Практические упражнения и игры по развитию жизненных компетенций обучающихся при изучении предмета «Мир природы и человека»
материал

Махотина Анна Александровна

Практические упражнения и игры по развитию жизненных компетенций обучающихся при изучении предмета «Мир природы и человека»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практические упражнения и игры по развитию жизненных компетенций обучающихся при изучении предмета «Мир природы и человека»

Подготовила:

Махотина А.А.

                                                                             учитель начальных классов

Внедрение в практику специального образования ФГОС обусловило необходимость поиска новых решений и подходов к проблеме формирования жизненных компетенций обучающихся. Данный документ предписывает не только учет особых образовательных потребностей умственно отсталых школьников, но и развитие у них знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и различных социальных сферах. Решение этой задачи, осложняется рядом факторов объективного и субъективного характера. К первым можно отнести недостатки познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью, сложности в контактах с окружающими, невозможность самостоятельного накопления жизненного опыта и пр. К субъективным обстоятельствам необходимо отнести стиль семейного воспитания, который чаще всего выражается в гиперопеке, затрудняющей приобретение ребенком даже элементарного жизненного опыта. Поставленные ФГОС задачи и практика обучения и воспитания детей с умственной отсталостью демонстрирует насущную необходимость научно-методического обоснования содержания работы образовательной организации по формированию жизненных компетенций обучающихся в соответствии с этапами обучения. На сегодняшний день не мало важной остается проблема оценки роли различных предметов в развитии жизненных компетенций умственно отсталых школьников. В связи с этим представляется практически значимым и актуальным разработка вопроса, касающегося содержания и организации работы учителя начальных классов на уроках «Мир природы и человека» в контексте формирования жизненных компетенций у обучающихся. Этот учебный предмет имеет широкие потенциальные возможности для реализации намеченных целей, так как имеет ярко выраженную практическую направленность. Предмет «Мир природы и человека» изучается в специальной (коррекционной) школе с 1 по 4 класс. Программно-методическое обеспечение курса на четыре года обучения по адаптированной основной образовательной программе представлено разработками Н.Б. Матвеевой . Центральными идеями и содержательными линиями курса является: изучение предметов и явлений окружающего мира, накопление сведений через организацию речевой практики младших школьников с умственной отсталостью. Программа носит личностно-развивающий характер, обеспечивает активизацию познавательной деятельности и развитие речи на основе непосредственных наблюдений предметов и явлений, близких жизненному опыту обучающихся, формирование в сознании школьников ценностно-окрашенного образа окружающего мира. Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа и человек», «Безопасное поведение». Теоретическая часть предмета дополняется разнообразными наблюдениями, выполнением разноуровневых упражнений, практических работ и игр. Значительно расширяют жизненный опыт взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями учеников экскурсии . В соответствии с содержанием предмета «Мир природы и человека» можно отобрать следующие жизненные компетенции. 1) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 3) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 5) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно- пространственной организации; 6)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 7) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям . Например, сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении может реализоваться на темах «Гигиенические навыки» в первом классе, «Питание человека. Правила питания» во втором классе. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневно жизни, реализуются в темах «Занятия людей в течение суток», «Занятия и одежда людей осенью, зимой, весной, летом» (1 класс); «Уход за растениями сада, огорода»,«Уход за комнатными растениями» (2 класс).Задания на развитие жизненных компетенций отмечены в учебнике специальным значком и представлены в различных формах: наблюдения, практические задания, дидактические и подвижные игры, художественная литература .

Упражнения и игры

1. Упражнение на группировку предметов.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/05c4/0005d223-75fb0ab3/img35.jpg

Жизненная компетенция:  «Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно - пространственной организации»

2. Упражнение  «Расставь картинки в правильной последовательности»

http://rech-deti.ru/upload/iblock/4e3/4e31a4559c0fab1ab169e35346c5b458.jpg 

Жизненная компетенция: «Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия» , «Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей»

 3.Упражнение « Назови основные признаки осени, зимы и т.д.», «Назови части тела какого-либо животного, птицы»

Жизненная компетенция: «Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире»

4. Упражнение «Выбери одежду по погоде», «Назови из предложенных полезные продукты питания»

Жизненная компетенция: «Установка на безопасный, здоровый образ жизни»

5.Упражнения «Что можно приготовить из мясных продуктов? Попробуй сделать бутерброд с колбасой»

Жизненная компетенция: «Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни»

Таким образом, одним из главных приоритетов обучения обучающихся с умственной отсталостью является развитие жизненных компетенций, так как для обучающихся данной категории свойственно ограничение контактов с окружающим миром, для такого ребенка становится важным развитие жизненного опыта, овладение возможностью стать независимым, приспособленным и активным членом общества. Предмет «Мир природы и человека» имеет ярковыраженную практическую направленность. В процессе усвоения систематических знаний о природе, о человеке на уроках «Мир природы и человека»выполняются практические задания, развивающие жизненные компетенции на конкретных темах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ПО ПРЕДМЕТУ МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА УЧЕНИКА 1 КЛАССА МОУ ОШ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ  ПО ПРЕДМЕТУ МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА  УЧЕНИКА 1 класса МОУ ОШ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС...

Рабочая АООП НОО по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому» 2 класс.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Мир природы  и  человека» (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основ...

Статья: «Проектная деятельность как средство развития образовательных и жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ».

Использование проектной деятельности в работе с детьми с ОВЗ помогает развитию у них контрольных умений, что является  важнейшей коррекционной задачей....

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...

Открытый урок по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: «Охрана здоровья. Части тела человека. Уход за волосами и ногтями»

Открытый урок по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: «Охрана здоровья. Части тела человека. Уход за волосами и ногтями...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по предмету "Мир природы и человека" для обучающихся с умственной отсталостью

Конспект коррекционно-развивающего занятия по окружающему миру для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) В.1 (1-2 к...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Мир природы и человека" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовани...