«Развитие связной речи младших школьников через образно-эмоциональное описание предмета».
статья по русскому языку (2, 3 класс) на тему

Шестакова Галина Павловна

Развитие речи - процесс сложный, творческий. Сочинения с элементами описания предметов формируют у детей любовь к русской природе, родному краю, к нашей необъятной Родине. Такие описания помогают школьникам глубже осознать свои чувства, приучают к строгому и последовательному мышлению, развивают интерес к литературному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речи, сочинения21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Шестакова Галина Павловна

учитель первой квалификационной категории

(МБОУ «СОШ № 28,  г. Северодвинск)

 «Развитие связной речи младших школьников через образно-эмоциональное описание предмета».

Аннотация

 Развитие речи - процесс сложный, творческий. Сочинения с элементами описания предметов формируют у детей любовь к русской природе, родному краю, к нашей необъятной Родине. Такие описания помогают школьникам глубже осознать свои чувства, приучают к строгому и последовательному мышлению, развивают интерес к литературному творчеству. 

«Развитие связной речи младших школьников через образно-эмоциональное описание предмета».

    Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для школьного возраста. Мы пока только мечтаем о выпускнике школы, который умел бы общаться, умел слушать и говорить так, чтобы его слушали; умел оценивать чужую и, конечно, свою речь, умел словесно импровизировать и стремился бы постоянно совершенствоваться.

   Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без не нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения, а значит, и коллективного труда.

   Развитие речи - процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника, каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное - в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия.

   Развитие речи - это последовательная, постоянная учебная работа, которую можно планировать и на каждый урок, и в перспективе.

Каковы же условия речевого развития детей?

1. Потребность общения.

Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, т.е. слов, их сочетаний, различных оборотов речи.

2. Следовательно, детям нужно дать образцы речи или создать речевую среду. Это второе условие речевого развития. От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство и разнообразие его собственной речи.

 3. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью - это способ познания действительности. Богатство речи в значительной степени зависит от обогащения ребенка различными представлениями и понятиями, от его жизненного опыта. Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале. Это третье условие успешного речевого развития.

 Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом языка, с необходимостью совершенствовать речь.

   Речь - очень широкая сфера деятельности человека. В развитии речи выделяются три линии: работа над словом; работа над словосочетанием и предложением; работа над связной речью. Все эти три линии работы развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению проводится подготовительная работа над словом и предложением. Упражнения в связной речи: рассказы, изложения, сочинения и т.п. - представляют высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, в них сливаются все умения - и в области словаря, и на уровне предложения, и по композиции текста, и умение накапливать материал, и графико-орфографические умения. Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям - систематичность (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели). Каждое новое упражнение, будучи связано с предыдущими, в то же время вносит что-то новое, хотя бы небольшой элемент нового, обеспечивающий движение вперед, без которого неизбежно топтание на месте (н-р: 1 сочинение знакомит с элементами описания, 2 - с более сложными зарисовками по наблюдению, а затем можно предложить сочинение, где описательные элементы занимают уже значительное место). («Осень в лесу», «Художник Мороз»).

  Какую же речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться учителю и ученику?

  Во-первых, это требование СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТИ. Говорить или писать можно лишь о том, что хорошо знаешь. Тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим.

  Во-вторых, это требование ЛОГИЧНОСТИ, последовательности, четкости построения речи. Хорошее знание того, о чем он говорит или пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз.

  Под ТОЧНОСТЬЮ речи понимают умение говорящего или пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства, в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства (такие слова, сочетания, которые присущи изображаемому предмету).

  Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она ВЫРАЗИТЕЛЬНА. Выразительность речи - это умение ярко, убедительно, сжато передать мысли, это способность воздействовать на людей интонациями, выбором слов, отбором фактов, общим настроением рассказа.

  ЯСНОСТЬ речи - это ее доступность тем людям, к кому она обращена. Для школы особенно большое значение имеет ПРАВИЛЬНОСТЬ речи, т.е. ее        соответствие литературной норме. Различают правильность грамматическую (построение предложений, образование морфологических норм); орфографическую и пунктуационную для письменной речи; для устной речи - орфоэпическую и произносительную. Все эти требования применимы к речи младших школьников. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований.

Образно-эмоциональное опнсание предмета.

  Мне нравиться проводить сочинения с элементами описания предметов, когда красиво, образно, живо описывается детьми какой-то предмет. У детей формируется любовь к русской природе, родному краю, к нашей необъятной Родине. Такие описания помогают школьникам глубже осознать свои чувства, приучают к строгому и последовательному мышлению, развивают интерес к литературному творчеству.

  Писать хорошо можно лишь о том, что хорошо знаешь, и что волнует тебя. Поэтому очень важно, чтобы школьники, готовясь к сочинению, имели для него достаточно материала, чтобы они могли выбирать, свободно оперировать материалом: материала должно быть в избытке. В противном случае трудно ожидать успеха.

  Существенное внимание уделяю накоплению материала для будущего сочинения. Основные источники материала для сочинений делятся на две группы: источники непосредственного опыта учащихся и источники обобщенного, «чужого» опыта.

  Наиболее существенный источник материала для связной речи школьников - это их жизненный опыт: их детство, их школьные годы, семья, игры и труд, их радости и печали. Иными словами, может оказаться, что учащиеся имеют достаточно материала на ту или иную тему и нет необходимости заниматься специальным сбором материала и его организацией.

   Однако жизненный опыт детей неодинаков, индивидуален, и поэтому он не всегда удобен для организации общеклассной подготовки к сочинению. К тому же он еще не богат, и полагаться на жизненный опыт учащихся в обучении можно лишь частично.

Следовательно, необходимо в дополнение к опыту жизни организовывать новый опыт специально. Это делается через экскурсии, прогулки, наблюдения и т.д. Поэтому сочинения-описания требуют соединения «стихийного» жизненного опыта учащихся с новым, специально организованным опытом.

Богатый материал для развития речи учащихся дает учебный процесс: окружающий мир, технология, литературное чтение, изобразительное искусство.

     Накопление материала в значительной степени определяется типом сочинения. Так, например, во втором классе подготовку к сочинению - описанию «Художник Мороз», начала задолго до самого написания. Протекала она на различных уроках и во внеклассное время. На уроках литературного чтения особо обращала внимание на слова, образные выражения, которые используют авторы для описания зимней природы, использовала словесное рисование, составление сочинений-миниатюр на темы: «Волшебные узоры на стекле», «Снежное покрывало», «Заколдованные деревья». При чтении произведения Н.Некрасова «Мороз Красный нос» дети слушали зимние звуки и описывали возникший образ Мороза. На уроках русского языка дети подбирали и записывали яркие, выразительные слова для описания цвета и формы узора на стекле, подбирали сравнения, читали об этих сравнениях в загадках.

  В ходе подготовки к сочинению дети собирали открытки, вырезки из журналов, а на уроках изобразительного искусства выполняли рисунки на темы: «Сказочные узоры», «Мороз Красный нос». Огромное значение имело предварительное рассматривание узоров на стекле в классе. Дети с воодушевлением описывали увиденные узоры, их фантазиям не было предела: это и великолепные розы, и сказочные пещеры, и прекрасные деревья с разными плодами, и даже каменные сосульки. Такая подготовка помогла учащимся не только изобразить причудливые узоры, но и в сочинении описать их ярко, образно.

   Проведя всю эту работу по накоплению материала, я убедилась в том, что даже самый слабый ученик в классе, может написать сочинение удовлетворительно.

   Урок, на котором дети писали сочинение, рассматривался как своего рода подведение итога работы, проведенной ранее. Главная задача этого урока: во-первых, беседа с целью упорядочения материала накопленного ранее; во-вторых, составление коллективного плана; в-третьих, речевая подготовка текста, запись необходимых слов, орфографическая проверка, составление отдельных предложений; наконец, письмо сочинения учащимися, наблюдение учителя за пишущими, оказание индивидуальной помощи; в итоге самопроверка, редактирование текста.

   Вот какие описания получились у детей: «За ночь художник Мороз нарисовал сказочный сад невиданной красоты. Деревья одеты в кружева», «За ночь художник Мороз преобразил все вокруг. На оконном стекле были горы, они золотились. Корабли всеми цветами радуги переливались», «Землю покрыл волшебник Мороз белоснежным покрывалом, а когда выглянуло солнышко, это покрывало засияло», «Землю мастер покрыл снежной пеленою, только на снег упал луч света - все превратилось в алмазы», «Красавицы березки стоят в снежном наряде, а сосна подвязалась белой косынкой», «Березу он одел в красивый платок со свисающей бахромой. И это стала уже не березка, а прекрасная дева».

Хочу привести пример одного сочинения.

Художник Мороз

  Проснулся я утром, подбежал к окну и ахнул! За ночь художник Мороз преобразил все вокруг. На оконном стекле Художник нарисовал снежные замки, глубокие пещеры и замечательные цветы.

    Подул я на стекло, лед растаял и сквозь прозрачное пятнышко я увидел землю. Невидимка покрыл поля мягким, пушистым покрывалом. Выглянуло яркое солнышко, и белый снежок заискрился, как будто на земле лежит тысяча алмазов.

   Деревья Мороз покрыл тонким льдом. Березка склонилась до самой земли и стала кружевной аркой. А сосна укрылась пуховым платком.

  Прекрасная картина получилась у мастера Мороза!

2 класс

  На втором уроке работы над этим сочинением особое внимание уделяю редактированию текста. Основные задачи этого урока:        развитие представлений о точности и выразительности речи; знакомство с редакторскими знаками; формирование умений находить и исправлять ошибки. Чтобы повысить интерес к этому виду деятельности провожу небольшую вступительную беседу, в которой объясняю детям, что настоящие писатели много раз переделывают свои произведения, добиваются большей выразительности, более точной передачи мысли.

  Эту огромную работу над сочинением завершаю комментированием каждого текста, указывая только на положительные моменты, всю работу по исправлению речевых недочетов выношу на индивидуальные занятия, т.к. работая один на один с учеником, замечания, произносимые учителем, не травмируют ребенка, т.к. их не слышат товарищи.

Лучшие рассказы вывешиваем в классе на стенд «Художники слова».

   Анализ сочинений показал, что учащимся интересна работа с элементами описания, а проведение ее систематически и целенаправленно приучает детей к культуре чтения. Ребенок не пройдет мимо описания какого-то предмета в художественном произведении, он обязательно прочтет и подивится красоте описываемого писателем предмета. А что-то, может быть, возьмет и для будущего сочинения. А.М.Горький говорил, что художник есть в каждом человеке, и каждый может научиться хорошо, описывать предмет. Учителю стоит помнить эти слова и развивать в каждом ученике чувство слова, культуру слова и, если хотите, маленького художника.

Литература

  1. Львов М.Р. Методика развития младших школьников. - М.: Просвещение, 1985. – 240 с.
  2. Мали Л.Д., Арямова О.С. Речевое развитие младших школьников. Пенза, 1993. – 90 с.
  3. Речицкая Е.Е., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. -  М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 128 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика развития связной речи младших школьников

Развитие речевой деятельности младшего школьника.Направления в работе по развитию связной речи....

Развитие связной речи младших школьников.

Для младшего школьника развитие речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами. Обучение детей умению грамотно и последовательно ...

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Формирование умения узнавать образцы связной речи     В системе логопедической работы в общеобразовательной школе на формирование и развитие связной речи отводится III этап. ...

Доклад "Развитие связной речи младших школьников через игровую деятельность"

Отчет по теме самообразования "Развитие связной речи через игровую деятельность". Проблема развития речи одна из самых актуальных в начальной школе. Работа по развитию речи требует разнообразных метод...

Диалог как средство развития связной речи младших школьников на уроках литературного чтения

В статье  рассказывается о технологии учебного диалога, которая  является ведущей в числе технологий личностно - ориентированного образования....

Развитие связной речи младших школьников при обучении написанию изложения через использование эффективных приёмов работы с текстом

АннотацияВ статье  показаны приёмы и способы развития связной речи младших школьников при обучении написанию изложений на основе глубокого понимания и наилучшего воспроизведения  авторского ...

Развитие связной речи младших школьников при обучении написанию изложения через использование эффективных приёмов работы с текстом

В настоящее время проблема развития речи  школьников одна из актуальнейших в обучении. Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо...