Приёмы работы с текстом
учебно-методический материал (4 класс)

Екатерина Яковлевна Пантелеева

     Системно-деятельностный метод – основной инструмент деятельности педагога. Ученик теперь главный деятель на уроке. Во главе и в центре учебного процесса находится  его познавательная деятельность , активная и как можно более самостоятельная. Учитель должен организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных.

       Работа с текстом является одной из главных задач на любом уроке. Недостаточно просто попросить учащихся открыть книгу на нужной странице, прочитать материал и ответить на поставленный вопрос. Это приведет к отсутствию необходимого результата и бессмысленной потере времени на уроке. На мастер-классе были показаны интересные нестандартные приёмы работы с текстом на уроке литературного чтения и окружающего мира, которые преследовали разные цели и  помогли детям добиться хороших результатов в усвоении учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_raboty_s_tekstom.docx116.55 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы работы с текстом в рамках системно- деятельностного подхода в обучении.

           Работать по ФГОС сложно, но можно, и даже интересно.

     Системно-деятельностный метод – основной инструмент деятельности педагога. Ученик теперь главный деятель на уроке. Во главе и в центре учебного процесса находится познавательная деятельность ученика, активная и как можно более самостоятельная.

      Ребёнок должен понимать: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

      Моей задачей теперь, в отличие от предшествующей работы, когда надо было просто, как можно нагляднее и доступнее, на уроке всё объяснить, показать, рассказать, является включение самого ученика, даже наислабейшего, в учебную деятельность.

      Я должна организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных. Поэтому мне пришлось переосмыслить свой немалый педагогический опыт и по-новому ответить на вопросы: как обучать, как сформировать у детей умение и желание учиться, да и что это значит уметь учиться,  как формировать и развивать универсальные учебные действия.

     По результатам различных мониторингов было выявлено, что дети сразу приступают к выполнению упражнений, предварительно не осмыслив содержание предлагаемого задания. Обучающиеся не могут сформулировать, в чем заключается трудность невыполнения предложенного задания.

  Как научить школьника самостоятельно работать на учебном занятии? Как обучить осознанному восприятию сути содержания учебного текста?

      Моя задача заключалась и заключается в том, чтобы научить детей осмысленной работе с текстом. Важно, чтобы эта работа не заканчивалась в начальной школе, а имела свое продолжение на основной и  средней ступенях обучения.

     Основная работа с текстами в начальной школе проводится на уроках литературного чтения. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности  младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

       Работа с текстом является одной из главных задач на любом уроке. Недостаточно просто попросить учащихся открыть книгу на нужной странице, прочитать материал и ответить на поставленный вопрос. Это приведет к отсутствию необходимого результата и бессмысленной потере времени на уроке. Большей частью такая работа проводится дома, и, придя на урок, ученик не может ответить на элементарные вопросы. С этим столкнулась и я и решила перестроить свою работу на уроке. Конечно, при этом иногда страдает техника чтения.

     Один и тот же вид деятельности в рамках урока можно построить по-разному, чтобы он стал не просто результативным, а интересным и мотивирующим для учащихся. Чтобы чтение стало продуктивным, ученики должны занимать активную позицию, осуществляя разнообразные мыслительные операции. При работе над текстом важно применять различные приёмы  чтения, преследующие разные цели.

Например: рассказ А.И.Куприна «Барбос и Жулька». Здесь использую прием «Чтение с остановкой», чтобы заинтриговать детей и чтобы можно было задать вопрос «Что будет дальше?» и прием «Круги на воде», помогающий более полно понять главных героев и дать им более ёмкую характеристику.(Жулька- маленькая, чистенькая, застенчивая, деликатная и т.д..Барбос- приземистый, взлохмаченный, бойцовская натура и т.д, но оба верные).Сначала дети работают индивидуально, затем- в паре, сравнивая свои ответы. Ребята работают активно, если текс внимательно прочитан. Такая работа проходит хорошо, если в произведении есть то, что можно сопоставить.

Прием «Мои аргументы»-Учащиеся получают задание, а затем подбирают слова, факты из текста в пользу своей точки зрения.

     Очень часто провожу следующую работу. Перед коллективным разбором какого-то произведения даю домашнюю работу: 1.составить 2-3 вопроса по содержанию, чтобы проверить, как понят текст, 2.составить 2-3 вопроса на внимание( увидеть какие-то детали), 3.обязательная часть-2-3 проблемных вопроса «почему?», «зачем?». Надо сказать, что такой вид работы даёт результат, т.к. дети обязаны прочитать текст, чтобы выполнить работу.

       Работа с текстом не должна ограничиваться только уроком литературного чтения. Много времени этому уделяю на уроке окружающего мира, особенно, в 4 классе.

   Предлагаю Вам вместе со мной включиться в урок.(Мастер-класс)

Например: тема урока окружающего мира: «Иван Третий».(Всем участникам выдаются листочки с небольшим отрывком.).

«  Потребовалось ещё сто лет, чтобы совсем освободиться от ордынской зависимости. Тогда на Руси (с 1462 по 1505год) правил Иван Третий- умный и дальновидный человек. Он отказался платить дань хану Ахмату. В 1480году во главе огромного войска хан двинулся в русские пределы. Князья, бояре, простые люди единодушно просили Ивана Третьего быть непреклонным в борьбе с врагами…»

Работаем группами.

Задание группам:

1гр.- 2 вопроса по содержанию

2гр. – Новые имена

3гр.- О чем говорят даты

4гр.-Составить 2проблемных вопроса «Почему…?»

      А можно было идти от последнего предложения абзаца. Задать вопрос «Почему люди просили князя быть непреклонным в борьбе с врагами?»- Приём «Мои аргументы»

Также организую парную работу со следующими заданиями:

- Прочитать отрывок и найти интересную новую информацию. (Прием «Поиск информации»)Задача учащихся извлечь необходимую информацию из представленного текста.

- Прочитать, составить  вопрос и задать друг другу.

 - Один в паре задаёт вопрос, а другой подтверждает свою точку зрения словами текста.( Приём «Мои аргументы»)

Например: Отрывок рассказа Д.Н.М-Сибиряк «Приёмыш» (Мастер- класс)

    « …Избушка оказалась пустой. Хозяина не было, то есть он, вероятно, отправился на озеро осматривать какую-нибудь рыболовную снасть.

     Сняв намокшую куртку и развесив охотничьи доспехи по стенке, я принялся разводить огонь. Соболько вертелся около меня, предчувствуя какую-нибудь поживу. Весело разгорелся огонёк, пустив кверху синюю струйку дыма.

       В ожидании старика я прикрепил на длинной палке медный походный чайник с водой и повесил его над огнём. Вода уже начинала кипеть, а старика всё не было…»

Вопрос:- Какие слова подтверждают то, что автор уже когда-то был здесь?

    Одним из  приемов, применяемых мной на уроках, является прием написания дидактического синквейна.

     Дидактический синквейн развился в практике американской школы. Текст данного жанра основывается на содержательной и синтаксической функции каждой строки. Способность резюмировать информацию в нескольких словах – это важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн  интересен как одна из форм творческой рефлексии. Сочинение синквейнов позволяет развивать умение синтезировать и анализировать полученную информацию.

     Также данный приём помогает мне решать сразу множество важнейших задач:

- изученный на уроке материал приобретает некую эмоциональную окраску,

- значительно активизируется словарный запас учащихся,

- совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов,

- активизируется и развивается мыслительная деятельность,

- совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

    Данный вид работы занимает короткий временной промежуток, что позволяет опросить каждого ученика и оценить правильность и уровень усвоения изученного материала.     Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий.

Помимо самостоятельного составления нового синквейна, с учащимися выполняем и такую работу:

- составляем краткий рассказ по готовому синквейну (использование слов и фраз, входящих в состав синквейна).Часто усложняю работу. Дети меняются синквейнами и составляют свой рассказ.

-проводим коррекцию и совершенствование готового синквейна. По уже предложенному готовому синквейну осуществляется работа по таким направлением, как обсуждение неточных фраз и замены их другими .

        Данная работа предполагает анализ всего изученного материала по теме, т.к. для того, чтобы составить синквейн необходимо осмысленно понимать содержание. По ходу написания синквейна могут задаваться наводящие вопросы, причём пятистишие может составляться как индивидуально, так и в группах.

Например: Рассказ В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип». Перед составлением синквейна дети получают установку, что слова каждой строчки должны быть подобраны так, чтобы более полно раскрыть характер героя (Стрижонок, мама, вожак).Обращаю внимание на форму слова.

А вам предлагаю составить синквейн по теме.(Мастер- класс)

Пример синквейна:

1.деятельностный подход

2. современный, трудоемкий

3. озадачить, взаимодействовать, сотрудничать

4. изменяет мое отношение к ученикам

5. самообразование.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/04/12/s_58ee579c4cdbb/s610574_0_3.jpeg

       Интересная и нужная работа -прием «Конфликт»- Даю детям мини- диктанты. Проверяю и на полях ставлю точки, где  есть орфографические ошибки и галочки- ошибки в пунктуации. На следующий урок учащиеся отыскивают ошибки. Следующий этап- я прочитываю орфографически правильно предложения или вывожу на экран, и дети сверяют своё написание. Конфликт исчерпан.

      На уроке математики очень часто использую ситуацию- проблему и ситуацию-иллюстрацию. Здесь чаще дети работают в паре.

1.Прием «Выбор»-Даю ряд  готовых решений.  Среди  них есть  неверные. Необходимо выбрать правильный и доказать. Чаще беру примеры на все действия.

 Не вычисляя, найдите неверное решение.

Например:180720:90=28         242100:30=8070

2.Прием «Неопределённость» -Даётся задание с недостающими данными. Здесь помогает ситуация- иллюстрация.

Например: Задача «Из городов А и В вышли одновременно в противоположных направлениях два поезда. Один шел со скоростью 50км/ч, а другой-со скоростью 75км/ч. На каком расстоянии друг от друга они будут после начала движения?» (Дети делают чертёж)

- Можем решить задачу? Почему?

    Закончить свое размышление хочу  притчей «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

   В наших руках возможность создать такую атмосферу на уроке, чтобы каждому было интересно, чтобы дети ушли с урока с запасом знаний и помнили, что «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». 

   А я всегда говорю своим детям: «Мы не волшебники, мы только учимся».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы работы над текстом (для усовершенствования техники чтения).

Приёмы работы над текстом (для усовершенствования техники чтения)....

Приёмы работы с текстом в 4 классе коррекционной школе VIII вида

Мудрые слова великого педагога В.А. Ушинского, утверждающего о том, что дитя утомляется не деятельностью, а её однообразием побуждают нас учителей к совершенствованию приёмов и методов обучения. Практ...

Приёмы работы с текстом

Некоторые приёмы работы с текстом на уроках русского языка и чтения...

Развитие связной речи младших школьников при обучении написанию изложения через использование эффективных приёмов работы с текстом

АннотацияВ статье  показаны приёмы и способы развития связной речи младших школьников при обучении написанию изложений на основе глубокого понимания и наилучшего воспроизведения  авторского ...

Интересные приёмы работы с текстом

Данная технология направлена на формирование критического мышления ученика при работе с информацией. Учит активно читать текст, делая пометки. Способствует формированию умения вчитываться, выделять гл...

Основные технологические приёмы работы с текстом на уроке

Современная стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновления образования должны быть положены «ключевые компетентности». Новое качество обучения требует разрабо...

Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения

В новых образовательных стандартах среди планируемых результатов освоения учебных программ,  особое внимание уделяется умениям смыслового чтения и работе с текстом по классам. Работа с инф...