доклад «Функциональная грамотность и жизненные компетенции обучающихся с ОВЗ»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

кострова ольга владимировна

В настоящее время в различных сферах жизни, в том числе в образовании, серьезное внимание уделяется феномену функциональной грамотности. Функциональная грамотность - способность использовать  все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения  и социальных отношений.Функциональная грамотность лиц с ОВЗ - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Исследуя проблему формирования функциональной грамотности  обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), мы основываемся на позиции российских дефектологов, выделяющих в содержании и результатах образования школьников с ограниченными возможностями два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: «академический» и «жизненной компетенции». «Академический» компонент рассматривается в структуре образования детей с ограниченными возможностями как накопление теоретических знаний для их активного использования в настоящем и будущем. Компонент «жизненной компетенции» трактуется как овладение знаниями, умениями и навыками, уже необходимыми ребенку в повседневной  жизни. Функциональная грамотность лиц с ОВЗ – основа их жизненной компетенции, которые характеризуются системой умений решать практические задачи в основных сферах повседневной деятельности, оперируя текстовой, числовой и графической информацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  №3»

Учитель начальных классов

Педагог-тьютор

Кострова О.В.

«Функциональная грамотность

и жизненные компетенции обучающихся с ОВЗ»

В настоящее время в различных сферах жизни, в том числе в образовании, серьезное внимание уделяется феномену функциональной грамотности. Функциональная грамотность - способность использовать  все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения  и социальных отношений.

Компоненты обучения детей ОВЗ.

Исследуя проблему формирования функциональной грамотности  обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), мы основываемся на позиции российских дефектологов, выделяющих в содержании и результатах образования школьников с ограниченными возможностями два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: «академический» и «жизненной компетенции». «Академический» компонент рассматривается в структуре образования детей с ограниченными возможностями как накопление теоретических знаний для их активного использования в настоящем и будущем. Компонент «жизненной компетенции» трактуется как овладение знаниями, умениями и навыками, уже необходимыми ребенку в повседневной  жизни.

 Функциональная грамотность лиц с ОВЗ - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Актуальность формирования

Функциональная грамотность лиц с ОВЗ – основа их жизненной компетенции, которые характеризуются системой умений решать практические задачи в основных сферах повседневной деятельности, оперируя текстовой, числовой и графической информацией.

Внедрение ФГОС ОВЗ ставит перед педагогами следующие задачи:

- Формирование навыков социальной адаптации;

- формирование академического компонента.

В стандартах выделены следующие компоненты, которые оцениваются по окончанию обучения в ОО

-развитие адекватных представлений о собственных возможностей и ограничений;

-способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками для создания специальных условиях в ОО;

-овладение социально-бытовыми умениями;

-знания и соблюдения норм здорового образа жизни;

- осмысления картины мира, системы  ценностей и своей социальных ролей.

Функциональная грамотность

Отличительной чертой школьника, сформировавшего функциональную грамотность, является то,  что,  учащейся, самостоятельно решает разные бытовые проблемы,   умеет общаться и находить выход в разнообразных жизненных ситуациях,  использует базовые умения чтения и письма для построения своей коммуникации в социуме и выстраивает межпредметные связи,  один и тот же факт изучается и оценивается учащимся с разных сторон.

Т.е. обучающийся, способен самостоятельно добывать новые знания, применять их на практике, оценивать свои знания и стремится к саморазвитию.

Виды функциональной грамотности

Вступая в самостоятельную  жизнь, обучающие с ОВЗ сталкиваются с проблемами поиска жилья, трудоустройства, организация быта и питания, испытывают трудности в получении медицинской помощи, распределения бюджета. Поэтому формирование основ функциональной грамотности такой как читательской, математической, финансовой, у данной категории детей является приоритетной, для успешной социализации. Обучить школьников с ОВЗ функциональной грамотности, в условиях инклюзивного образования, это значит дать им такой уровень развития навыков, который обеспечит комфортные и социально приемлемые отношения с партнерами по социуму, несмотря на разницу в психофизиологическом развитии.

Проблема формирования функциональной грамотности

Существует проблема формирования функциональной грамотности у обучающегося с ОВЗ. Из-за индивидуальных особенностей, по-разному усваивают получаемые знания, неодинаково используют их на практике, имеют свои индивидуальные возможности овладения необходимыми навыками грамотного поведения по различным аспектам. Хотелось бы обратить внимание на то, что для большинства детей с ОВЗ характерна такая проблема, как низкий уровень понимания сообщений (в том числе текста), ограниченное представление об окружающем мире. Трудности такого уровня часто кроются в функциональном использовании активного словаря. Отсутствие познавательной активности. Низкий уровень свойств внимания: устойчивость, переключение, концентрация. Низкий уровень развития речи и мышления., инфантилизм, нарушения координации движения. Низкая самооценка, высокий уровень тревожности, склонность к вспышкам, повышенная раздражительность и как следствие повышенная утомляемость. У большинства учеников с ОВЗ недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивация к учебной деятельности и низкая уровень работоспособности и самостоятельности.

Рекомендации.

Поэтому поиск и использование активных форм и методов и приемов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно –развивающего процесса в работе учителя и как следствие развитие функциональной грамотности.

 Формирование жизненной компетенций сложный поэтапный процесс и зависит от многих факторов. В том числе от того какие методы в своей работе применяет педагог. Как переориентировать учебный процесс на успешное овладение функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: необходимо учитывать  психофизиологические особенности учащихся с ОВЗ и адаптировать учебный материал к уровню актуального развития обучающегося. Я работаю с детьми, имеющие интеллектуальные нарушения легкой и тяжелой степени  (вар1 и вар.2) и с РАС и поэтому хотела бы поделиться методами и приемами работы по развитию функциональной грамотности данной категорией детей.

В первую очередь необходимо соблюдать следующее:

-при подборе содержания занятия учитывать принцип доступности, но не допускать излишнего упрощения материала;

-использование дополнительной визуальной поддержки в виде наглядных схем, алгоритмов, пиктограмм, карточек, на которых дублируется устная инструкция, наглядный план действия (визуальное расписание), схема последовательной сборки изделия и т.п.

Например: визуальное расписание: учит планировать учащегося и самостоятельно выбирать задания, мотивировать на совместную деятельность и снижает уровень тревожности, так как ребенок знает в какой последовательности работать и что его ждет далее.

- адаптировать учебный материал: к адаптации методики обучения относится целенаправленное исключение из объяснения новой темы сложных абстрактных понятий;

-пошаговое обучение, когда формируемый учебный навык (навык выполнения конкретного задания)  разбивается на большое количество мелких шагов. Каждый шаг отрабатывается по отдельности, после чего из этих шагов выстраивается  определенный алгоритм;

-коррекция и развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятие, мышление, моторики, речи.

Развитие психических процессов:

Для развития всех свойств внимания можно использовать:

- все формы корректурных проб: буквенные, числовые, по разным темам найди овощи, фрукты, одежду, посуду и т.д.; упражнение «Сыщики», «Что изменилось», «Запрещенные движения», «Запрещенная цифра»  с учетом усложнения задачи, в зависимости от индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ.

-упражнения:  счет двумя руками одновременно прямой и обратный,

Формирование переключения внимания:

- упражнение «Фигура – число – слово»,

Для развития мыслительных операций: анаграмма, шифровки, ребусы, кроссворды, упражнение  «Доскажи словечко», «Определи закономерности», «Продолжи ряд» и др.

Для развития моторики: игровой графический тренажер «Игровизор»-это специальным образом расчерченный лист бумаги с прозрачным экраном для всестороннего развития детей. Ребёнок вкладывает лист игрового задания в папку под прозрачный экран и выполняет задания педагога маркером. Благодаря использованию «Игровизора» В. Воскобовича, обучение детей проходит в игровой форме, задания увлекают ребёнка. При этом ребенку не надо беспокоиться и переживать, что он сделает что-то неправильно. В случае, по мнению ребенка, неуспеха он легко может исправить ошибку с помощью обыкновенной салфетки. Это в свою очередь даёт ребёнку уверенность в своих силах, формирует положительную самооценку и позволяет многократно использовать листы игровых заданий. Рекомендую для  формированию пространственного ориентирования на листе бумаге использовать игру «Муха» на таком тренажере.

Эффективные методы обучения.

Рассмотрим некоторые из интерактивных и практико ориентированных методов обучения,  традиционных и инновационных для практики школьного обучения.

Игровые методики

Игра – вид деятельности, который присущ и детям, и взрослым. Использование данного вида деятельности в образовательном процессе известно давно. Важным является применение такого аспекта этой деятельности, который способствует появлению непроизвольного интереса к объекту познанию. Использование деловых, имитационных, ролевых игр  вносит разнообразие в течение предметного образовательного процесса, вызывает формирование положительной мотивации. Игра стимулирует активное участие учащихся в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных. Практика подтвердила эффективность применения игровых методик в обучении умственно отсталых учащихся, как младших, так и старших классов.

Видеометоды

 На уроках могут быть использованы кинопособия,  видеозаписи, компьютерные программы. Видеометоды позволяют представить информацию в наглядной форме, максимально приближено к реальной ситуации,  что делает ее доступной для восприятия и умственно отсталыми школьниками. В процессе их обучения чаще всего используются диафильмы, кинофильмы,  предназначенные для начальной школы. Содержащиеся в них сведения в основном доступны пониманию умственно отсталых школьников и в значительной мере соответствуют программе. В младших классах использование видеоматериалов должно быть выборочным, чтобы каждый кадр можно было задерживать столько времени, сколько нужно для полного понимания учебного материала учащимися.        При использовании звуковых кинофильмов со сложным текстом учитель отключает звук и сопровождает демонстрацию своими комментариями. Иногда для обучения необходимо один и тот же отрывок показать несколько раз

Ситуационные задачи.

Ситуационная задача представляет собой описание конкретной ситуации, более или менее типичной для определенного вида деятельности. Это описание включает изложение условий деятельности и желаемого результата. Решение задачи заключается в определении способа деятельности.

Решение ситуационных задач способствует формированию и развитию не только учебных навыков, но и исследовательских и творческих способностей учащихся. Одной из целей решения ситуационных заданий является выработка у обучаемых навыков в решении конкретных ситуаций, с которыми они постоянно встречаются в практике.

Методические приёмы, применяемые для развития читательской грамотности

Особые трудности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями  вызывает формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и чтения. Один из самых распространенных упражнение «Доскажи словечка». Адаптируя этот вариант для учащихся с ограниченным словарем, необходимо подготовить визуальные подсказки слова (12 -14слайд)

Методические приёмы, применяемые для развития читательской грамотности

Сложность заключается в формировании у ребёнка правильных речевых навыков и в выработке способности  обучающегося применять полученные знания в самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на уроке и в общении с окружающими. Для преодоления трудностей при понимании содержания прочитанного используются следующие способы:

– адаптация текстов: упрощение содержания, сокращение объема, использование текстов, приближенных к личному опыту учащихся, использование текстов – историй из жизни школьников;

– визуализация текстов: использование иллюстраций, рисунков на доске, презентационных слайдов, диафильмов. Например, учитель последовательно выкладывает на доске картинки к смысловым частям текста по мере его прочтения;

– проигрывание событий рассказа: выполнение отдельных действий или проигрывание основных сюжетных событий (игра-драматизация).

Для преодоления трудностей в усвоении последовательности и логики событий рекомендуются:

– составление плана рассказа с выделением главной мысли каждой части в виде короткого тезиса. План рассказа удобно записывать на отдельном бланке, который представляет собой таблицу. В каждой строчке таблицы ученик записывает название пункта плана в виде тезиса. И подбирает к этому пункту соответствующую картинку. Далее по картинке с опорой на наводящие вопросы ученик пробует рассказать содержание каждой части. При этом учитель подводит его к использованию синонимов, максимальному перефразированию содержания для расширения словарного запаса и совершенствования навыка понимания текста. Также это позволяет избежать механического заучивания предложений детьми с РАС, имеющими хорошую зрительную память;

– восстановление правильного порядка событий рассказа. После того как учитель вместе с учениками составили план рассказа, состоящий из тезисов и картинок к каждой части, этот план разрезается на глазах у учащихся на части (каждый кусочек соответствует части плана). Все кусочки плана могут быть у каждого ученика, и они работают на индивидуальных листах по восстановлению последовательности событий. Или каждому ученику дается только один кусочек, и дети должны совместно восстановить последовательность событий, разложив кусочки в правильном порядке. Можно предложить и другой вариант: на индивидуальном бланке ученика написаны предложения (если текст короткий) или части текста в неправильной последовательности. Ученик должен восстановить последовательность, поставив в квадратике около нужного предложения или части соответствующую цифру.

Для формирования понимания социальных взаимоотношений героев используются социальные истории, сказки-презентации, тесты- презентации.(например сказка «Гуси-лебеди»)

Для формирования понимания переносных значений используется визуализация: создаются наглядные альбомы. На отдельную фразу отводится отдельная страница. В верхней части страницы: фраза и объяснение ее значения. Нижняя часть страницы содержит фотографии, иллюстрирующие прямое и переносное значение. Например. Море цветов: картинка моря и картинка много цветов(16 слайд).

В рамках освоения программы по предмету «Математика» у обучающихся с РАС возникают значительные трудности при решении арифметических задач. Для преодоления этих трудностей используются следующие приемы:

– подбор задач на основе личного опыта. Понять и решить задачу из личного опыта, например, про конфеты или игрушки гораздо проще, чем задачу про швейную мастерскую;
– подготовка специального бланка с условием задачи, схемой, краткой записью и местом для записи решения и ответа;

– обыгрывание условия задачи с использованием реальных предметов;

- визуализация условия задачи. Визуализация условия задачи необходима для понимания ее содержания и включает: наглядную иллюстрацию (рисунок), схему и краткую запись. При обучении детей по общеобразовательной программе использования наглядных иллюстраций во многих случаях не требуется. При работе с детьми с РАС оно необходимо;
соотнесение выполняемого действия (сложение, вычитание, умножение, деление) с ключевыми словами. Для соотнесения действия с ключевыми словами может использоваться визуальная подсказка. (17 слайд)

Методические приёмы, применяемые для развития функциональной  грамотности

Успешно и очень эффективно использовать после знакомства с материалом на реальной ситуации в сюжетной ролевой игре «Магазин», рабочие листы по мониторингу формирования финансовой грамотности у обучающегося с ОВЗ. Рабочий лист разработан на основе уже знакомого текста из сказки «Гуси-лебеди». Важно, чтоб ребенок с ОВЗ учился рефлексировать и  с этой целью в конце задание на оценивания своей работы.

 Использование на уроках дидактических игр, игровых упражнений, методов и приемов адаптация учебного материала  с учетом психофизиологических особенностей  обучающихся облегчает детям с нарушением интеллекта процесс усвоения учебного материала, повышает познавательный интерес, способствует более глубокой коррекции, повышает эффективность урока, активизируя познавательную деятельность учащихся и формируют основные жизненные компетенции учащихся с ОВЗ.

Обучить функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ— это значит дать им такой уровень развития навыков, который обеспечит комфортные (социально приемлемые) взаимоотношения личности с партнерами по социуму, не смотря на разницу в психофизическом развитии.

Рекомендации по формированию функциональной грамотности  обучающихся с ОВЗ

-активизировать работу по  развитию умений и навыков, связанный с чтением и логическим осмыслением текстов;

-обеспечить взаимосвязь урочной и коррекционной работы, направленной на овладение навыками функциональной грамотности

-обеспечить коммуникацию со всеми участниками образовательных отношений

-обеспечить включение в контекст урока материалов из банка заданий по функциональной грамотности, отобранных по содержанию и адаптированных для обучающихся с ОВЗ

-осуществлять решение разнообразных предметных и метапредметных задач по разным направлениям функциональной грамотности

Литература:        
1. И.Г. Елисеева,  Г.Ю. Даурцева  Методические основы формирования функциональной грамотности школьников с нарушением интеллекта.-Алматы, ННПЦ КП, 2014
2. Л.М. Крыжановская Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов / Л.М. Крыжановская. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014.
3. Е.А. Стребелева Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога / Е.А.Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
4. Организация мониторинга и оценка уровня функциональной грамотности  школьников с нарушением интеллекта: методические рекомендации/ сост. Елисеева  И.Г., Даурцева Г.Ю. – Алматы: ННПЦ КП, 2015.- 39 с
5. Загуменная О.В., Хаустов А.В. Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Проектная деятельность как средство развития образовательных и жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ».

Использование проектной деятельности в работе с детьми с ОВЗ помогает развитию у них контрольных умений, что является  важнейшей коррекционной задачей....

Практические упражнения и игры по развитию жизненных компетенций обучающихся при изучении предмета «Мир природы и человека»

Практические упражнения и игры по развитию жизненных компетенций обучающихся при изучении предмета «Мир природы и человека»...

Формирование жизненных компетенций обучающихся с ЗПР в проектной деятельности

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и ...

Выступление с докладом на МО КРО на тему "Функциональная грамотность и жизненные компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

У  большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэ...

Доклад на тему: «Формирование естественно-научной функциональной грамотности и глобальных компетенций на уроках окружающего мира в начальной школе»

доклад с презентацией включает в себя пункты: -что такое функциональная грамотность-формы функциональной грамотности-основы функциональной грамотности в начальной школе-из опыта работы...

Доклад Функциональная грамотность

Доклад посвящен функциональной грамотности как одной из ключевых целей и результатов современного образования. В работе рассматриваются основные компоненты функциональной грамотности, такие как чтение...

Доклад «Функциональная грамотность школьников, актуальные проблемы и пути их решения»

Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в разнообразных сферах деятельности.            Функциональная грамотность &mda...