Главные вкладки

    Показатели качества образования
    методическая разработка

    Скобочкина Оксана Викторовна

    Файл содержит статью и презентацию для выступления на конференции

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon konf_2013-20210220t143206z-001.zip892.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

    Скобочкина О.В. , учитель МАОУ СОШ № 5,  высшая квалификационная категория

    Перед самой школой стоит вполне конкретная задача: обеспечить соответствие качества услуг как государственным нормам и стандартам, так и запросам потребителя. Выполнение этой задачи становится для образовательного учреждения жизненно важным условием.

    Все чаще употребляемое понятие «конкурентоспособность» подразумевает такое качество работы школы, которое выделяет ее из среды других образовательных учреждений и делает инвестиционно привлекательной для потребителей образовательных услуг.

    На рубеже 90-х частные школы открывались не только для обучения по альтернативным программам (наряду с государственными), но и как школы с качественно новыми условиями образовательной деятельности. Высококвалифицированный педагогический состав, дополнительное образование, режим работы, материальные и бытовые условия, психологический комфорт — все это выгодно отличало зарождавшуюся альтернативную форму школьного образования.
    И именно эти аспекты были положены в основу первых регулярных рейтинговых исследований, которые проводились журналами «Карьера» и «Куда пойти учиться».

    Показателями качества работы образовательного учреждения по версии Ассоциации негосударственных образовательных организаций России АсНООР являются:

    1. Результаты обучения: баллы ЕГЭ; медалисты; участие в профильных олимпиадах.

    2. Материально-техническое обеспечение учебного процесса: управление образовательной средой; библиотечное и информационное обслуживание; управление информационными ресурсами.

    3. Деятельность по разработке, внедрению и улучшению системы менеджмента качества (СМК) ОУ: внедрение процессного подхода; планирование и построение организационной структуры СМК, распределение ответственности и полномочий; построение, поддержание и развитие системы измерений и мониторинга процессов ОУ; планирование процессов ОУ; внутренние и внешние аудиты (проверки, экспертиза) и самооценка ОУ и его структурных подразделений.

    4. Менеджмент персонала: механизмы определения квалификационных требований к персоналу, его подготовке и повышению квалификации; механизмы мотивации, вовлечения и поощрения персонала по улучшению качества функционирования ОУ; обеспечение обратной связи и диалога между персоналом, родителями, учащимися и руководством ОУ; повышение квалификации педагогических кадров.

    Однако, опытки определить качество образования через измерения результатов учебы и воспитательной работы не принесли ожидаемых результатов. Социализация ребенка как во время учебы, так и после нее слабо связана с этими показателями: примером можно считать разбогатевших и вполне удовлетворенных жизнью «троечников» и неустроенность «отличников». Что же востребовано в современном обществе, что будет являться гарантией востребованности выпускников и, как следствие, достижением  высокого уровня жизни?

    Что же является  показателем качественной работы образовательной системы?

    В новом Законе об образовании (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации")  под качеством образования понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы( ст.2 ФЗ-273).

    Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, согласует требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.  

    Исходя из подхода к пониманию качества образования, можно выделить следующие блоки показателей качества.

    1. Качество преподавательского состава. Мотивация преподавательского состава.
    2.  Состояние материально-технической базы учебного заведения.
    3. Качество учебных программ.
    4. Качество учащихся.
    5. Качество инфраструктуры.
    6. Качество знаний.
    7. Инновационная активность руководства.
    8. Востребованность и конкурентоспособность  выпускников.
    9. Достижения выпускников.

    Проблема в том, что большинство описанных показателей не могут иметь количественной характеристики. Однако, для снижения субъективизма при оценке качества образования очевидна важность использования тех показателей, которые допускают трансформацию в количественные критерии и нормы. Значит ли это, что количественные показатели должны занимать приоритетное место при оценке качества образования? Ответ на этот вопрос не однозначный. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что неосторожное введение количественных критериев и чрезмерное увлечение ими могут привести к неверным представлениям о наличии или отсутствии качества и к ошибочным управленческим решениям.

     Итогом качественного образования, на мой взгляд, являются такие способности (свойства) личности, как: самоорганизация, в том числе и нравственная; деятельность по преобразованию самого себя; самоидентификация. В конечном счете, качественно образованная личность должна быть конкурентоспособной, успешной и востребованной на рынке труда. Она должна уметь легко и свободно адаптироваться в быстро изменяющихся социально–экономических условиях, эффективно используя полученное образование.

    Тем более, что научно-технический прогресс приводит к появлению новых средств и предметов труда, новых производственных и информационных технологий. Поэтому требуется непрерывное образование с целью получения новых знаний и их применения в профессиональной деятельности, а значит, у выпускника должно быть сформировано стремление обновлять свои знания постоянно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Совершенствование качества образования посредством механизма школьной системы оценки качества образования

    «Совершенствование     качества образования      посредством механизмашкольной системы оценки качества образования  (ШСОКО)» ( выступление ...

    Социальная компетентность младших школьников – показатель качества воспитания во внеурочное время

    Воспитательная работа с младшими школьниками во внеурочное время....

    Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обучения. Как добиться высокого показателя в начальной школе

    Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обуче...

    ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

    В статье описан опыт по осуществлению гендерного подхода в условиях обучения детей начальной школы в смешанных классах....

    Участие общественности в управлении качеством образования, в контроле качества образования.

    В основу стандартов второго поколения положен новый тип взаимоотношений: сегодня не только государство может требовать от ученика необходимого уровня образованности, но и ученик и его родители вправе ...

    «Функциональная грамотность школьников как показатель качества образования»

    Доклад для педсовета  на тему "Функциональная грамотность школьников как показатель качества образования"....