РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
методическая разработка по логопедии по теме

 

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

В современных социально – экономических условиях   развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят   задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания   детей с различными образовательными потребностями и возможностями.

В последние годы мы сталкиваемся с тем, что в первые классы поступает значительное число детей, имеющих низкий уровень школьной зрелости. В своем большинстве недостатки развития являются следствием социальной и педагогической запущенности и проявляются в трудностях освоения навыков чтения, письма и счета.

              Речь занимает одно из базисных положений в структуре основных познавательных процессов, т. к. уровень ее развития является одним из условий успешности любого вида деятельности и становления личности в целом.

 Появилось больше компьютеров, мобильных телефонов, телевизоров и другой вспомогательной техники, стал доступным Интернет. Соответственно это изменило и формы общения, хотя потребности в общении сохранились на том же уровне. Все меньше дети разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет. Меньше разговаривают, глядя на человека, глаза в глаза, больше по телефону. Меньше общения посредством звука и больше посредством буквы.

Характер, глубина, количество и структура дефектов речи изменились. Во– первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, четыре – пять. Во- вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков , но и грамматика, и связная речь.

            В практической деятельности учителей-логопедов сложилась определённая система работы в этом направлении. Разработаны  методические рекомендации по устранению дисграфий и дислексий, имеется достаточное количество практического материала по работе над связной речью, но иформационно-компьютерные технологии пока ещё слабо используются в этом направлении. А ведь компьютер даёт возможность:

- доставлять учащимся необходимый практический материал в доли секунды;

- активизировать  и сосредоточить внимание на самой сути выполнения задания;

- вводить дополнительные визуальные динамические опоры;

- увеличить объем выполнения тренировочных упражнений;

- при подготовке к урокам компьютер дает возможность сэкономить время на поиск информации, иллюстративного материала, вариантов заданий.

В настоящее время появляется большое количество компьютерных игр-тренажеров, которые являются обучающими программами по различным учебным предметам. Благодаря таким тренажерам, ученик может восполнить недостающие знания по учебной программе и закрепить их, выполняя серию специально подобранных заданий. Учителя-предметники имеют возможность широкого выбора таких программ и могут использовать их на своих уроках. К сожалению, программ для учителей-логопедов очень мало.

           Компьютерные программы для коррекции нарушений устной и письменной речи у учащихся встречаются редко, и, чаще всего, рассчитаны на использование родителями, а не специалистом по коррекции речевых нарушений. Исключение составляют программы с биологической обратной связью (БОС). Но они требуют специально оборудованного компьютерного класса и дополнительного обучения учителя на специальных курсах. Следует также отметить, что программы для логопедической коррекции оказываются, как правило, дороже обучающих программ по какому-либо школьному предмету в несколько раз.

Поэтому перед логопедами возникла необходимость расширить круг используемых компьютерных программ за счет неспециализированных обучающих и развивающих комплексов. 

Я хочу рекомендовать вам несколько таких программ.

Программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно» предназначена для использования в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению. Также программа подходит для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Игровые задания программы направлены на формирование слухового восприятия, развития навыков правильного произношения звуков, слогов, слов и умения связно говорить, самостоятельно выстраивать словосочетания, предложения. Выполняя красочные задания, ребенок также расширит знания об окружающей действительности, увеличит словарный запас, разовьет логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.

Программа «Начальная школа. Русский язык 1-4 классы». Настоящее электронной пособие предназначено в помощь преподавателям начальной школы, логопедам, воспитателям групп продленного дня, может быть полезно родителям для совместных занятий с детьми. Диск включает следующие разделы:

-развивающие упражнения и задания;

- диктанты;

- комментированное письмо;

- дидактические игры;

-коррекция письма.

Представленные материалы способствуют развитию фонематических процессов, слухового и зрительного внимания, мышления и памяти, формированию орфографической зоркости, языкового чутья, расширению и активизации словарного запаса.

Также хочу предложить вам компьютерную программу, которая есть в нашей школе.

Это КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

     КОНСТРУКТОР УРОКА предназначен для построения компьютерного урока из наборов упражнений.

     Упражнение - это игровая  программа на какую-нибудь определенную тему, которая может длиться ограниченное количество времени, заранее задаваемое при его создании. В начале выполнения каждого упражнения необходимо выбрать количество игроков (учащихся), работающих за компьютером - один или два. При завершении упражнения на экран выводятся его статистические данные: результат работы (выполнено или не выполнено); количество правильно и неправильно выполненных действий в режиме работы одного ученика или количество правильно выполненных действий в режиме работы двух учеников; общие результаты по всем проведенным играм: количество выполненных (выигранных) или невыполненных (проигранных) игр в режиме работы одного ученика или количество выигранных игр в режиме работы двух учеников.

     КОНСТРУКТОР позволяет задавать и изменять начальные условия упражнения (время, количество заданий, режимы работы и пр.), модифицировать его дидактический материал, создавать новый, запускать упражнение на выполнение, отбирать упражнения для урока и устанавливать их последовательность в нём, просматривать статистические результаты, копировать программу урока по сети или на внешние носители.

  Основной акцент в применении ИКТ в логопедической практике делается на мультимедиа продукцию. Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука.

 Уроки с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютера для решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя.

Каждый урок с использованием компьютера является, в принципе, интегрированным – на нем можно решать большое количество задач. Использование компьютерных программ, игр, тренажеров позволяет активизировать процесс накопления общих знаний, расширению активного и пассивного словаря, связной речи. Развитие вербального интеллекта подразумевает коррекцию фонетико-фонематического недоразвития. Компьютер помогает этой работе, предлагая разнообразный учебный материал, типовые задания с использованием иллюстративного материала, а также путем создания необходимой мотивационной основы.

Таковы  в настоящее время возможности использования компьютера в логопедической работе. За ИКТ в коррекции  речи младших школьников – будущее.   

 

 

 

 

image

 

 

     

image

 

 

 

image

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_svyaznoy_rechi.doc763 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В современных социально – экономических условиях   развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят   задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания   детей с различными образовательными потребностями и возможностями.

В последние годы мы сталкиваемся с тем, что в первые классы поступает значительное число детей, имеющих низкий уровень школьной зрелости. В своем большинстве недостатки развития являются следствием социальной и педагогической запущенности и проявляются в трудностях освоения навыков чтения, письма и счета.

              Речь занимает одно из базисных положений в структуре основных познавательных процессов, т. к. уровень ее развития является одним из условий успешности любого вида деятельности и становления личности в целом.

 Появилось больше компьютеров, мобильных телефонов, телевизоров и другой вспомогательной техники, стал доступным Интернет. Соответственно это изменило и формы общения, хотя потребности в общении сохранились на том же уровне. Все меньше дети разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет. Меньше разговаривают, глядя на человека, глаза в глаза, больше по телефону. Меньше общения посредством звука и больше посредством буквы.

Характер, глубина, количество и структура дефектов речи изменились. Во– первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, четыре – пять. Во- вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков , но и грамматика, и связная речь.

            В практической деятельности учителей-логопедов сложилась определённая система работы в этом направлении. Разработаны  методические рекомендации по устранению дисграфий и дислексий, имеется достаточное количество практического материала по работе над связной речью, но иформационно-компьютерные технологии пока ещё слабо используются в этом направлении. А ведь компьютер даёт возможность:

- доставлять учащимся необходимый практический материал в доли секунды;

- активизировать  и сосредоточить внимание на самой сути выполнения задания;

- вводить дополнительные визуальные динамические опоры;

- увеличить объем выполнения тренировочных упражнений;

- при подготовке к урокам компьютер дает возможность сэкономить время на поиск информации, иллюстративного материала, вариантов заданий.

В настоящее время появляется большое количество компьютерных игр-тренажеров, которые являются обучающими программами по различным учебным предметам. Благодаря таким тренажерам, ученик может восполнить недостающие знания по учебной программе и закрепить их, выполняя серию специально подобранных заданий. Учителя-предметники имеют возможность широкого выбора таких программ и могут использовать их на своих уроках. К сожалению, программ для учителей-логопедов очень мало.

           Компьютерные программы для коррекции нарушений устной и письменной речи у учащихся встречаются редко, и, чаще всего, рассчитаны на использование родителями, а не специалистом по коррекции речевых нарушений. Исключение составляют программы с биологической обратной связью (БОС). Но они требуют специально оборудованного компьютерного класса и дополнительного обучения учителя на специальных курсах. Следует также отметить, что программы для логопедической коррекции оказываются, как правило, дороже обучающих программ по какому-либо школьному предмету в несколько раз.

Поэтому перед логопедами возникла необходимость расширить круг используемых компьютерных программ за счет неспециализированных обучающих и развивающих комплексов. 

Я хочу рекомендовать вам несколько таких программ.

Программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно» предназначена для использования в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению. Также программа подходит для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Игровые задания программы направлены на формирование слухового восприятия, развития навыков правильного произношения звуков, слогов, слов и умения связно говорить, самостоятельно выстраивать словосочетания, предложения. Выполняя красочные задания, ребенок также расширит знания об окружающей действительности, увеличит словарный запас, разовьет логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.

Программа «Начальная школа. Русский язык 1-4 классы». Настоящее электронной пособие предназначено в помощь преподавателям начальной школы, логопедам, воспитателям групп продленного дня, может быть полезно родителям для совместных занятий с детьми. Диск включает следующие разделы:

-развивающие упражнения и задания;

- диктанты;

- комментированное письмо;

- дидактические игры;

-коррекция письма.

Представленные материалы способствуют развитию фонематических процессов, слухового и зрительного внимания, мышления и памяти, формированию орфографической зоркости, языкового чутья, расширению и активизации словарного запаса.

Также хочу предложить вам компьютерную программу, которая есть в нашей школе.

Это КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

     КОНСТРУКТОР УРОКА предназначен для построения компьютерного урока из наборов упражнений.

     Упражнение - это игровая  программа на какую-нибудь определенную тему, которая может длиться ограниченное количество времени, заранее задаваемое при его создании. В начале выполнения каждого упражнения необходимо выбрать количество игроков (учащихся), работающих за компьютером - один или два. При завершении упражнения на экран выводятся его статистические данные: результат работы (выполнено или не выполнено); количество правильно и неправильно выполненных действий в режиме работы одного ученика или количество правильно выполненных действий в режиме работы двух учеников; общие результаты по всем проведенным играм: количество выполненных (выигранных) или невыполненных (проигранных) игр в режиме работы одного ученика или количество выигранных игр в режиме работы двух учеников.

     КОНСТРУКТОР позволяет задавать и изменять начальные условия упражнения (время, количество заданий, режимы работы и пр.), модифицировать его дидактический материал, создавать новый, запускать упражнение на выполнение, отбирать упражнения для урока и устанавливать их последовательность в нём, просматривать статистические результаты, копировать программу урока по сети или на внешние носители.

  Основной акцент в применении ИКТ в логопедической практике делается на мультимедиа продукцию. Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука.

 Уроки с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютера для решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя.

Каждый урок с использованием компьютера является, в принципе, интегрированным – на нем можно решать большое количество задач. Использование компьютерных программ, игр, тренажеров позволяет активизировать процесс накопления общих знаний, расширению активного и пассивного словаря, связной речи. Развитие вербального интеллекта подразумевает коррекцию фонетико-фонематического недоразвития. Компьютер помогает этой работе, предлагая разнообразный учебный материал, типовые задания с использованием иллюстративного материала, а также путем создания необходимой мотивационной основы.

Таковы  в настоящее время возможности использования компьютера в логопедической работе. За ИКТ в коррекции  речи младших школьников – будущее.   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика развития связной речи младших школьников

Развитие речевой деятельности младшего школьника.Направления в работе по развитию связной речи....

Развитие связной речи младших школьников.

Для младшего школьника развитие речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами. Обучение детей умению грамотно и последовательно ...

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Формирование умения узнавать образцы связной речи     В системе логопедической работы в общеобразовательной школе на формирование и развитие связной речи отводится III этап. ...

Доклад "Развитие связной речи младших школьников через игровую деятельность"

Отчет по теме самообразования "Развитие связной речи через игровую деятельность". Проблема развития речи одна из самых актуальных в начальной школе. Работа по развитию речи требует разнообразных метод...

Развитие творческой активности младших школьников с использованием компьютерных технологий.

Одной из социально значимых задач современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания.  Творческая работа на уроках в начальных классах – это своего рода связ...

Развитие связной речи младших школьников при обучении написанию изложения через использование эффективных приёмов работы с текстом

АннотацияВ статье  показаны приёмы и способы развития связной речи младших школьников при обучении написанию изложений на основе глубокого понимания и наилучшего воспроизведения  авторского ...

Развитие связной речи младших школьников при обучении написанию изложения через использование эффективных приёмов работы с текстом

В настоящее время проблема развития речи  школьников одна из актуальнейших в обучении. Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо...