Доклад "Актуальные проблемы преподавания курса ОРКСЭ"
статья по орксэ (4 класс) на тему

Коннова Наталья Борисовна

Статья   "Актуальные проблемы преподавания ОРКСЭ" основывается на собственном, пока еще  небольшом опыте педагога . Освещаются проблемы, с которыми довелось столкнуться в процессе преподавания предмета ОРКСЭ в 4 классе, а также пути преодоления и решения данных проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_orkse.docx15.12 КБ

Предварительный просмотр:

Коннова Н.Б.

МАОУ СОШ с. Новополеводино Балаковский район Саратовская область

Выступление на тему: "Актуальные проблемы преподавания курса ОРКСЭ"

Добрый день, уважаемые коллеги!  Очень рада, что сегодня нам с вами представилась такая возможность: поговорить об актуальных проблемах преподавания курса ОРКСЭ.  Конечно, проблемы есть у всех, а как иначе. Нет проблем у того, кто не работает, а у работающих их хоть отбавляй. Вот уже 3 год веду курс ОРКСЭ в 4 классе. В этом году и в 5 классе, 0,5 часа. Сначала на родительском собрании в 3 классе я детально знакомила родителей с содержанием уроков, с формами и методами педагогической работы с детьми, с особенностями избранного модуля. А  затем в процессе  своей работы решала проблемы, с которыми приходилось сталкиваться в процессе преподавания данного курса.  Сегодня, пожалуй, как и тогда, главная задача учебно-воспитательного процесса была — согласовать действия учителя и родителей в совместном процессе нравственного воспитания школьников.

    Я хотела бы затронуть тему: Значение родительского участия в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Ее трудно переоценить. На уроках школьникам задавались  домашние задания в виде вопросов, обсуждение которых должны были происходить на следующем уроке. Одна часть этих вопросов непосредственно связана с содержанием урока, и ответы на них позволяли учителю определить, как усвоен пройденный материал, другая, имеет нравственно-развивающий, творческий характер. Для ответа школьнику уже недостаточно знать материал учебника. Система творческих вопросов-заданий построена так, что для их подготовки школьник обращается к опыту своих родителей, других взрослых, узнаёт их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомится с традициями семейной жизни.

 В конце года предусмотрены несложные  творческие работы, обобщающие пройденный за год материал и   посильное педагогическое сотрудничество родителей и детей.

 Гораздо важнее с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми  жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи.

У родителей, бабушек и дедушек, других взрослых есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей, других взрослых позволяет,  существенно расширить содержание курса, придать ему личностные (родительские) смыслы. А также делает общение детей  с родителями, другими взрослыми на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и, в конечном счёте, продуктивным.

Для того чтобы сделать более продуктивным взаимодействие семьи и школы, вовремя реагировать на тревоги и сомнения родителей, занятия  должны быть открытыми для посещения родителями. Мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда двери перед семьёй закрыты педагогическими амбициями: мы специалисты, знаем, что делаем, а эти обеспокоенные родители только мешают процессу. В данном случае такая позиция становится невозможной. Успешность учебно-воспитательного процесса  напрямую зависит от продуктивности сотрудничества школы и семьи, педагогов и родителей в нравственном воспитании школьников.

Советы родителям по воспитанию детей:

1.Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному средству нравственного развития вашего ребёнка; вы и есть главный для ребёнка воспитатель.

2.Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках. Хорошее средство воспитания ребёнка — диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.

3. Воспитывайте у ребёнка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

4.Не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей.

5. Не забывайте, что никакой учебный курс сам по себе не воспитает вашего ребёнка; главное, что он может приобрести, изучая курс «Основы религиозных культур и светской этики», — понимание того, насколько важна нравственность для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребёнке.

6. Создавайте в общении и взаимодействии с ребёнком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки. Материалы с сайта ОРКСЭ

Мониторинг результатов преподавания ОРКСЭ

Категории населения

положительно

отрицательно

Затруднились ответить

Родители

88,1%

2,6%

9,3%

Учителя

93.5%

1%

5,5%

Руководители школ

92,8%

4.5%

2,7%

Органы исполнител. власти

91%

4.5%

4,5%

Итак, уважаемы коллеги, педагоги, давайте привлекать родителей к сотрудничеству,  совместными усилиями  воспитывать доброту  в детях.



 

Комментарии

Сергеичева Наталья Юрьевна

Тоже сталкиваюсь с проблемой нехватки методической помощи по преподаванию этого курса. Важен обмен наработками. Спасибо за Ваш вклад в решение проблемы.

Коннова Наталья Борисовна

И вам спасибо, Наталья Юрьевна. Хочется не тольео обиениваться своими наработками, но и посещать уроки коллег, где все наглядно, точно, ясно видно.