чем он может, так как ребенок (особенно на первоначальном этапе) не успевает закрепить правильный способ написания буквы и, в результате – «каракули». Таким образом, увеличение скорости письма не будет способствовать формированию навыка, а, наоборот, затормозит его. Поэтому на первых порах считаю, что письмо должно быть медленным, но энергичным. Для этого стараюсь чередовать написание с четким объяснением написанного.

     Для отработки связности письма предлагаю ученикам следующие упражнения:

- безотрывное написание нескольких букв, слогов;

- списывание текста с уточнением: определенные слоги запиши без отрыва ручки;

- выписывание из текста слова, с указанными орфограммами: записать орфограммы не останавливаясь;

- письмо росчерков, рисование узоров-бордюров;

- списывание с письменного текста по заданию: вставить пропущенные буквы.

     Данную работу провожу на уроках русского языка и на минутках чистописания. Чтобы разнообразить, сделать работу интересной, использую игры: «Помоги справиться с заданием», «Найди ошибки», «Составь задание». Говорю, что писать надо не рукой, а головой.

     Программа развивающей направленности, по которой я работаю, накладывает отпечаток и на этап тренировки в каллиграфическом письме. Механическое написание элементов и букв неприемлемо. Стараюсь эту работу проводить творчески, чтобы она являлась частью процесса интеллектуального развития ребенка. Некоторые варианты проведения «минуток чистописания» я представляю.

1. Узнай, какую букву мы будем писать. Она встречается чаще остальных.

  а о б у ы

  о а д а б

2. Найдите «лишнюю» букву.

    р м д с г ж

«с» - обозначает глухой согласный звук

ж д з л т

«л» - непарный, «т» - глухой

х ш ч щ ц

«х» - обозначает два звука

3. Определите следующую букву.

4. Расшифруй запись.

5. Определите букву, с помощью которой образуются слова.

6. Установи закономерность.

ар арр аррр

Мя Мю Мэ М… М…

ера  ерб  ерв  ер…

7. Найди общую букву.

ва      он

ор      ан

бу      ор

шп      иц

бо       ец

че       та

ст       на

ок   Е   ан

пл       ть

сл       ва

ул  И  ка

гр       ва

8. Реши грамматическую задачу.

солнце   Солнце

…ла, …бка, вь…га, …ннаты 

     Таким образом, в процессе практической работы дети обучаются анализировать, корректировать свои ошибки.

     Для эмоционального настроя использую поэтические минутки, письмо под музыку (при механической работе, т.е. списывании, рисовании).

     Для снятия усталости провожу физминутки, упражнения для пальцев, упражнения для развития памяти, мышления. В гости приходят Незнайка, Буратино, которые хотят учиться.

     Для мотивации учащихся регулярно провожу конкурсы «Самая аккуратная тетрадь», «Лучшая тетрадь». Во втором классе завели образцовые тетради по русскому языку и математике. Право писать в ней получает ученик, который пишет очень красиво и правильно, очень аккуратно, стараясь выполнять все

                 

правила каллиграфии.

     Было замечено, что качественное выполнение работы зависит от настроения ребенка, поэтому микроклимат имеет большое значение. Обязательно только при положительных эмоциях ребенка вырабатываются каллиграфические навыки. Работаю без двоек. Даже, если работа выполнена очень плохо, при проверке ставлю «смотрено» и объясняю, что не хотела ставить плохую отметку, так как знаю, что можно красиво написать и исправить свои ошибки.

     При проверке тетрадей выставляю две оценки: первая – за грамотность, вторая – за каллиграфию. Оценки за каллиграфию выставляю с целью проверки качества письма, с позиции его соответствия следующим требованиям: правильное, четкое начертание всех букв, соблюдение единой высоты и наклона букв на всей строке, параллельности одинаково направленных штрихов, равного расстояния между элементами в букве, между буквами в слове, между словами на строке, достижение плавности и достаточной скорости письма.

«Для чего формировать?»

     Почерк наша «визитная» карточка. Она может рассказать о своем хозяине все. В почерке учащихся проявляются индивидуальные черты – округлость, угловатость, тяготение к более прямому или более наклонному письму, но самое главное, на мой взгляд, воспитание культуры письма. Даже непрофессионал без труда составит свое мнение по почерку человека.

     Проведя повторную диагностику, увидела положительную динамику.

ИПМ-4

Тематическое построение «минуток чистописания»

     Тематическое построение «минуток чистописания» позволяет расширить объем знаний учащихся и соединить данные задания с уроками для создания единого цельного образа.

     Проводить минутки чистописания мне помогают уже знакомые нам герои из книги для чтения - Петя Зайцев (заяц Пус), Вова Колесников и Катя Персикова. Иногда им бывает трудно, особенно Пете, да и у Вовы частенько встречаются ошибки. Поэтому нам приходится часто им помогать – правильно писать буквы и соединения, слова и т.д.

     На чистописание отвожу по 5 минут. Материал подготавливаю таким образом, чтобы он был тесно связан с темой урока и являлся своеобразным «мостиком», помогающим перейти к уроку.

ИПМ-5

Система заданий, направленных на установление логической связи между минуткой чистописания и следующим этапом урока.

1. В какую сказку (произведение) мы отправимся?

2. Кто главные герои?

3. Повторим написание букв, которые встретились в имени главной(ого) героя.

4. Спишите имя каллиграфически правильно.

5. Какие еще персонажи встретились в сказке (произведении)?

6. Запишите слоги из нескольких слов, образовав новое слово.

7. Отгадайте зашифрованные буквы.

8. Запишите отдельно гласные (согласные) буквы и дайте им характеристику.

9. Каков смысл слов(а)?

10. Прочитайте предложения и объясните орфограммы.

11. Спишите предложения красиво и каллиграфически правильно. После списывания, выделите орфограммы.

12. Изобразим узор.

13. Выпишите слова, где звук (...) на первом месте.

14. Назовите буквы, которые спрятались в слове.

15. Каких букв больше?

16. Записать 2 цепочки.

17. В каждое буквосочетание добавь гласные, чтобы получились слова.

18. Найди каллиграфические ошибки.

 19. Что объединяет все эти слова?

20. Какое слово в этом ряду лишнее?

21. Найдите слова-синонимы. Как еще можно назвать?

22. Отгадайте загадку-шутку.

23. Укажи количество слогов.

24. Укажи количество букв, звуков.

25. Укажи ударный слог.

26. В каких словах из этого списка все согласные звуки твердые?

27. В каких словах из этого списка все согласные звуки мягкие?

28. Допиши слог до слова.

29. Запиши однокоренные слова других частей речи.

30. Измени порядок слов по алфавиту.

31. Запиши слова на данную букву (город, река, имя, сказочный герой и т.д.)

32. Сделай звуко-буквенный анализ слова.

33. Выдели в слове его части.

34. Найди и исправь ошибки.

35. Объясни значение слова по толковому словарю.

36. Определи часть речи.

37. Подчеркни члены предложения.

38. Запиши проверочные слова.

39. Сделай графические обозначения.

40. Вставь безударные гласные.

41. Запиши проверочные слова.

42. Произведи разбор по составу.

43. Произведи фонетический разбор слова.

44. Произведи морфологический разбор слова.

45. Произведи синтаксический разбор предложения.

46. Допиши пословицу и т. д.

ИПМ-6

Результативность

     Мои ученики любят писать. Им нравится совершать тысячи мелких движений и выводить в тетрадках бесконечное количество букв, которые неизбежно повторяются. Они не устают от этого, им не надоедает, они не нервничают из-за большого объема письменных заданий. И когда нужно воспроизвести какую-то информацию, очень часто предпочитают письменную форму ее выражения устной.

     Изложенные приёмы приводят к высоким результатам не только в формировании графических навыков и каллиграфического письма, но и развитии памяти, логического мышления, творческих способностей, письменной и устной речи учащихся, создают положительную мотивацию учения.

     Ежегодно в нашей школе проходят конкурсы «Лучшая тетрадь» и «Лучший дневник», в которых мои дети занимают призовые места.

     Я достигла следующих результатов:

  • дети быстро и без ошибок научились списывать с печатного текста;
  • все ученики понимают прочитанное.

     Результаты контрольного списывания (административный контроль):

  • справились 100% учащихся, написали без ошибок 72% учащихся.

     Результаты административного контрольного диктанта:

  • справились 95% учащихся, без ошибок написали 60% учащихся;
  • освоено правильное верхнее соединение у 80% учащихся;
  • освоено правильное нижнее соединение у 84% учащихся;
  • освоен навык беглого безотрывного письма у 88% учащихся;
  • освоен размер заглавных букв у 94% учащихся;
  • освоен размер строчных букв у 100% учащихся;
  • навык каллиграфического письма сформирован у 77% учащихся;
  • навык грамотного письма сформирован у 77% учащихся.

ИПМ-7

Адресная направленность

     Описанный опыт может быть использован учителями начальных классов для обучения написанию букв и цифр, формирования и коррекции письма учащихся.

ИПМ-8

Трудоемкость

     Выработка каллиграфического почерка - это достаточно трудоемкая работа. Таким образом, необходима четко структурированная и методически обоснованная система упражнений, которую я и попыталась реализовать в своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульное описание педагогического опыта "Пути совершенствования орфографической подготовки учащихся младших классов"

У детей создаётся иллюзия, будто оценка по русскому языку, ставится исключительно только за орфографию. Из-за боязни сделать ошибку они теряютверу в себя. У многих, орфография, вызывает отрицате...

Модульное описание педагогического опыта на тему «Повышение мотивации учения путём развития читательских навыков».

Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость, поэтому моя работа посвящена этой проблеме.            Основной цел...

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИМ НАВЫКАМ ПИСЬМА

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИМ НАВЫКАМ ПИСЬМА...

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИМ НАВЫКАМ ПИСЬМА

Первостепенное значение при обучении чистописанию имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений. Это и есть основной прием обучения каллигр...

ПИСЬМО С « СЕКРЕТОМ» (из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся по методике В.А.Илюхиной )

ПИСЬМО С « СЕКРЕТОМ» (из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся по методике В.А.Илюхиной )...

"Личная концепция профессионально-педагогической деятельности по формированию каллиграфических навыков младших школьников (обобщение опыта работы)

Систематическая работа по формированию почерка учащихся – одна из главных задач школы. Работа по чистописанию начинается с первых дней поступления ребенка в I класс одновременно с обучением письму и п...