Статья "Формирование мотивации к практическому творчеству у детей младшего школьного возраста"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Анализ возможностей творческого развития детей младшего школьного возраста путем их мотивирования к проектированию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Якутина П.А.,

учитель (внеурочной и проектной деятельности)

школа 376 Московского района СПб

Формирование мотивации к практическому творчеству у детей младшего школьного возраста

        Мой опыт работы в школе невелик, всего один учебный год. Но уже есть возможность, если и не подвести некоторые итоги, то сформулировать определённые наблюдения. В нашей школе созданы отличные условия для творческого развития, особенно для учащихся начальной школы. Большой выбор занятий по внеурочной деятельности представляют и сами учителя начальных классов, и педагоги, организующие только внеурочную деятельность. Именно к такой категории отношусь я. Диплом архитектора-реставратора позволяет мне применить свои профессиональные навыки при работе с детьми. Эти занятия не ограничиваются только начальной школой. Поэтому выстраивая программы, я руководствовалась принципом непрерывности, который позволил бы поэтапно осуществлять творческое развитие учащихся. Об этом говорят даже названия реализуемых мной программ «Город из сказки своими руками», «Умный город на столе» и «Архитектура от А до Я» (1, 2-4 и 5 класс соответственно).

Итак, целью этих программ является развитие мотивации к практической творческой деятельности путем создания визуальных образов сначала сказочного, а затем «умного» города с цветущим садом. Причём эти образы должны быть реализованы в виде реальных макетов, сделанных руками учащихся. При этом выполняется широкий спектр задач, необходимых для получения конечного результата. Эти задачи можно условно разбить на несколько блоков (подзадач): получение первоначальных знаний и представлений, формирование практического опыта и навыков; развитие мыслительных и творческих способностей; формирование характера.

Например, первичные научные знания по ботанике, садоводству и флористике, по принципам градостроительства позволят ребенку расширить его представление об окружающем пространстве, вообще о мире. Приобретение практических навыков по владению такими инструментами как ножницы и канцелярский нож, а также технике безопасности при работе с ними, знание мер предосторожности при работе с клеем и красками пригодятся ребенку не только в школе. Эти навыки будут им востребованы всегда и везде. Кроме того, они развивают мелкую моторику, что позитивно сказывается на умственном развитии и развитии речи. Выполнению главной педагогической задачи – развитию личности ребёнка – очень эффективно могут способствовать такие занятия как проектирование и макетирование. Они формируют условия для развития пространственного, креативного и образного мышления и образной памяти, цветового восприятия, а также коммуникативных навыков. И, что самое главное, формируют характер – терпение, умение довести начатое дело до конца.

Проведение внеурочных занятий в небольших группах позволяет более внимательно оценить интерес и возможности каждого ребёнка, его умение общаться и концентрировать внимание на поставленной задаче, его личный вклад в выполнение общего задания. И становятся очевидными те трудности, с которыми приходится сталкиваться педагогу в современных условиях. Прежде всего это – быстрая утомляемость и неумение долго концентрироваться на выполнении одного и того же действия. Лишь небольшой процент учащихся способен сохранять интерес на протяжении всего занятия. Однако, регулярность посещения занятий формирует привычку к определенному роду деятельности, в идеале переходящую в потребность творить. И здесь очень важно выстроить последовательный переход от простого к сложному, от малого к большому, тогда ребенок сможет почувствовать радость успеха. А успех, как известно, окрыляет!

Таким образом, внеурочные занятия, связанные с творческой деятельностью в области такого искусства, как архитектура, позволяют достичь ощутимых результатов по трём, определённым требованиями ФГОС, направлениям: предметные, метапредметные и личностные.

        Общение с лучшими образцами исторической и современной архитектуры формирует вкус и способствует ранней профориентации учащихся. Очень важно, что свою деятельность по созданию проекта и макета дети могут продолжить и дома. Таким образом, создание творческой атмосферы и развитие ребёнка будет проходить не только в школьном, но и в домашнем пространстве. И может возникнуть совместное творчество, куда будут вовлечены и родители, что увеличит творческий потенциал, расширит возможности и положительно повлияет на психоэмоциональную сферу ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа «Исследование взаимосвязи личностных особенностей детей младшего школьного возраста с уровнем школьной мотивации»

Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается – успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые ф...

Статья «Влияние личностных особенностей детей младшего школьного возраста на школьную мотивацию»

Важно формировать у учащихся младших классов такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, что возмож...

Cамооценка и мотивация детей младшего школьного возраста в условиях материнской депривации

Проблема социального сиротства детей актуальна для всего мира, в том числе и на пост советском пространстве. Обострение этой проблемы в наши дни является следствием затянувшихся социально-экономически...

Рекомендации учителю для повышения школьной мотивации детей младшего школьного возраста

Рекомендации составлены с учётом личностных особенностей учащихся младших классов и ориентированы на основные этапы проведения урока, а также - на внеурочную деятельность....

Методические рекомендации "ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ СОЗДАНИЯ МОТИВАЦИИ для глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста"

  Для формирования полноценной учебной деятельности и содержательной мотивации необходимо строить ее особым образом, выделяя структурные компоненты и раскрывая содержание каждого из них....

Рекомендации родителям по развитию воображения, фантазии и речевого творчества у детей младшего школьного возраста

Рекомендации родителям по развитию воображения, фантазии и речевого творчества у детей младшего школьного возраста«Воображение важнее знания,ибо знание ограничено.Воображение же охватываетвсё на...