Доклад «Функциональная грамотность школьников, актуальные проблемы и пути их решения»
статья
Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в разнообразных сферах деятельности.
Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. В ближайшем будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности. Высокий уровень указывает на социокультурные достижения общества; низкий — предостережением возможного социального кризиса, результатом которого могут быть низкая способность к социальной адаптации; неумение выстраивать парадигму своих взаимоотношений в семье, в трудовом коллективе; незнание своих прав и обязанностей. Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал № 1 МБОУ «Первомайская СОШ» в селе Старосеславино
Доклад
«Функциональная грамотность школьников,
актуальные проблемы и пути их решения»
Гладышева М. В.,
учитель начальных классов
В современном образовании имеется ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе — не всегда значит успех в жизни.
Сегодняшняя система школьного образования испытывает большие изменения в своей структуре, на передний план в настоящий момент выходят запросы общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, функциональная грамотность.
Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в разнообразных сферах деятельности.
Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. В ближайшем будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности. Высокий уровень указывает на социокультурные достижения общества; низкий — предостережением возможного социального кризиса, результатом которого могут быть низкая способность к социальной адаптации; неумение выстраивать парадигму своих взаимоотношений в семье, в трудовом коллективе; незнание своих прав и обязанностей. Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным.
Функциональная грамотность включает в себя: математическую, финансовую, естественнонаучную, коммуникативную, компьютерную, читательскую грамотность.
«Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Понятие «функциональная грамотность» появилось в педагогике недавно- примерно в 70-е годы 20 века. Его появление связано с тем, что с каждым годом уровень школьного образования повышался, и от школьников требовалось уже не просто уметь читать и писать. По факту, функциональная грамотность - это базовые навыки жизни в обществе, которые будут востребованы, чем бы человек ни занимался.
Ребенку важно обладать:
- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;
-способностью строить социальные отношения;
-совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.
Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»2.
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.
Пути решения проблемы формирования функциональной грамотности школьников:
- Реализация педагогических практик развивающего обучения.
- Повышение квалификации учителей.
- Внедрение новой системы учебных задач и учебных ситуаций, ориентированных на формирование функциональной грамотности
Особенности заданий для оценки функциональной грамотности
-Задачи, поставленные вне предметной области и решаемые с помощью предметных знаний.
- В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная учащемуся.
- Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни.
- Ситуация требует осознанного выбора модели поведения.
-Вопросы изложены простым, ясным языком.
- Требуется перевод с обыденного языка на язык предметной области (математики, физики и др.).
-Используются разные форматы представления информации: рисунки, таблицы, диаграммы, комиксы и др.
Требования к профессиональным компетенциям учителя:
- владеет основными понятиями, связанными с функциональной грамотностью,
-владеет практиками развивающего обучения (работа в группах, проектная и исследовательская деятельность и др.),
-владеет практиками формирования и оценки функциональной грамотности, умеет отбирать / разрабатывать учебные задания для формирования и оценки ФГ,
-владеет технологией формирующего оценивания умеет работать в команде учителей, организуя межпредметное взаимодействие.
С целью повышения уровня функциональной грамотности обучающихся, было рекомендовано обеспечить следующее.
- Повышение уровня функциональной грамотности обучающихся за счет реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования, т. е. за счет достижения планируемых стандартом предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
- Введение отдельных видов функциональной грамотности в качестве предметов в часть основной образовательной программы, которая формируется образовательной организацией, в форме внеурочных занятий, факультативов и элективных курсов.
- Включение тем и модулей отдельных видов функциональной грамотности в обязательные предметы: математику, историю, обществознание (экономику и право), географию, основы безопасности жизнедеятельности, литературу, иностранные языки.
- Реализацию в учебном процессе комплексного системно-деятельностного подхода, включающего решение различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые формируются в рамках предмета как на уроках, так и дома.
- Внедрение отдельных видов функциональной грамотности в образовательную практику школы через включение их в программы воспитания и социализации.
- Создание кружков и клубов в рамках системы дополнительного образования школы.
- Проведение процедур оценки глобальных компетенций как процессов, поддерживающих и обеспечивающих повышение уровня функциональной грамотности обучающихся.
- Организацию внутришкольного повышения квалификации учителей в области формирования функциональной грамотности через разработку (подборку) различных классов учебных задач и методик формирования различных стратегий их решения.
Вопросы формирования функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной. финансовой) внесены в учебный план школы в раздел «Внеурочная деятельность». Составлен план мероприятий, направленных на повышение уровней читательской, математической и естественнонаучной грамотностей и исключение рисков ученической неуспешности. В плане предусмотрены вопросы изучения понятия «Функциональная грамотность», подбор и рассмотрение, презентация материалов по тематике «функциональная грамотность» и «межпредметные связи», выявление уровня мотивации на учебу среди учащихся школы, круглые столы по обмену опытом по выработке у учащихся навыков функциональной грамотности, прохождение курсовой подготовки учителей школы.
Цели образования в настоящее время изменяются: переход от привычного освоения системы знаний к формированию способности использовать знания для решения различных задач, находить нужную информацию, преобразовывать ее для создания новых знаний и технологий. В связи с этим и изменились технологии преподавания и требования к специалистам.
Проблема формирования функциональной грамотности на сегодняшний день актуальна для школьников. На это указывает активное ее внедрение во внеурочную деятельность и даже выделение в отдельный учебный предмет. В обществе процесс овладения компонентами функциональной грамотности продолжается всю жизнь. Поэтому главной задачей в системе нашего образования является формирование функциональной грамотности личности, чтобы каждый ученик мог комфортно войти в контекст современной культуры в обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные проблемы в формировании чтения школьников с ОВЗ и пути их решения
Современные проблемы в формировании чтения школьников с ОВЗ и пути их решения. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком...
Актуальные вопросы преподавания курса ОРКСЭ. Проблемы и пути их решения
В данной статье рассматриваются актуальные вопросы преподавания курса РКСЭ в начальной школе. Подчеркивается важность данного предмета в формировании целостной духовно-нравственной личности....

Урок по развитию функциональной грамотности школьников «Решение жизненных задач»
Разработка урока по математике с элементами финансовой грамотности....

Урок по развитию функциональной грамотности школьников «Решение задач»
Урокпо развитию функциональной грамотности школьников «Решение задач»...

Креативное мышление в рамках функциональной грамотности: проблемы и пути их решения
Креативное мышление в рамках функциональной грамотности: проблемы и пути их решения ...

Статья на тему: "Образование обучающихся начальной школы: актуальные проблемы и пути их решения"
Образование обучающихся начальной школы: актуальные проблемы и пути их решения...

