Социальная компетентность младших школьников – показатель качества воспитания во внеурочное время
статья (1 класс) по теме

Воспитательная работа с младшими школьниками во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuzmina2.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кузьмина Любовь Ильинична,

ГБОУ школа №544

с углубленным изучением английского языка

Московского района Санкт-Петербурга

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ    –ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

Педагогами школы успешно реализуется идея разновозрастного обучения, когда организация образовательного процесса осуществляется в разновозрастных учебных группах [3].

Наша школа в 2011 году стала победителем городского конкурса между образовательными учреждениями, внедряющими инновационные образовательные программы. С 2012 года школа  является экспериментальной площадкой районного уровня по теме: «Создание разновозрастных групп учащихся в урочной и внеурочной деятельности как один из эффективных способов повышения качества образования».

Среди предлагаемых ФГОС изменений в организации образовательного процесса в начальной школе особое внимание уделяется решению воспитательных задач и организации внеурочной деятельности учащихся.  Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Структура внеурочной деятельности строится по заданным направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Это позволяет определить основную цель внеурочной деятельности: воспитание здоровой, духовно-нравственной, социально активной, интеллектуально развитой, культурной личности учащихся. Основная задача заключается в сохранении положительного опыта воспитания детей в школе при реализации требований ФГОС. В стандарте выделены следующие формы внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, соревнования и т.д. [1].

Во внеурочное время в школе работают группы продлённого дня (ГПД) и различные формы дополнительного образования. Организатором внеурочной деятельности может выступать классный руководитель, воспитатель ГПД, педагоги дополнительного образования. ГПД призваны обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствовать укреплению их здоровья, обеспечивать высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственно-эстетическое самочувствие детей. Перед ГПД стоит задача воспитания личности ребёнка, обеспечения безопасности его жизни и здоровья через включение в различные виды внеурочной деятельности. Воспитатель ГПД работает в тесном контакте с классным руководителем, педагогами дополнительного образования, библиотекарем и медицинским работником.

Преемственность социального опыта общения младших школьников особенно важна для первоклассников в период адаптации к школьному обучению. В школе создаются  разновозрастные группы продлённого дня. Первокласснику нужна поддержка, социальный опыт общения и взаимодействия  младших  школьников, уже посещавших ГПД. В группе продлённого дня он приобретает необходимые социальные и коммуникативные навыки, учится преодолевать трудности.     Первоклассник  должен  быть  готов принимать такие социальные роли, как «ученик» и «учитель». Социальная готовность к школе означает готовность ребёнка вступать в отношения с другими людьми – со сверстниками и  взрослыми (педагогами). Школьные психологи обычно проводят диагностику адаптации первоклассников через два-три месяца после начала обучения. Если ребенок успешно прошел период адаптации, он способен усваивать ту школьную программу, которая ему предлагается и может адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, представленная в программе начального общего образования образовательного учреждения, должна включать различные виды деятельности детей, посещающих ГПД. Данное направление является основным в планировании работы воспитателя  ГПД и учитывает здоровое питание детей, создание условий для оптимальных двигательных режимов, соблюдение режима дня, профилактику негативных факторов, влияющих на здоровье детей, совместную деятельность с медицинским персоналом по формированию знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья воспитанников.

Формирование познавательных универсальных учебных действий – еще одно направление деятельности ГПД, задача которой выявлять и развивать способности воспитанников, используя возможности учреждений дополнительного образования, организуя интеллектуальные и творческие соревнования[2]. В нашей школе практически все школьники групп продлённого дня  посещают занятия: хор младших школьников,  хоровой кружок, шахматы, ритмика, спортивная гимнастика. Совместное посещение группой всех форм дополнительного образования способствует формированию разновозрастного коллектива.

Процесс воспитания реализуется в деятельности, раскрывающей внутренние возможности ребёнка. Именно в деятельности, вступая во взаимодействие с другими людьми, ребёнок развивает и совершенствует свои навыки и умения, формирует привычки, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений. В центре внимания педагога, работающего с младшими школьниками, находится система отношений. Участвуя в совместной со сверстниками  и взрослыми деятельности, ребёнок отражает в своём сознании полученную информацию, постепенно присваивая её, и таким образом происходит его развитие.

Социальная  компетентность в современном обществе означает способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности. Она предполагает освоение вариантов взаимодействия с окружающими, способов достижения целей и понимание сути происходящего, предвидение последствий собственных действий[2].

В 2012-2013 учебном году на базе школы № 544 был организован городской оздоровительный лагерь (ГОЛ). В лагере было два отряда из младших школьников  разного возраста. Кроме воспитателей отрядов, с детьми работали педагоги дополнительного образования Дворца детского (юношеского) творчества (ДД(Ю)Т) и Центра детского (юношеского)  технического творчества (ЦД(Ю)ТТ).  Педагоги  ДД(Ю)Т проводили занятия по ИЗО, лепке, ритмической хореографии,  хора, районную экологическую игру «Путешествие в страну экологии». В ЦД(Ю)ТТ  воспитанники отрядов участвовали в играх по станциям, ориентировании в школьных дворах. Оба отряда с воспитателями посещали бассейн, спортивные секции, кукольный театр Сказки, пешеходные экскурсии по архитектурным достопримечательностям района. В лагере осуществлялась проектная деятельность (конкурс стенгазет отрядов, тематические конкурсы рисунков, моделей из конструкторов, викторина «Путешествие в сказку»).

Совместная игровая, познавательная и спортивно- оздоровительная деятельность младших школьников разного возраста в лагере – это получение позитивного социального опыта общения, взаимодействия и развития. Это способствовало созданию позитивного психологического микроклимата в отношениях между школьниками, воспитателями, педагогами дополнительного образования и родителями. При разнообразии форм и методов организации деятельности младших школьников во внеурочное время в разновозрастных группах, педагог способствует развитию у них важнейших социальных компетенций [3]. Младшие школьники, посещавшие  во время учебного года  ГПД и отдохнувшие в ГОЛ, расширили свой социальный опыт и повысили уровень социальных компетенций.

Литература.

  1. Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в начальной школе: модели и методы: методическое пособие / Т.П. Артюхова, Е.Н. Барышников, Н.А. Жукова, Е.Н. Шавринова. - СПб.: СПб АППО, 2011. – 108с.
  2. Организация воспитания младших школьников: Метод. пособие для учителя / В.И. Максакова. М.: Просвещение,2003, - 254 с.
  3. Создание разновозрастных групп учащихся в урочной и внеурочной деятельности как один из эффективных способов повышения качества образования: Сборник статей и научно-методических материалов / Под научн. ред. А.О. Кравцова. – СПб.: НОУ «Экспресс», 2012. -155с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.»А.С.Макаренко...

Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках и во внеурочное время.

Статья учителя начальных классов Громовой Г.Н. по организации духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках и во внеурочное время....

Развитие социальной компетентности младшего школьника

Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Основная идея:...

«Экологическое воспитание младших школьников на уроках и во внеурочное время»

В школе проходил семинар на тему: "Экологическое воспитание младших школьников на уроках и во вреурочное время"Сухомлинский гoвoрил «К тому, кто был глух к природе с детства, кто не по...