Проектная деятельность как условие повышения мотивации обучающихся.
презентация к уроку (3 класс)

Богданова Светлана Александровна

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: «можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя».

Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как условие повышения мотивации обучающихся.

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: «можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя».

Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.

Среди педагогических технологий, существует проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

 Внешний результат проектной деятельности можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике.

 Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием, соединяющим знания и умения. 

В УМК «Школа России» предусмотрено выполнение большого количества проектов. 

Учащиеся при реализации этой технологии самым непосредственным образом включены в активный познавательный процесс, самостоятельно формируют учебную проблему, осуществляют сбор необходимой информации, планируют возможные варианты решения проблемы, делают выводы, анализируют свою деятельность.

Проектная деятельность в нашем классе строится по традиционным этапам: определение темы, целей, задач проекта, формы работы (индивидуальной или групповой), продукта деятельности (доклад, реферат, оформление стенда или презентация), а также объёма работы, который выполнит каждый ученик.

Виды проектов: 1. По способу выполнения:  информационный;  ролевой;  практико-ориентированный;  творческий;  исследовательский 2. По длительности:  мини-проект;  краткосрочный;  недельный;  годичный

Включать школьников в проектно- исследовательскую деятельность следует постепенно. Вначале – доступные исследования, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимые во внеурочное время и оформление результатов исследований в виде творческих работ. 

Вначале первоклассник способен работать только индивидуально, но постепенно приучаю детей к работе по группам. Часто работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. 

Моя задача – научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. В ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания,  развивают умения: обмениваться новыми идеями, работать в команде, быть лидером, выполнять разные роли и обязанности, сопереживать и признавать различные мнения. Учимся искать нужную информацию.

После сбора информации идёт работа над проектами. При этом не обязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей.

 Учу оформлять проекты и их защищать, здесь использую индивидуальную работу с учащимися.

 Начиная со 2-го класса, целенаправленно начинаю применять метод проектов. Именно у второклассников, наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления. Ученые определили, что одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж. Учителю необходимо только вовремя стимулировать эту деятельность.

А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.

Работая над проектом, слабые ученики обретают веру в себя, самоутверждаются, сильные ученики показывают, на что они способны. Все дети реализуют свои знания, способности и имеют возможность для проявления своего эго, каждый выбирает то, что ему интересно и выполняет работу самостоятельно. Возрастает интерес к окружающему миру, складывается ситуация успеха.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Каждый педагог в своей практике сталкивается с проблемой отсутствия учебной мотивации к предмету у некоторых учеников. Это закономерно - человеку не может нравиться все и сразу. Однако, необходимость решения этой проблемы, ни у кого не вызывает сомнения, ведь учебная мотивация является решающим фактором эффективности учебного процесса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Проектная деятельность учащихся как средство развития мотивации учения.» «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность» Б. Шоу

Слайд 2

Мотивация это совокупность внутренних и внешних движущих сил , которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Слайд 3

Актуальность организации групповой проектной деятельности Необходимость не столько передавать ученикам знания, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых задач; Актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений; Значимость знакомства с разными культурами, точками зрения на одну проблему; Необходимость развития умения работать с информацией: собирать, анализировать с разных точек зрения, делать выводы и заключения и т.п.

Слайд 4

Этапы проекта 1. Подготовительный (Определение темы и целей проекта, его типа, количества участников) 2. Планирование (Определение источников информации, способа сбора этой информации, способа представления результатов и критериев оценивания. Распределение обязанностей между членами группы) 3. Исследование (Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты). 4.Формулирование выводов (Подготовка и анализ результатов). 5. Защита проекта (устный отчет, письменный, демонстрация материалов).

Слайд 5

I. По содержанию •Экологические. •Социально- экономические. •Комплексные. •Краеведческие. •Историко-географические. II. По способу преобладающей деятельности: •Познавательный. •Творческий •Игровой. •Практико-ориентированный. •Исследовательский. I II. По количеству участников: •Индивидуальный. •Групповой. •Коллективный. I V. По продолжительности выполнения : •Минипроект •Средней продолжительности •Долгосрочные Классификация проектов

Слайд 11

Социальные навыки Социальные навыки умение работать в группе; умение выполнять роли лидера, исполнителя, оппонента; умение пойти на компромисс.

Слайд 12

Коммуникативные навыки слушать и слышать принимать другое мнение высказывать свое мнение презентовать результат работы

Слайд 13

Мыслительные навыки анализ синтез сравнение обобщение классификация выявление закономерностей

Слайд 14

Исследовательские навыки наблюдение проведение эксперимента анкетирование обработка статистических данных

Слайд 15

Работая над проектом, слабые ученики обретают веру в себя, самоутверждаются, сильные ученики показывают, на что они способны. Возрастает интерес к окружающему миру, складывается ситуация успеха. Проектная деятельность является одним из средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ

Современное общество – это информационное общество, причем с каждым годом информации становится все больше и больше. Поэтому сейчас н...

Мастер-класс «Проектная деятельность как условие творческого развития обучающихся начальных классов»

В данном материале учитель передает свой опыт по организации проектной деятельности учащихся начальных классов путём комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм орган...

Проектная деятельность как условие повышения мотивации обучения учащихся.

Преобразования в обществе и изменения в Российском образовании за последние годы требуют и от педагога нового подхода к процессу обучения. Вместо усвоения учащимися готовых знаний, умений ...

ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «КНИГА ГОДА» КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К УЧАСТИЮ В КОНКУРСНОМ ДВИЖЕНИИ.

Как сформировать положительную, устойчивую, внутреннюю мотивацию к чтению у обучающихся? Эту проблему решали педагоги г. Серова школы №1 с углубленным изучением отдельны предметов "Полифорум"...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В данной заметке освещается система организации проектной деятельности на I ступени обучения. Представлены классификация проектов, требования к проектам, этапы работы. Рассматривается принципы реализа...

Проектная деятельность как средство повышения мотивации к обучению

Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исс...

«Использование мультимедийных средств обучения на уроках в начальной школе как условие повышения мотивации и познавательной активности обучащихся»

Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учёто...