Формирование самооценки у младших школьников
методическая разработка

Ключникова Любовь Александровна

Актуальность данной темы обусловлена имеющимися противоречиями между сензитивностью ребенка этого возраста к восприятию самого себя, самооцениванию, самоописанию, намерению предстать определенным образом в глазах людей и реальной оценкой его другими; между возрастающей потребностью школьной практики в формировании позитивной самооценки младших школьников и недостаточной разработанностью конкретных путей реализации этого процесса.

Проблема: каковы особенности самооценки у младших школьников?

Объект исследования: процесс формирования самооценки у учащихся начальной школы.

Предмет исследования: методы и приемы, способствующие формированию адекватной самооценки младшего школьника.

Цель: теоретически выявить методы и приемы формирования самооценки младшего школьника и проверить их эффективность на практике.

Гипотеза: подбор приемов и методов, способствующих формированию адекватной самооценки, младшего школьника, прежде зависит от имеющейся самооценки (высокой, адекватной, низкой), но всегда направлены на осознание ребенком своей самооценки и соответствующей коррекции через возможность выбора, поддержку положительных проявлений, рефлексию негативных ситуаций и т.д.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическое обоснование самооценки

2. Выявить факторы формирования самооценки младших школьников.

3. Диагностировать самооценку детей младшего школьного возраста.

4. Подобрать методы и приемы, способствующие формированию самооценки у младших школьников.

5. Проанализировать полученные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo.pptx2.67 МБ
Файл vystuplenie_na_rmo.docx14.46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование самооценки у младших школьников Автор: учитель первой категории Ключникова Л.А. МБОУСОШ п. Зеленоборск . Ноябрь 2019г

Слайд 2

Самооценка -это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик.

Слайд 3

Самооценка Адекватная динамична; изменяется в процессе взросления, изменения каких-либо жизненных обстоятельств; изменяется в зависимости от мнения окружающих, причем в очень короткие сроки. Неадекватная Заниженная: не уверенны в себе; видят только отрицательное; настроены на неуспех; повышена самокритичность. Завышенная: всегда уверены в собственной правоте; в неудачах винят окружающих людей и обстоятельства; не могут извиниться и попросить прощения; берутся за сложные задания, не задумываясь о риске; болезненно реагируют на критику.

Слайд 4

Формирование адекватной самооценки: Как можно чаще называть ребёнка по имени; Хвалить ребёнка в присутствии других детей; Отмечать достижения ребёнка на специально оформленных стендах; Избегать заданий, которые выполняются за определённое фиксированное время; Не подгонять и торопить ребёнка.

Слайд 5

Приемы формирования самооценки у младших школьников.

Слайд 6

Наш девиз : «Всё успею, всё смогу я, всё сумею сделать!»-так мы начинаем каждый урок с 1 класса.

Слайд 9

Мне нужна небольшая помощь! Всё хорошо! Можно двига ться дальше! Стоп! Мне нужна помощь!!!

Слайд 11

Пометки при работе с текстом V

Слайд 12

«Дерево успеха» ЯБЛОКО – все удалось -ЦВЕТОК – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось -ЛИСТОК – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.

Слайд 13

«Лестница успеха» 1-я ступенька – ученик не понял новую тему, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился; 2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки; 4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новую и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

Слайд 16

Пометки при работе с текстом V – уже знал это; + - новое; ? – не понял, возник вопрос; 0 – думал иначе.

Слайд 17

Закончи предложение… - сегодня я узнал… -было интересно… -было трудно… -я выполнял задания… -я понял, что… -теперь я могу… -я почувствовал, что… -я приобрел… -я научился… -у меня получилось … -я смог… -я попробую… -меня удивило… -урок дал мне для жизни… -мне захотелось…

Слайд 18

Дата Тема Нужна помощь Знаю, но нуждаюсь в помощи Умею работать самостоятельно Могу научить другого Лист самооценки работы над пройденной темой (отметь знаком «+») ФИО ученика__________________________

Слайд 19

Оценка работы в группе V Критериии Моя оценка Оценка группы Комментарий учителя Я внесла большой вклад в работу группы Я умею выслушивать аргументы своих товарищей, принимать другую точку зрения Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать Я отстаиваю свое мнение корректно Я готова принимать новые идеи, Я умею формулировать проблему и разбивать ее на отдельные задачи Я умею работать в команде, вести вербальные коммуникации (со своими товарищами и учителем) Критерии оценивания (за каждый критерий – от 0 до 5 баллов) Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом. Фамилия, имя ученика___________________

Слайд 20

Ребёнок с адекватной самооценкой и сформированными навыками самоконтроля будет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе. И в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни. А именно такая задача ставится перед современным образованием. .

Слайд 21

Благодарю за внимание! .



Предварительный просмотр:

Учитель 1категории

МБОУ СОШ п.Зеленоборск

Ключникова Л.А.

Формирование самооценки у младших школьников.

Самооценка-это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик.

Самооценка:

Адекватная:

  • динамичная;
  • изменяется в процессе взросления, изменения каких-либо жизненных обстоятельств;
  • изменяется в зависимости от мнения окружающих, причем в очень короткие сроки.

Неадекватная:

  • Заниженная: не уверенны в себе; видят только отрицательное; настроены на неуспех;  повышена самокритичность.
  • Завышенная: всегда уверены в собственной правоте; в неудачах винят окружающих людей и обстоятельства; не могут извиниться и попросить прощения; берутся за сложные задания, не задумываясь о риске; болезненно реагируют на критику.

Формирование адекватной самооценки:

  • Как можно чаще называть ребёнка по имени;
  • Хвалить ребёнка в присутствии других детей;
  • Отмечать достижения ребёнка на специально оформленных стендах;
  • Избегать заданий, которые выполняются за определённое фиксированное время;
  • Не подгонять и торопить ребёнка.

Приемы формирования самооценки  у младших школьников.

1.Шкала

2. «Смайлики»

3. «Светофор»

4. «Экран настроения»

5. «Дерево успеха»

6. «Лестница успеха»

7.Отметки на полях тетради.

8. «Закончи предложение»

9. Работа с текстом

10. Листы самооценки.

Ребёнок с адекватной самооценкой и сформированными навыками самоконтроля будет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе. И в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни. А именно такая задача ставится перед современным образованием.

 14.11.2019г                                                                                               Ключникова Л.А.                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе".

В докладе описаны методы формирования самооценки у детей  4 класса, нахождение путей влияния на обучающихся классного руководителя в различных ситуациях....

Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Исследование самооценки учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по модифицированной методике "Лесенка"...

Статья на тему: "Возможности формирования самооценки у младшего школьника во внеурочное время".

Данная статья раскрывает возможности классных руководителей проводить занятия по формированию самооценки у младших школьников во внеурочное время....

Формирование самооценки у младших школьников.

В статье на ряду с теоретическими вопросами представлены наработки из личного опыта....

«Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе»

В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. Одна из центральных задач общеобразовательной школы - подготовка учащихся к само...