Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в условиях дистанционного обучения
статья

Булова Светлана Николаевна
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является одной из важных задач современного образования. Огромную помощь в их развитии оказывают информационно-коммуникационные технологии, дистанционное обучение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 373

С. Н. Булова,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 3»,

г. Прокопьевск, Кемеровская обл.,

E-mail: sv.lana-09@bk.ru

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в условиях дистанционного обучения      

Аннотация Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является одной из важных задач современного образования. Огромную помощь в их развитии оказывают информационно-коммуникационные технологии, дистанционное обучение.

Ключевые слова Коммуникативные УУД, информационно-коммуникационные технологии, дистанционное обучение.

S. N. Bulova,                                                                                           Municipal budgetary educational institution " Secondary school № 3»,    Prokopevsk, Kemerovo region,                                                                              E-mail: sv.lana-09@bk.ru

Formation of communicative universal educational actions in the conditions of distance learning

Annotation   Formation of communicative universal educational actions is one of the important tasks of modern education. Information and communication technologies and distance learning are of great help in their development.

Keywords  Communication UUD, information and communication technologies, distance learning.

      Как правило, в начальной школе всех детей учат считать,  читать и писать. Несомненно,  в рамках современной личностно-ориентированной парадигмы воспитания и образования эти требования сохраняются, но для современного ребенка их уже недостаточно. Необходимо сформировать такие универсальные учебные действия, которые обеспечат школьникам умение учиться, способность саморазвиваться и самосовершенствоваться.

      В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта главной задачей начального обучения  является формирование  метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.  Уровень сформированности  универсальных учебных действий зависит от способов организации урочной и внеурочной учебной деятельности, взаимного сотрудничества учащихся, познавательной, художественно-эстетической и творческой деятельности.  Среди наиболее важных умений, которые должны освоить школьники,  выделяются коммуникативные учебные действия,  овладение  которыми  необходимо для подготовки учащихся к реальному взаимодействию с окружающим миром.

      Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий развивает готовность к общению, способствует формированию умения взаимодействовать, слушать, а самое главное, слышать, вступать в диалог, дает возможность принять участие в коллективном обсуждении проблемы, позволяет продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, проявлять при общении с окружающими интеллектуальные, познавательные, творческие способности.  Коммуникативная грамотность помогает учащимся сознательно ориентироваться в потоке информации, проявлять социальную компетентность.

      Дистанционное обучение – действенная современная информационная образовательная технология, направленная на реализацию идей компетентностного подхода. В дистанционном обучении используют телекоммуникационные и компьютерные средства, которые позволяют  проводить обучение на расстоянии. Использование дистанционных технологий дает  возможность формировать УУД у учащихся с разным уровнем подготовки.

      Наша школа с 2010 года является участником проекта «Дистанционное обучение детей-инвалидов на территории Кемеровской области».   Основа нашей работы – это дистанционное обучение, которое идет дополнением к традиционному домашнему обучению. После того, как ребенок включается в программу дистанционного обучения, его семье предоставляется во временное пользование необходимая компьютерная техника. У каждого ребенка дома устанавливается  полный комплект оборудования – компьютер, принтер, сканер, веб-камера, также есть фотоаппарат, микроскоп, на  компьютере есть специальные учебные программы. Вся техника приспособлена к работе детьми, имеющими ограничения по здоровью, оборудована специальными приспособлениями, например, для детей с ДЦП.

      Благодаря своим качествам дистанционное обучение весьма эффективно при работе с детьми-инвалидами. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по индивидуальному расписанию и в удобном для него темпе; каждый сам определяет сколько времени ему необходимо для изучения того или иного учебного предмета.

      Каждый учащийся получает широкие возможности для формирования коммуникативных умений, так как всегда взаимодействует с учителем, работает с ним в паре. На таких микро-уроках  можно использовать следующие виды коммуникативных действий:

1. Планирование урока или учебного сотрудничества с учителем. Учащиеся учатся самостоятельно формулировать цели и задачи урока или отдельного конкретного этапа, определять способы взаимодействия, порядок выполнения действий.

2. Составление диалогов и монологов.  Сначала это происходит на основе картинок, слайдов презентации. Затем составление высказывания по теме. Учащиеся учатся достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями коммуникации; овладевают монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка.

3. Постановка вопросов. Для формирования этого действия для первоклассников используются упражнения на построение вопросов по готовым схемам, составление вопросов из отдельных слов, позже можно учиться составлять вопросы к ответам. Учащиеся учатся задавать вопросы и при выполнении таких заданий: догадайся, про какого зверя, я хочу рассказать; какого цвета пенал; угадай, что я люблю делать; что лежит в портфеле; задай вопросы по картинке, по прочитанному тексту.  Постановка вопросов - это не просто учебное задание, это возможность найти полезную информацию, высказать своё мнение, донести свою точку зрения до собеседника. Не менее важно поставить свои вопросы так, чтобы получить необходимые ответы.

4. Ведение диалога «человек» - «компьютер». Учащиеся приходят к  пониманию принципов построения интерфейса, работают с диалоговыми окнами, настройками параметров среды.  При дистанционном обучении учащимся приходится постоянно работать с разными программами компьютера – открывать доступ учителю на свой рабочий стол, выполнять задания по русскому языку и по математике в офисных программах, сохранять свои работы и пересылать их учителю, уметь открывать презентацию, фотографировать.  Поэтому они обучаются владению стилевыми приемами оформления текста, созданию текстовых документов по шаблону, правилами  подачи информации в презентации. Под руководством учителя выходят на учебные сайты для поиска нужной  информации (по окружающему миру, истории и т.д.).

5. Общение в цифровой среде. Для дистанционных занятий используем программу Skype, или, если проводим урок сразу для 2-3 учащихся, то используем режим Видеоконференции. Поэтому одним их формируемых умений является владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками - понимание возможностей разных видов коммуникаций, нюансов их использования. Это может быть общение по Skype, переписка по электронной почте, сетевой этикет при общении в чате, на форуме, общение в блоге. Здесь пригодится умение представить себя не только устно, но и письменно.  Дети заводят друзей, учатся общаться со сверстниками.

      Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий предоставляет ребенку-инвалиду  возможность творческого самовыражения, создаёт условия для его целостного развития, способствует более эффективному формированию коммуникативной компетентности, что позволяет ребенку быстрее адаптироваться к жизни в обществе и максимально  проявлять себя в последующей практической деятельности.

Литература

1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование. 1998.

2. Коммуникативный метод в преподавании английского языка в условиях ФГОС.  [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/morozova-alfiya/komunikativnyi-metod-v-prepodavani-angliiskogo-jazyka-v-usolvijah-fgos.html

3. Формирование культуры общения на уроках информатики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625b3bc

68b5d43b88421316c37_0.html

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся первой ступени с помощью ИКТ в условиях реализации ФГОС

Формирование  коммуникативных  универсальных  учебных  действий  учащихся  первой  ступени  с   помощью  ИКТ  в  условиях  реализа...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение на уроках литературного чтения

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение  на уроках литературного чтения...

тема: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...

Организация проектной деятельности как условие формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

В условиях  реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в ...