Банк дидактических материалов по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта
методическая разработка

Окунева Анна Валерьевна

Банк дидактических материалов содержит игры и упражнения для обучающихся начальных классов с нарушением интеллекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

Банк дидактических материалов

для формирования коммуникативных навыков

у обучающихся

младших классов с нарушением интеллекта

Балахна

2018г.

Коммуникативные навыки

Методы, технологии, приёмы

Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель–ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель-класс)

(К 1)

"Улыбка"

Дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.

"Комплимент"

 Дети, глядя в глаза друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются, говорят добрые слова. Правило – не повторяться. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».

«Мы - разные»

 Дети вместе с педагогом встают в круг. По желанию вызывается один из детей. Педагог, выступающий в роли ведущего, задает вопросы:

- Кто из нас самый высокий?

- У кого на голове есть бант?

- У кого на одежде есть пуговицы?

Педагог, подводя итоги, говорит детям о том, что они смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других. Он говорит, что все люди и животные отличаются друг от друга разными признаками. Педагог показывает детям картинки птиц, рыб и зверей, предлагает сказать, чем они отличаются.

 «Ветер дует на…»

Ведущий начинает игру словами «Ветер дует на…» . Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - после этих слов все светловолосые собираются рядом в одном месте.  «Ветер дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит читать» и т.д.

 «Привет»

Ведущий говорит: Начните, пожалуйста, ходить по комнате. Я предлагаю вам поздороваться с каждым из группы за руку и сказать при этом: «Привет! Как твои дела?» Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнёте здороваться ещё с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы. Представили себе, как это происходит? (Когда все поздоровались друг с другом, и группа привыкла к этому ритуалу, можно запустить второй круг – с другим приветствием, например: «Как хорошо, что ты здесь!») Эта игра физически сближает участников группы друг с другом и привносит в совместную работу элемент дружеских отношений. А можно говорить: Привет! Меня зовут Иван. А тебя как зовут?" А когда уже кого-то знает, как зовут, то можно просто подтверждать это: "Меня зовут Иван, а тебя - Ирина! И ответ: "Да, меня зовут Ирина, а тебя - Иван"!

"Опиши друга"

Двое детей становятся спиной к друг другу и по очереди описывают прическу, одежду другого, а затем, выясняется, кто оказался точнее;

 «Ласковое имя»

Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок? волшебную палочку). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Аннушка, Димуля и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

"Как можно нас называть по – разному?"

Выбирается ведущий. Он становится в круг. Остальные дети, представляя, что они - это его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.

«Цветные ладони»

Участники группы хаотично передвигаются по классу. Ведущий держит три «ладони» (синюю, красную, желтую), вырезанные из цветного картона. Ведущий поднимает «ладонь» определенного цвета вверх. Каждый должен поздороваться как можно с большим количеством играющих. Здороваться надо разными способами. Варианты сигналов: Красная ладонь – надо пожать руку. Синяя ладонь – погладить по плечу партнера. Желтая ладонь – поздороваться «спинками». Во время выполнения данного упражнения вводится запрет на разговоры.

Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

(К 2)

«Вежливые слова»

 Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

«Комплименты»

Дети, глядя в глаза друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются, говорят добрые слова. Правило – не повторяться. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».

«Большие пальцы вверх, шепчем, все вместе»

Инструкция: Я хочу задать вам сейчас несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все получат достаточно времени для размышлений, и я увижу много поднятых вверх пальцев, я начну считать: "Раз, два, три..." На счет "три" вы все вместе должны будете прошептать мне ответ.

— Можете ли вы мне сказать, какой сегодня день недели? Другие возможные вопросы:

— Как называется улица, на которой стоит наша школа?

— Сколько учеников в нашем классе? и т.д.

Для того чтобы побудить детей к сотрудничеству, Вы можете в заключение дать им возможность поработать в парах. Задайте вопрос, и пусть пары ищут ответ. Затем Вы можете по очереди подходить к каждой паре и спрашивать партнеров: "Вы можете одновременно ответить на мой вопрос? Раз, два, три!"

 «Сделай подарок»

Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет "в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

Обращаться за помощью и принимать помощь

(К 3)

«Вопрос – ответ»

Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т.д. (“Какое у тебя настроение?” — “Радостное”. “Где ты был в воскресенье?” — “Ходил с папой в гости”. “Какую игру ты любишь?” — “Ловишки” и т.д.).

«Верные-неверные утверждения»

 Предлагаем ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

«Прогнозирование»

Учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора.

«Прием логического запоминания»

Включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на план, схему.

«Знаю. Не знаю. Узнал.»

На доске карточки: Знаю. Не знаю. Узнал. Картинки по теме.

Например: Как белка готовится к зиме? Знаем? (Да) (белка запасает корм)

А что делает зимой кабан? Знаем? (Нет) «В какую колонку переместим лист? («Не знаю»). Значит, какая цель занятия? (Узнать, как кабан готовятся к зиме)

-Как можно узнать? Что мы можем сделать? (Прочитать текст, посмотреть телевизор, посмотреть в интернете)

В классе есть телевизор?  Интернет?

-Значит, как мы будем узнавать информацию?

-Что будем делать? (читать текст, искать в интернете и отвечать на вопрос)

«Рассыпанные буквы»

- Сложи название темы урока из «рассыпанных» букв (слогов, слов).

«Приведи в порядок»

Материалы: слова, напечатанные на карточках (или картинки и тд.), пакеты для сортировки (сбора) материала.

- Ребята, пожалуйста, помогите мне разложить (рассортировать) слова по темам.

На конвертах могут быть написаны темы для сортировки или нет.

- Вы догадались, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

«Обучая – учусь»

      Материал урока делится на отдельные блоки по количеству учащихся в классе. Учащиеся отрабатывают и обмениваются информацией, создавая временные пары, после чего происходит коллективное обговаривание и закрепление учебного материала.

Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту

(К 4)

«Произнеси по-разному …»

Детям предлагают произнести знакомое четверостишие - шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.

«Возьмёмся за руки, друзья»

Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг замыкается.

«Радио»

 Дети сидят в кругу. Учитель садится спиной к обучающимся и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся предмет (подробно описывает: цвет, размер, какие-то характерные детали). Дети должны определить, о чём идет речь и назвать предмет.

«Проверим память»

Материалы: набор картинок (слов) определенной тематики.

Учитель выкладывает на прикрепляет на магнитную доску 4 картинки (возможно до 10). Все хором произносят слова. Учитель просит учащихся закрыть глаза и убирает одну картинку. Учащиеся должны догадаться, какой картинки не хватает, при этом произносят все 4 слова по порядку. Так учитель постепенно убирает по одной картинке. В конце на доске остается 1 картинка, а учащиеся произносят все 4 слова в правильном порядке.

-Как вы думаете, почему я оставила эту картинку? Можете назвать тему нашего урока?

«Лишнее слово»

Предложите обучающимся проанализировать цепочку слов и найти одно или несколько «лишних» слов.

Например: час – минута – секунда – погода – сутки – неделя – месяц – год.

«Автобусная остановка»

Материал: листы большого формата (ватман), фломастеры. Ученики распределяются на группы (в зависимости от цвета карточки, вы-

бранной ими при входе в класс). Группы распределяются по автобусным остановкам. Учитель инструктирует учащихся на предмет содержания их работы в группах. На каждой остановке (на столе) расположен лист большого формата (ватман) – проблема, комментарий проблемы. Учитель ставит задачу группам – записать на листе результаты групповой работы по данному вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются выводы. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. В течение 3 минут знакомятся с имеющимися записями, выполненными предыдущей группой, и, при необходимости, дополняют их. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой, нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке, снова знакомство с уже имеющимися записями, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями, обрабатывает их и определяет участника группы, который будет представлять материал. В это время остальные учащиеся внимательно слушают выступающего и оценивают работу группы и делают соответствующие замечания (оценочные листы сдаются учителю). В завершении работы учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы. После этого каждая группа презентует результаты своей работы. (Надо дать названия остановкам – см. план рассказа)

«Займи позицию»

Материалы: на магнитной доске размещаются два слова: «Да» и «Нет».

Скажи «да или нет» и обоснуй свою позицию по предложенной теме. Например, Держать животных в зоопарке - это жестоко.

«Мозаика»

Этот метод реализуется по следующей схеме: команды формируются по 4–6 человек. Новый учебный материал делится на 4–6 частей, которые распределяются между членами команды, и каждый учащийся самостоятельно изучает свою часть. Затем члены разных команд, изучавшие одинаковую часть учебного материала, собираются вместе для 10–15-минутного обсуждения. После этого они возвращаются в свои команды, и каждый из них поочередно (согласно логике учебного материала) объясняет содержание своей части остальным членам команды. Уровень усвоения учебного материала каждым учащимся оценивается по результатам индивидуальной самостоятельной работы по всему новому материалу. Выигрывает та команда, которая набирает таким образом наибольший балл.

«Обучая – учусь»

      Материал урока делится на отдельные блоки по количеству учащихся в классе. Учащиеся отрабатывают и обмениваются информацией, создавая временные пары, после чего происходит коллективное обговаривание и закрепление учебного материала.

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

(К 5)

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Учитель даёт задания:

- Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

- снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

- ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

Игры-ситуации

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

«Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай»

Взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Победитель»

 Предложите ребятам соревнование за разные звания.

Это могут быть, например, такие звания:

«самый внимательный», «самый организованный» и т.п..

«Пожелание»

Дети садятся в круг и, передавая мяч (“волшебную палочку” или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: “Желаю тебе хорошего настроения”, “Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым), как сейчас” и т.

«Раскрасьте правильно»

Дети работают парами. Необходимо раскрасить рисунок по образцу вдвоем. Один ребенок берет образец и объясняет, что и как надо раскрасить, затем сверяют по образцу. Можно поменяться местами.

«Угадай картинку»

Материалы: перевёрнутая картинка, разрезанная на квадраты с номерами (например, от 1 до 9).

Учитель на доске прикрепляет перевёрнутую картинку, которая разрезана на квадраты. У каждого квадрата свой номер. Чтобы угадать, картинку, ученик называет номер квадрата, учитель его переворачивает. Если ученику не понятно изображение, следующий называет номер другого квадрата и угадывает изображение. Учащиеся угадывают картинку и вместе с учителем определяют цели урока. - Итак, сегодня на уроке, мы с вами рисуем ёлку.

«Определи цель»

Учитель называет тему урока.

-Опираясь на тему урока, скажите, какая цель урока? Чему вы можете

научиться, что нового узнать? (Определяют цели урока).

«Одна голова хорошо, а две лучше»

 Приём включения каждого ученика в урок. В паре (группе) один ученик является то учеником, то учителем; то лидером, то ведомым. Основная цель каждого ученика: обучать других всему тому, что знаешь сам. В этом случае слабый ученик чувствует поддержку товарища, освобождается от боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

«Мозаика»

Этот метод реализуется по следующей схеме: команды формируются по 4–6 человек. Новый учебный материал делится на 4–6 частей, которые распределяются между членами команды, и каждый учащийся самостоятельно изучает свою часть. Затем члены разных команд, изучавшие одинаковую часть учебного материала, собираются вместе для 10–15-минутного обсуждения. После этого они возвращаются в свои команды, и каждый из них поочередно (согласно логике учебного материала) объясняет содержание своей части остальным членам команды. Уровень усвоения учебного материала каждым учащимся оценивается по результатам индивидуальной самостоятельной работы по всему новому материалу. Выигрывает та команда, которая набирает таким образом наибольший балл.

«Выбери позицию»

   Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Учащиеся класса выбирают определенную позицию, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и понятие правильного решения.

Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми

(К 6)

 «Доброе утро!»

Материалы: Любой микрофон (старый, игрушечный или самостоятельно сделанный).

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, образуя круг. Сегодня я принесла вам микрофон. Каждый из вас по очереди сможет что-то сказать в этот микрофон, а остальным надо будет его спокойно выслушать. Тот, кто держит микрофон, может сказать всем нам: "Доброе утро!" и сообщить, чему он сегодня радуется. Он может рассказать нам также, какое у него сегодня с утра настроение, и как прошло начало дня у него дома.

«Угадай, кто это»

Упражнение выполняется в парах. Один ребёнок (по договорённости) закрывает глаза, второй — меняется местом с ребёнком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошёл, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнёра.

«Комплименты»

Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребёнок должен сказать “спасибо” и передать мяч соседу, произнося при этом добрые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит “спасибо” и передает его следующему ребёнку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

«Доброе слово»

Дети сидят в кругу. Каждый по очереди говорит что-то приятное о своем соседе. Условие: говорящий смотрит в глаза тому, о ком говорит.

«Прощай»

Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза.

«Заколдованная тропинка»

Один из детей– ведущий. Он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут. Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в ёлочку. Задача команды – спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.

 «Блицтурнир»

Материалы: разрезной материал с заданиями.

Проведение: ученики делятся на три равных по возможностям группы. В отдалении друг от друга подготавливаются площадки для обсуждения (столы) на которые выкладываются разрезные материалы.

Каждая группа выбирает капитана. Капитаны команд вытаскивают, не глядя, задание действий с материалами. По очереди капитаны команд демонстрируют доставшееся задание другим командам, участники которых, посоветовавшись, выбирают и показывают подходящие ответы. Участники группы, предъявившие задание, судят о правильности выполнения задания.

Договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации

(К 7)

«Нити дружбы»

Участники наматывают нить на палец, после чего говорят, что они больше всего любят и как обычно отдыхают, затем бросают клубок другому человеку. В результате в центре образуется «паутина», «сеть», «связующая нить», которая объединяет всех участников. Следующий этап – участники сматывают нить в обратном порядке и задают любой вопрос человек. Детям можно предложить сначала говорить о своих трудностях и недостатках (что трудно дается или с какими своими чертами характера хотел бы расстаться), а в обратную сторону о том, что нравится в том человеке, которому бросают клубок, или за что ему благодарен человеку на другом ее конце.

 «Закончи предложение»

Дети стоят в кругу. В качестве ведущего — педагог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч — ребёнок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому.

«Волшебная палочка»

Для регулирования потока детских монологов Вы можете использовать "волшебную палочку". Эту "волшебную палочку" можно применять и в других случаях, например, во время дискуссии в классе, или, когда дети по кругу придумывают вместе историю, или же в конце урока, когда дети по очереди рассказывают, что они сделали или чему научились.

Список используемой литературы по теме:

«Формирование Коммуникативных БУД у обучающихся 1-4 классов»

Антонова О.В. Развивающие игры и упражнения для детей 4-5 лет.

Ужасно интересно... – СПб, 2000.

Громова Е.В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г.Москва ТЦ «Сфера»- стр 65.

Довыдов К.Д. «Психологические особенности сплочённости коллектива» №4.2005г.

Каткова Александра.  Психологические игры - Игры и упражнения на сплочение коллектива, 2010.

Кулигина Е.А., Кислякова Е.В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г.Москва ТЦ «Сфера»- стр 61.

Матвеичева Л.А. Игры, праздники, развивающие занятия в детском саду, 2010.

Новгородцева  Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 6/2011 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 60.

Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду старшие группы. Пособие для воспитателей детского сада. Москва «Просвещение» 1982г.

Чеснокова Е.Н., Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников, журнал "Воспитатель" N9/2008.

Чеснокова Е.Н., Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников, журнал "Воспитатель" N9/2008.

Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб., 2000.

Широкова Г.А.  «Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста».

Чеснокова Е.Н. развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 9/2008 г.Москва ТЦ «Сфера» -стр 126.

Электронная литература:

- Ильясова Е.Ю. Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.  http://festival.1september.ru.

- Орлова Н.Ю. Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности. http://pedsovet.org.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа коррекции навыка чтения у обучающихся с нарушениями интеллекта

Эта работа содержит методы и формы работы для преподавателей, которые помогут организовать им коррекционную работу по развитию основных навыков чтения у детей с нарушениями интеллекта. Подборка игр и ...

Программа "Формирование графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста".

Примерное тематическое планирование дидактических игр, упражнений по формированию графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста, диагностика уровня сформиро...

Самообразование Тема: "Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата через развитие речи"

Актуальность темы: Эта тема для меня важна, потому что речь обучающихся, воспитанников является ключевым моментом в их развитии....

Презентация "Использование технологии «Карусель» при формировании коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ"

В данной презентации дается описание применения технологии "Карусель" для детей с ОВЗ на уроках английского языка....

Презентация "Использование технологии «Карусель» при формировании коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ"

В данной презентации дается описание применения технологии "Карусель" для детей с ОВЗ на уроках английского языка....

«Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта»

Представлен инновационный педагогический опыт работы в ГБОУ РМ СОШ для детей с ОВЗ...