Мастер класс по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Изготовление фликера
методическая разработка (1 класс)

Карташова Ирина Петровна

 Ученики   изготовят фликер 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izgotovlenie_flikera.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс  

по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Изготовление  фликера

                 

Все мы живѐм в век скоростей. Безопасность пешеходов на улице и дорогах зависит от знания и соблюдения ими правил дорожного движения, от их дисциплинированности, а также от умения спрогнозировать и правильно оценить ситуацию. Поэтому, очень важно довести до сознания детей то, к чему может привести нарушение правил дорожного движения и вместе с тем, сформировать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.  ПДД – это область нашей действительности, которая не терпит вариативности. Я попытаюсь создать педагогическую модель обучения дошкольников безопасному поведению на улицах, вывести алгоритм обучения. По мнению учёных - практиков существует 3 уровня усвоения знаний.

  1. уровень – пассивный – передача знаний, умений, навыков. Это делают все педагоги, обучая ПДД.
  2. уровень – полуактивный.
  3. уровень – активный, когда у детей сформирована компетентность в данной предметной области. В своей работе по воспитанию у детей навыка безопасного поведения на улице я стремлюсь именно к этому: формированию компетентности.

         Компетентность – готовность к социальному взаимодействию         – способность соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающими общую задачу (перейти дорогу во время проведения экскурсии, выйти из автобуса вместе с друзьями при поездке в театр). Одним словом, компетентность – это умения выявлять и применять объективные законы в конкретных ситуациях.                                    

         Система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма осуществляется по направлениям: работа с детьми, с родителями, с педагогами, а также взаимодействие с другими организациями.

Целью моей работы является формирование у детей навыков безопасного поведения на улице. Задачи, которые я ставлю перед собой в течении предстоящего учебного года: подготовить детей к безопасному         участию         в         дорожном         движении.         Сформировать         у         них соответствующие дошкольного возраста знания, умения и навыки, научить своевременно и правильно реагировать на любую дорожную ситуацию, самостоятельно принимать нужные решения. С детьми проводятся игры, занятия, развлечения, викторины, экскурсии, используется аудио и видеотека.

         Интересной находкой в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, я считаю использование технологии ОТСМ-ТРИЗ. Все знают, что необходим переход от репродуктивной к продуктивной деятельности участников образования. Любая норма, по мнению психологов, должна быть осознана и принята личностью, а в данном случае, это норма, которая касается безопасности ребёнка. Только тогда она станет действительным регулятором поведения. Любому человеку, а тем более, ребёнку проще усвоить то, что он пропустил через себя, то, что ему понятно и интересно. Именно поэтому, мы считаем использование ОТСМ-ТРИЗ одним из эффективных и результативных приёмов при обучении детей правилам дорожного движения. Они учат детей прогнозировать появление новых задач и быть готовыми к их решению, анализировать нестандартные ситуации на дороге, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, приобретать умения безопасного взаимодействия с окружающей средой.  

         ТРИЗовские игры заставляют ребёнка думать, делать выводы и умозаключения.  Работа над любым творческим заданием переводит знания, умения и навыки на уровень компетентности. Существует много игр по ПДД. Использовать эти игры можно со 2 младшей группы, что я и сделала, создав картотеку игр на все возраста.  Развитие одной игры можно проследить от младшей до подготовительной группы. Они усложняются от возраста к возрасту. Например, игра «Ты – мой кусочек» на формирование основ системного мышления детей. Ведущий называет образ, а играющие – его части. Например, «Я  – машина, а ты – мой кусочек».  И если в младшем возрасте дети называют самое элементарное (колѐса, кабина, фары), то в старшем они называют (коробка передач, свечи, карбюратор).    

         Одно из самых любимых пособий наших детей – это волшебные круги. Метод – «Круги Луллия». Это приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Количество кругов в младшей группе – 2, в старшей, подготовительной – 3. Свободное вращение частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определѐнные сектора.  Картинки на секторах могут меняться.                                                                                                              

Невозможно не сказать об эмпатии, как приёму, позволяющему ребѐнку встать на место каждого участника дорожного движения. Оказаться на месте водителя, пешехода, инспектора ГАИ, пассажира и с их позиции оценить возникшую ситуацию. А потом сыграть в игру «Хорошо-плохо», в результате которой выясняется, что для тебя, как для пешехода, кажется хорошим, с точки зрения водителя оказывается плохим и появляется противоречие, которое необходимо решить совместными усилиями. Это позволяет не только запомнить и осознать алгоритм поведения, но и действовать в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно. Эти творческие задания очень удобны в использовании. В них можно играть везде: дома, на улице, в транспорте, по дороге в детский сад. Игры не требуют строгого соблюдения правил игры, их можно придумать великое множество.

Используя методы ТРИЗ технологии, воспитатель может придумывать массу вариантов различных игр. В итоге хочется отметить, что у детей формируется субъектная позиция в данной области знаний, они испытывают радость успеха при решении проблем, создаётся внутренняя мотивация к освоению нового. Исчезает страх перед дорожными проблемными ситуациями, снижается фактор тревожности ребёнка, а значит, ребенку будет обеспечена безопасность на дорогах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения

   Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий я...

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»

Данная программа составлена для учащихся специальной (коррекционной) школы. Включает комплекс профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения. Состоит из тематического планирования вос...

Сценарий мастер-класса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на боль...

Методическая разработка по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма Классный час: «Наши друзья - дорожные знаки» (1 класс)

Пояснительная записка. Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма  разработана для 1 класса. Проводиться в форме  классного часа «Наши друзь...

Мастер-класса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Система профилактической работы по предупреждению ДТП ориентирована на определенную цель и комплекс задач по ее достижению. В ее центре находится, прежде всего, конкретный школьник, который должен при...

Мастер-класса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Система профилактической работы по предупреждению ДТП ориентирована на определенную цель и комплекс задач по ее достижению. В ее центре находится, прежде всего, конкретный школьник, который должен при...

Познавательный час для для 4 класса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Уважайте правила движения»

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения и профилактика детского дорожного травматизма среди школьников, способствовать развитию мышления, скорости реакции, познавательной актив...