Малокомплектная школа
статья

Евстифеева Ирина Анатольевна

Статья посвящена сельской малокомплектной школе. Плюсы и минусы данной формы организации учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malokomplektnye_shkoly.docx34.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Малокомплектные школы. 

Малокомплектные школы существовали раньше, существуют сейчас. Может их не так много, но они есть, они существуют, они действуют. Одной из главных проблем, которые стоят перед педагогами и руководством таких школ является то, как в условиях провинции обеспечить ребенку качественное образование, дающее ему уверенность и чувство равенства с выпускниками школ центральных районов. Коллектив школы хотел бы видеть своих выпускников интеллектуальными, творческими людьми, обладающими навыками общей культуры, саморазвития, самообразования. Решая эти задачи, педагоги стараются создать условия, при которых бы каждый ученик нашел сферу для удовлетворения своих познавательных интересов. Принято считать, что качество образования в малокомплектных школах, в большинстве своем, ниже, чем в городских школах, их выпускники менее конкурентноспособны, с точки зрения социализации, в обществе. В какой-то степени, так оно и есть. Ситуация усугубляется тем, что в школу приходит значительное число детей с низким уровнем развития, что обусловлено ухудшением социально-экономического положения семьи из-за массовой безработицы, особенно характерной для провинции. Но у малокомплектных школ есть определенные преимущества. Главное — небольшое число учеников в школе, малая наполняемость классов. Если правильно использовать это преимущество, то учитель будет иметь прекрасную возможность организовать личностно ориентированный учебно-воспитательный процесс, дойти до каждого ученика. Первоклассник, пришедший 1 сентября в школу, уже всем знаком. Самого ребенка, его родителей, условия в семье хорошо знает педагог. Старшие дети принимают первоклассника в свой коллектив, как старого друга. Часто бывает, что в классе уже учатся его старшие братья и сестры. Такое возможно только в малокомплектной школе. В этом году в моем классе из 8 детей учатся: дядя и племянница, две пары детей - родные братья и сестры. На следующий год, из одной семьи в класс придет третий ребенок. Поэтому, ребенок, пришедший в 1 класс, быстро осваивается в коллективе, а значит безболезненно проходит адаптационный период. Глядя на ребят постарше, он быстрее осваивает правила поведения на уроке, быстрее начинает понимать функцию ученика. Малокомплектная школа — это небольшой разновозрастный коллектив, где создаются улучшенные возможности для воспитания старшими младших. Школа с 8-10 учениками напоминает большую семью. Отношения между педагогом и учениками здесь ближе и теплее, чем в больших коллективах. Поэтому исключаются возможности для крупного хулиганства, других правонарушений, характерных для больших школ. Каждого здесь знают, каждого любят, все друг другу верят и помогают. Школа становится центром воспитательной работы с детьми и взрослым населением, а учитель — ее организатором и проводником. Здесь в полную силу можно задействовать закономерности взаимообучения. Значительную часть знаний дети получают друг от друга, при этом лучше понимают материал, быстрее схватывают, без труда усваивают. Как правило, в малокомплектных школах почти не бывает второгодников. Если ученик даже не очень хорошо усвоил программный материал, пробелы в знаниях он ликвидирует, когда этот же материал будут проходить ученики младшего класса. Многократное повторение, которое обеспечивает малокомплектная школа, — важный способ упрочения знаний.  Точно также, здесь присутствует и метод опережения. Дети помладше могут нахвататься того, что им бы пока и рано знать. Малокомплектная школа более гибкая и мобильная, имеет большие возможности в поиске альтернативных форм организации образовательного процесса, осуществлении индивидуализации образования и направленности его на личность. Главное условие осуществления индивидуального подхода является изучение личности ученика в образовательном процессе. Именно в малокомплектной школе есть возможности для постоянного наблюдения за ребенком, изучения склонностей и индивидуальных особенностей каждого, и организации образовательного процесса, основанного на принципе индивидуализации. Малокомплектность и небольшая наполняемость классов позволяют легче регулировать расписание занятий, делать его более гибким, адаптировать его к образовательным потребностям учащихся, организовывать познавательную деятельность учащихся в малых группах. Все это создает предпосылки для того, чтобы создать в школе атмосферу психологического комфорта, сделать образовательный процесс максимально индивидуализированным. Условия деятельности малокомплектных школ специфичны. Педагогические закономерности приобретают неповторимый, конкретный характер. В этой связи общие педагогические положения, методические рекомендации требуют творческого переосмысления. Эти обстоятельства, а также отдаленность малокомплектных школ от методических центров, отсутствие методического материала ставят учителя в условия постоянного педагогического поиска. Если выразиться простыми словами, то не с кем посоветоваться, не у кого спросить, негде научиться. Я бы с удовольствие прошла курсы повышения квалификации по направлению « Методика преподавания в малокомплектной школе». Но таковых, к сожалению, никто не проводит. И даже «всемогущий» интернет не приносит пользы.                                                                                          Дорогие,коллеги! Хотелось бы пообщаться с теми из вас, кто работает в подобных условиях. Пятый год работаю в условиях класса -комплекта 1-4, то есть в моем классе обучаются дети всех четырех начальных классов. Работать тяжело. Тяжело учить и тяжело учиться. Коллеги, откликнитесь! Давайте сообща будем решать проблемы, делиться опытом, методическим материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника «Прощание с начальной школой» для малокомплектной школы.

Праздник был проведен в Койской школе в 2008 году. В начальной школе учились 5 детей (девочки):2 класс – 1 учащаяся,3 класс – 1 учащаяся,4 класс – 3 учащихся.Первого класса не было. В празднике приним...

План-конспект урока по математике (Перспективная начальная школа) в 1, 4 классах малокомплектной школы по теме "Число и цифра 2", "Деление с остатком и вычитание".

Всю жизнь проработала в малокомплектной школе. Предлагаю вам план-конспект урока по математике в 1, 4 классах (УМК "Перспективная начальная школа)....

Конспект праздника в малокомплектной школе "До свидания, начальная школа"

На  празднике проходит привитие этических норм поведения, уважения к старшим, доброй памяти о начальной школе, подготовке учащейся к учебным занятиям на ступени основного общего образования....

Сценарий праздника прощай начальная школа для малокомплектных школ

Цель:  создать условия для торжественного окончания начальной школы;            подвести итоги 4-х лет обучения.Задачи внеклассного мероприя...

Внеклассное занятие по математике для учащихся начальной школы (малокомплектная школа) МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КВН

Активация познавательной деятельности обучающихся на уроках и внеклассных занятиях по математике.Способствует формированию интереса детей к математике младших школьников, формирует умение использовать...

конспект урока изо по Б.М.Неменскому УМК "Школа России" для малокомплектной школы 2 и 4 класс (Темы: Постройка и фантазия (2 класс). Города русской земли (4 класс)

Данный конспект урока по изобразительному искусству предназначен для учителей малокомплектной школы 2 и 4 классов, сочетающий в себе темы для 2 класса "Постройка и фантазия", для 4 класса "Города русс...

Урок окружающего мира в малокомплектной школе 1,3 класс "Начальная школа 21 века"

Материал включает конспект урока по окружающему миру для 1,3 классов . Тема урока 1 класса «Звери- млекопитающие», тема урока в 3 классе «Разнообразие животных»...