Проект на тему " Обучение и развитие ребенка с ЗПР в обычном классе"
проект

На современном этапе развития образования острой становится проблема преодоления школьной неуспеваемости и увеличение количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). По данным ВОЗ количество детей с ЗПР не только не уменьшается, а наоборот увеличивается, и колеблется в пределах от 10 до 20 процентов от общего числа детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ» ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОЕКТ 

НА ТЕМУ: «ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА С ЗПР В ОБЫЧНОМ КЛАССЕ»

                                                                         Автор проекта: Т.А. Астайкина,          слушатель курсов повышения квалификации

по проблеме «Особенности организации

обучения и воспитания обучающихся

 с ОВЗ в условиях введения ФГОС»

                                                      Саранск 2019

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….3

1. ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ  ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ……………………………..3

1.1 Понятие задержки психического развития (ЗПР)……………………….3

1.2 Характеристика учащихся с ЗПР…………………………………………4

2 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ С ЗПР………………………………………………………………………………5

2.1. Применение АМО  с учащимся  с ЗПР. …………………………………6

2.2.Дидакдические игры- как форма обучения учащихся с задержкой психического развития. )………………………………………………………7

2.3 Методы кинезиологии в работе с детьми ОВЗ…………………………. 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………........16

ВВЕДЕНИЕ

  На современном этапе развития образования острой становится проблема преодоления школьной неуспеваемости и увеличение количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). По данным ВОЗ количество детей с ЗПР не только не уменьшается, а наоборот увеличивается, и колеблется в пределах от 10 до 20 процентов от общего числа детей младшего школьного возраста.

ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ  ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

   Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье.

Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя игры со строгими правилами детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.

   Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации целенаправленной деятельности.

    Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.

   У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.

Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития

   Несмотря на существенные недостатки в интеллектуальном и личностном развитии, у детей с задержкой психического развития сохранны предпосылки для усвоения учебного материала по общеобразовательным программам при условии индивидуального и дифференцированного подхода к ним.

    Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима коррекционная работа по нормализации их познавательной деятельности, которая осуществляется на уроках по любому предмету.

 В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал объясняется  ему на индивидуальных занятиях.

   Ведение уроков в интегрированных классах, где обучаются дети с ЗПР, требует от учителя большого внимания. При подготовке к уроку учителю нужно продумать ряд коррекционно-развивающих заданий , чтобы дети не  с ЗПР не испытывали трудность в обучении и стремились к познанию.

   В.А.Сухомлинский писал: «Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – первая заповедь воспитания. В школах не должно быть несчастных детей, душу которых гложет мысль, что он ни на что не способны. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающих энергию для рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

  Ученики, испытывающие трудности в обучении, чаще всего откликаются на занимательность.

  Уроки с элементами занимательности – одна из форм, способствующих развитию логического мышления, творческих возможностей учащихся, интереса.

  Разнообразие активных форм работы (игры-путешествия, состязания) и занимательных приёмов (ребусы, кроссворды) создаёт положительный эмоциональный фон для учебной деятельности. Наибольшее применение занимательность находит при закреплении и повторении материала, при усовершенствовании умений и навыков.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ С ЗПР

  Учитывая особенности развития детей с ЗПР, в своей коррекционной работе я стараюсь находить новые методы и формы активного обучения уч-ся.

  По моим наблюдениям, большинство детей с ЗПР испытывают трудности при обучении письму,  негативно реагирует на необходимость выполнения письменной работы.. Письмо для них — нелегкий процесс, и результаты его часто служат причиной появления отрицательной оценки и связанных с этим переживаний. Поэтому для создания психологического настроя обучающихся на занятие,   вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха я   использую   различные приветствия:

Давайте встанем дружно и скажем: «Здравствуйте! руками»

Скажем: «Здравствуйте!» глазами

Скажем: «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостно кругом.

Когда встречаем мы рассвет,

Мы говорим ему ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

 

С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылая свой ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

 

При встрече через много лет

Вы крикните друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

 

И улыбнутся вам в ответ

От слова доброго ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

 

И вы запомните совет:

Дарите всем друзьям ...  (Дети хором) ПРИВЕТ!

.

  Для организации работы на уроке использую стихотворение, которое позволяет настроиться и включиться в работу.

Я тетрадь свою открою и наклонно положу … и т.д.

   С целью адаптации объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся учебный материал  стараюсь преподносить небольшими порциями, усложнять его постепенно, стараюсь изыскивать способы облегчения трудных заданий, такие как, дополнительные наводящие вопросы,  например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

Использую  наглядность – картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки-помощницы, которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала;

Так при обучении письму я для себя открыла «Письмо с секретом» методику Илюхиной, где ознакомление с алгоритмом письма мы начинаем с анализа написания буквы и, которая рассматривается как исходная, содержащая в себе основные элементы и способы их соединения, повторяющиеся при написании очень многих букв.  Каждый элемент буквы имеет свое название, которые уч-ся хорошо запоминают и используют, разработаны компьютерные видеоуроки, которые делают урок занимательным и повышают мотивацию в учении.

   В работе с детьми с ЗПР широко применяю задания по развитию познавательных способностей, которые способствуют формированию самоконтроля , освоение сенсорных эталонов и навыков учебной деятельности. …В методическом пособии О Холодова «Юным умникам и умницам» представлены задания , с помощью которых можно  решать различные коррекционные задачи:

  • формирование сотрудничества ребёнка со взрослым и овладение способами усвоения общественного опыта;
  • развитие ручной моторики;
  • сенсорное воспитание;
  • развитие мышления;
  • развитие речи.

Ценность заданий состоит в том, что сам процесс обучения она делает эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняет интерес ребёнка к заданию. Это особенно важно в работе с детьми с ЗПР.

Например, игра «Угадай букву» (узнать и  дописать букву)

 «Найди графические ошибки», «Ищи правильную букву», «Восстанови

слово»,

«Найди пару каждому элементу», «Поле чудес» (выбери

соответствующую букву).

   Для развития логического мышления можно применить игру “Кто быстрее”. Задание – из букв данного слова составить другие слова, например – ХРАБРОСТЬ: ОСА, СОР, СТО, БРАТ, ТРОС, ХОР.

           Игра “ Буква потерялась” (при изучении звука Ф) Задание – вставить    пропущенные буквы в слова: . абрика, шо . ер, . лаг.

Для активизации мыслительной деятельности на уроках можно использовать занимательные задания, задачи-шутки, кроссворды, ребусы.

           После проведения этапа “чистописания”, учащиеся находят и читают слово (введение в тему урока.) И П Р Е Д Л О Г И А (ПРЕДЛОГИ)

     Использование игровых технологий, пожалуй, самые эффективные у младших школьников, особенно у уч-ся с ЗПР.

  Одним из важнейших направлений учебно-воспитательного процесса является формирование у воспитанников навыков самостоятельной работы, умения организовывать, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.

Для самостоятельной работы разрабатываю  дидактический материал различной степени трудности и с различным объемом помощи:

- задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов выполнения;

- задания тренировочного характера, аналогичные образцу;

- задания контрольного характера и т.д.

Очень эффективным активным приемом является использование сигнальных карточек. При выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). На уроке математики используются  цифровые веера. Буквенные на уроках обучения грамоте и русского языка. Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность . Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

     На занятиях при работе с детьми с ОВЗ рекомендуется использовать  рефлексию настроения и эмоционального состояния.

   На своих уроках использую  приём с различными цветовыми изображениями.

    У учащихся карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

«Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.

«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению

   Как уже отмечалось, у детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками рисования, ручного труда, но конечно же письма.

  Одно из основных мест в коррекционной работе  отвожу  всем формам ручной деятельности, включая:

  • рисование;
  • лепку;
  • аппликацию;
  • конструирование;
  • работу с мозаикой;
  • пальчиковую гимнастику;

   Очень нравятся детям пальчиковые и кинезиологические упражнения, которые улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма

Учеными доказано, что развитие руки находит­ся в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. С этой целью на уроках письма провожу пальчиковые и кинезиологические  упражнения, как:  " Насекомые"

Я на травке полежу(ладони правой и левой руки на столе переворачиваются)

и как пчелка жу-жу-жу(жужжать как пчелки)

на цветочек полечу(помашем руками),(соединини ладошки в месте-имитация бутона цветка)

мед в ладошки соберу( пальчикиправой руки собирают мед в левую руку)

дам покушать маме кошке,

мишке , зайке и ежу(соединяем большой пальчик последовательно с остальными)

Игра «Дом».

На опушке дом стоит (сложить ладони «домиком» над головой),

На дверях замок висит (сомкнуть ладони в замок),

За дверями стоит стол (накрыть правой ладонью кулачок левой руки).

Вокруг дома частокол (руки перед собой, пальцы растопырить).

«Тук – тук – тук!» - дверь открой (постучать кулачком пол ладони).

«Заходите, я не злой!»(руки в стороны, ладони вверх).

      Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т. е. путём физической активности.

Комплексы упражнений включают в себя: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

      Кинезеологические упражнения повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, мелкую и крупную моторику, облегчают процесс чтения и письма, формируют пространственные представления, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.

В комплексы кинезиологических упражнений   включены:

  • Растяжки.
  • Дыхательные упражнения.
  • Глазодвигательные упражнения.
  • Телесные упражнения.
  • Упражнения для развития мелкой моторики.
  • Массаж.
  • Упражнения на релаксацию.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). 

        «Солдат и Тряпичная кукла». Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

       «Дерево». Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

      Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Для разного возраста подобраны разные виды упражнений.

«Свеча». Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох на пальчики, изображающие горящую свечу, и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха. 

«Ветерок». Исходное положение – сидя за партой. Сделайте глубокий вдох и на выдохе произнести протяжно звук «Ш» или «С». 

 «Дышим носом». Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

 «Ныряльщик». Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

«Взгляд влево вверх». Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку, и упражнение повторяется.

«Горизонтальная восьмерка». Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.

«Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.

        При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.

«Маршировка». Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.

«Перекрестная маршировка». Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями к по противоположной ноге.

       

Упражнения для развития мелкой моторики улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, повышают устойчивость внимания и облегчают процесс письма.

«Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

«Кулак – ребро – ладонь». На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

«Лезгинка». Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз.

       Массаж стимулирует процессы памяти, внимания, мышления.

Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем глаза закрыть. Повторить 7 раз.

Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.

Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.

         Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Применение кинезиологических упражнений позволяет: улучшить мелкую моторику, память, внимание,  речь,  пространственные представления; снизить утомляемость; повысить способность к произвольному контролю; способствует профилактике дислексии и дисграфии; помогать адаптации леворукого ребенка в праворуком мире; развивать межполушарную специализацию, межполушарное взаимодействие, синхронизацию работы полушарий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа с детьми с задержкой психического развития требует от педагогов особого подхода. Для развития мотивации и познавательной самостоятельности ученика с ЗПР необходимо создание комфортной образовательной среды, новых педагогических технологий и действенных форм обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников // Школа здоровья, 1994. т. 1, №1, с. 13- 18.

2. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский.– М.: Просвещение, 1985.  208 c.

3. Дети с временными задержками развития // Под ред. Т.А.Власовой, М.С.Певнзер. М.: Педагогика, 2003. 208с

4. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001,  224 с.

5. Костенкова, Ю. А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 64 с.

6. Коробченко Т.В., Розовой Ю.Е. Здоровьесберегающие методы в работе с детьми с речевыми нарушениями. Под. Ред. Н.Н. Яковлевой , Е.А. Петровой – СПб АППО, 2010г. – 255 с.

7.  Поваляева, М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике / составитель М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 350 с.

8. Проблемы обучения и воспитания детей с задержками психического развития: сборник методических материалов / под ред. И. Ю. Майсурадзе. – Ульяновск: УИПКПРО, 2006.  92 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Обучение звуко-буквенному анализу слова младших школьников»

Теоретические аспекты обучения звуко-буквенному анализу слова младших школьников; организация опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности упражнений, направленных на обучение звуко-букве...

Проект на тему:Пауки-одно из чудес живой природы. 2 класс. Презентация и краткая речь для выступления перед обучающимися начальной школы

Материал адаптирован для обучающихся начальной школы, содержит яркие фотографии, загадки и тест для рефлексии. Презентация может быть использована как на уроках, так и во внеурочной деятельности....

Проект по теме «Праздники , традиции и обычаи российских народов», 4 класс.

1.План проведения проекта2.Занятия3.Презентация "Подготовка к проекту"4.Презентация "Сезонные праздники русского народа"5.Презентация " Обычаи(традиции)русского народа"...

Презентация на тему:"Обучение информатике в начальной школе"(3-4 классы).

Цели, задачи, тематическое планирование на основе учебного пособия "Информатика" 3-4 классы, автор Матвеева Н.В. Работы учеников....

Проект на тему "Экономика родного края" по окружающему миру 3 класс (А.Плешаков)

   Данный проект составлен ученицей 3-го (коррекционного класса) 7 вида...

Авторский проект по теме: « Календарно-тематическое планирование на 1 четверть 1 класса по предметной области « Филология (обучение грамоте)»

Авторский проект по теме: « Календарно-тематическое планирование  на 1 четверть  1 класса по предметной области  « Филология (обучение грамоте)» с презентацией....

Презентация инновационного логопедического проекта на тему: "Развитие связной речи с помощью сказок" ( 1 класс ).

Презентация " Развитие связной речи с помощью сказок" подготовлен как итог проектной деятельности с учениками первых классов....