Мотивация учебной деятельности и ее формирование в младшем школьном возрасте.
учебно-методический материал

Ключникова Любовь Александровна

Особенно важную роль в процессе обучения играет учебная мотивация, которая является одной из центральных проблем в педагогике и педагогической психологии.

Поступление в школу — это переломный момент в жизни ребенка. Ведущей деятельностью школьника становится учение, появляются новые системы отношений, новые обязанности и права. Учебная деятельность, как и любая другая, всегда характеризуется мотивами. Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. п.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение  №2

к протоколу №3

                                                                                                                                                                                                                                              от  15.12.2017г

          Ключникова Л.А.

учитель начальных классов.

Мотивация учебной деятельности

 и ее формирование в младшем школьном возрасте.

Особенно важную роль в процессе обучения играет учебная мотивация, которая является одной из центральных проблем в педагогике и педагогической психологии.

Поступление в школу — это переломный момент в жизни ребенка. Ведущей деятельностью школьника становится учение, появляются новые системы отношений, новые обязанности и права]. Учебная деятельность,как и любая другая, всегда характеризуется мотивами. Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. п.

 Все мотивы учебной деятельности  могут быть разделены на две большие группы. Одна из них порождается самой учебной деятельностью: мотивы возникают в процессе учебной работы и непосредственно зависят от содержания и форм обучения. К ним относятся учебные и познавательные интересы, удовольствие получаемое от умственного напряжения и т.п.Другая категория включает мотивы, лежащие как бы за пределами учебного процесса. Такие мотивы могут быть как широко социальными(стремление школьника хорошо окончить школу) так и узколичными: мотивы связанные со стремлением к личному благополучию(например, желание получить хорошую оценку).

Соответственно принято различать две большие группы мотивов:

  1. познавательные мотивы
  2. социальные мотивы

  Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп:

  • широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями.
  • учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний.
  • мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний

    Вторая большая группа мотивов — социальные мотивы — также распадается на несколько подгрупп:

  • широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу.
  • узкие социальные, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими.
  • социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет взаимодействовать с другими людьми, но и стремиться анализировать способы, формы своего сотрудничества.

   В системе мотивов,—пишет Л. И. Божович,—побуждающих учебную деятельность младших школьников, социальные мотивы занимают одно  из важнейших мест. Для сознания ребенка, пришедшего в школу, наиболее значимы такие широкие социальные мотивы, как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым) и мотивы самоопределения (после школы продолжать учиться, работать). Следовательно, ребенок осознает общественную значимость учения.

Рассмотрим особенности мотивации учебной деятельности  в младшем школьном возрасте. Если в первом классе  больше половины детей к учебной работе относятся положительно, то в третьем классе их количество сокращается до 40%. А наряду с неопределенным отношением появляется чисто отрицательное. У учащихся первых классов доминируют мотивы, связанные с окружением взрослых. На вопросы о причинах, побуждающих к учению,  преобладают следующие ответы: «учусь потому что нравиться учитель», «учусь потому, что хочу порадовать родителей». Первое  время  такая мотивация  определяет добросовестное, ответственное отношение к обучению. В 1 и 2 классах оно не только продолжает сохраняться, но и  усиливается, развивается. Постепенно отношение детей может измениться, многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, их старательность уменьшается, авторитет учителя значительно падает. У школьников появляется интерес к мнению товарищей. Формируются коллективные отношения, и эмоциональное благополучие школьника начинает определяться  тем, какое место он занимает в классном коллективе. Если в классе здоровое отношение к учебе, то слабоуспевающие ученики подтягиваются, начинают заниматься лучше. И наоборот.  В 3-4-х классах начинает проявляться избирательное отношение школьников к отдельным учебным предметам, в результате чего общий мотив учебы становится все более дифференцированным: появляется как положительная, так и отрицательная мотивация к процессу учения в зависимости от интереса к предмету. Интересы возникают в определенной ситуации, чаще всего под непосредственным воздействием урока, и почти всегда угасают, как только урок заканчивается.

Кроме этого, недостаточно только знать какие мотивы преобладают в младшем школьном возрасте, необходимо  рассмотреть, как формируются те или иные мотивы учения. Для этого надо исходить из возрастного своеобразия деятельности и мотивации как важной личностной характеристики в данном возрасте. В ходе осуществления учебной деятельности и социальных контактов у школьника  должны возникать новые качества психического развития — психические новообразования. Здесь закладывается основа для становления школьника как субъекта своей мотивационной сферы.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:                                                                                                                                    

  • содержание учебного материала;
  • организация учебной деятельности;
  • коллективные формы учебной деятельности;
  • оценка учебной деятельности;
  • стиль педагогической деятельности учителя.

 Наметим самые общие, принципиальные пути формирования мотивации:       Первый путь — его называют иногда путем «сверху вниз— состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения. На это направлена вся система нравственного воспитания в обществе, в школе. Здесь школьник усваивает «знаемые» мотивы как те эталоны, по которым он сверяет свое поведение, производит отождествление своих мотивов с мотивами, предлагаемыми обществом. Второй путь — «снизу вверх» — состоит в том, что ребенок включается взрослым в реальные различные виды деятельности и так приобретает практический опыт нравственного поведения. Здесь у школьника складываются реально действующие мотивы.

   Таким образом,  мы выяснили что у младших школьников большое количество различных мотивов, которые не могут поддерживать в течению длительного времени его учебную работу  и постепенно теряют свое значение. Поэтому для формирования у учащихся положительного отношения к процессу обучения, учителю важно выяснить, что может привлечь внимание детей на уроках, какие действия им нравятся, что вызывает положительные и отрицательные эмоции, какие мотивы следует развивать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие учебных умений и навыков детей младшего школьного возраста

Выступление на педагогическом совете.             Исторически  сложившаяся система школьного образования при всем разнообразии ее...

Мотивация учебной деятельности и ее формирование в младшем школьном возрасте

Проблема мотивации относится к числу фундаментальных проблем педагогики и психологии.Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка.В этот период  на смену  старым интереса...

Электронное учебно-методическое пособие для детей младшего школьного возраста "Роль знаков препинания в современном письменном общении"

Электронное учебно-методическое пособие (с исследовательским компонентом) представлено в форме мультимедийной презентации, подготовленной в программе Microsoft Office PowerPoint. Материал по...

Формирование универсальных учебных действий на уроках в младшем школьном возрасте.

Согласно стандарту начального общего образования важной задачей становится развитие у младших школьников умение учиться, т.е. формирование универсальных учебных действий (УУД). Сегодня наиболее перспе...

Методические рекомендации "ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ СОЗДАНИЯ МОТИВАЦИИ для глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста"

  Для формирования полноценной учебной деятельности и содержательной мотивации необходимо строить ее особым образом, выделяя структурные компоненты и раскрывая содержание каждого из них....

Статья "Формирование мотивации к практическому творчеству у детей младшего школьного возраста"

Анализ возможностей творческого развития детей младшего школьного возраста путем их мотивирования к проектированию....