Реализация воспитательной деятельности в условиях дистанционного обучения
статья

Доклад для методического объединения воспитателей ГПД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Марьяновская СОШ»

ДОКЛАД

для методического объединения воспитателей ГПД

«Реализация воспитательной деятельности в условиях дистанционного обучения»

Подготовила:

воспитатель ГПД

Ховатова Людмила

 Владимировна

2020г.


Дистанционное обучение — уже не новая для большинства педагогов форма работы с классом. После начала пандемии коронавируса 2020 г. многие образовательные организации были вынуждены осуществить временный переход на неё и проводить уроки на расстоянии. Но за пределами дистанта до сих пор остаётся немаловажная часть педагогического процесса — воспитательная работа.

В рамках организации воспитательной работы на расстоянии, с помощью Интернет - сервисов возникает ряд трудностей:

 – технические проблемы (здесь мы говорим, как об отсутствии необходимых устройств для выхода в Интернет, неполадках со средствами связи, отсутствии навыков использования тех или иных сервисов, так и о низком уровне цифровой грамотности среди обучающихся и педагогов);

 – низкая мотивация к участию в воспитательных мероприятиях у обучающихся (если за пропуск дистанционного урока или не выполнение задания ребята получают соответствующие баллы в дневник, замечания от учителей и звонки родителям, то воспитательные мероприятия, которые всегда являлись добровольными, могут привлечь только своим содержанием и эмоциональностью, авторитетом педагога);

 – ограниченность форм и методов воспитательной работы на дистанционном обучении (классические приёмы не всегда можно применить, используя Интернет, а преобразить их, используя цифровую образовательную среду может не каждый);

 – отсутствие навыков цифровой этики (грамотному, достойному поведению в сети как педагогам, так и детям ещё нужно научиться).

 Тем не менее, преодолеть эти трудности возможно. Более того, не следует недооценивать дистанционные формы воспитательной работы. Помимо своих стандартных задач (предоставление возможности включения в деятельность с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также находящимся на семейном обучении; оперативное получение обучающимся и родителями информации по итогам диагностик и тестирований; гибкий график и комфортная удобная обстановка и другие), дистанционная воспитательная работа способна обеспечить решение следующих:

 – индивидуализация (для каждого обучающегося может быть составлен индивидуальный план работы с учетом личностных особенностей и способностей, потребностей и интересов);

– обеспечение более личного контакта с учениками (по данным исследований современные подростки почти не имеют запретов и ограничений для выхода в сеть, 45 % проводят «online» от 1 до 4 часов, а 39 % — более 4 часов, таким образом, педагоги, выходя на контакт с ребятами дистанционно, попадают уже на их территорию, становятся «своими»);

 – привлечение сторонних участников воспитательного процесса (в частности, это касается тех специалистов или интересных личностей, которые находятся на отдалении);

 – включение родителей в общую с детьми деятельность (в силу занятости на работе родителей почти невозможно привлечь к школьным мероприятиям и проектам, а дистанционное взаимодействие является более гибким).
Более того, в случаях, когда обучение проходит полностью в дистанционном формате (например, как во время пандемии коронавируса), удалённая воспитательная работа способна сохранить взаимодействие классного коллектива и создать условия для неформального общения детей, которое необходимо для полноценного развития личности.

В связи со сложившейся в мире и нашей стране эпидемиологической обстановкой и введением карантина, многие ранее намеченные и начатые проекты пришлось адаптировать под условия дистанционного обучения. Большинство форм прекрасно подходят для режима удаленной работы за счет применения современных технологий. На период карантина полностью отказаться пришлось от массовых мероприятий, таких как: концерты, спектакли, личные встречи.

 Какие же воспитательные мероприятия можно провести для школьников дистанционно?

В основе любого учебного и воспитательного процесса лежит интерес. Если обучающийся действительно заинтересован в процессе, мероприятии, обучении, то с огромной долей вероятности можно сказать, что у него всё получится и будут достигнуты положительные результаты как в образовательной, так и в воспитательной деятельности. Следовательно, воспитателю необходимо искать максимально интересные формы своей работы, не останавливаться на одних и тех же общепринятых мероприятиях, не ограничивать себя застывшими формами работы, а стараться их максимально разнообразить, сделать более зрелищными, интерактивными, увлекательными.
Для соблюдения этого принципа воспитателю необходимо не только ориентироваться на возрастные особенности детей своего класса, но и на их индивидуальные предпочтения. Если большинство учащихся в классе любят петь или читать стихи, то для них разумной формой будет проведение концерта, конкурса. Например, в этом году при подготовке празднования 75-летия победы в Великой Отечественной Войне многие ученики проявили желание учить стихотворения и песни военных лет, принимать участие в конкурсах, проектах. В результате каждый из воспитанников был задействован в творческой деятельности, посвященной этой знаменательной дате.  

А если большая часть класса любит рисовать или делать поделки?
Соответственно, в таких группах следует проводить выставку творческих работ. Можно пойти дальше, если художники и артисты учатся в параллельных классах, то их можно объединить в одно общее мероприятие. Следует отметить, что многие родители обучающихся принимают в изготовлении поделок  активное, непосредственное участие. Обучающиеся по заданию учителя, а многие и по собственной инициативе, готовят творческие работы: поделки, рисунки, плакаты. Далее их достаточно сфотографировать и отправить  учителю, выдавшему задание. Наиболее успешные работы можно направить на общешкольный конкурс, а так же на различные дистанционные конкурсы. В настоящее время в интернете проводится огромное количество самых разных творческих конкурсов для детей, на которые достаточно отправить фотографию работы и заявку. Такая форма работы не требует личного присутствия и прекрасно подходит для дистанционной воспитательной работы.

Одним из интересных способов объединить группу во время дистанта — создание общего творческого продукта, например, газеты или видеоролика. Каждый обучающийся выполняет какую-то небольшую часть, при этом советуясь и обсуждая свою работу с другими, в итоге получается большое дело, на которое каждый в отдельности потратил бы уйму времени.
В настоящее время их можно успешно проводить в режиме онлайн.
Так, например, наша группа продленного дня работала на платформах WhatsApp и в VK. Мы с ребятами сняли небольшой фильм. Каждый ребенок снимал видео о том, как он проводит свое свободное время. Затем я, на правах режиссера, накладывала музыку, спецэффекты и монтировала из маленьких кусочков видео детей видеоролик. По отзывам учащихся, мероприятие в таком формате прошло успешно, вызвало у обучающихся интерес, правильные, положительные эмоции.

В рамках дистанционного обучения с ребятами можно организовать совместный просмотр видеофильмов с последующим обсуждением, выход в виртуальный музей с обменом эмоциями после посещения.

Подобные мероприятия можно организовать по скайпу, на платформе Zoom или воспользоваться другими подобными платформами.

При организации воспитательной работы в дистанционном формате следует учитывать имеющийся уровень цифровой грамотности обучающихся и их родителей, постепенно повышать его; стремиться разнообразить формы работы с детьми, чтобы не потерять их интерес; помнить о здоровье участников образовательного процесса и не перегружать их работой с гаджетами. Дистанционные формы воспитательной работы важно и нужно использовать не только во время вынужденной изоляции от школы: те же социальные сети, в которых осуществляется неформальное общение между учениками, их родителями, могут и должны присутствовать в жизни школы и класса. Это позволит детям знакомиться с сетевым этикетом, самостоятельно и с помощью педагога повышать свой уровень цифровой грамотности.

Итак, можно сделать следующие выводы:

 – режим дистанционного обучения позволяет успешно проводить воспитательную работу с обучающими;

– старые, общепринятые формы ведения воспитательной работы можно адаптировать к условиям дистанционной работы;

 – дистанционная форма обучения открывает новые возможности для ведения воспитательной работы;

 – для успешного ведения воспитательной работы в условиях дистанционного обучения необходимо осваивать новые технологии, средства коммуникации, программы и платформы, активно применять их в практической деятельности;

– подобный режим работы позволяет более активно привлекать родителей обучающихся к воспитательной работе.

 Главное, не падать духом, искать новые формы и методы работы, рассматривать дистанционное обучение не как препятствие и сложности, а как новые возможности, поле для творчества и саморазвитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль уроков в реализации воспитательных задач в условиях внедрения ФГОС нового поколения

Глубокое социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России. Во все времена, прежде всего, люди высоко ценили и ценят нравственную ...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в условиях дистанционного обучения

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является одной из важных задач современного образования. Огромную помощь в их развитии оказывают информационно-коммуникационные технологии, ...

"Реализация воспитательной деятельности в условиях дистанционного обучения"

Презентация к докладу для методического объединения воспитателей ГПД...

Обучение английскому языку в 10-11 классах в условиях дистанционного обучения (из опыта работы)

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расс...

Доклад на тему:"Организация воспитательной работы в условиях дистанционного обучения: идеи ,проблемы и перспективы"

quot;Организация воспитательной работы в условиях дистанционного обучения: идеи ,проблемы и перспективы"...

Дистанционное обучения уроков физической культуры. Комплексы домашних заданий 1-4 классы по физической культуре в условиях дистанционного обучения.

Урок физической культуры по своей актуальности и значимости является, испокон веков, носителем здоровья. Но в настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления&r...