Экология
статья

Рязанцева Татьяна Сергеевна

Выступление  на  школьном ШМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_vystuplenie.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя  общеобразовательная  школа №5»

г. Электросталь

Московской  области

 «Предметные недели как средство повышения учебной  мотивации  учащихся»

Подготовила:

Учитель начальных  классов

Рязанцева  Татьяна  Сергеевна

2020г.

«Предназначая   только одного на миллион стать Ньютоном или Рафаэлем, природа вложила  в миллионы  людей, которые не являются гениями и не могут стать ими, большие  творческие и умственные  задатки. Их развитие, несомненно, является целью нашего существования»

Песталоцци

Предметная неделя — это совокупная форма методической, учебной и внеклассной работы в школе, представляющая многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими задачами, по возможности прозрачными, видимыми не только преподавателям, но и учащимся, и подчиненная решению этих задач рационально отстроенной системой конкурсов, игр, олимпиад, викторин и т. п.  Мероприятия предметной недели позволяют создать дополнительные условия для раскрытия творческих  и  интеллектуальных  способностей учеников, выявить одаренных и талантливых детей и оказать поддержку  развитию.

Предметная  неделя  преследует  решение  следующих  задач:

                                         Воспитание познавательного интереса.

Мотивация учебной деятельности учащихся может включать в себя разные аспекты: желание получить высокую оценку, одобрение родителей, преподавателей и т.п. Наиболее плодотворным нам кажется формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса ради самого процесса познания, закрепление отношения к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия. И учебно-развлекательные мероприятия предметной недели как нельзя лучше решают эту задачу.

                                  Переориентация восприятия учебных дисциплин.

Продуманная предметная неделя дает прекрасную возможность показать не с академической, уже вполне приевшейся школьнику, стороны различные учебные дисциплины. Задача перед преподавателями стоит не из легких - "сломать" стандарт восприятия, показать ребятам известные учебные предметы с неизвестной им стороны: не как набор правил, догм, а как нечто живое, постоянно развивающееся.

                              Практическое использование учебных знаний, навыков, умений.

 Одной из причин "прохладного" отношения школьников к учебе является кажущаяся невостребованность полученных ими знаний в реальной жизни. Дайте ребятам возможность во внеучебной игровой обстановке использовать полученные в ходе школьных занятий умения и навыки, и, возможно, это послужит первым толчком для формирования нового отношения к учебе как к чему-то ценностному, необходимому, востребованному не только на уроке, но и в реальной повседневной жизни.

                                     Формирование целостного взгляда на мир и человека.

Для школьных преподавателей не секрет, что крайне сложно создать интегрированный курс хотя бы в рамках предметов одного цикла (например, гуманитарного), курс, в котором тот или иной факт реальной действительности представлялся бы не в виде отрывочных мозаичных сведений, полученных на разных предметах в различные годы обучения, а в виде единого блока знаний, освоенных единовременно, формирующих целостный взгляд на мир. Предметная неделя может помочь решить и эту задачу. Мероприятия, в ходе которых объединяются и взаимодействуют различные учебные дисциплины, например русский язык, иностранные языки, литература, история, являются одной из необходимых составляющих этого учебно-воспитательного процесса.

                                                        Расширение кругозора.

Специфика организации учебного процесса в старших профильных классах такова, что классы зачастую достаточно жестко специализируются в той или иной учебной области (физико-математические классы, гуманитарные, и т.д.). С одной стороны, это совершенно оправданно необходимостью более глубокого погружения учащимися в учебные дисциплины в соответствии с их интересами, а также необходимостью получить качественную стартовую площадку в виде основательных знаний для успешного прохождения вступительных экзаменов в ВУЗ и дальнейшего выбора жизненного пути. С другой - не обходится без жертв: гуманитарии лишаются возможности глубоко поработать в сфере логических задач, увидеть в физике не столько скучную науку с бессмысленным набором формул, сколько захватывающее учение о мире, в котором мы живем. Будущие физики невольно оказываются обделены знаниями о культуре и истории своей страны, что напрямую связано с проблемой недооформления собственной внутренней культуры. Достигнув данных целей мы сможем качественно решать задачу формирования гармоничного мировоззрения учащихся. Гуманитарная предметная неделя - это вовсе не неделя для гуманитариев, физико-математическая неделя - не неделя для математиков, это попытка показать пути познания мира во всей многогранности, будь то физический эксперимент или осмысление действительности через художественные образы. Предметная неделя в Школе - это возможность для физиков попробовать себя в гуманитарных науках, для гуманитариев - оценить свои силы в логических математических играх и т.д. Иными словами, это

возможность расширить свой кругозор, понять, насколько увлекательна,
сложна и необходима другая, не твоя, область знания.

                                     Неформальное общение преподавателей и учащихся. 

В традиционной учебной практике, хотят этого преподаватели или нет, психолого-педагогические роли расписаны заранее. Учителя и те, кого они учат, разведены по разные стороны педагогического "барьера". Как и всякая жестко закрепленная, не имеющая движения структура она также бездушна. Поэтому так ценны любые проявления неформального учебного взаимодействия преподавателей и учеников. Видеть не просто добросовестных работников, прекрасно знающих свой предмет, а живых людей, влюбленных в свою профессию, - это ли не самый эффективный воспитательный опыт?

Исходя из этого, при планировании и проведении предметной недели следует соблюдать принципы организации проекта:

  1. Принцип развития.

Данный принцип предполагает развитие личностей обучающегося и учителя через взаимодействие (обучение в команде), учитывает индивидуальные способности детей. Соответственно, мероприятия недели должны быть обширными и разноплановыми. Стиль общения педагогов в рамках всех мероприятий – демократический.

  1. Принцип личной причастности.

Каждый обучающийся является активным участником всех событий недели. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности, независимо от того, какие отметки он имеет по предмету. Можно предложить (по желанию) вести обучающимся дневник «Моя  активность  на  неделе  экологии », в котором будут отражены наиболее значимые для ребенка события, заинтересовавшая его информация, его достижения.

  1. Принцип массовости.

Работа организуется таким образом, что в творческую деятельность вовлекается как можно больше обучающихся. Можно формировать  разновозрастные группы для выполнения мини-проектов и прочих творческих заданий.  

  1. Принцип доступности.

Подбираются разноуровневые задания, позволяющие решать задачи, проводить опыты, работать с «задачами-ситуациями», участвовать в театрализованных мероприятиях, рисовать плакаты, постеры, использовать возможности сети Интернет и т. д.  

  1. Принцип заинтересованности.

Задания должны быть интересно оформлены, чтобы привлечь внимание визуально и по содержанию. Задания  могут быть практикоориентированными с экспериментальным сопровождением. Можно реализовывать экскурсии, привлекать преподавателей сузов и вузов, педагогов дополнительного образования.

  1. Принцип междисциплинарного подхода.

Формирует у школьника интегративное мышление и общую картину мира. Следует предлагать тематические мероприятия следующего плана: химия в криминалистике, химия в медицине, химия и экология – совместное решение важных проблем, химия и безопасность жизнедеятельности и др.  

  1. Принцип выбора и ответственности.

Учащиеся самостоятельно выбирают свою роль, место, мероприятие, секцию в которой будут участвовать, и несут ответственность за сделанный выбор. На сайте школы можно создать рубрику «Горячие новости нашей недели », организовать предметный блог (другие возможности информационно-коммуникационных технологий).

  1. Принцип соревновательности.

Обучающимся предоставляется возможность сравнивать свои достижения с результатами учащихся разных классов. В конце предметной недели может проводиться торжественное награждение по номинациям: «Самый химический класс», «Самый артистический класс», «Самый   находчивый класс» и т.д. В жюри, помимо учителей, могут принимать участие школьники различных классов, родители.  

  1. Принцип открытости.

Участвовать в мероприятиях недели, в активной группе по подготовке и проектированию могут все желающие, согласно своему выбору. Можно привлекать родителей и различных профильных специалистов. Как вариант – сетевое взаимодействие и подключение педагогов и обучающихся из других школ. Например, совместная работа в сетевом проекте «химия на службе мониторинга окружающей среды» (особенности экологической обстановки территорий различных школ).  

  1. Принцип сотрудничества.

Предметная неделя должна объединить учащихся и педагогов в единый коллектив. Сотрудничество в группах: «учащийся − учитель», «старшие – младшие», «учащийся – родитель», «студент – школьник» и др.

  1. Принцип неповторимости, особости.

Каждая следующая предметная неделя не должна повторять предыдущую, она заново должна претерпеть муки рождения, и, наверное, в этом тоже кроется один из секретов ее успеха. Предметные недели можно приурочить к значимым датам (открытия, великие ученые и др.), интегрировать с различными социальными событиями, региональными мероприятиями.

 

Проведение Недели  – это не развлечение для учеников, а одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным программным курсом обучения, углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования учащихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор. В ходе подготовки к неделе между учителем и учащимися возникает тесное общение, которое позволяет им лучше узнать друг друга.

Стандартный   план    проведения  предметной   недели в  школе  подразумевает:

- составление плана на МО;

- подготовку   предметных газет;

- проведение олимпиад;

- викторины и различные мероприятия на параллель;

- открытые уроки;

-конкурс  рисунков;

- итоговое мероприятие.

Этого  плана  придерживались  и  учителя  нашей  школы  при  проведении  недели  экологии  в  период  с 07 по 25 октября  2019 года.

Экология – это один из тех предметов, где процесс развития творческих способностей и познавательной активности у воспитанников ОУ приобретает наиболее яркие смысловые оттенки. Безусловно, самый сильный акцент для становления творческого потенциала учащихся и развития познавательной активности необходимо формировать на начальной стадии изучения предмета (т.е. в начальной  школе),т.к. восприятие учебного материала идет через “оживление” слов, понятий, определений данной темы урока, включается создание образов воспринимаемых предметов урока, происходит обогащение и усовершенствование новых образов, делая учебный процесс более продуктивным от темы к теме.

Практически  все  учителя  начальных  классов  провели  открытые  уроки  , при  их  подготовке  педагоги  учитывали  различные  методы   мотивации:

Эмоциональные методы мотивации:

1 - поощрение, порицание

2 - учебно-познавательная игра,

3 - создание ярких наглядно-образных представлений,

4 - создание ситуации успеха,

5 - стимулирующее оценивание,

6 - свободный выбор задания.

Познавательные методы мотивации:

1 - опора на жизненный опыт,

2 - создание проблемной ситуации,

3 - побуждение к поиску альтернативных решений,

4 - выполнение творческих заданий,

5 - «мозговая атака»,

Волевые методы мотивации:

1 - предъявление учебных требований,

2 - информирование об обязательных результатах обучения,

3 - познавательные затруднения,

4 - самооценка деятельности и коррекция,

5 - рефлексия поведения,

6 - прогнозирование будущей деятельности.

Социальные методы мотивации:

1 - развитие желания быть полезным отечеству,

2 - побуждение подражать сильной личности,

3 - создание ситуаций взаимопомощи,

4 - поиск контактов и сотрудничества,

5 - заинтересованность в результатах коллективной работы,

6 - рецензирование.

Открытый  урок - это увлеченное преподавание, новизна учебного материала,  связь знаний с судьбами людей, их открывшимися, показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников; использование новых и нетрадиционных форм обучения, чередования форм и методов обучения, проблемное обучение, эвристическое;  обучение с компьютерной поддержкой, использование интерактивных компьютерных средств; взаимообучение (в парах, микрогруппах), тестирование знаний, умений, показ достижений обучаемых, создание ситуаций успеха, соревнование (с товарищами по классу, самим собой), создание положительного микроклимата в классе, доверие к обучаемому, педагогический такт и мастерство педагога, отношение педагога к своему предмету, к обучаемым и т.д

В  первых  классах   был  проведен  конкурс  листовок  «Сбережем  планету  вместе» .

Цель конкурса для школьников: привлечение внимания детей к проблемам сохранения окружающей среды, воспитания бережного и внимательного отношения к природе.

Задачи:

  • развитие у обучающихся активной гражданской позиции и неравнодушного отношения к природе;
  • усиление роли художественного творчества как средства экологического и гражданско-патриотического воспитания;
  • развитие творческих способностей обучающихся.

Эта  форма  работы может показаться устаревшей, однако все зависит от подачи материала  педагогом.

Второклассники  участвовали  в  познавательном  квесте  «Мы  и  наши  соседи  по  планете».

Цель: формирование экологического сознания системы эколого-биологических знаний учащихся   как компоненте экологической   культуры   личности.

Задачи:

  1. расширить знания учащихся о животном и растительном мире;
  2. формировать ценностные экологические ориентации;
  3. развитие   познавательных интересов учащихся в изучении окружающей среды;
  4. вовлечение   учащихся в игровую деятельность;
  5. воспитание  чувства взаимопомощи, коллективизма во взаимодействии с природой.

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему?» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Наши  второклассники  с  удовольствием  отвечали  на вопросы: Кто? Где? Когда? Почему? И  продемонстрировали  отличные  знания  по  охране  природы.

Олимпиады  с  творческими  и  нетрадиционными  заданиями ждали  третьеклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок естествознания. Автор А.А. Плешаков. 3 класс. Тема: « Мир глазами эколога. Знакомые незнакомцы» Учитель Шорина Елена Александровна

Урок экологической направленности с применением здоровьесберегающих технологий.Будет интересен и учителям и детям. Материал, представленный в данном уроке, поможет взглянуть на мир другими глазами , н...

Презентация детей по экологии

Предлагаю презентацию исследовательской работы учащейся 1 класса "Зеленая аптека на службе человека"...

урок по экологии "Экология животного мира"

разработка урока по экологии для расширения и углубления знаний детей о животных...

От экологии природы - к экологии души

Природа, я иду в тебяС душой и сердцем обнажённым.Прими, пожалуйста, любя, Хочу быть заново рождённой.Природа – матушка моя,Твои исполню повеленья.За все грехи прости меня,Возьми, как детку на ко...

Экология природы-экология души.

ЭКОЛОГИЯ ПРИРОДЫ - ЭКОЛОГИЯ ДУШИРуженкова Т.А.         Учитель начальных классов, Ялгинской средней общеобразовательной школы  РМ, Почётный работник о...