Проблемы и перспективы преподавания курса ОРКСЭ
статья по орксэ (3, 4 класс)

Соколова Елена Владимировна

Материал предназначен для учителей, преподающих ОРКСЭ, его  можно использовать на методических объединениях, педсоветах. Есть сопровождение презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_hotela_by_zatronut_temu.docx33.23 КБ
Файл problemy_i_perspektivy_prepodavaniya.pptx1.62 МБ

Предварительный просмотр:

Проблемы и перспективы преподавания курса ОРКСЭ. Слайд 1

 

Хотя современная Россия является светским государством, это не значит, что власть не стремится к взаимодействию с церковью. На сегодняшнем этапе общественной жизни  России, как цивилизованного государства, правительство страны поддерживает взаимосвязь религии с культурно - социальным развитием подрастающего поколения.   Религиозные нормы, несмотря на динамичность развития общества, по-прежнему сохраняют свои каноны – все ценности бытия. Поэтому, невзирая на социальный статус или положение в обществе, в семье, к религии  обращается большинство людей современности. Постоянство, уникальность и кротость общественных норм поведения, а главное, их неопровержимость, дают человеку ответы на многие вопросы бытности. Один из важнейших шагов, направленных на совершенствование личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями, – это введение в школьное образование курса «Основы религиозных культур и светской этики», Слайд 2   потому что именно этот предмет призван повысить культурный уровень ребёнка, воспитать его сознательным, адекватно оценивающим действительность, способным сделать тот самый правильный выбор, от которого в действительности зависит будущее человека. Выбор верного пути в современном мире является особой и очень сложной задачей для незрелого детского сознания. Ведь жизнь диктует свои правила.

 

Курс является комплексным и состоит из 6 модулей: Слайд 3

- Основы православной культуры

- Основы мировых религиозных культур

- Основы светской этики

- Основы исламской культуры

- Основы буддийской культуры

- Основы иудейской культуры

Вместе с тем учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх Слайд 4 базовых национальных ценностей: Отечество, семья, культурная традиция.

По сводным данным Истринского района выбор модулей ОРКСЭ распределился следующим образом: Слайд 5

Основы мировых религиозных культур - 4%

Основы светской этики - 92 %

Основы православной культуры - 4 %

Основы иудейской культуры

Основы буддийской культуры

Основы исламской культуры

Особенности преподавания курса ОРКСЭ: Слайд 6

 1) Курс носит культурологический, воспитательный характер и направлен на развитие у школьников 10 -11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность».

2)Учебный курс ОРКСЭ является обязательным для изучения в 4- х классах всех общеобразовательных учреждений России с 1 сентября 2012 года.

3) Курс ОРКСЭ не является изолированным элементом школьной программы, по месту в учебном плане и по содержанию это предмет между «Окружающим миром» и предметом «История», изучение которого начинается в 5 классе.

4) Модульное построение учебного курса реализует право на свободный выбор обучающимися и их родителями одного из модулей. При осуществлении родителями выбора недопустимо нарушение принципа добровольности выбора.

5) Обязательным условием преподавания ОРКСЭ является безотметочное обучение. Рекомендуется не выставлять текущие, четвертные, годовые оценки (отметки, зачёты –незачёты и др.)

Исходя из этого,  педагоги сталкиваются с проблемами преподавания данного курса.

 Первая   проблема,  с которой сталкивается каждый педагог подходя к рубежу третьего класса– это выбор модуля. Слайд 7  Не для кого  не секрет, что  в  наших классах с каждым годом становиться все больше семей и учащихся, относящихся к другим конфессиям.  Из Таблицы  Слайд 8 вы видите, от чего может зависеть выбор модуля

 

Что повлияло на Ваш выбор именно этого модуля курса?

Уклад жизни семьи, семейные традиции

38,5

Интерес ребенка к изучению именно этого модуля курса

34,0

Мнение классного руководителя или других педагогов

15,4

Пожелание руководства школы

11,7

Рекомендации родителей школьников

10,1

Разъяснительные беседы представителей религиозных организаций

4,1

Другое

3,1

Затруднились ответить

10,0

 Да, несомненно,  обучающиеся и их родители имеют  право на свободный выбор одного из модулей,  но у нас есть и свои объективные причины и  факторы, влияющие на выбор того или иного модуля  - это наличие  педкадров, специальная подготовка преподавателей  данного курса,  обеспечение УМК и другие. Слайд 9

Поэтому именно на нас – педагогов ложится большая ответственность за правильный выбор модуля.  Есть мнение,  что преподавание ребенку культуры одной религии перекрывает путь к воспитанию толерантности по отношению к другим религиям. Нельзя разделять младших школьников по конфессиям в зависимости от желания родителей. Для воспитания духовно ориентированного и толерантно настроенного гражданина России необходимо преподавать всем школьникам без разделения на группы сначала светскую этику, а потом основы мировых, а не только традиционных для России религиозных культур.  

Человеку, прежде всего, необходимо прививать ответственность за все, что он вносит своей деятельностью в окружающий его мир, и так должны быть построены все разделы школьной программы от математики, которая описывает в числах и формулах окружающий мир до литературы, которая должна формировать правильное восприятие действительности и места в ней человека с соблюдениями принципов добра и терпимости.

Вторая  проблема Слайд 10  и одновременно достоинство – большой выбор учебно-методических  комплектов по данному курсу. Педагог должен найти оптимальный УМК, который реализует поставленные цели. Чаще всего мы отталкиваемся от того, какими УМК укомплектованы  наши библиотеки.

Третья проблема  Слайд 11 - отсутствие системы оценки достижений и результатов обучения. Это  также вызывает определённые трудности: ведь  наш ребёнок приучен всё-таки именно к отметке как результату оценивания его учебных усилий, поэтому необходимо изыскивать другие способы мотивации учащихся.  Объектом оценивания на уроке ОРКСЭ становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, его способности понимать значение нравственных норм, правил морали в жизни человека, семьи, общества, его потребности к духовному развитию. И  это не исключает возможность и необходимость в контроле усвоения знаний учащимися. Подходы к оцениванию могут быть представлены системой вербального поощрения, похвалой, одобрением.    

Четвертая проблема – это  Слайд 12 нехватка времени. Уроки по ОРКСЭ требуют тщательной подготовки, умелого ведения этического диалога, правильного понимания нравственных аспектов. Если педагог ведет модуль ОПК, то он должен владеть     глубокими  знания Православной культуры. Учащиеся задают много вопросов по самым различным аспектам учения православной церкви. Им интересно, как вести себя с близкими людьми дома, в школе, на улице именно с точки зрения православия. У некоторых учащихся имеется дома «красный угол», что свидетельствует об интересе к православию, искреннем желании жить в своей культуре, а не только номинально числиться православным.
Проблема в преподавании ОПК – постоянные сомнения учителя, нехватка знаний и правильной интерпретации Православных понятий, поэтому все- таки преподавание по данному модулю лучше, чтобы велось не светскими людьми, а духовными наставниками, т.к.  у ребят возникаем множество вопросов, иногда выходящих за рамки темы или раздвигающие эти самые рамки.

  И наконец,  пятая  проблема  в  преподавании ОРКСЭ Слайд 13 – вовлечение семьи в данный образовательный курс.  Ведь не для кого не секрет, что  значение родительского участия в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики»   трудно переоценить. На уроках школьникам задаются  домашние задания в виде вопросов, обсуждение которых должны  происходить на следующем уроке. Одна часть этих вопросов непосредственно связана с содержанием урока, и ответы на них позволяют  учителю определить, как усвоен пройденный материал, другая, имеет нравственно-развивающий, творческий характер. Для ответа школьнику уже недостаточно знать материал учебника. Система творческих вопросов-заданий построена так, что для их подготовки школьник обращается к опыту своих родителей, других взрослых, узнаёт их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомится с традициями семейной жизни. Несомненно у родителей, бабушек и дедушек, других взрослых есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей, других взрослых позволяет, существенно расширить содержание курса, придать ему личностно-ориентированный характер. А также делает общение детей с родителями, другими взрослыми на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и, в конечном счёте, важным, нужным и продуктивным.

Такая работа положительно влияет как на родителей, так и на учеников, что способствует созданию условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации заявленной образовательно-воспитательной программы.

Для того чтобы сделать более эффективным взаимодействие семьи и школы, вовремя реагировать на тревоги и сомнения родителей, занятия должны быть открытыми для посещения родителями. Они должны приходить в школу и посещать их, смотреть, как ведет обучение детей данного курса педагог, чтобы   обеспокоенные родители не  мешали учебно-воспитательному процессу, а помогали. Только    тесный контакт с родителями- залог успеха воспитательной деятельности. Поэтому необходимо доводить до родителей информацию об уроках ОРКСЭ, о планировании, целях, различных методах и приемах работы на данных уроках, сообщать об        успехах учащихся.  Наиболее удачным методом вовлечения  детей и их родителей -  это различные конкурсы и проектная деятельность.  

На родительских собраниях можно раздать такие памятки-советы.

Советы родителям по воспитанию детей:

1.Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному средству нравственного развития вашего ребёнка; вы и есть главный для ребёнка воспитатель.

2.Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках. Хорошее средство воспитания ребёнка — диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.

3. Воспитывайте у ребёнка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

4.Не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей.

5. Не забывайте, что никакой учебный курс сам по себе не воспитает вашего ребёнка; главное, что он может приобрести, изучая курс «Основы религиозных культур и светской этики», — понимание того, насколько важна нравственность для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребёнке.

6. Создавайте в общении и взаимодействии с ребёнком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки.

 Эти советы смогут помочь родителям не только в успешном усвоении курса ОРКСЭ, но и в гармоничном, нравственном воспитании личности ребенка.

И, конечно, же нужно проводить мониторинг результатов преподавания курса "Основы религиозной культуры и светской этики". Можно использовать  ниже указанную таблицу Слайд 14  «Отношение     родителей и других категории населения к данному курсу»

Таблица 2 (данные сайта ОРКСЭ)

Мониторинг результатов по отношению к преподаванию курсов ОРКСЭ

Категории населения

Положительно

Отрицательно

Затруднились ответить

Родители

88,1%

2,6 %

9,3 %

Учителя

93, 5 %

1 %

5, 5 %

Руководители школ

92, 8 %

4, 5 %

2, 7 %

Органы исполнительной власти

91 %

4, 5 %

4, 5 %

Данный курс Слайд 15 открывает для учителя и учащихся огромный выбор различных методик, ведь материал курса, цель его введения требуют от учителя неординарного подхода. Круглый стол, работа в группах и индивидуальная работа, составление словарей, работа с терминами, написание мини – сочинений по заданной теме, эссе, творческие работы, где учащиеся письменно излагают свое мнение о  традициях в жизни людей, презентации учащихся и учителя – далеко не полный перечень используемых на уроке форм и методов. Наиболее эффективными среди них- это применение иллюстративного, частично-поискового, исследовательского, метода проектов, работу с таблицами и схемами, проблемную дискуссию, тренинги практических навыков.

Какие бы формы работы ни применялись на уроке – главное - это деятельностный подход, где ребенку не дается готовых решений, а он сам находит правильное решение. Просматривая, например, видеоролик, мультфильм, ребенок, опираясь на свой, пока ещё не большой, жизненный опыт, пытается найти ответ на вопросы: «Почему тот или иной герой так поступил? А как бы поступил я? А как правильно поступать?».

На уроках ОРКСЭ учащиеся любят выполнять творческие и практические работы. Это могут быть рисунки по теме, мини-сочинения, поделки для близких, с удовольствием дети выстраивают дорогу добра.

Для учащихся 4 класса актуально применение на занятиях игровых методов, таких, как, например: собери пословицу из карточек, найди нужное слово, разгадай ребус, драматизация образов.

Применение ИКТ делает уроки живыми, интересными и содержательными. Мультимедийное оборудование позволяет наиболее полно включить иллюстративный материал, интерактивные модели в учебное занятие.

Совместная деятельность учителя и ученика приводит к позитивным результатам:   они искренне радуются своему успеху и успехам своих одноклассников, откровенно делятся своими мыслями.

 Успешное усвоение курса возможно лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети и родители – станут единым целым, большим и сплочённым коллективом, стремящимся к духовно- нравственному воспитанию и самовоспитанию.

 

 

  

 

 
 
 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемы и перспективы преподавания курса ОРКСЭ

Слайд 2

повысить культурный уровень ребёнка; воспитать его сознательным; адекватно оценивающим действительность; способным сделать тот самый правильный выбор, от которого в действительности зависит будущее человека Цели:

Слайд 4

Базовые национальные ценности

Слайд 5

Выбор модулей

Слайд 6

Курс носит культурологический, воспитательный характер Курс ОРКСЭ является обязательным Курс ОРКСЭ не является изолированным элементом школьной программы С вободный выбор обучающимися и их родителями одного из модулей Безотметочное обучение Особенности преподавания

Слайд 7

Первая проблема – выбор модуля

Слайд 8

Уклад жизни семьи, семейные традиции 38,5 Интерес ребенка к изучению именно этого модуля курса 34,0 Мнение классного руководителя или других педагогов 15,4 Пожелание руководства школы 11,7 Рекомендации родителей школьников 10,1 Разъяснительные беседы представителей религиозных организаций 4,1 Затруднились ответить 10,0 Что повлияло на Ваш выбор именно этого модуля курса?

Слайд 9

Первая проблема – выбор модуля

Слайд 10

Вторая проблема-выбор УМК

Слайд 11

Третья проблема - отсутствие системы оценки достижений и результатов обучения

Слайд 12

Четвертая проблема – нехватка времени

Слайд 13

Пятая проблема – вовлечение семьи

Слайд 14

Категории населения Положительно Отрицательно Затруднились ответить Родители 88,1% 2,6 % 9,3 % Учителя 93, 5 % 1 % 5, 5 % Руководители школ 92, 8 % 4, 5 % 2, 7 % Органы исполнительной власти 91 % 4, 5 % 4, 5 % Отношение родителей и других категории населения к данному курсу

Слайд 15

Данный курс открывает для учителя и учащихся огромный выбор различных методик

Слайд 16

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе " Позитивные возможности и сложности в преподавании курса ОРКСЭ"

В данном эссе я постаралась выразить свое мнение о введении курса "Основы религиозных культур и светской этики" в 4-х классах. Прослушав курс лекций на курсах, пообщавшись с родителями, познакомившись...

Преподавание курса ОРКСЭ (модуль Светская этика)

Все больше и больше людей приходят ныне к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Никакая сумма наук сама по себе не в со...

Использование активных и интерактивных методик в преподавании курса ОРКСЭ

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных методик. Какие же их них можно применять в ходе изучения курса ОРКСЭ?...

Доклад "Актуальные проблемы преподавания курса ОРКСЭ"

Статья   "Актуальные проблемы преподавания ОРКСЭ" основывается на собственном, пока еще  небольшом опыте педагога . Освещаются проблемы, с которыми довелось столкнуться в процессе преподаван...

Проблемы и трудности преподавания курса основ религиозных культур и светской этики.

Проблемы и трудности преподавания курса основ религиозных культур и светской этики....

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Актуальные вопросы преподавания курса ОРКСЭ. Проблемы и пути их решения

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы преподавания курса РКСЭ в начальной школе. Подчеркивается важность данного предмета в формировании целостной духовно-нравственной личности....