Развитие связной речи младших школьников при обучении написанию изложения через использование эффективных приёмов работы с текстом
статья по русскому языку по теме

Мерцалова Ольга Дмитриевна

Аннотация

В статье  показаны приёмы и способы развития связной речи младших школьников при обучении написанию изложений на основе глубокого понимания и наилучшего воспроизведения  авторского текста.

 

Ключевые слова: развитие речи, понимание и воспроизведение текста через  анализ его  языковых особенностей, обогащение  словарного запаса младших школьников ,внутреннее программирование, перефразирование, приём активного слушания, редактирование текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izlozhenie_4str.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Мерцалова Ольга Дмитриевна,

учитель начальных классов

МАОУ «Средняя политехническая школа №33»

г.Старый Оскол

Развитие связной речи младших школьников при обучении написанию изложения через использование эффективных  приёмов работы

с текстом

В настоящее время проблема развития речи  школьников одна из актуальнейших в обучении. Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся, может дать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировать и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества.

Непременным условием для написания программных изложений, контрольного изложения за курс начальной школы(4 класс) и выполнения экзаменационной работы государственной итоговой аттестации в новой форме (9класс)  является достаточно высокий уровень развития связной речи обучающихся.

          Однако, как показывает опыт, уровень развития речи школьников остаётся довольно низким. Дети не умеют связно и адекватно   выражать свои мысли, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи, испытывают трудности в создании собственных текстов, - что не отвечает задачам современного  обучения.

        В связи с усилением коммуникативной направленности обучения, включением в программу речеведческих понятий текста, типа речи встала потребность рассматривать изложение в свете требований, которые предъявляются в настоящее время к развитию речи школьников. Назрела необходимость  перехода в практике работы над изложениями от копирования речевых образцов к их изучению и осмыслению, а непосредственно через это - действительно к развитию речи.

Целью  моей педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики развития связной речи младших школьников в процессе обучения написанию изложений  посредством совершенствования способов практической деятельности учащихся  при работе с текстом.

         Опираясь на  приёмы работы и способы вовлечения учащихся в активную учебно-познавательную деятельность Г.В. Королёвой, процесс обучения организую так, чтобы учащиеся изначально осознавали необходимость понимания авторских текстов, как основы для творческой работы по созданию собственных. Для этого вовлекаю детей в исследовательскую деятельность по постижению «изюминок» текста, создаю проблемные речевые ситуации, в  результате разрешения которых происходит «открытие».

Безусловно, для более глубокого понимания и наилучшего воспроизведения текста необходим анализ его языковых особенностей.

В.А. Добромыслов писал: «В интересах  развития речи учащихся важно, чтобы в тексте ничего не оставалось непонятным для них, чтобы ученики уяснили значимость тех или иных выражений текста, сами пользовались ими вполне сознательно. Это требует  в ряде случаев внимательного языкового анализа» [5]. Чтобы эта очень важная задача решалась детьми более эффективно, я предлагаю детям памятку - опору  по выделению в тексте эпитетов, сравнений, метафор, эмоциональных и оценочных слов.

         Одним из  важных аспектов развития связной речи  школьников считаю обогащение  словарного запаса. Замечено, что словарь учащихся беден, связная речь примитивна.  В связи с этим, при подготовке к изложению и на лингвистических уроках  большое внимание уделяю работе по  подбору синонимов и антонимов, отрабатываю способности учеников чувствовать различные тонкости образования слов и их употребления, использую  комплекс упражнений, помогающих избавиться от логических ошибок разного типа.

Наиболее важное умение, которым должен обладать ребенок, чтобы успешно овладеть способами создания собственного текста на основе авторского, это умение пересказывать содержание «своими словами». Построение связного высказывания по М. Р. Леонтьеву  подчиняется алгоритму: образ – картинка - внутреннее программирование - переход от внутренней речи к семантическому ряду - реализация высказывания во внешней речи [12].  

Услышанное или прочитанное обучающиеся запечатлевают в рисунке (кодируют), хранят ситуацию в картинках, затем без особого труда воспроизводят «своими словами» (декодируют).

Чтобы предупредить заучивание текста для изложения, проводится работа по перефразировке входящих в него предложений

В последние годы появилась проблема ослабления словесной памяти у детей 7-11 лет. Обобщив опыт трудностей, испытываемых учениками, включила в практику своей работы новый алгоритм обучения написанию изложения c использованием   приёма активного слушания[16] .

Особую значимость в работе по развитию речи младших школьников отвожу урокам анализа и редактирования изложений. Основные задачи таких уроков – развитие умения совершенствовать свой текст, исправлять ошибки в содержании, построении текста и отдельных предложений, в употреблении слов, а также развитие тех коммуникативно-речевых умений, формирование которых являлось задачей урока.

Ученики приучаются к правке чужих и собственных текстов на основе текста-образца и применения различных памяток. Текст изложения проходит минимум 3 этапа проверки:        

1.Фактическое содержание, логика развития мысли.

2. Речевая грамотность.

3.Орфография, пунктуация.

В случае сомнений:

1. Проверка со словарём, текстом образцом.

2. Взаимопроверка (при условии доверия).

3. С учителем.

Достижение уровня творческого применения знаний – конечный итог развития  связной речи младших школьников при написании изложений. Создание обучающимися собственных текстов на основе авторских является показателем эффективности моей работы по развитию связной речи младших школьников.

«Изложение мыслей (своих ли, чужих ли) – навык необходимый в жизни каждому человеку. Изложение как вид работы по развитию речи стоит, наверное, в самом начале того пути, на котором мы развиваем речь ребёнка. Именно  поэтому так  велика его роль». [10]

Библиографический список

1.Архипова, Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе/   Е.В.Архипова// Начальная школа.-2000.-№4.-С.35-39.

2.Виноградов, В.В. Русский язык / Грамматическое учение о слове. - М.: Высшая школа, 1986. - 640

3.Выготский, Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1996. -115с.

4.Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: Наука, 1981. - 139 с.

5.Добромыслов, В.А. Изложение и сочинение в семилетней школе. - М.-Л.: Учпедгиз, 1946. - 251 с.

6.Есенина,С.А. Как научить Вашего ребёнка писать изложения,1-4 класс (Пособие для начальных классов) М.: «Грамотей»,2009.

7.Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Наука, 1982. - 156 с.

8.Закожурникова, М.Л. Работа над предложением и связной речью в начальных классах. - М.: АПН РСФСР, 1962. – 208.

9.Королёва, Г.В. Урок творчества- изложение\Г.В.Королёва.-Ростовн\Д :Феникс,2009.-218[1]с.: ил.-(Большая перемена)

10.Кошкаров, В.Л. Обучение коммуникативно-речевым стратегиям в школе/ В.Л. Кошкаров; ГОУВПО «ГКПУ». – Петрозаводск: ГОУВПО «КГПУ», 2005. – 156 с.

11.Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М.: Педагогика, 1975. - 256 с.

12.Леонтьев, А.А.  Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания. - В сб.: "Вопросы порождения речи и обучения языку". М., 1967.

13.Львов, М.Р.Методика развития речи младших школьников/М.Р.Львов. - М.: Просвещение, 1985. - 176с.

14.Максимук, Н.Н. Сборник текстов для изложений :2-4 классы.-М.:ВАКО,2009.-192с.-(Мастерская учителя)

15.Ожегов, С. И. и Шведова, Н. Ю.Толковый словарь русского языка – М. АЗЪ.1996.

16.Полухина, Е.А. Активное слушание в обучении изложению/ // Е.А. Полухина// Начальная школа.-2002.-№2.-С.23-25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие связной речи младших школьников через игровую деятельность"

Отчет по теме самообразования "Развитие связной речи через игровую деятельность". Проблема развития речи одна из самых актуальных в начальной школе. Работа по развитию речи требует разнообразных метод...

Статья по русскому языку на тему "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ ПО КАРТИНЕ»

Данная работа  подскажет учителю начальных классов, как   сформировать связную речь учащихся при работе над сочинением по картине....

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В современных социально – экономических условиях   развития общества перед педагогической на...

«Развитие связной речи младших школьников через образно-эмоциональное описание предмета».

Развитие речи - процесс сложный, творческий. Сочинения с элементами описания предметов формируют у детей любовь к русской природе, родному краю, к нашей необъятной Родине. Такие описания помогают школ...

Работа над изложением в начальной школе как компонент развития связной речи младших школьников

Моя работа посвящена важной проблеме совершенствования обучения школьниковсвязной речи, поскольку свободное владение речью способствует полноценномуобщению, созданию коммуникативного комфорта человека...

Развитие связной речи младших школьников при обучении написанию изложения через использование эффективных приёмов работы с текстом

В настоящее время проблема развития речи  школьников одна из актуальнейших в обучении. Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо...