«Экологическое воспитание младших школьников на уроках различного цикла и во внеклассной работе».
статья по теме

Лопатина Екатерина Николаевна

Статья об экологическом воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологическое воспитание младших школьников на уроках различного цикла и во внеклассной работе».

              Экологическая обстановка  в стране, а также в нашем крае, к сожалению, остается напряженной. На глазах меняется облик родного города. Грязь и мусор на каждой улице. Загрязненный воздух и вода. Редеют  и гибнут леса вокруг города. В этой обстановке возрастает значимость экологического воспитания каждого члена общества, в том числе и младших школьников. Важно уже в этом возрасте вызвать у детей интерес к природе, формировать положительное отношение к окружающему миру, учить вести себя в природе и среди людей.

       Программный материал по большинству предметов начальной школы не предусматривает тем направленных на экологическое воспитание школьников, поэтому моя методическая идея заключается в том, чтобы ввести данное направление на уроках различного цикла и во внеклассную работу.

             Источником идеи для меня стала книга «Технология формирования экологической культуры школьников». Авторы: Панфилова Людмила Владимировна, Игошин Геннадий Петрович, Врубель Евгения Михайловна.

          Авторы предлагают внедрять экологическое образование и воспитание на уроках  различного цикла в старших классах. Я думаю, что, так как начальные классы являются первоначальным звеном в учебно-воспитательном процессе, то именно они играют исключительно важную роль в системе экологического образования и воспитания.

А решение проблемы экологического воспитания будет возможно на основе преемственности,  непрерывности и последовательности в работе всех звеньев школы.

                    К реализации своей идеи я приступила в 2007 году, когда набрала 1 класс и собираюсь над ней работать до конца 4 класса. Для себя я определила основные задачи, которые следует решать:

  • усвоение детьми естественнонаучных знаний о природе, о взаимодействии человека и природы;
  • формирование ценностного отношения к природе;
  • формирование потребности общения с природой, проявление заботы о ее состоянии в настоящем и будущем.

     Стоит сразу отметить, что каждый предмет вносит свой вклад в реализацию этих задач. На уроках «Окружающего мира» детям даются основные знания о мире людей и мире природы. Это очень важно, так как эти элементарные знания обеспечивают познавательные потребности детей. На этих уроках я стараюсь пробуждать у детей интерес к объектам природы, требующим внимания и заботы, стараюсь вызвать сочувствие и сопереживание ко всему живому, а также развиваю эстетические чувства. Ребенок должен осознать свое важное и значимое место в окружающем мире.

           Так в 1 классе изучая тему «Растения», мы затронули вопрос о пользе растений. Говорили о красоте и свежем воздухе о бумаге и древесине. Дополнительно дети собрали интересный материал о лекарственных растениях, используя который мы сделали научно- практическую работу под названием «Зеленая аптека», и выяснили, что и в современном мире есть место траволечению, растения  играли и играют важную роль в жизни человека. В ходе этой работы дети искали изображения различных растений, сами нарисовали некоторые из них, сделали подборку загадок, выпустили информационные листовки. Свой  проект мы защищали на I городском конкурсе «Первые шаги в науку». Эта работа побудила в ребятах познавательный интерес. Они стали более творчески подходить к выполнению домашнего задания. Стали самостоятельно искать дополнительный материал по различным темам и делиться своими знаниями с одноклассниками. И конечно, стали более внимательно и бережно относиться к окружающим нас растениям.

              Во 2 классе на уроках окружающего мира детей заинтересовал вопрос: как летают птицы и почему люди не летают также. По этой теме мы тоже сделали интересный проект, который представили в рамках школьного «Карнавала знаний». Изучая строение тела птицы и условия их жизни, дети сделали вывод и о том, что птицы - уникальные создания природы. Это вызвало у детей стремление помочь им пережить зимний холод и голод. Мы провели исследовательскую работу и узнали, какие кормушки являются для птиц самыми удобными, какой корм предпочитают разные виды зимующих птиц. Вместе с родителями  дети сделали кормушки и подкармливают птиц.

              Результатом изучения материала о Красной книге стало издание буклета о редких растениях и животных Самарской области, и проведение информационной минутки в начальной школе. Ребята выбрали интересный материал из периодической печати, книг, воспользовались ресурсами Интернета. Дети узнали, что даже те растения и насекомые, которых они видели в лесу, зачастую являются редкими и охраняемыми государством.

              На уроках математики я стараюсь дать учащимся информацию для размышления с помощью текстов задач. Так дети, решая задачи, знакомятся с новыми объектами живой и неживой природы.

 Например: В одном озере 13 гейзеров, а в другом – 25.

                    На сколько больше горячих источников во втором озере?

                    Самый маленький на свете зверек землеройка-малютка весит

                    2 грамма. Какова масса трех землероек?

Такие задачи не только учат математике, но и пробуждают познавательный интерес к природе.

             Очень интересную работу можно провести на уроках русского языка и литературного чтения. Богатый материал для экологического воспитания содержат тексты учебников, просто следует чаще обращать внимание детей на красивое описание природы или какой-то интересный факт из жизни животных описанный в рассказе или упражнении. Подбирая тексты для диктантов и изложений, часто обращаю внимание не только на орфограммы, но и на содержание текста и представляю, какие чувства он вызовет у детей. На уроках литературного чтения пытаемся выполнять творческие работы: сочинять сказки о природе и родном крае, стихи, описывать различные  природные явления и объекты природы, выражая свое отношение к увиденному. Проводим конкурсы творческих работ. Результат: работы становятся с каждым разом все интереснее и разнообразнее.

             Богатейшие возможности для экологического воспитания и образования дают экскурсии и прогулки в природу. В своих учениках я пытаюсь воспитывать бережное отношение ко всему живому, развивать нравственно-эстетические чувства. При этом необходимо отметить, что хотя  младшие школьники и отличаются эмоциональной восприимчивостью, они, как правило, самостоятельно не могут открыть для себя красоту природы, заметить ее неповторимые краски, формы, звуки. Поэтому на прогулках в природу я стараюсь обращать их внимание на красоту опавших листьев, на пушистые шапки на соснах и елях. Постоянно стараюсь открывать перед детьми мир природы, учу их внимательно вглядываться в него, находить удивительное и прекрасное вокруг.

              В младшем школьном возрасте преобладает познавательное отношение к природе, но и практическая деятельность тоже имеет большое значение. На уроках изобразительного искусства и художественного  труда ребята создают поделки из природных материалов. Учатся видеть красоту и переносить ее на бумагу. В то же время мы работаем и с бросовыми материалами. Дети создают свои поделки из того, что могло бы стать мусором и  загрязнять окружающую среду. Есть у нас дипломы  за участие в Самарском региональном конкурсе детских творческих работ на экологическую тематику (2008г.), дипломы за участие в городском конкурсе на лучшую елочную игрушку (2009 г.) Игрушки мы тоже делали, используя бросовый материал.  В школе мы организовали свою выставку рисунков «Зеленая планета». Один из рисунков в дальнейшем был награжден дипломом  за 1 место в региональном этапе Всероссийского детского экологического конкурса «Зеленая планета – 2010». Участвовали мы и в городском конкурсе рисунков на экологическую тему «Их беда – наша вина». Дети в своих рисунках попытались выразить свое отношение к бездомным, брошенным животным. Сочувствие к животным ребята выразили  в участии в городской благотворительной акции «Мокрый нос, пушистый хвост», которую организовал Тольяттинский краеведческий музей в феврале 2010 года. Они собрали корма и средства  для приюта бездомных животных.              

          Во внеклассной работе тоже есть место для экологического воспитания. Проведение праздников (например, «Праздник осени», «Праздник весеннего равноденствия»), игр, викторин, инсценировка экологических сказок («Про золотую рыбку», «Приключения Красной шапочки», «Необыкновенные приключения Маши и Вити») оставляет у детей радостное чувство познания природы и заставляет глубже понимать необходимость бережного отношения к природе.

            В своей работе я стараюсь использовать и современные информационные технологии. В 2008-2009 учебном году мы всем классом участвовали в городском дистанционном образовательном проекте «Экоград». Хочу, чтобы у детей формировалась активная жизненная позиция по вопросам охраны окружающей среды, и чтобы они более деятельно изучали проблемы родного города. 

       Залог эффективности экологического воспитания,  на мой взгляд, заключается и в тесном взаимодействии  двух образовательных систем – основного и дополнительного образования. На базе класса  совместно с ГЦИРом я организовала работу кружка «Естествознание в опытах и экспериментах», где ребята проводят исследовательскую работу на интересующие их темы, которые непосредственно связаны и с экологией родного края, с экологией человека. (Например, о влиянии сотовой связи на организм человека, о здоровом питании, об исчезающих животных и растениях Самарской области.)

                         В заключении хочется отметить, что систематическая работа по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста, обязательно реализует свои задачи. В сознании ребенка закрепятся знания и понимание природных явлений, устройства мира и своего места в нем. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе и будет правильно оценивать свое влияние на природу.

                                            Литература.

1. Технология формирования экологической культуры учащихся: учеб.-метод. пособие / Л. В. Панфилова, Г. П. Игошин, Е. М. Врубель. - Самара: ГОУ СИПКРО, 2005.

2. Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1-4 классы.-2-е изд-е. – М.: 5 за знания, 2009.

3. Мельник, Э. Л. Интегрированные уроки при изучении природы / Э. Л. Мельник, Л. А. Исаева // Начальная школа. — 1998. — № 5.

4. Что нужно знать школьнику об экологии: Руководство для работников детских и школьных библиотек и педагогов дополнительного образования / Е.Бычкова, А.Крюкова. – М.: Чистые пруды, 2009 (Библиотечка «Первого сентября», Серия ЭБиблиотека в школе» вып.28).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Экологическое воспитание младших школьников на уроках русского языка и математики"

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, но он необходим, так как будущее планеты зависит от того, насколько глубоко у детей будут воспитаны нравственные...

Экологическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка

Особенности организации учебного процесса младших школьников дают педагогу возможность так спланировать учебно- воспитательный процесс, чтобы как можно больше школьных предметов приобрели экологическу...

Экологическое воспитание младших школьников на уроках английского языка

Возможность подробного обсуждения  вопросов экологии, конечно появляется в средней и старшей школе. Но и на уроках в младших классах можно включать в урок элементы экологического воспитания....

Экологическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

Как актуальна сейчас вообще проблема любви к природе и воспитания её в подрастающем поколении, так и актуален вопрос о воспитании любви к живой природе у младших школьников на уроках литературного чте...

«Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира»

Проблема экологического воспитания не теряет своей актуальности в любой период, так как именно от уровня отношений человека к природе, от его знаний, готовности к экологической деятельности и от его п...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....

Экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира в начальной школе

Несмотря на то, что экология как наука появилась почти 2 века назад, интересовались ею только учёные, и долгое время экологическому воспитанию не уделялось должного внимание, и люди не задумывались о ...