Главные вкладки

    Роль трудового обучения в адекватной интеграции обучающихся, воспитанников в системе современных социальных отношений
    материал

    Махотина Анна Александровна

    Роль трудового обучения в адекватной интеграции обучающихся, воспитанников в системе современных социальных отношений

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Краснобаковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида

       

    Доклад на тему:

    «Роль трудового обучения в адекватной интеграции обучающихся, воспитанников в системе современных социальных отношений».

                                                                       Подготовила:

                                                                                учитель начальных классов

                                                                                     Махотина А.А.

    Годы учения в школе благоприятное время, когда формируется отношение к окружающему миру, людям и всему что происходит вокруг. В это время закладывается фундамент для дальнейшего жизненного пути. Немаловажное значение в системе современных социальных отношений играет роль интегрированного обучения в школе.

    Под процессом интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной педагогике понимается процесс включения этих детей во все сферы жизни общества как равноправных его членов, освоение ими достижений науки, культуры, экономики, образования.  

    Окружающий мир многообразен, многогранен и многолик. Школа является тренажёром для ребенка. Мы обучаем его, видеть мир с разных сторон, соответственно реагировать на него, чтобы в дальнейшем легче было ориентироваться самостоятельно без помощи взрослого.

    (Слайд 2)Цели трудового обучения:

    - Пропедевтика трудового профессионального обучения

    - Коррекция познавательной деятельности, имеющихся нарушений с решением проблем компенсации дефектов и развития личности

    - Формирование у учащихся, воспитанников положительного отношения к труду

    - Профознакомительная работа для максимальной самореализации каждого воспитанника

    ( Слайд 3)Задачи трудового обучения:

    Образовательные:

    -обучение доступным видам работы с различными материалами

    -формирование организационных умений в труде

    -подготовка к общетехническому труду

    Коррекционно-развивающие:

    -формирование умений ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы)

    -формирование умения предварительно планировать ход работы над изделием

    -формирование умения контролировать свою работу

    -развитие самостоятельности

    -исправление недостатков познавательной деятельности

    -развитие мелкой моторики пальцев рук

    Воспитательные:

    -формирование положительного отношения к труду

    -ответственности за результат своего труда

    -воспитание культуры труда

    -воспитание положительных личностных качеств

    Реализация образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач при обучении ручному труду в условиях специальной (коррекционной) школы 8 вида возможна лишь при осуществлении тесной связи с другими предметами. ( Слайд 4)Особенно с развитием устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, математикой, изобразительной деятельностью и музыкой.

    В процессе трудового обучения в начальных классах, чтобы достичь поставленных целей и задач и увидеть положительный результат в работе, необходимо не только обучить и скорректировать трудовую деятельность учащихся, воспитанников, но и пробудить у них интерес к труду, а также творческую заинтересованность.

    Для более успешной реализации поставленных задач, можно использовать в своей профессиональной деятельности не только традиционные виды работы с различными материалами, которые заложены в образовательную программу, но и современные технологии и направления. (Слайд 5)

    Виды работ с различными материалами:

    -Бумага и картон

    -Глина и пластилин

    -Солёное тесто

    -Природные материалы

    -Текстильные материалы

    -Работа с проволокой

    Хочу остановиться на примере работы с бумагой и картоном.

    (Слайд 6)

    Художественная обработка бумаги, аппликация, конструирование, квиллинг, бумагопластика, модульное оригами, декупаж знакомят учащихся и воспитанников с передачей формы, цвета, соотношения величины и передачей пространственных отношений предметов в пределах листа бумаги в разных техниках. Проявляется творческая фантазия и воображение.

    Разнообразие видов работы с бумагой и картоном обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов и благоприятно влияет на развитие общей и ручной моторики.

    А также имеет большое воспитательное значение, так как учащиеся, воспитанники осваивают опыт совместной деятельности, определяют значимость личных усилий для успеха общей работы.

    Например, выполняя аппликацию «Полевые цветы» из цветной бумаги на уроке трудового обучения, учащиеся, воспитанники сталкиваются с такими предметами, как природоведение, математика, география, развитие речи, ИЗО, СБО.

    Во время работы над аппликацией они должны будут узнать: какие бывают полевые цветы, время их цветения, какой цветок какого цвета, формы, размера. Обратить внимание на размер аппликации и соответственно рассчитать количество цветов, в зависимости от их расположения на плоскости листа и от размеров самих цветов. При выполнении этих цветов необходимо пройти сложный поэтапный путь (сгибания, вырезания, склеивания бумаги). Также очень важно продумать дальнейшую участь этой аппликации. Помимо принятия участия в выставке, ей можно оформить интерьер внутри помещения класса, школы.

     В дальнейшем, оказавшись за стенами школы, учащиеся, воспитанники могут выполнить такую работу в подарок кому–либо или на заказ, получив за нее деньги, что может послужить дополнительным или у кого-то основным заработком.

    В лепке (Слайд 7) на уроках учащиеся, воспитанники работают с глиной, пластилином и соленым тестом.

    В работе с природными материалами (Слайд 8) учащиеся, воспитанники выполняют объемные сувениры, аппликационные работы.

    В работе с текстильными материалами(Слайд 9) используют разные виды вышивки, плетения, изготовление сувениров, оберегов. Дети учатся не только элементарным навыкам шитья, а так же начинают шить игольницы, сувениры и разные маленькие радости.

    Практика показала, что учащиеся и воспитанники  с ограниченными возможностями здоровья положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, но возможности.

    Используя на уроках ручного труда современные технологии и направления, такие как: художественная обработка бумаги, модульное оригами, декупаж и т.д. позволяет максимально реализовать реабилитационный потенциал  учащихся, воспитанников и достичь поставленных целей и задач. Для комплексного решения задач в своей работе необходимо использовать различные методы.

    Наибольший эффект дает сочетание наглядных и практических методов обучения. Именно наглядно-практическая деятельность учащихся, воспитанников способствует развитию пространственных представлений, конструктивных и графических навыков, формированию и развитию наглядного мышления.

    Применение на занятиях разнообразных приемов обучения позволяет заинтересовать учащихся, воспитанников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, разно-уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и проектные методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, способствовать коррекции психофизического состояния учащихся, а так же создать творческую атмосферу в коллективе.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Эссе на тему: «Роль, место духовно-нравственного образования и воспитания в образовательной системе современной России»

    Одна из проблем современного образования, состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей живших в прошло...

    Конспект урока по трудовому обучению в 4 классе обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования.Тема."Предметная аппликация-дом".

    Цели: Коррекционно-образовательная: способствовать развитию представления о видах жилых помещений в городе и деревне , их различие, о помещениях в жилых домах, познакомить с историей возникновения жил...

    Презентация "Роль школьных предметов в осуществлении адекватной интеграции обучающихся , воспитанников в системе современных социальных отношений через ручной труд."

    Презентация "Роль школьных предметов в осуществлении адекватной интеграции обучающихся , воспитанников  в системе современных социальных отношений через ручной труд."...

    Публикация "Роль урока математики в осуществлении адекватной интеграции обучающихся коррекционно-образовательного учреждения в систему современных социальных отношений"

    Роль урока математики в осуществлении адекватной интеграции обучающихся в систему современных отношений. Из опыта работы учителя начальной школы....

    Доклад Выступление на ШМО классных руководителей «Роль трудового обучения в воспитании трудолюбия»

    Трудовое обучение - это совместная деятельность учителя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формиро...