Актуальные вопросы преподавания курса ОРКСЭ. Проблемы и пути их решения
статья по орксэ (4 класс)

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы преподавания курса РКСЭ в начальной школе. Подчеркивается важность данного предмета в формировании целостной духовно-нравственной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnye_voprosy_prepodavaniya_orkse.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные вопросы преподавания курса ОРКСЭ.

Проблемы и пути их решения

Задумываясь о вечных ценностях, о будущем , мы неизбежно обращаемся к жизненному опыту всех времен и поколений, к основе основ –народной философии, мудрости традиционного мировоззрения. Народ, не знающий истории и культуры своих предков, обречен на духовное вырождение. Это хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального характера

Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в Российской Федерации это небывалый по масштабам эксперимент, целью которого  является формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Курс не является религиозным, а носит культурологический и воспитательный характер.

Учебный курс ОРКСЭ сложен как с точки зрения содержания, так и с точки зрения методики и технологии организации учебной деятельности. С одной стороны, для его преподавания необходимо усвоение определенного знаниевого компонента из области истории, литературы, культурологии, религиоведения (история мировых религий,  основы вероучения различных конфессий, обрядово-культовая практика в религиях мира, религиозные духовные ценности и др.). С другой стороны, основные учебные модули ОРКСЭ ориентированы прежде всего на воспитание, духовное развитие ребенка (знания, умения и навыки – средство, духовное развитие – цель). Эта ключевая цель курса предполагает деятельностный подход в обучении, который диктует использование широкого спектра современных образовательных методик и технологий, нацеленных на организацию живого диалога в классе, деятельное участие учащихся в самом учебном процессе. В рамках этого учебного предмета затрагивается также личностная сфера  человека, ставятся вопросы «что такое хорошо и что такое плохо», поднимаются проблемы мировоззренческого и нравственного выбора и этим определяются повышенные требования к личностным качествам самого учителя. Компетентность учителя в рамках курса ОРКСЭ требует определенных знаний (о религиях мира и народов России, их традициях и ценностях и др.), что предполагает соответствующую гуманитарную подготовку кадров для реализации курса ОРКСЭ. Учителю ОРКСЭ чрезвычайно важно понимать сущность деятельностного подхода в школьном образовании (ученик не объект, а субъект, активный участник  учебного процесса), иметь определенные навыки владения современными образовательными методиками и технологиями обучения (уроки-диалоги, методика художественно-образного преподавания, метод проектов и проектная деятельность, ИКТ, технология критического мышления и др.), уметь различными педагогическими приемами, способами и средствами поддерживать  у школьников интерес к предмету, организовать проблемный диалог, мотивировать ребят на решение той или иной учебной ситуации, через творческую деятельность на уроках и вне урока решать познавательные и воспитательные задачи учебного предмета. Педагогу, преподающему ОРКСЭ, необходимо будет обращаться к проблемам нравственности, вести с детьми нелегкий разговор и диалог о сложных этических  и моральных категориях, поступках, деяниях человека («хорошо-плохо», «добро-зло», «добродетель-порок», «морально-аморально», «свобода-ответственность»

Необходимо  организовать  большую подготовительную работу с родителями, включающую изучение выбора обучающимися и родителями того или иного модуля, подготовку педагогов, материальной базы для преподавания курса. Для определения модуля курса проводить  анкетирование родителей, родительские собрания, с целью учета интересов обучающихся и их семей. Обеспечить  условия для свободного выбора родителями при согласии детей модулей курса.

В течение всего учебного года по курсу ОРКСЭ устанавливается безотметочная система оценивания. Для оперативного контроля знаний и умений по курсу используются систематизированные упражнения, фронтальные опросы, тестовые задания различных видов. Подходы к оцениванию могут быть представлены оцениванием по системе «зачет- незачет», вербальным поощрением, похвалой, одобрением, интересом одноклассников и членов семьи к результатам деятельности. Основой оценки образовательных достижений, выявления и развития творческих способностей учащихся, произведения самооценки и самопроверки выступает использование технологии Портфолио.

Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления.

По ОРКСЭ контрольные работы не проводятся.

Домашние задания для уроков ОРКСЭ отличаются от традиционных. Они предусматривают повторение изученного, чтение дополнительных художественных и информационных текстов, интервью с членами семьи, творческую работу, поиск дополнительной информации и т.д. Например: «Нарисуйте, как вы представляете себе ковчег Ноя»; «Подготовьте 1 –2 вопроса по материалу, который мы изучали на предыдущих уроках, чтобы задать их одноклассникам»; «Подготовьте рассказ о том, какие обычаи и традиции существуют в вашей семье. При подготовке задания обратитесь за помощью к членам семьи», «Напишите небольшое сочинение на тему «Я хочу пожелать всем людям…». Возможно, что по разным причинам эти и аналогичные задания смогут выполнить не все ученики, и учитель не должен настаивать на их выполнении.
Безусловно, задания должны даваться не на каждом уроке каждому ученику. Особый вид домашних заданий – долгосрочные индивидуальные, которые подразумевают учебно-исследовательскую или проектную деятельность учащихся. Учащиеся могут выполнять эти задания индивидуально или в группе, задание может объединять и одноклассников, изучающих разные модули, к выполнению такого типа заданий могут быть (и это желательно) привлечены члены семей учеников.
Можно использовать дифференцированную систему домашних заданий, индивидуальные опережающие задания – одному-двум ученикам или группе.
Также желательно, чтобы задания к урокам ОРКСЭ были вариативны, чтобы у детей был выбор. Например: к одному и тому же уроку могут быть на выбор предложены задания разных типов: творческие, на информационный поиск, на систематизацию изученного и т.д., которые будут выполняться разными учениками или группами. Учитель должен заранее продумать, что именно из материала следует предложить детям для заучивания, пересказа, ознакомления, рассуждения, творческой работы и т.д., какие формы и способы проверки результатов выполнения домашнего задания будут использованы на следующем уроке.
Содержание комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» сопряжено с ФГОС НОО, существенной характеристикой которого являются 
требования к личностным, метапредметным и предметным результатам, обеспечивающих готовность каждого школьника к успешной социальной, жизненной, профессиональной самореализации и

социализации в будущем. В требованиях стандарта определены основные результаты начального общего образования, предполагающие:

  • формирование у обучающихся предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • воспитание основ умения учиться
  • способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
  • индивидуальный прогресс восновных сферах личностного развития
  • эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» несет в себе большой воспитательный потенциал:

1) Он оказывается значимым, в том числе и для реализации принципов толерантности в современном обществе. Основа толерантности как взаимоуважения и терпимости в отношениях граждан в современном демократическом обществе заключается как в уважении и почитании

общенациональных гражданских идеалов и ценностей, так и в понимании особенностей культуры и традиций различных социальных и этнических групп.

2) Воспитательные возможности ценностей данного курса в школе состоят и в том, что ими поддерживаются аспекты гражданского воспитания и развития личности детей и молодежи, в частности:

•воспитание гражданственности, сознание себя гражданами единого общества;

•воспитание патриотического сознания, любви к нашей общей гражданской Родине -России на основе знания ее исторического прошлого и культуры.

•воспитание веротерпимости, уважения прав и свобод

сограждан, прав личности в духовной сфере жизни общества в целом;

•развитие национального самосознания молодежи, приобщение к ценностям национальной культуры;

•развитие нравственных начал личности, этической культуры, моральных принципов поведения, принятых в нашем обществе;

•семейное воспитание -выработка уважения к семье, старшим, самостоятельности и ответственности в области семейной жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Компетентностный подход в преподавании русского языка и литературы. Проблемы и пути их решения. "

Кардинальные изменения, произошедшие в государстве и обществе, динамика социально-экономических процессов, совершенствование образования в России  предъявляют повышенные требования к подготовке у...

Организация работы городской опорной школы «Актуальные вопросы преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ

Смена ценностных ориентиров общества, расширение информационного пространства заставляют нас искать новые методы и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения. С целью обеспечения уч...

Доклад "Актуальные проблемы преподавания курса ОРКСЭ"

Статья   "Актуальные проблемы преподавания ОРКСЭ" основывается на собственном, пока еще  небольшом опыте педагога . Освещаются проблемы, с которыми довелось столкнуться в процессе преподаван...

Анализ преподавания предмета ОРКСЭ. Проблемы и трудности и способы их решения (из опыта работы

Данный материал использовался как доклад на заседании районного методического объединения учителей, преподающих курс ОРКСЭ....

Проблемы и перспективы преподавания курса ОРКСЭ

Материал предназначен для учителей, преподающих ОРКСЭ, его  можно использовать на методических объединениях, педсоветах. Есть сопровождение презентацией....

Актуальные вопросы преподавания курса ОРКСЭ

Народ, не знающий истории и культуры своих предков, обречен на духовное вырождение. Это хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысле...

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ В ШКОЛЕ С БОЛЬШМ КОЛИЧЕСТВОМ ДЕТЕЙ-ГРАЖДАН ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Ежегодно в Российскую Федерацию мигритуют тысячи гражден азиатских государств бывших республик Советского союза. Дети этих граждан по дистежении возрата 6-7 лет поступают в российские школы, но различ...