Новые формы взаимодействия учителя и родителей в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Наталья Павловна Мухина

Данная статья поможет учителям начальных классов при работе с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_portala.docx42.21 КБ

Предварительный просмотр:

Новые формы взаимодействия учителя и родителей в начальной школе

Проблемный анализ ситуации. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция), являясь методологической основой разработки и реализации ФГОС, подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. В Федеральном государственном образовательном стандарте в каждой строке улавливается акцент на первостепенную роль воспитания в образовании.

Достижение успеха в процессе воспитания детей возможно только при условии объединения усилий семьи и других социальных институтов. Наиважнейшее место среди таких институтов занимают общеобразовательные учреждения, обеспечивающие реальное взаимодействие родителей и педагогов в воспитательном процессе.

В своей работе, как классный руководитель начального звена (а в работе учителя начальных классов невозможно провести чётких границ между функциональными обязанностями преподавателя и классного руководителя - это симбиоз особого вида, а значит, далее, употребляя слово учитель, мы будем иметь ввиду и классный руководитель), я пытаюсь найти пути решения проблем, задач, которые передо мной ставит Концепция и ФГОС, ищу новые формы и методы взаимодействия с семьёй, понимая, что родители и классный руководитель - это воспитатели одних и тех же детей.

Передо мной, как и перед любым учителем, встают извечные вопросы педагогики о том, как сделать родителей моих учеников своими союзниками, как выстроить наши отношения, чтобы они основывались на взаимном доверии, понимании, уважении, ответственности и направленности на развитие личности ребёнка. Для меня родители моих учеников – это мои коллеги в деле воспитания будущего моей страны.

Социальный мир семьи - сильнейший фактор формирования личности ребенка. Его влияние нельзя исключить и не учитывать. Классный руководитель не может и не должен перевоспитывать родителей и преобразовывать семью - это лежит за пределами его профессиональных полномочий. Но попытаться вместе с родителями учеников создать единое воспитательное поле, в котором наивысшие ценности являлись бы основной жизни либо были признаны как основа жизни желаемой, достойной для человека вполне реальная задача.

Актуальность. Отечественными исследователями В.С. Скобкиным и Е.Ю. Марич было выявлено, что родители среди приоритетных жизненных ценностей называют воспитание ребенка, среди них: отцы – 64, 4%, матери – 82,2%. Практика и проведенные научные исследования, показывают, что родители испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются целым рядом причин: ухудшение состояния здоровья детей (психического, физического); социально-экономическими проблемами общества, ведущим к увеличению процента социально-незащищенных родителей и детей, социально-психологической тревожности, усталости, перераспределение материально-экономических функций внутри семьи, трудности организации семейной жизни на фоне кризисов; личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях)отсутствия понимания; глобальными проблемами, определяющими развитие взрослых и детей экологическими проблемами, локальными войнами и т.д.). Поэтому назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности педагога – как его взаимодействие с семьёй.

По мнению специалистов, деятельность, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками услуг образовательного учреждения, поэтому действия педагогов должны основываться на интересах и запросах семьи. Необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи ее традиций и опыта.

Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи и школы. Интерес понятен: ведь семья и школа – это два общественных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.

Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества, так как положительные результаты работы классного руководителя с учащимися во многом зависят от контактов с их родителями.

Для ребенка, впервые переступившего порог школы, содружество учителя и родителей – одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе или только в семье. Он воспитывается одновременно и в школе, и в семье. Работа классного руководителя должна заключать в себе не только работу с детьми, но и тесное взаимодействие с родителями. Все согласятся с тем, что важную роль в формировании личности ребенка играет то, какую работу проведет учитель с родителями. Ведь никто не знает больше о своих детях, чем мама и папа.

Итак, успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы, поэтому, сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным

Цель своей работы с родителями я определила так: содействовать наиблагоприятнейшим условиям личностного становления ребенка путем педагогического влияния на семейное воспитание; создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и однонаправленности стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала, сохранности здоровья.

Задачи, которые я ставлю перед собой:

  1. Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
  2. Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков, формировании общечеловеческих ценностей.
  3. Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Методический инструментарий, использование которого мне позволяет решить поставленные задачи:

  • анализ психолого-педагогической и методической литературы, самообразование по вопросу взаимодействия семь и школы;
  • использование и оптимальное сочетание инновационных и традиционных форм, методов и средств работы с родителями;
  • использование новейших ИКТ в работе с родителями;
  • самоанализ личного опыта работы с семьями учеников;
  • самонаблюдение процесса взаимодействия учителя и родителей;
  • мониторинг эффективности взаимодействия классного руководителя с родителями;
  • анкетирование учащихся и родителей.



  1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


  1. Составные части взаимодействия педагога с родителями

Первой составной частью такого взаимодействия, является информационное педагогическое обеспечение родителей сведениями о воспитательной концепции школы, о педагогических позициях классного руководителя, о методике воспитания, целях и задачах личностного развития школьника на данный учебный год; а также о ходе духовного развития ребенка, особенностях его школьной деятельности, взаимоотношениях в группе, выявляющихся способностях, текущих успехах во всех сферах обучения. Реализуется функция педагогического просвещения. Информация такого плана чрезвычайно влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, придает их влиянию на детей целесообразный характер, повышает уровень положительного отношения к школе, придает серьезность в отношении родителей к своим родительским обязанностям.

Вторую составную часть взаимодействия педагога с родителями выполняет педагогическое корректирование семейного воспитания, а именно той стороны, которая касается, прежде всего, отношения к ребенку, а далее режима жизни и деятельности ребенка. Корректирование производится с позиции профессиональной необходимости, диктуемой ходом воспитательного процесса. И ничем иным. Все, что скажет классный руководитель относительно необходимых изменений, должно проистекать из воспитательных целей, из блага ребенка как растущей и развивающей личности. Педагог привносит невольно дополнительную мотивацию для устройства семейной жизни и некоторого переустройства, ссылаясь на то важное, без чего не может быть максимального развития личности ребенка. Так, родители во имя блага ребенка посещают, а потом и влюбляются в театр, покупают, а потом читают книги, проявляют интерес, а потом увлекаются путешествиями. Коррекция семейного воспитания становится коррекцией личности родителей, но, разумеется, мера эта различна, а иногда равна нулю. Единое воспитательное поле создается, если родители приобщаются к реальной практической жизнедеятельности детей в школе, проживая вместе с детьми определенные ценностные отношения. Ребенок в этот момент как бы не видит границ между семьей и школой, видит лишь некое единство мира, в котором наивысшие ценности носят общий характер, выступают основополагающими элементами мира.

Третья слагаемая часть взаимодействия педагога и родителей - практическая совместная работа детей и родителей, которую организует педагог. Проживая вместе с детьми определенные отношения в ходе праздника, концерта, беседы, игры, трудового дела, спортивного состязания и других форм совместной деятельности, родители переносят данное отношение в дальнейшую историю семейной жизни, привносят невольно новые отношения, которых раньше не было в семье, тем самым изменяя поле семейных отношений. Изменения эти принципиальны, ибо положительно соотносятся с основными ценностными отношениями воспитательной школьной среды. Ъ

Содержанием обрисованного взаимодействия педагога с родителями становится постоянная забота педагога о развитии личности ребенка. Она наполняет всевозможные действия педагога в адрес родителей, будь это просьба приобрести книгу, прийти на собрание, откликнуться на призыв отремонтировать классную комнату или жесткое пресечение беседы с папой в алкогольном опьянении, отказ принять продуктовые подношения, просьба изменить тональность разговора. Единственным объектом внимания в организованном таким образом взаимодействии становится забота о развитии воспитанника. Следовательно, содержанием взаимодействия классного руководителя с родителями его воспитанников, является проблемная забота о развитии воспитанника, его самочувствии, состоянии души, физическом и психическом здоровье, успешности деятельности, положении в группе и групповом статусе, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах их развития, особенностях характера и их учете в общении с ребенком, в итоге, о счастье подрастающей личности, входящей в контекст современной культурной жизни. Снимается окончательно проблема «вызова» родителей в школу. Их приглашают в школу, чтобы побеседовать о положении дела, о том, каковы успехи ребенка в школе, как можно было бы повысить уровень успешности развития всех сторон личности ребенка, о том, как решить вместе с ребенком его проблемы, если они стали перед ним.

  1. Система и методы работы классного руководителя с родителями в начальной школе


Для обеспечения нормального физического и психического здоровья младших школьников взаимодействие семьи и школы осуществляю по следующим направлениям:


hello_html_m3bf45fe5.png


Чтобы все эти направления совместной деятельности классного руководителя и семьи были эффективны, в своей практической работе с родителями младших школьников я использую коллективные, индивидуальные и групповые формы взаимодействия. Причём во всех случаях реализую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. (См. Приложение 5.)

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса - это важная и ответственная задача учителя. Решение данной задачи представляется возможной, если в плане работы класса и школы найдут отражение следующие направления деятельности классного руководителя с родителями:

  • Изучение семей учащихся;
  • Педагогическое просвещение родителей;
  • Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
  • Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
  • Индивидуальная работа с родителями;
  • Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

Как много ситуаций в жизни учителя, когда только зоркое чуткое сердце может помочь в чём-то разобраться, найти решение из, казалось бы, неразрешимых проблем... Встреча с родителями учеников – как раз тот случай. Как сложно бывает порой растопить настороженность и недоверие родителей, как трудно найти тему для разговора, во время которой хотелось бы поделиться чем-то дорогим.

Родительские собрания провожу не только для того, чтобы держать родителей в курсе обучения и помочь им в воспитании детей, но и для того, чтобы помочь решить те проблемы, с которыми родители безуспешно пытаются справиться сами.

При подготовке к родительским собраниям я придерживаюсь следующих правил:

  1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
  2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
  3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
  4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Мои принципы общения с родителями:

  • Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Быть умной и тактичной. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.
  • Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.
  • Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.
  • Открытость, искренность и честность.

Мысли, которые я транслирую родителям: самый главный человек в школе – это ученик; в школе нет своих и чужих детей – все дети наши; цель воспитания в любом обществе - научить детей обходиться в этой жизни без нас, взрослых; без вас, родители, я не смогу ни научить чему-либо, ни воспитать детей; мы занимаемся одним и тем же, очень важным делом – воспитанием и образованием будущего нашей страны, поэтому – мы коллеги.

Основа моей воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса.  И поэтому главная цель в работе с родителями – всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности.

Работа с семьей – влияние на воспитательный потенциал семьи; объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание. Здесь необходимо следующее: изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.

Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. Диагностика в работе классного руководителя помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение в семье чрезвычайно трудное.

Используя диагностику,я как классный руководитель  помню о нравственных аспектах всех своих исследований и руководствуюсь определенными правилами.

  1. Если родители поделились информацией со своими классным руководителем, она не должна быть доступной всем.
  2. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме.
  3. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков.
  4. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.
  5. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал.

Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок», ориентироваться только на интуицию, необходимо знать особенности современной семьи, ее отношение к школе и переменам в образовании.

Для чего классному руководителю нужна информация о семье?

  • Для «отслеживания» и «сопровождения» семьи, это позволит выяснить её особенности и использовать способность воздействовать на ребёнка
  • Для привлечения родителей к работе класса
  • Для проведения информационно-просветительской работы с родителями, а также для создания информационных материалов для родителей, «родительских памяток».

Что необходимо знать учителю начальной школы о семьях своих учеников?

Социально-демографический портрет семьи.

  1. Состав семьи.
  2. Фамилии, имена и отчества отца и матери, их возраст.
  3. Род занятий родителей и других членов семьи (трудовая занятость родителей: сфера профессиональной деятельности и уровень квалификации).
  4. Материальная обеспеченность семьи.
  5. Культурный потенциал семьи: наличие библиотеки, предметов культурного досуга; отношение к искусству, литературе; основные духовные потребности членов семьи.
  6. Круг интересов, хобби членов семьи.
  7. Образ жизни семьи.

Наиважнейшей же форой взаимодействия с родителями в начальной школе считаю индивидуальную педагогическую консультацию.



  1. Возможности использования современных ИКТ при работе с родителями

Стремительный рост информационного потока, развитие новых информационных технологий, их возможности – все это предъявляет свои требования к молодому поколению. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность учебно-воспитательного процесса. Практически все исследователи вопросов информатизации образования (А. А. Андреев, Б. С. Гершунский, Э. И. Кузнецов, М. П. Лапчик, Е. И. Машбиц, С. В. Панюкова, Е. С. Полат, И. В. Роберт и др.) приходят к единому выводу о высокой эффективности использования ИКТ в работе с родителями. Эффективность обусловлена следующими возможностями: незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИКТ; компьютерная визуализация информации; архивное хранение больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкий доступ пользователя к банкам данных; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения. Кроме того, компьютерные телекоммуникации создают уникальную среду интерактивного взаимодействия представителей различных групп пользователей независимо от их места нахождения. Таким образом, можно говорить, что компьютерные технологии способны стать серьезным помощником педагогов в организации диалога с родителями.

Очевидно, что старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя в наше время современных технологий, инноваций. Современные родители -  грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, и ограничены во времени для получения большого объема информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия школы с семьей. Поэтому в новых условиях особую актуальность приобретает поиск таких форм взаимодействия семьи и педагога, которые позволяют эффективно реализовывать ФГОС. А это возможно, если педагоги и родители осведомлены относительно планов и намерений друг друга.

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе — это одно из современных направлений в образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями учеников, а также популяризировать деятельность учителя и школы в целом. Преимущества их использования во взаимодействии с семьями младших школьников очевидны и заключаются в следующем:

• минимизация времени доступа родителей к информации;

• возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

• обеспечение индивидуального подхода к родителям учащихся;

• оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;

• рост объема информации;

• оперативное получение информации родителями;

• обеспечение диалога учителя и родителей группы;

• оптимизация взаимодействия педагога с семьей.

У современных родителей «Интернет всегда в кармане», они «всегда на связи» и было бы глупо не воспользоваться такой возможностью в своей деятельности классному руководителю. В своей практике мне удалось попробовать разные ИКТ для обеспечения наиболее полного взаимодействия с родителями. Это и собственный сайт, и сайт школы, и Сетевой город, и Skype и электронная почта. В настоящее же время самый мобильный и широко используемый мессенджер - это WhatsApp, который позволяет пересылать текстовые сообщения, изображения, видео и аудио файлы через Интернет.

На одном из собраний мы договорились с родителями о том, что будем использовать WhatsApp для активного взаимодействия. На этом же собрании были выработаны правила общения в группе созданной в WhatsApp. Вот некоторые из них: все сообщения в группу выкладывать только через администратора, сообщения должны быть тактичны; чаще всего пространство группы использовать в качестве доски объявлений; выход на связь с 08.00 до 20.00 и т.д.

  1. Анализ результатов деятельности.

Критерием эффективности своей целенаправленной работы с родителями я выбрала следующие показатели: сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу, уровень активности участия родителей в жизни класса и школы, помощь детям в участии в различных конкурсах, мероприятиях различного уровня.

  1. Анкетирование родителей.

Систематическое анкетирование родителей позволяет получить обратную связь и более качественно провести рефлексию своей деятельности педагогу, увидеть свои положительны и отрицательные моменты в работе, развиваться профессионально, своевременно корректировать свою работу с родителями. Поэтому, ежегодно провожу анкету , с помощью которой можно определить степень удовлетворённости родителей работой классного руководителя, а для корреляции полученных результатов провожу анкетирование, с помощью которого можно определить уровень взаимодействия с родителями

  1. Посещение родителями собраний, консультаций

Посещение собраний родителями тоже можно считать показателем взаимодействия педагога и родителей. Если собрания проводить не часто (достаточно 4 раза в год), интересно, разнообразно, то родители обязательно будут посещать их.

Индивидуальные педагогические консультации

  1. Участие родителей (прямое и косвенное) в классных, общешкольных и другого уровня мероприятиях

Родители моих учеников являются активными участниками классных, общешкольных и другого уровня мероприятий

 Я отслеживаю участие родителей в жизни класса, веду дневник и отмечаю в нём участие родителей как в больших, так ив самых малозначительных мероприятиях.

ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

  1. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья. Поэтому первая задача, которую я ставлю перед собой – это поддержание и развитие интереса к человеку в семье.
  2. Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности.   С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё по законам Российской Федерации возлагается ответственность за воспитание и обучение детей. А значит, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса. Поэтому я ставлю перед собой следующую задачу – помогать родителям в этом.
  3. Третья задача - помогать родителям, увидеть ребенка в его природосообразности, учить наблюдать за его развитием, понимать закономерности происходящих изменений в детях и их отношениях с социумом.
  4. Четвёртая задача – постоянный поиск новых интересных форм и методов работы с родителями.

Считаю, что решая эти задачи можно достичь цели - эффективного взаимодействия классного руководителя и родителей в деле воспитания подрастающего поколения нашей страны.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессор Н.Е. Щуркова советует классному руководителю строить взаимодействие с родителями на основе таких основополагающих идей- принципов, как:

  • Обращение к чувству родительской любви и ее уважение;
  • Умение разглядеть в каждом ученике положительные стороны, позволяющие давать характеристику детей с выдвижения представляющей положительной оценки;
  • Высокое уважение личности отца и матери, их родительских забот, их трудовой и общественной деятельности.

Построение системы взаимодействия учителя с родителями учеников на указанных выше принципах позволяет мне эффективно использовать инновационные методы работы с родителями и добиваться хороших результатов.

В заключение хочется отметить, что воспитательный процесс, несомненно, будет успешным, а сотрудничество с родителями – плодотворным, если девизом педагога станут слова «Каждому ребенку - свою долю аплодисментов».

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. - М., 1984.
  2. Васильева И.Н., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий// Вопросы психологии 2002. №3.
  3. Горленко В.П. Воспитательная работа классного руководителя в школе. - М., 1998.
  4. Данилюк А. Я. , Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  5. Демакова И.Д. С верою в ученика: Особенности воспитательной работы классного руководителя. - М., 1989.
  6. Корнеев И.К., Машурцев В.А. Информационные технологии в управлении. – М.: ИНФА-М, 2001. – 158с.
  7. Левков Ю.Я. Формирование педагогической культуры родителей. – Иркутск: ИГПИ, 1986
  8. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение.
  9. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями). – М.: ТОО Интел Тех, Правление о-ва "Знание" России, 1994
  10. Меренков А. В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе [Текст] / А.В.Меренков. – Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2005. – 143 с.
  11. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль: Академия развития, 2002
  12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. По ред. Полат Е.С.М.,2005
  13. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И. Кочетова. - Минск, 1987.
  14. Петров С.К. Информационные технологии сегодня. Учебное пособие.- М. "ТДК", 2003. – 250 с.
  15. Программа развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях. // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 7. – с. 73.
  16. Психологический словарь. / Под ред. Зинченко. – М.: Пресс, 1997.
  17. Пул Б. Что каждому учителю следует знать о технологиях / Пер. с англ. С. Оленина
  18. Родителям о воспитании детей в семье: Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 1973
  19. Рудакова Д.Т. Интернет в профессиональной деятельности. М.,2003.
  20. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 208 с. (Серия "Энциклопедия образовательных технологий").
  21. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
  22. Степаненков Н.К. Планирование работы классного руководителя. - Минск, 1996.
  23. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации"
  24. Христочевский С.А. Информатизация образования. М.: Информатика и образование, № 1, 1994).
  25. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. – М., 1993
  26. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. - М., 1986.
  27. http://nlarissan.blogspot.ru
  28. http://kem-edu.ucoz.ru/index/fgos/0-26



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия учителя с родителями.

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся....

Формы взаимодействия учителя с родителями

В презентации представлены формы взаимодействия учителя с родителями учеников. ЗАДАЧИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ• Создание благоприятных условий для обучения и развития детей.• Повышение педагогической ...

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ

Выступление на заседании  школьного методического объединения классных руководителей...

Специфика взаимодействия учителя - логопеда с педагогами начальной школы по устранению речевых нарушений

Количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, велико. В работах по русскому языку встречаются, как правило, ошибки на пропуск, замену, искажение букв, причем допускает их примерно треть детей...

Новые формы взаимодействия учителя и родителей в начальной школе

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы, поэтому, сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным....