«Экологическое воспитание младших школьников на уроках и во внеурочное время»
статья по окружающему миру (4 класс)

Асманова Ольга Дмитриевна

В школе проходил семинар на тему: "Экологическое воспитание младших школьников на уроках и во вреурочное время"

Сухомлинский гoвoрил «К тому, кто был глух к природе с детства, кто не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом  достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть,  и простая человечность».

  В настоящее время экологические проблемы имеют глобальный характер и несут угрозу всему человечеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текст22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар «Экологическое воспитание младших школьников на уроках и во внеурочное время»

Прoблема взаимосвязи челoвека с природой не нoва, oна имела местo всегда. В настоящее время, экoлoгическая проблема взаимoдействия челoвека и прирoды, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету мoжет спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы.

  Сухомлинский гoвoрил «К тому, кто был глух к природе с детства, кто не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом  достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть,  и простая человечность».

  В настоящее время экологические проблемы имеют глобальный характер и несут угрозу всему человечеству. В 1866 году немецкий биолог - эволюционист  Эрнст Геккель ввёл в науку слово «экология». И навряд ли он, предполагая, что лет через 100 оно станет популярным в массовом сознании. «Экология» - наука, изучающая системы живых организмов, их отношения с окружающей средой и  зависимости между различными формами жизни.

Но в сознании большинства людей слово «экология» связано с понятием «защита», «сохранение».

  За последние десятилетия  интенсивное развитие экологического образования становится актуальной задачей всех цивилизованных стран.

  Реализация непрерывности экологического образования, разработка многовариантных моделей, повышение экологической  подготовки педагогов - важнейшие научно - педагогические проблемы сегодняшнего дня.

  Исходя из этого, главную роль  в решении этих проблем играет социальная система экологического образования. Вместе с социально - гуманитарным, экологическое образование в современных условиях призвано способствовать  формированию у людей нового  экологического сознания.

  Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания. Общеобразовательная школа призвана заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде – экологическим. Эффективность экологического образования и воспитания может быть достигнута комплексным, системным подходом – экологизацией всего учебно-воспитательного процесса в школе.

  Экологическое воспитание охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимые для охраны окружающей природной среды. Формирование ответственного отношения к природе рассматривает, как результат экологического воспитания.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Цель программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

  • становление человека гармоничного через радость развития, познания, творчества, совершенствования для постижения все более высоких уровней красоты, гармонии, любви;
  • формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое проявляется в трех аспектах:

1. ответственность за сохранение естественного природного окружения;

2. ответственность за свое здоровье и здоровье других людей как личную и общественную ценность;

3.  развитие и гармонизация личности, как экологически оптимальный путь сохранения духовного и физического здоровья общества.

Успех экологического воспитания и образования зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания.

В рамках недели экологии  в каждом классе начальной школы прошли экологические уроки, на которых учащиеся узнали, как экономить электроэнергию, воду, как беречь воздух, природу.

-Помимо традиционных форм экологического образования и воспитания младших школьников, в настоящее время используются такие инновационные формы, как природоохранительные акции и экологические проекты, интернет-проекты.

-Учащиеся нашей школы участвовали в интерактивных уроках, подготовленных ЭКА Зеленое движение России.  Движение ЭКА - межрегиональная экологическая общественная организация, которая действует с 2010 года. Миссия ЭКА - вовлечь как можно больше людей в снижение экологического следа и бережное отношение к природе. Среди направлений работы ЭКА — реализация масштабных программ и проектов по экологическому просвещению детей, молодежи и взрослых (всероссийские экологические уроки на различные темы, программа «Зеленые вузы России»)

Мы приняли участие  в   интерактивных уроках:  «Чистый город начинается с тебя»,  «Как жить экологично в мегаполисе»,  «Наш дом. Ничего лишнего»  

 в экологическом уроке о байкальской нерпе в рамках проекта Фонда «Озеро Байкал» (все классы)  

-В работе по формированию знаний воспитанников о правилах поведения в природе широко используется метод творческих заданий.

 Учащиеся 4а класса получили задания - написать мини-сочинение «Письмо животным» (для животных Керженского заповедника).

- Учащиеся 3б класса выпустили книжки-памятки «Наш дом. Ничего лишнего »

-Учащиеся 4в класса готовили плакаты «Раздельный сбор мусора»

3 декабря в школе для 3-4 классов прошел экологический урок «Керженский заповедник».

Урок провела Паутова Татьяна Валерьевна, специалист отдела экологического просвещения ГПЗ «Керженский».  В конце урока  была проведена викторина. Дети с удовольствием отвечали на вопросы Татьяны Валерьевны, показав хороший результат.

-При выборе форм и методов воспитательной работы нужно помнить, что большое место в младшем школьном возрасте продолжает занимать игра. Игра как феномен культуры обучает, развивает, социализирует, развлекает, является уникальным средством формирования духовных потребностей и раскрытия творческого потенциала личности ребенка, ученика. Она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность; позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие.

Учителя нашей школы  приняли участие в интернет –  конкурсе "Сохраним природу" от корпорации «Российский учебник» и всероссийского просветительского портала «Экокласс.РФ» в номинации «Лучшая игра «Сохраним природу» для учащихся начальной школы».

 Учителями был представлен сценарий внеклассного мероприятия «Сохраним природу» и размещен на Ютубе  видеоурок в 4в классе.

В нашей школе  прошла  социально-экологическая  акция  «В  этом доме я живу!» Мы выпустили листовки для родителей и учащихся школы. Мы собирали макулатуру, использованные батарейки, пластиковые крышки.

В каждом классе были созданы экраны соревнований.

Итоги акции

-Сдано на переработку  45 кг использованных батареек;   6 кг пластиковых крышек; 600 кг макулатуры.

-Развить исследовательские навыки, умения, принятие экологически целесообразных решений (проблемный подход в процессе обучения-воспитания) - помогает использование метода проектов.

Используется в работе метод экологических проектов для младших школьников, цель которых – получение информации на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности детей в природе и с её объектами.  Проекты инициируют размышления, побуждают к действиям, в которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей среде. Они нацеливают на межпредметность, самостоятельность, осмысление действий.

Традиционно были   реализованы   проекты «Овощи, фрукты», «Синичкин дом», «Сохраним ель – красавицу лесов»», «Экологическая сказка».

-Приобщение младших школьников к исследовательской деятельности нацелено, прежде всего, не на результат, а на воспитательный процесс. Главное – заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.

Экологическая сценка «Встреча в лесу» 3б класс

Экологическая  агидбригада 1б класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках и во внеурочное время.

Статья учителя начальных классов Громовой Г.Н. по организации духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках и во внеурочное время....

Педагогический проект "Экологическое воспитание младших школьников на уроках русского языка и математики"

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, но он необходим, так как будущее планеты зависит от того, насколько глубоко у детей будут воспитаны нравственные...

Экологическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка

Особенности организации учебного процесса младших школьников дают педагогу возможность так спланировать учебно- воспитательный процесс, чтобы как можно больше школьных предметов приобрели экологическу...

Экологическое воспитание младших школьников на уроках английского языка

Возможность подробного обсуждения  вопросов экологии, конечно появляется в средней и старшей школе. Но и на уроках в младших классах можно включать в урок элементы экологического воспитания....

Экологическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

Как актуальна сейчас вообще проблема любви к природе и воспитания её в подрастающем поколении, так и актуален вопрос о воспитании любви к живой природе у младших школьников на уроках литературного чте...