«Функциональная грамотность школьников как показатель качества образования»
материал

Царева Светлана Владимировна

Доклад для педсовета  на тему "Функциональная грамотность школьников как показатель качества образования".

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Функциональная грамотность школьников как показатель качества образования»

Царева Светлана Владимировна

учитель начальных классов

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.

Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Функционально грамотная личность – это человек:

– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (в частности, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей; 

– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений; 

– умеющий отвечать за свои решения; 

– способный нести ответственность за себя и своих близких; 

– владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;

– обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;

 – для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;

 – легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;

 – понимающий, что жизнь среди людей

 – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения; 

– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми; 

– владеющий современными информационными технологиями.

Цель учителя - развить ребёнка.

-Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое.

-Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение, пространственное восприятие.

-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику

    - Развить коммуникативные способности, способность общаться,    контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.

Условия достижения данной цели:

- обучение носит деятельностный характер:

- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности:

- представляется возможность, для приобретения опыта достижения цели:

- правила оценивания отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса:

- используются технологии ЛОО

Приемы:

-Технология проектной деятельности.

-Технология критического мышления, на основе построения проблемной ситуации: работа над деформированным текстом.

-Уровневая дифференциация обучения.

-Информационные и коммуникативные технологии (Интернет, средства мультимедии, библиотека).

Учебный предмет  “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, наряду с этим учащиеся овладевают навыком организации своего рабочего места , навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени;

навыком проверки работы одноклассника , навыком нахождения ошибки;

навыком словесной оценки качества работы.

Составляющие функционально грамотной личности.

1. Речевые умения: – конструировать предложения изученных видов (простые предложения с однородными членами, предложения с прямой речью, сложные); – использовать в речи изученные синтаксические конструкции; – различать однозначные и многозначные слова; – видеть в тексте синонимы, антонимы; подбирать синонимы и антонимы к данным словам; – употреблять в речи слова с учётом их значения и лексической сочетаемости; – совместно с учителем семантизировать незнакомые слова.

2. Интеллектуально-речевые умения. а) Рецептивные (умения слушать, читать):

– использовать различные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее);

– делить текст на структурно-смысловые части;

– самостоятельно ставить вопросы к тексту;

– вести диалог с автором текста;

– отвечать на вопросы учителя по тексту;

 – выделять в тексте главное;

 – составлять простой план текста;

– составлять таблицу, схему по со держанию текста;

– находить ключевые слова;

– соотносить заглавие с содержанием текста; б) продуктивные (умения говорить, писать):

– подробно пересказывать текст с опорой на план (схему, таблицу);

– создавать текст-повествование и текст-описание в разговорном стиле (устно и письменно);

– создавать текст-повествование в учебно-научном стиле (устно);

 – озаглавливать текст;

– подробно излагать текст-повествование (письменное изложение);

– исправлять тексты по условным обозначениям учителя.

3. Коммуникативные умения:

– вступать в диалог с учителем и сверстниками;

– высказывать и аргументировать свою точку зрения; воспринимать аргументы собеседника;

– обсуждать проблему (вопрос, задание) в группе (в паре);

– договариваться, согласовывать позиции в группе (в паре), чтобы делать что-то сообща.

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания, основа развития ключевых компетенций учащихся.

Формирование навыков грамотного письма у школьников - одна из самых трудных задач, которую приходится решать учителю. Но именно эта задача обозначается как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.

Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе

-зрительного;

-предупредительного;

-выборочного диктантов;

-при орфографическом выделении орфограмм;

- в ходе звукобуквенного анализа;

-при разборе слов по составу.

Применяются вместо развернутого комментирования (или наряду с ним) письменное комментирование: подчеркивание орфограмм, выделение орфограммы простым карандашом (зеленой пастой).

При подчеркивании орфограммы ученик фиксирует свое умение обнаружить ее, при графическом обозначении орфограммы - определить ее тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство ее правописания, способ проверки.

Вспыхнул первый луч.. со…нца. Ноч…ная тьма укрылась в густой л…стве д…рев…ев. Пр…снулись малиновки

Упр. «Толковый словарь».   Показывается учащимся любой предмет: ручка или монета и т.п. Самостоятельно ученики записывают лексическое значение данного слова. Затем зачитываются определения учащихся, определение из словаря. Одновременно вырабатываются орфографические, пунктуационные, речевые навыки учащихся. Словари должны быть непременным атрибутом каждого урока. Использование орфографических словарей при анализе диктанта, толковых - при изучении лексики, словарей-справочников - при выполнении определённых письменных работ.

Логические задания на уроках русского языка

Закончи буквенный ряд .

Щ Ц  Т П  Л ?

2. Слово по закомерности.

Гриб ( бирка ) актив

Мрак ( . . . . . ) атом

3. Подбери слово

Обы ( чай ) ка

Ме (…….) олад

Логический тест на выделение существенного:

Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

Учебный предмет  “Математика” предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии, а так же формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости, практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.

Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся и основным средством её формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются - интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.

Закономерности в числах, различные формы работы над задачей: 

1. Работа над решенной задачей. 

2. Решение задач различными способами.

 3. Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу. 

4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку"). 

5. Самостоятельное составление задач учащимися. 

6. Решение задач с недостающими данными. 

7. Изменение вопроса задачи. 

8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение. 

9. Объяснение готового решения задачи. 

10. Использование приема сравнения задач и их решений. 

11. Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного. 

12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием. 

13. Закончить решение задачи.

 14. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче). 

15. Составление аналогичной задачи с измененными данными. 

16. Решение обратных задач.

Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников,

позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Учебный предмет  “Литературное чтение” 

предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, умение подобрать произведение на заданную тему умение оценить работу товарища;

умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.

В современных условиях в школе появляется возможность выйти за пределы окружающего социума, это участие в различных проектах, которые позволяют заниматься учебно-познавательной, исследовательской, творческой или игровой деятельностью, организованной на основе компьютерных технологий .

Проектная деятельность учащихся по предметам, участие в школьных научно-практических конференциях. Внеклассные мероприятия, направленные на развитие функциональной грамотности.

 Учитель является организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником.

Его профессиональные умения направляются не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями, устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокого уровня мастерства.

Современные методы и формы работы оказывают педагогам практическую помощь в решении профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

В статье описан опыт по осуществлению гендерного подхода в условиях обучения детей начальной школы в смешанных классах....

Банк заданий, направленный на формирование и оценивание функциональной грамотности школьников.

Банк заданий, направленный на формирование и оценивание функциональной грамотности школьников....

Для чего надо учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников?

В статье кратко  раскрывается понятие " функциональная грамотность", как базовые навыки жизни в обществе, которые будут востребованы, чем  бы человек не занимался в обществе....

Показатели качества образования

Файл содержит статью и презентацию для выступления на конференции...

Функциональная грамотность как средство повышения качества образования

Функциональная грамотность – одно из средств повышения качества образования.Функциональная грамотность показывает, насколько человек может использовать полученные знания, умения и навыки в реаль...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по развитию функциональной грамотности при получении начального общего образования «Читаем, считаем, наблюдаем»

Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) определяет актуальность понятия «функциональная грамотность»,...