Доклад «Функциональная грамотность школьников, актуальные проблемы и пути их решения»
статья

Гладышева Марина Владимировна

Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в разнообразных сферах деятельности.

            Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. В ближайшем будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности. Высокий уровень указывает на социокультурные достижения общества; низкий — предостережением возможного социального кризиса, результатом которого могут быть низкая способность к социальной адаптации; неумение выстраивать парадигму своих взаимоотношений в семье, в трудовом коллективе; незнание своих прав и обязанностей.  Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал № 1 МБОУ «Первомайская СОШ» в селе Старосеславино

Доклад

«Функциональная грамотность школьников,

актуальные проблемы и пути их решения»

Гладышева М. В.,

учитель начальных классов

В современном образовании имеется ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе — не всегда значит успех в жизни.

Сегодняшняя система школьного образования испытывает большие изменения в своей структуре, на передний план в настоящий момент выходят запросы общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, функциональная грамотность.

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в разнообразных сферах деятельности.

        Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. В ближайшем будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности. Высокий уровень указывает на социокультурные достижения общества; низкий — предостережением возможного социального кризиса, результатом которого могут быть низкая способность к социальной адаптации; неумение выстраивать парадигму своих взаимоотношений в семье, в трудовом коллективе; незнание своих прав и обязанностей.  Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным.

        Функциональная грамотность включает в себя: математическую, финансовую, естественнонаучную, коммуникативную, компьютерную, читательскую грамотность. 

        «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Понятие «функциональная грамотность» появилось в педагогике недавно- примерно в 70-е годы 20 века. Его появление связано с тем, что с каждым годом уровень школьного образования повышался, и от школьников требовалось уже не просто уметь читать и писать. По факту, функциональная грамотность - это базовые навыки жизни в обществе, которые будут востребованы, чем бы человек ни занимался.

Ребенку важно обладать:

- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;

 -способностью строить социальные отношения;

-совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.

Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные                              максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в                                                  число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»2.

Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.

Пути решения проблемы формирования функциональной грамотности школьников:

- Реализация педагогических практик развивающего обучения.

- Повышение квалификации учителей.

- Внедрение новой системы учебных задач и учебных ситуаций, ориентированных на формирование функциональной грамотности

Особенности заданий для оценки функциональной грамотности 

-Задачи, поставленные вне предметной области и решаемые с помощью предметных знаний.

- В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная учащемуся.

- Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни.

- Ситуация требует осознанного выбора модели поведения.

-Вопросы изложены простым, ясным языком.

 - Требуется перевод с обыденного языка на язык предметной области (математики, физики и др.).

 -Используются разные форматы представления информации: рисунки, таблицы, диаграммы, комиксы и др.

Требования к профессиональным компетенциям учителя:

- владеет основными понятиями, связанными с функциональной грамотностью,

-владеет практиками развивающего обучения (работа в группах, проектная и исследовательская деятельность и др.),

-владеет практиками формирования и оценки функциональной грамотности, умеет отбирать / разрабатывать учебные задания для формирования и оценки ФГ,

-владеет технологией формирующего оценивания умеет работать в команде учителей, организуя межпредметное взаимодействие.

С целью повышения уровня функциональной грамотности обучающихся, было рекомендовано обеспечить следующее.

  • Повышение уровня функциональной грамотности обучающихся за счет реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования, т. е. за счет достижения планируемых стандартом предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
  • Введение отдельных видов функциональной грамотности в качестве предметов в часть основной образовательной программы, которая формируется образовательной организацией, в форме внеурочных занятий, факультативов и элективных курсов.
  • Включение тем и модулей отдельных видов функциональной грамотности в обязательные предметы: математику, историю, обществознание (экономику и право), географию, основы безопасности жизнедеятельности, литературу, иностранные языки.
  • Реализацию в учебном процессе комплексного системно-деятельностного подхода, включающего решение различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые формируются в рамках предмета как на уроках, так и дома.
  • Внедрение отдельных видов функциональной грамотности в образовательную практику школы через включение их в программы воспитания и социализации.
  • Создание кружков и клубов в рамках системы дополнительного образования школы.
  • Проведение процедур оценки глобальных компетенций как процессов, поддерживающих и обеспечивающих повышение уровня функциональной грамотности обучающихся.
  • Организацию внутришкольного повышения квалификации учителей в области формирования функциональной грамотности через разработку (подборку) различных классов учебных задач и методик формирования различных стратегий их решения.

                Вопросы формирования функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной. финансовой) внесены в учебный план школы в раздел «Внеурочная деятельность». Составлен план мероприятий, направленных на повышение уровней читательской, математической и естественнонаучной грамотностей и исключение рисков ученической неуспешности. В плане предусмотрены вопросы изучения понятия «Функциональная грамотность», подбор и рассмотрение, презентация материалов по тематике «функциональная грамотность» и «межпредметные связи», выявление уровня мотивации на учебу среди учащихся школы, круглые столы по обмену опытом по выработке у учащихся навыков функциональной грамотности, прохождение курсовой подготовки учителей школы.

         Цели образования в настоящее время изменяются: переход от привычного освоения системы знаний к формированию способности использовать знания для решения различных задач, находить нужную информацию, преобразовывать ее для создания новых знаний и технологий. В связи с этим и изменились технологии преподавания и требования к специалистам.

Проблема формирования функциональной грамотности на сегодняшний день актуальна для школьников. На это указывает активное ее внедрение во внеурочную деятельность и даже выделение в отдельный учебный предмет. В обществе процесс овладения компонентами функциональной грамотности продолжается всю жизнь. Поэтому главной задачей в системе нашего образования является формирование функциональной грамотности личности, чтобы каждый ученик мог комфортно войти в контекст современной культуры в обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные проблемы в формировании чтения школьников с ОВЗ и пути их решения

Современные проблемы в формировании чтения школьников с ОВЗ  и пути их решения. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком...

Актуальные вопросы преподавания курса ОРКСЭ. Проблемы и пути их решения

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы преподавания курса РКСЭ в начальной школе. Подчеркивается важность данного предмета в формировании целостной духовно-нравственной личности....

Урок по развитию функциональной грамотности школьников «Решение жизненных задач»

Разработка урока по  математике с элементами финансовой грамотности....

Урок по развитию функциональной грамотности школьников «Решение задач»

Урокпо развитию функциональной грамотности школьников «Решение задач»...

Креативное мышление в рамках функциональной грамотности: проблемы и пути их решения

Креативное мышление в рамках функциональной грамотности: проблемы и пути их решения  ...

Статья на тему: "Образование обучающихся начальной школы: актуальные проблемы и пути их решения"

Образование обучающихся начальной школы: актуальные проблемы и пути их решения...