методическая разработка музейного занятия
методическая разработка

Коблик Наталья Романовна

Музейное занятие

«Исторические источники»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynoe_zanyatie.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Кормиловская средняя общеобразовательная школа»

Кормиловского муниципального района Омской области

Методическая разработка  на муниципальный конкурс:

«Формы и методы работы с одарёнными детьми»

Музейное занятие

 Тема занятия: «Исторические источники»

Автор разработки:

учитель начальных классов

Наталья Романовна Коблик

2018 год

Аннотация

Для того чтобы личность состоялась, нужно, чтобы её жизнь была пронизана многообразными видами деятельности. Так ребёнок приучается создавать материальные духовные ценности, постепенно переходя из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ. Это является стержнем социализации, толчком к   развитию способностей и  одарённости.

Методический замысел и обоснование темы  музейного занятия:

Учебное занятие проводится в школьном историко - краеведческом музее, в котором собраны  экспонаты, являющиеся основой для раскрытия темы и достижения целей познавательного мероприятия.

Тип  музейного  занятия:

–  усвоения новой  информации и первичного закрепления знаний, навыков, умений; создание условий для формирования мотивации младших  школьников к самостоятельному развитию познавательных компетенций.

Формы  музейного занятия:   исследование,  экскурсия.

Цели:

  1. Сформировать у воспитанников представление о видах исторических источников;
  2. Определить назначение  исторических источников для познания прошлого;
  3. Заложить ориентационные основы знаний о способах работы с историческими источниками;
  4. Создать условия для формирования умений работать с историческими источниками;
  5. Уметь делать выводы и прогнозы.

Задачи:

  • образовательные:  создание условий для формирования интереса к изучению истории, краеведения;  развитие интереса к самопознанию; активизация  познавательной активности;
  • воспитательные: воспитание чувства любви к  малой родине, к историческому прошлому;
  • развивающие: развивать интерес к работе с историческими экспонатами; продолжить развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры.

Направленность на планируемые результаты образования:

  • развитие интеллектуальных способностей и умственных операций (умение логически мыслить, доказывать, строить рассуждения, делать выводы, сравнивать, анализировать);
  • способность излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;
  • информационные умения (умения работать с разными источниками информации);
  • понимание причинно-следственных, временных и иных связей, явлений, фактов, их объективной значимости;
  • владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для изучения последующих тем;
  • способность и умение на основе полученных предметных навыков и знаний ориентироваться в мире социальных, интеллектуальных, нравственных ценностей.

Методы и технологии обучения (воспитания):

– описание (словесный);

– объяснение;

– исследовательских и проблемных заданий;

– работы с источниками исторической информации ;

Форма организации деятельности:   - групповая.

Основные виды деятельности и действий:

– учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

– умение  выделять основные этапы в учебном материале в сотрудничестве с педагогом;

– установление причинно-следственных связей;

- описание объекта;

Приёмы деятельности организатора познавательного мероприятия:

– эвристическая беседа;

– образное повествование;

– обобщающая беседа;

- экскурсия;

Оборудование:

Цифровое оборудование, музейные экспонаты

Основные этапы организации учебной деятельности.

Цель этапа

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

(УУД)

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Посещение историко – краеведческого музея школы.

Проверить готовность обучающихся, их настрой на работу. Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня музейное занятие проведу у вас я, Наталья Романовна.

- Скажите, готовы ли вы к работе?

Сейчас посмотрите друг на друга, улыбнитесь, глубоко вдохните, сделайте выдох и настройтесь на работу.

Проверяют свою готовность к занятию. Приветствуют учителя.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

2. Актуализация знаний и мотивация учащихся.

Подготовка воспитанников  к активному и сознательному усвоению знаний.

Ребята, обратите внимание, где мы находимся?  Что нас окружает?  

Назовите то, что вы видите пред собой…..

Интересно, а как учёные узнают о том, или ином событии, которое произошло много лет или веков назад?

Все эти предметы называются – музейные экспонаты. Каждый экспонат – это источник, с помощью которого учёные и мы с вами изучаем прошлое, то есть историю.

Что узнаем на занятии? С чем познакомимся более подробно?

-Мы находимся в школьном музее. Нас окружают разные экспонаты.

-Мы видим различные документы и фото, награды за заслуги, старинные вещи.

-Произвольные ответы детей

-Произвольные ответы детей

Познавательные:  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

Личностные:

контролируют свои действия.

3. Целеполагание.

Определить цель занятия.

Чему мы должны научиться на занятии?  Какова его цель?

-Какую работу мы должны выполнить, чтобы достигнуть цели урока?

- Цель музейного занятия, знакомство   с различными видами исторических источников.  Научимся определять назначение исторических источников для познания прошлого.

- Научиться пользоваться историческими источниками.

-Научиться различать исторические источники.

-Определять назначение источника.

Регулятивные: 

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:  умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

4. Изучение нового материала

-Изучая новый материал, вы открываете для себя что – то новое, незнакомое ранее. Но я точно знаю, что  вы знакомы с некоторыми предметами, слышали о них на других уроках, читали или  смотрели  образовательные передачи.

-У каждого из вас дома есть семейный альбом. Что там находится?

Продолжением нашего занятия послужит ЭКСУКРСИЯ

Приглашаю вас на экскурсию по тематическим разделам музея.

1.Экспозиция:  история школы, с экспозицией представленной фотографиями, документами, исследованиями учащихся;

2. Экспозиция: Великая Отечественная война.  Куда входит 2 экспозиции: «70 лет победе»,  «Ветераны Великой Отечественной войны».

Эта экспозиция занимает значительное место в музее.  Учащимися нашей школы и жителями посёлка собран богатейший материал об участниках ВОВ, так же об участниках военных действий, тружениках тыла. Фотографии. Письма с фронта, награды, документы – золотой фонд  школьного музея.

Почему, каждый новый раздел я называю Экспозицией?

Экспозиция, это -

-На что я  обращала ваше внимание в  течение  всей   экскурсии?

 -Как  мы договорились называть эти предметы?  Почему?

-Все ли  исторические источники одинаковы?    

Практическая работа № 1:

Задание:     примеры источников разложены на столе – воспитанники с помощью преподавателя  определяют вид источника и внимательно  рассматривают его.

1. Письменные.

2.Вещественные .

3.Устные.

4.Кино – фотодокументы

5.Изобразительные

-Здесь не хватает ещё одного вида источника.  

-Кто догадался? Он имеет отношение к современности….

 Да, это «Цифровые» или   «Информационные» источники.

- Используя знания, полученные на бытовом уровне, скажите,

какие преимущества вы видите в  современных  цифровых источниках?  

Практическая работа № 2

-Одно из преимуществ цифрового источника я вам продемонстрирую на уроке.

Посетим страницы  Интернета, и зайдём на  сайты:

  виртуальных музеев России

  школьных музеев России, Омской области, Кормиловского района.

-Какой вывод следует сделать?   Интернет – неисчерпаемый источник знаний,   помощник современного ученика.

Практическая работа № 3

Задание: составить мини – проект с использованием исторического источника.

Воспитанники делятся на группы и  по желанию выбирают экспонат, представленный экспозициями музея.

Учитель озвучивает задачу: описать экспонат, т.е доказать, что это исторический источник.

Составим план описания экспоната.

1.Название предмета

2.Внешний  вид  (из чего сделан, его форма)

3.Использование предмета

4. Можно ли использовать предмет в настоящее время? В качестве чего?

Вывод: Каждый источник по своему интересен, загадочен,  имеет свою историю и  живёт своей жизнью.

-Фотографии, есть даже очень старые.

- Экспозиция — основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных экспонатов.

1.газеты, журналы, сочинения,

2.археологические памятники,

3.передаются из уст в уста, былины, сказания

4.фотографии, кино

5. наскальная живопись, картины.

-произвольные ответы детей.

Коммуникативные: умение  оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь         других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. 

Познавательные:  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

5. Закрепление полученных знаний

Усвоение учащимися полученной информации.

-А сейчас  мы узнаем, кто был на уроке самым внимательным.

-Что мы называем историческими  источниками?

-С какими видами исторических источников мы познакомились?

-Какие преимущества у цифрового источника информации?  

Учитель: показывает предметы, обучающиеся называют вид источника

1. Газеты, журналы, сочинения

2. Артефакты, археологические памятники

3. Передаются из уст в уста, былины, сказания

4. Фотографии, кино

5. Наскальная живопись, рисунки на артефактах

Истори́ческие исто́чники —это документы и предметы.

-Письменные,

фотодокументы, устные, вещественные и др.

-Можно работать в интернете, интересно, быстро.

1.письменные,

2.вещественные,

3.устные,

4.кино – фотодокументы,

5.изобразительные

Регулятивные: 

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

6 Рефлексия.

Подведение итогов занятия

-Наше занятие подходит к своему завершению. Чему мы сегодня научились? Что нового узнали?      

Вы  готовы стать экскурсоводами??    

Предлагаю  каждому  выбрать  и продолжить предложение.

1.  Я понял …
2.  Теперь я могу…      

3.  Я научился…

-произвольные ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру по теме «Мы заняты разным делом»

Место и роль урока в изучаемой теме: это второй урок в теме «Мы заняты разным делом» и четвертая тема в разделе «Современное человечество», но эта тема начата изучаться в первой части учебника «Окружа...

Презентация к методической разработке "Мы заняты разным делом"

Презентация содержит материал для организации урока окружающего мира в 1 классе....

Методическая разработка к занятию кружка УМК " Разговор о правильном питании" по теме " Полезное, разнообразное питание- залог здоровья"

Методическая разработка к занятию кружка УМК "РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ" (I часть) Тема: "Полезное, разнообразное питание- залог здоровья"...

Методическая разработка логопедического занятия "В стране звуков С и Ш" (2 занятия)

представлено 2 конспекта логопедических занятий по дифференциации звуков "с" и "ш"....

Методическая разработка. Психологическое занятие во 2-м классе по теме «Активное и пассивное слушание». Из программы занятий по социально-психологической адаптации учащихся 1-4 классов «Солнышко».

Программа «Солнышко» — это 4-летний курс для детей начальной школы. Занятия данного курса помогают адаптироваться первоклассникам, вновь прибывшим ученикам и детям с повышенной трево...