Программы ВД (Наследие, Истоки, Основы исламской культуры)
рабочая программа

Валеева Зенфира Юнусовна

                            Цель программы:

                            Обеспечение благоприятной перспективы для сохранения, функционирования и развития татарского языка, культуры и традиций татарского народа на Югорской земле через работу внеурочной деятельности «Наследие».

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя школа №12»

ПРИНЯТО:

на заседании методического совета

Протокол № 1 от «29» августа 2017

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «СШ №12»

___________  И.В. Смирнова

Приказ № 903/01-13

от «31» августа 2017 г.

ДОПУЩЕНО:

Заместитель директора по УР ______

«30» августа 2017 г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

на 2017 -2018   учебный год

           Направление: Духовно-нравственная

            Название программы: Наследие

            Класс: 1 -10

Ф.И.О. педагога - разработчика программы: 

учитель начальных классов,

                                                      Валеева ЗенфираЮнусовна.

                                                   

Квалификационная категория:

 _высшая__

г. Нижневартовск, 2017

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Наследие» составлена  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации., Государственной  программы «Развитие образования в РФ до 2020 г»., Концепции «О правах ребёнка»., Федерального закона о дополнительном образовании. Данная программа направлена на изучение традиционной празднично-игровой культуры татарского народа, как материальной, так и духовной, а также на развитие творческих способностей детей.

Актуальность программы обусловлена также её методологической значимостью. Методологической основой разработки и реализации Программы является Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, который направлен на обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.

Цель программы: Обеспечение благоприятной перспективы для сохранения, функционирования и развития татарского языка, культуры и традиций татарского народа на Югорской земле через работу внеурочной деятельности «Наследие».

Задачи:

-формировать умение общаться на татарском языке с учётом  речевых возможностей и потребностей учащихся

-воспитывать уважение к  татарскому языку, бережное отношение к культурному наследию, национальной гордости за свой народ;

-развить интеллектуальные, художественно - эстетические, общекультурные творческие способности обучающихся посредством приобщения к народным обычаям, традициям;

-вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение массовых мероприятий;

-формировать толерантное отношение к истории и культуре народов, проживающих на Югорской земле, чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. 

Формы и методы работы

1. Беседы, диспуты, тренинги

2. Создание минимузея «Быт татарского народа»

3. Праздники, посиделки, фестивали

4.Встречи с интересными людьми (почётные жители города, поэты, спортсмены, ветераны)

5.Проектная деятельность.

6.Конкурсы, фестивали

Используемые методы:

  • Теоретический (изучение психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, систематизация).
  • Практический (применение на практике)
  • Экспериментальный (анкетирование, тестирование, наблюдение).
  • Статистический (обработка полученных данных).

Формы подведения итогов реализации программы.

Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых и зачётных заданий, умением играть и самостоятельно проводить народные игры, участием в различных праздничных мероприятиях, готовить материалы для стенной печати, участием в учебно-исследовательской деятельности, а также выступлениями на научно-исследовательских конференциях школьников.

Тематическое планирование

Наименование разделов, блоков, тем

Количество часов

Всего часов

теория

практика

1

Устное народное творчество

2

4

6

2

Семья

6

10

16

3

Поэзия -  душа народа

6

12

18

4

Традиции  и обычаи

2

4

6

5

Традиции в играх

2

6

8

6

Традиционные  праздники  

4

8

12

22

44

66

Календарно – тематическое планирование занятий внеурочной деятельности «Наследие»

Наименование

Всего часов

Дата

Результаты

Планируемая

Фактическая

Предметные

Метапредмет

ные

Личностные

1-2

Вводный инструктаж по ТБ. Анкетирование,изучение интересов обучающихся

2

02.09

Воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

 

Сформирован

ность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её

современной жизни.

Формирование знаний

о традициях,

верованиях, укладе жизни татарского народа.

Знание основных фактов, процессов и явлений, относящиеся к истории татарского народа; важнейших достижений культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторических развития.

Донесение своей позиции до других людей:

оформление своих  мыслей в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Донесение  своей позиции до других людей: высказывание  своей точки зрения и обоснование её, приводя аргументы.

 

Овладение приемами слушания других людей, рассматривание их точки зрения, отношение к ним с уважением, готовность изменить свою точку зрения.

Овладение приёмами договора  с людьми: сотрудничество в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Активное использование речевых средств информационных и  средств коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

Использовать приобретенные знания

Осознания себя представителем гражданского, этнокультурного сообщества, гражданином России

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Формирование ценностей многонационального российского общества.

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Развитие интереса к истории города, края.

Формирование понятий о малой родине, осознание ответственности за судьбу своего края и города, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу.

Формирование уважительного отношения к культуре татарского народа, культуре других народов

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

3-4

Хороводные игры. Устное народное творчество

2

09.09

5-6

Устное народное творчество. Колыбельные песни

2

16.09

7-8

Историческая родина моих родителей. Заочное путешествие по городам России

2

23.09

9-10

День пожилого человека. Встреча поколений

2

30.09

11-12

Я и моя семья: традиции семьи и традиции народа

2

07.10

13-14

Народные игры на свежем воздухе.  Встреча со спортсменом.

2

14.10

15-16

Особенности татарской национальной кухни. Любимые блюда нашей семьи

2

21.10

17-18

Национальные праздники. Праздники моей семьи.

2

28.10

19-20

Национальные блюда. Любимые блюда нашей семьи.

2

11.11

21-22

Литературно – музыкальная гостиная «Поэзия – душа народа» (Стихи о матери)

2

18.11

23-24

День татарской культуры

2

25.11

25-26

Поэты – детям. Стихи татарских поэтов

2

02.12

27-28

Хороводные и плясовые песни

2

09.12

29-30

Литературно – музыкальная гостиная «Поэзия – душа народа» (Стихи к новогоднему утреннику)

2

16.12

31-32

Детский новогодний утренник

2

23.12

33-34

Зимние забавы. Народные игры

2

13.01

35-36

День поэзии. Конкурс чтецов «Читаем стихи на родном языке»

2

20.01

37-38

Народные игры на свежем воздухе.

2

27.01

39-40

Из бабушкиного сундука.

2

03.02

41-42

Традиции и обычаи татарского народа.

2

10.02

43-44

Историческая родина моих родителей.

2

17.02

45-46

Заочная экскурсия в республику Татарстан.  

2

24.03

47-48

Поэзия – душа народа (Стихи о маме, бабушке)

2

03.03

49-50

Литературно  – музыкальная композиция «Святые руки матери моей»

2

10.03

51-52

Праздничная программа «Навруз»

2

17.03

53-54

Детский фестиваль татарской песни

2

07.04

55-56

Проект «Традиции татарского народа».

2

14.04

57-58

Творчество Габдуллы Тукая.

2

21.04

59-60

Литературно – музыкальная гостиная «Вечно живет в наших сердцах Габдулла Тукай». Встреча с местными поэтами.

2

28.04

61-62

Литературно – музыкальная композиция   «Юность, опалённая войной» (Встреча с ветеранами)

2

05.05

63-64

Творчество Мусы Джалиля.  

2

12.05

65-66

Проект «Поэзия – душа народа».

2

19.05



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 12»

РАССМОТРЕНО:

методическим советом

МБОУ «СШ № 12»

протокол от 28.08.2020 № 1

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «СШ № 12»

____________   О.А. Лещинская

приказ от 31.08.2020 № 790/01-13

ПРИНЯТО:

педагогическим советом

МБОУ «СШ № 12»

протокол от 31.08.2020 № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

для обучающихся 1Б класса

на 2020-2021 учебный год

  Автор-составитель:

Валеева Зенфира Юнусовна,

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории

г. Нижневартовск,

2020 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа составлена на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. (п. 12.4);

2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

России. [А.Я.Данилюк,  А.М.Кондаков,  В.А.Тишков] –  М.Просвещение, 2010  г.

(Стандарты второго поколения).

3. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители:  учёные Российской академии наук,  Российской академии образования, Федерального института    развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки  работников образования, представители религиозных конфессий].    

Информационно-методическое сопровождение внедрения курса ОРКСЭ

осуществляет Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и

профессиональной переподготовки работников образования»

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 ч в неделю , всего 34 часа.

Состав предметной линии учебников «Основы религиозных культур и светской этики»:

Актуальность программы «Основы исламской культуры» определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей. Программа «Основы исламской культуры» является одним из модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Цель данной программы: изучение истории возникновения, распространения ислама, основ его учения и духовных ценностей. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

1. Способствовать развитию способностей у младших школьников к общению в многонациональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

2. Способствовать формированию у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.

3. Содержательно раскрыть понятие культурно-религиозных исламских традиции в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.

4. Создавать условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Формы и виды учебной работы на занятиях по «Основам исламской культуры»

К наиболее предпочтительным формам на занятиях относятся:

-  взаимные вопросы и задания групп;

– взаимообъяснение;

– беседа;

– интервью;

– драматизация (театрализация).

Виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:

– составление словаря терминов и понятий;

– составление галереи образов;

– театрализация;

– использование информационно-коммуникационных технологий.

Домашние задания в процессе изучения курса «Основы исламской культуры»имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию приглашаются родители. В ходе подготовки проекта обучающиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить работу учащегося в целом и поставить ему итоговую оценку за

весь курс. Методическое обеспечение курса позволяет использовать различные формы работы:

коллективная.

 К коллективным формам внеурочной деятельности можно отнести проведение тематических недель, вечеров, встреч с интересными людьми, выпуски стенных газет, конкурс плакатов и др. В них, как правило, принимают участие целые классы (параллели классов).

групповая (с постоянным и меняющимся составом учащихся) формы внеурочной деятельности, характеризующиеся стабильностью и регулярностью занятий (клубы, устные журналы, факультативы, экскурсии, экспедиции, походы,

тематические викторины, деловые и ролевые игры, диспуты, подготовка проектов).

индивидуальной внеклассной работы школьнику может быть предложено подготовить доклад на определенную тему, изготовить пособие, разработать проект.

Подобная индивидуальная работа носит исследовательский характер. Все обозначенные выше формы организации внеурочной деятельности призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания.

Влияние внеклассного мероприятия на стимуляцию познавательной активности учащихся в учебной деятельности очень велико. Среди многообразия форм внеурочной деятельности можно выделить наиболее оптимальные формы для включения учащихся во внеурочную деятельность — экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов, мультипликационных фильмов, тематические вечера. Внеурочное мероприятие служит для более детального раскрытия темы, для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям над сферой религиозно-этического знания.

Формы, методы, технологии обучения

Формы организации образовательного процесса:

– групповая работа над проектом;

– практика деловых игр;

 -анализ критических ситуаций;

– тренинги практических навыков.

Методы:

– проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские);

– организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной

работы и работы по руководством);

– стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций;

стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания);

– контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль);

– самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование

навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).

Технологии обучения:

– личностно ориентированное обучение;

– игровые;

– информационные;

– развитие общеучебных умений и навыков;

– дифференцированное обучение;

– проектная деятельность;

– продуктивное чтение.

Формы, способы и средства оценки проверки и оценки результатов освоения программы

 При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются: обобщающие уроки по теме и разделу; сообщения; презентации.

Особенности организации контроля. Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и фронтальная устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой

времени, а также самостоятельные практические работы с картами. Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют обучающиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явлений и т. п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связана с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников.

Целесообразны также тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа  по ОРКСЭ модуля «Основы исламской культуры» рассчитана на 1 учебный год (1 час в неделю – 34 часа в год) для обучающихся 4-го класса.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные:

– формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

– формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

– развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

– воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

– наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить

соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

– адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

– овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

– овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– готовность слушать собеседника и вести диалог;

– готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

– излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

– готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

– определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные:

– знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

– знакомство с основными нормами исламской морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

– понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

– формирование первоначальных представлений об исламской религии, ее роли в культуре, истории и современности России;

– общие представления об исторической роли исламской религии в становлении российской государственности;

– формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального много конфессионального народа России;

– осознание ценности человеческой жизни.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Россия – наша Родина. Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе занимает твоё поколение. Что такое традиции и для чего они существуют. Традиции. Ценность. Духовные традиции Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. История возникновения ислама. Что такое ислам. У какого народа возникла исламская религия. Как жили арабы до возникновения ислам. Ислам Арабы Язычники Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Как прошли детство и юность Пророка Мухаммада. Какие качества были свойственны

Мухаммад. Какой была семья Пророка. Посланник Бога. Пророк. Иудеи. Христиане. Проповедническая миссия Пророка Мухаммада. Начало пророчества. Как Мухаммаду впервые было послано откровение Аллаха. Как Пророк стал призывать к новой вере. Как началось распространение ислама. Коран. Ангел. Божественные откровения. Язычники. Прекрасные качества Пророка Мухаммада. Священный Коран и Сунна как источники нравственности. Общие принципы ислама и исламской этики. Вера в Божественные Писания. Вера в Судный день и судьбу. Столпы ислама и исламской этики. Какими словами мусульманин утверждает свою веру. Свидетельство веры (шахада). Что является главной формой поклонения Аллаху. Как происходит молитва. Молитва (намаз). Исполнение мусульманами своих обязанностей. Обязанности мусульман. Пост в месяц рамадан (ураза). Пожертвование – закят. Для чего предназначены пожертвования. Как мусульмане относятся к богатству и к бедности. Пожертвование (закят) Подаяния (саадака). Хадж – паломничество в Мекку. Что является обязанностью и заветной мечтой мусульманина. Как появление Мекки описано в древнем предании. Какие обряды проводятся во время хаджа. Паломничество (хадж) Кааба Черный камень. Для чего построена и как устроена мечеть. Минарет. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Распространение, территории, где проповедуют ислам.

Семья в исламе. Семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Муж и жена. Их обязанности, отношения. Взаимоотношения родителей и детей. Что важно для воспитания детей. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд». Нравственные основы семьи в исламе. Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим, дружба, взаимопомощь, гостеприимство, любовь к отечеству,  миролюбие. Забота о здоровье в культуре ислама. Ценность образования и польза учения в исламе. Мектебе и медресе. Шакирды. Ислам и наука. Авицена, Улугбек, Омар Хайям, Рудаки. Особенности летоисчисления в исламе. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности

проведения. (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название темы

Кол-во часов

1

Введение. Россия – наша Родина

1

2

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и

религия

2

3

Пророк Мухаммад – образец человека и учитель

нравственности. Жизнеописание

1

5

Пророк Мухаммад – проповедническая миссия

1

6

Прекрасные качества Пророка Мухаммада

1

7

Священный Коран и Сунна как источники нравст-

венности

1

8

Общие принципы ислама и исламской этики

2

9

Столпы ислама и исламской этики

2

10

Обязанности мусульман

2

11

Исполнение мусульманами своих обязанностей

2

12

Для чего построена и как устроена мечеть

1

13

Мусульманское летоисчисление и календарь

2

14

Ислам в России

1

15

Семья в исламе

1

16

Нравственные основы семьи в исламе

1

17

Нравственные ценности ислама: сотворение

добра, отношение к старшим

2

18

Нравственные ценности ислама:

дружба, гостеприимство

2

19

Нравственные ценности ислама:

любовь к отечеству, миролюбие

1

20

Забота о здоровье в культуре ислама

1

21

Ценность образования и польза учения в исламе

1

22

Праздники исламских народов России: их проис-

хождение и особенности проведения

2

23

Искусство ислама

1

24

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм

многонационального и многоконфессионального

народа России

1

25

Итоговое занятие

2

ИТОГО:

34

УМК:

  1. Латышина Д.И.;.Муртазин М.Ф, Основы исламской культуры.4 -5класс-М.:Просвещение, 2012.
  2.  Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»  Данилюк А.Я.  М., Просвещение 2012 год.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол. час

Тип урока

Элементы содержания

основные виды учебной деятельности обучающихся

Дата

По плану

По факту

1.

Россия - наша Родина.

1

 Урок открытия новых знаний

Россия – наша Родина, Отечество. Духовный мир человека.

Культурные традиции.

Формирование гордости     за свою Родину, российский народ и историю России.

03.09

2.

Введение в исламскую духовную

традицию. Культура и религия

1

 Урок открытия новых знаний

Ислам-мировая религия.

Аравийский полуостров. Арабские племена.

Мусульманин, Аллах, Коран.

Формирование первоначальных представлений об основах исламской культуры.  

10.09

3.

Пророк

Мухаммад- основатель

ислама.

1

 Урок открытия новых знаний

Пророк  Мухаммад – образец человека и учитель нравственности.

Жизнеописание.

Формирование первоначальных представлений об основах исламской культуры

17.09

4.

Начало пророчества.

1

 Урок  рефлексии.

Пророк  Мухаммад –

проповедническая миссия.

Формирование первоначальных представлений об основах исламской культуры

24.09

5.

Чудесное путешествие пророка.

1

Урок открытия новых знаний

Прекрасные качества пророка Мухаммада.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

01.10

6.

 Хиджара.

1

Урок открытия новых знаний

Общие принципы ислама и исламской этики.

 Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

08.10

7.

Коран и сунна.

1

Урок открытия новых знаний

Священный Коран и Сунна как источники Нравственности.

 

15.10

8.

Вера в Аллаха.

1

Урок открытия новых знаний

Вера и обязанности мусульманина

и его качества.

Кто такие ангелы и джинны.

Формирование первоначальных представлений об основах исламской культуры

22.10

9.

Божественные Писания. Посланники Бога.

1

Урок открытия новых знаний

Божественное Писание.

Посланники Божественного Писания.

Тора, Евангелие, Коран.  

Формирование первоначальных представлений об основах исламской культуры

12.11

10

Вера в Судный день и судьбу.

1

Урок открытия новых знаний

Что ожидает людей в судный день. Рай и ад. Судьба человека.

Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и

общества

19.11

11.

Обязанности мусульман.

1

Урок открытия новых знаний

Столпы ислама и исламской этики.

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;

воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания,

духовных традициях народов России.

26.11

12. Поклонение Аллаху.

1

Урок открытия новых знаний

Главная форма поклонения Аллаху.

Молитва. Мечеть.

03.12

13.

Пост и месяц рамадан.

1

Урок открытия новых знаний

Пост – ураза.

Месяц рамадан.

Значение поста для мусульманина.

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

10-.12

14. Пожертвование во имя Всевышнего.

1

Урок открытия новых знаний

Пожертвования.

Богатство и бедность.

Высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности.

17.12

15.

Поломничество

в Мекку.

1

Урок открытия новых знаний

Обязанности мусульманина и его заветная мечта.

 Мекка. Хадж.

Осознание своей этнической и национальной принадлежности;

24.12

16.

Творческие

работы учащихся.

1

Урок  развивающего контроля

Жизнь пророка Мухаммада.

Нравственный облик посланника Аллаха.

Хиджара – начало мусульманского летосчисления.

Что значит для мусульман Священный Коран и Сунна?

Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

 

228.12

17.

Творческие

работы учащихся.

1

Урок  развивающего контроля

Во что верят мусульмане?

Религиозные обязанности мусульман.

Священные города Мекка и Медина.

Ислам – это религия внутренней и внешней чистоты.

Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

 

18.01

18.

История ислама в России.

1

Урок открытия новых знаний

Распространение ислам на территории России. Народы, исповедующие ислам. Изменения в жизни людей после принятия ислама.

Первоначальные представления об исторической роли исламской  религии в

становлении российской государственности.

25.01

19.

Нраственные ценности ислама.

1

Урок открытия новых знаний

Нравственные ценности.

Нравственные ценности мусульман.

Любовь к Родине.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

1.02

20.

Сотворение добра.

1

Урок открытия новых знаний

Что значит «творить добро» и как научиться творить добро.

8.02

21.

Дружба и взаимопомощь.

1

Урок открытия новых знаний

В чём проявляется дружба. Какие традиции крепкой дружбы существуют.

15.02

22.

Семья в исламе.

1

Урок открытия новых знаний

Значение семьи для мусульманина.

Качества, необходимые  в семейной жизни.

Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их

значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

22.02

23.

Родители и дети.

1

Урок открытия новых знаний

Родительская любовь.

Чему мать и отец учат своих детей.

1.03

24.

Отношение к старшим.

1

Урок открытия новых знаний

Отношение мусульман к старшим.

Правила поведения детей в присутствии взрослых.

8.03

15.03

25.

Традиции гостериимства.

1

Урок открытия новых знаний

Отношение мусульман к гостям. Традиции гостериимства.

15.03

26.

Ценность и польза образования.

1

Урок открытия новых знаний

Отношение мусульман к образованию.

Обучение  в исламских школах.

22.03

27.

Ислам и наука.

1

Урок открытия новых знаний

Развитие науки в исламском мире.

Видные мусульманские деятели в области образования.

5.04

28.

Искусство ислама.

1

Урок открытия новых знаний

Что отражает искусство ислама. Интерес к произведениям исламского искусства.

12.04

29.

Праздники мусульман.

1

Урок открытия новых знаний

Любимые праздники мусульман.

С чего начинаются праздники.

19.04

30.

Любовь и уважение к Отечеству.

1

Урок открытия новых знаний

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Формирование ценностей многонационального российского общества.

26.04

31.

Выступление  уч-ся

со своими творческими работами.

1

«Как я понимаю ислам». «Значение религии в жизни человека и общества». «Памятники религиозной культуры (в моем городе)»

Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

3.05

32.. Выступление

уч-ся со своими творческими работами.

1

 «Как я понимаю ислам». «Значение религии в жизни человека и общества».

Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

10.05

33.

Выступление

 уч-ся со своими творческими работами.

1

«Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России»,

 «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад  моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.

Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

17.05

34. Презентация творческих проектов

1

«Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

24.05



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 12»

РАССМОТРЕНО:

методическим советом

МБОУ «СШ № 12»

протокол от 28.08.2020 № 1

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «СШ № 12»

____________   О.А. Лещинская

приказ от 31.08.2020 № 790/01-13

ПРИНЯТО:

педагогическим советом

МБОУ «СШ № 12»

протокол от 31.08.2020 № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

для обучающихся 1Б класса

на 2020-2021 учебный год

  Автор-составитель:

Валеева Зенфира Юнусовна,

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории

г. Нижневартовск,

2020 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа составлена на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. (п. 12.4);

2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

России. [А.Я.Данилюк,  А.М.Кондаков,  В.А.Тишков] –  М.Просвещение, 2010  г.

(Стандарты второго поколения).

3. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители:  учёные Российской академии наук,  Российской академии образования, Федерального института    развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки  работников образования, представители религиозных конфессий].    

Информационно-методическое сопровождение внедрения курса ОРКСЭ

осуществляет Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и

профессиональной переподготовки работников образования»

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 ч в неделю , всего 34 часа.

Состав предметной линии учебников «Основы религиозных культур и светской этики»:

Актуальность программы «Основы исламской культуры» определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей. Программа «Основы исламской культуры» является одним из модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Цель данной программы: изучение истории возникновения, распространения ислама, основ его учения и духовных ценностей. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

1. Способствовать развитию способностей у младших школьников к общению в многонациональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

2. Способствовать формированию у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.

3. Содержательно раскрыть понятие культурно-религиозных исламских традиции в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.

4. Создавать условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Формы и виды учебной работы на занятиях по «Основам исламской культуры»

К наиболее предпочтительным формам на занятиях относятся:

-  взаимные вопросы и задания групп;

– взаимообъяснение;

– беседа;

– интервью;

– драматизация (театрализация).

Виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:

– составление словаря терминов и понятий;

– составление галереи образов;

– театрализация;

– использование информационно-коммуникационных технологий.

Домашние задания в процессе изучения курса «Основы исламской культуры»имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию приглашаются родители. В ходе подготовки проекта обучающиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить работу учащегося в целом и поставить ему итоговую оценку за

весь курс. Методическое обеспечение курса позволяет использовать различные формы работы:

коллективная.

 К коллективным формам внеурочной деятельности можно отнести проведение тематических недель, вечеров, встреч с интересными людьми, выпуски стенных газет, конкурс плакатов и др. В них, как правило, принимают участие целые классы (параллели классов).

групповая (с постоянным и меняющимся составом учащихся) формы внеурочной деятельности, характеризующиеся стабильностью и регулярностью занятий (клубы, устные журналы, факультативы, экскурсии, экспедиции, походы,

тематические викторины, деловые и ролевые игры, диспуты, подготовка проектов).

индивидуальной внеклассной работы школьнику может быть предложено подготовить доклад на определенную тему, изготовить пособие, разработать проект.

Подобная индивидуальная работа носит исследовательский характер. Все обозначенные выше формы организации внеурочной деятельности призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания.

Влияние внеклассного мероприятия на стимуляцию познавательной активности учащихся в учебной деятельности очень велико. Среди многообразия форм внеурочной деятельности можно выделить наиболее оптимальные формы для включения учащихся во внеурочную деятельность — экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов, мультипликационных фильмов, тематические вечера. Внеурочное мероприятие служит для более детального раскрытия темы, для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям над сферой религиозно-этического знания.

Формы, методы, технологии обучения

Формы организации образовательного процесса:

– групповая работа над проектом;

– практика деловых игр;

 -анализ критических ситуаций;

– тренинги практических навыков.

Методы:

– проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские);

– организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной

работы и работы по руководством);

– стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций;

стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания);

– контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль);

– самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование

навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).

Технологии обучения:

– личностно ориентированное обучение;

– игровые;

– информационные;

– развитие общеучебных умений и навыков;

– дифференцированное обучение;

– проектная деятельность;

– продуктивное чтение.

Формы, способы и средства оценки проверки и оценки результатов освоения программы

 При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются: обобщающие уроки по теме и разделу; сообщения; презентации.

Особенности организации контроля. Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и фронтальная устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой

времени, а также самостоятельные практические работы с картами. Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют обучающиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явлений и т. п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связана с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников.

Целесообразны также тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа  по ОРКСЭ модуля «Основы исламской культуры» рассчитана на 1 учебный год (1 час в неделю – 34 часа в год) для обучающихся 4-го класса.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные:

– формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

– формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

– развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

– воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

– наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить

соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

– адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

– овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

– овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– готовность слушать собеседника и вести диалог;

– готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

– излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

– готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

– определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные:

– знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

– знакомство с основными нормами исламской морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

– понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

– формирование первоначальных представлений об исламской религии, ее роли в культуре, истории и современности России;

– общие представления об исторической роли исламской религии в становлении российской государственности;

– формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального много конфессионального народа России;

– осознание ценности человеческой жизни.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Россия – наша Родина. Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе занимает твоё поколение. Что такое традиции и для чего они существуют. Традиции. Ценность. Духовные традиции Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. История возникновения ислама. Что такое ислам. У какого народа возникла исламская религия. Как жили арабы до возникновения ислам. Ислам Арабы Язычники Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Как прошли детство и юность Пророка Мухаммада. Какие качества были свойственны

Мухаммад. Какой была семья Пророка. Посланник Бога. Пророк. Иудеи. Христиане. Проповедническая миссия Пророка Мухаммада. Начало пророчества. Как Мухаммаду впервые было послано откровение Аллаха. Как Пророк стал призывать к новой вере. Как началось распространение ислама. Коран. Ангел. Божественные откровения. Язычники. Прекрасные качества Пророка Мухаммада. Священный Коран и Сунна как источники нравственности. Общие принципы ислама и исламской этики. Вера в Божественные Писания. Вера в Судный день и судьбу. Столпы ислама и исламской этики. Какими словами мусульманин утверждает свою веру. Свидетельство веры (шахада). Что является главной формой поклонения Аллаху. Как происходит молитва. Молитва (намаз). Исполнение мусульманами своих обязанностей. Обязанности мусульман. Пост в месяц рамадан (ураза). Пожертвование – закят. Для чего предназначены пожертвования. Как мусульмане относятся к богатству и к бедности. Пожертвование (закят) Подаяния (саадака). Хадж – паломничество в Мекку. Что является обязанностью и заветной мечтой мусульманина. Как появление Мекки описано в древнем предании. Какие обряды проводятся во время хаджа. Паломничество (хадж) Кааба Черный камень. Для чего построена и как устроена мечеть. Минарет. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Распространение, территории, где проповедуют ислам.

Семья в исламе. Семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Муж и жена. Их обязанности, отношения. Взаимоотношения родителей и детей. Что важно для воспитания детей. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд». Нравственные основы семьи в исламе. Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим, дружба, взаимопомощь, гостеприимство, любовь к отечеству,  миролюбие. Забота о здоровье в культуре ислама. Ценность образования и польза учения в исламе. Мектебе и медресе. Шакирды. Ислам и наука. Авицена, Улугбек, Омар Хайям, Рудаки. Особенности летоисчисления в исламе. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности

проведения. (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название темы

Кол-во часов

1

Введение. Россия – наша Родина

1

2

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и

религия

2

3

Пророк Мухаммад – образец человека и учитель

нравственности. Жизнеописание

1

5

Пророк Мухаммад – проповедническая миссия

1

6

Прекрасные качества Пророка Мухаммада

1

7

Священный Коран и Сунна как источники нравст-

венности

1

8

Общие принципы ислама и исламской этики

2

9

Столпы ислама и исламской этики

2

10

Обязанности мусульман

2

11

Исполнение мусульманами своих обязанностей

2

12

Для чего построена и как устроена мечеть

1

13

Мусульманское летоисчисление и календарь

2

14

Ислам в России

1

15

Семья в исламе

1

16

Нравственные основы семьи в исламе

1

17

Нравственные ценности ислама: сотворение

добра, отношение к старшим

2

18

Нравственные ценности ислама:

дружба, гостеприимство

2

19

Нравственные ценности ислама:

любовь к отечеству, миролюбие

1

20

Забота о здоровье в культуре ислама

1

21

Ценность образования и польза учения в исламе

1

22

Праздники исламских народов России: их проис-

хождение и особенности проведения

2

23

Искусство ислама

1

24

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм

многонационального и многоконфессионального

народа России

1

25

Итоговое занятие

2

ИТОГО:

34

УМК:

  1. Латышина Д.И.;.Муртазин М.Ф, Основы исламской культуры.4 -5класс-М.:Просвещение, 2012.
  2.  Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры»  Данилюк А.Я.  М., Просвещение 2012 год.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол. час

Тип урока

Элементы содержания

основные виды учебной деятельности обучающихся

Дата

По плану

По факту

1.

Россия - наша Родина.

1

 Урок открытия новых знаний

Россия – наша Родина, Отечество. Духовный мир человека.

Культурные традиции.

Формирование гордости     за свою Родину, российский народ и историю России.

03.09

2.

Введение в исламскую духовную

традицию. Культура и религия

1

 Урок открытия новых знаний

Ислам-мировая религия.

Аравийский полуостров. Арабские племена.

Мусульманин, Аллах, Коран.

Формирование первоначальных представлений об основах исламской культуры.  

10.09

3.

Пророк

Мухаммад- основатель

ислама.

1

 Урок открытия новых знаний

Пророк  Мухаммад – образец человека и учитель нравственности.

Жизнеописание.

Формирование первоначальных представлений об основах исламской культуры

17.09

4.

Начало пророчества.

1

 Урок  рефлексии.

Пророк  Мухаммад –

проповедническая миссия.

Формирование первоначальных представлений об основах исламской культуры

24.09

5.

Чудесное путешествие пророка.

1

Урок открытия новых знаний

Прекрасные качества пророка Мухаммада.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

01.10

6.

 Хиджара.

1

Урок открытия новых знаний

Общие принципы ислама и исламской этики.

 Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

08.10

7.

Коран и сунна.

1

Урок открытия новых знаний

Священный Коран и Сунна как источники Нравственности.

 

15.10

8.

Вера в Аллаха.

1

Урок открытия новых знаний

Вера и обязанности мусульманина

и его качества.

Кто такие ангелы и джинны.

Формирование первоначальных представлений об основах исламской культуры

22.10

9.

Божественные Писания. Посланники Бога.

1

Урок открытия новых знаний

Божественное Писание.

Посланники Божественного Писания.

Тора, Евангелие, Коран.  

Формирование первоначальных представлений об основах исламской культуры

12.11

10

Вера в Судный день и судьбу.

1

Урок открытия новых знаний

Что ожидает людей в судный день. Рай и ад. Судьба человека.

Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и

общества

19.11

11.

Обязанности мусульман.

1

Урок открытия новых знаний

Столпы ислама и исламской этики.

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;

воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания,

духовных традициях народов России.

26.11

12. Поклонение Аллаху.

1

Урок открытия новых знаний

Главная форма поклонения Аллаху.

Молитва. Мечеть.

03.12

13.

Пост и месяц рамадан.

1

Урок открытия новых знаний

Пост – ураза.

Месяц рамадан.

Значение поста для мусульманина.

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

10-.12

14. Пожертвование во имя Всевышнего.

1

Урок открытия новых знаний

Пожертвования.

Богатство и бедность.

Высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности.

17.12

15.

Поломничество

в Мекку.

1

Урок открытия новых знаний

Обязанности мусульманина и его заветная мечта.

 Мекка. Хадж.

Осознание своей этнической и национальной принадлежности;

24.12

16.

Творческие

работы учащихся.

1

Урок  развивающего контроля

Жизнь пророка Мухаммада.

Нравственный облик посланника Аллаха.

Хиджара – начало мусульманского летосчисления.

Что значит для мусульман Священный Коран и Сунна?

Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

 

228.12

17.

Творческие

работы учащихся.

1

Урок  развивающего контроля

Во что верят мусульмане?

Религиозные обязанности мусульман.

Священные города Мекка и Медина.

Ислам – это религия внутренней и внешней чистоты.

Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

 

18.01

18.

История ислама в России.

1

Урок открытия новых знаний

Распространение ислам на территории России. Народы, исповедующие ислам. Изменения в жизни людей после принятия ислама.

Первоначальные представления об исторической роли исламской  религии в

становлении российской государственности.

25.01

19.

Нраственные ценности ислама.

1

Урок открытия новых знаний

Нравственные ценности.

Нравственные ценности мусульман.

Любовь к Родине.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

1.02

20.

Сотворение добра.

1

Урок открытия новых знаний

Что значит «творить добро» и как научиться творить добро.

8.02

21.

Дружба и взаимопомощь.

1

Урок открытия новых знаний

В чём проявляется дружба. Какие традиции крепкой дружбы существуют.

15.02

22.

Семья в исламе.

1

Урок открытия новых знаний

Значение семьи для мусульманина.

Качества, необходимые  в семейной жизни.

Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их

значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

22.02

23.

Родители и дети.

1

Урок открытия новых знаний

Родительская любовь.

Чему мать и отец учат своих детей.

1.03

24.

Отношение к старшим.

1

Урок открытия новых знаний

Отношение мусульман к старшим.

Правила поведения детей в присутствии взрослых.

8.03

15.03

25.

Традиции гостериимства.

1

Урок открытия новых знаний

Отношение мусульман к гостям. Традиции гостериимства.

15.03

26.

Ценность и польза образования.

1

Урок открытия новых знаний

Отношение мусульман к образованию.

Обучение  в исламских школах.

22.03

27.

Ислам и наука.

1

Урок открытия новых знаний

Развитие науки в исламском мире.

Видные мусульманские деятели в области образования.

5.04

28.

Искусство ислама.

1

Урок открытия новых знаний

Что отражает искусство ислама. Интерес к произведениям исламского искусства.

12.04

29.

Праздники мусульман.

1

Урок открытия новых знаний

Любимые праздники мусульман.

С чего начинаются праздники.

19.04

30.

Любовь и уважение к Отечеству.

1

Урок открытия новых знаний

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Формирование ценностей многонационального российского общества.

26.04

31.

Выступление  уч-ся

со своими творческими работами.

1

«Как я понимаю ислам». «Значение религии в жизни человека и общества». «Памятники религиозной культуры (в моем городе)»

Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

3.05

32.. Выступление

уч-ся со своими творческими работами.

1

 «Как я понимаю ислам». «Значение религии в жизни человека и общества».

Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

10.05

33.

Выступление

 уч-ся со своими творческими работами.

1

«Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России»,

 «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад  моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.

Осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

17.05

34. Презентация творческих проектов

1

«Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

24.05



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 12»

РАССМОТРЕНО:

методическим советом

МБОУ «СШ № 12»

протокол от 28.08.2020 № 1

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «СШ № 12»

____________   О.А. Лещинская

приказ от 31.08.2020 № 790/01-13

ПРИНЯТО:

педагогическим советом

МБОУ «СШ № 12»

протокол от 31.08.2020 № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»

для обучающихся 1Б класса

на 2020-2021 учебный год

  Автор-составитель:

Валеева Зенфира Юнусовна,

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории

Нижневартовск, 2020

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.

Социокультурный системный подход в образовании позволяет:

* развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;

* осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;

* создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;

* обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

Цели и задачи курса.

1.  Присоединение обучающихся и их семьи через совместную деятельность к единым социокультурным ценностям.

2.   Активное освоение социокультурных категорий.

3. Развитие целостного восприятия, чувственной сферы, элементов мышления, управленческих и коммуникационных способностей. Развитие мотивации обучающихся к самосовершенствованию и самоутверждению.

Программа способствует решению ряда важнейших задач:

  • развитию духовно-нравственных основ образования;
  • интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;
  • формированию гражданской ответственности и осознанию учащимися, его родителями и педагогами духовного смысла служения Отечеству;
  • приобщению в равной степени  представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума;

Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки».

В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.

Программа направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем обществе на основе православной культуры, но вместе с тем программа возрождает ценности, присущие большинству традиционных культур.

Отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям  и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Дети знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны.

Родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составляет значительную часть содержания учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.

Поликультурность содержания системы учебников носит сквозной характер. Она обеспечивает в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России. Содействует формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.

Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане.

Согласно учебному плану образовательной организации на изучение курса внеурочной деятельности ««Социокультурные истоки»  в 1 классе отводится 1 час в неделю, 33 часа в год

Ценностные ориентиры содержания образования.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности  любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Ожидаемые результаты в 1-ом классе:

- формирование системы духовно-нравственных ценностей;

- развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;

- приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;

- умение вести продуктивный диалог и сотрудничать;

- расширение кругозора и словарного запаса.

- освоение первичных базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья.

Истоки. Слово. Доброе Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Благодарение. Забота. Святое Слово. Образ. Родник. Святой источник. Первый образ. Светлый Образ. Благодатный образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Вечные и великие книги. Мир Книги.

Мир. Человек. Родной край. Здоровье. Красота. Природа. Творчество.

 Содержание курса внеурочной деятельности

Развитие жизненного пространства ИСТОКОВ в начальной школе

В целом, ценностно-категориальный ряд ИСТОКОВ в начальной школе может быть представлен следующим образом:

ИСТОКИ – 1. Системообразующие категории – ценности Слово – Образ – Книга дают представление о мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном). Категории-ценности представлены в темах «Мир», «Слово», «Образ», «Книга»   

ИСТОКИ – 2. Категории-ценности, развивающие представление о социокультурной среде развития, основных видах деятельности и творении души. Категории-ценности представлены в темах «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной» и «Труд души». 

ИСТОКИ – 3. Категории-ценности, развивающие внутренний мир человека. Категории-ценности представлены в темах «Вера», «Надежда», «Любовь», «София». 

ИСТОКИ – 4. Категории-ценности, развивающие традиции Слова, Образа, дела и Праздника.  

Все темы начальной школы, во взаимодействии с системообразующими категориями Слово, Образ и Книга соединяет главная ценность Жизнь, отвечающая за развитие социокультурного опыта, взаимодействие Школы и Семьи при реализации программы активного воспитания.

Особое внимание в системе духовно-нравственных категорий ИСТОКОВ уделяется категории-ценности Книга.

В контексте ИСТОКОВ Книга воспринимается как живое существо.

Согласно программе активного воспитания (1 – 4 классы) дети создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлен их опыт социокультурного и духовно-нравственного развития.

Таким образом, в системе ИСТОКОВ категория-ценность Книга переводит знания в практическую плоскость, значительно расширяя жизненное пространство ребенка, его семьи и общества в целом.   

Учебный курс «ИСТОКИ» для 1-го класса позволяет младшему школьнику освоить понятие Истоки. Базовое содержание курса «ИСТОКИ  1» объединено в четыре тематических блока – Мир. Слово. Образ. Книга. Системообразующие категории-ценности «Слово» и «Образ» в программе «ИСТОКИ» имеют первостепенное значение. «Азбука Истоков» соединяет в одном издании три книги:

1. Первая книга учит ребенка чтению через категории Истоков (алфавитная часть).

2.Вторая книга развивает духовно-нравственные ценности ребенка в контексте программы «Истоки»  для первого года обучения (содержательная часть).

3. Третья книга помогает ребенку создавать свою Первую книгу.

В «Азбуке Истоков» три книги согласованы и взаимосвязаны. Приближение к Образу и ценностному смыслу Слова является главным мотивирующим фактором в развитии ребенка.

В теме «Мир» приближение к Образу начинается с внешнего восприятия семьи, школы круга друзей, родного края, поля, леса, радуги к внутреннему восприятию святынь России (Щит и герб, Защитник, Святой Георгий Победоносец, Илья Муромец) и добродетелей человека (добро, честь, любовь, милосердие, благодарность).

Тема «Мир» помогает преподавателю осуществить социокультурное присоединение от дошкольного образования к начальной школе.

Развитие ценностного смысла Слова раскрывает пять талантов Золотого сердечка: Доброе слово, Честное слово, Слово о родителях, Труд и подвиг, Святое слово. 

Золотое сердечко живет добрым, честным, святым словом.

Каждый человек должен ценить сказанное Слова, или оно станет «медью звонящей».

С первого класса ИСТОКИ развивают способность ребенка различать Образ и безобразное. В «Азбуке Истоков» представлены образы защитников Отечества (святого Георгия Победоносца, Русских богатырей, святого князя Владимира, святого Александра Невского, Александра Васильевича Суворова, Михаила Илларионовича Кутузова), великих русских поэтов (Александровича Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Федора Ивановича Тютчева, Сергея Александровича Есенина) и образ праздника Великой Победы.

Завершающая часть учебного курса позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книги – живое существо.  

Главными целями курса «Истоки» в 1-ом классе являются:

* освоение социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга; 

* развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни;

* развитие целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного), способности слышать Слово, видеть Образ и создавать Книгу.

СОЛНЫШКО, МАМА И ПАПА. Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность.

МИР И ЛАД. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи.

ИСТОКИ И ШКОЛА. Истоки глазами детей. Рождественский дар.

ИСТОКИ И РАДУГА. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга – образ Истоков, соединяющий, небо, землю и человека.

СКАЗКИ ПУШКИНА. В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.

РОДНОЙ КРАЙ. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.

ЩИТ И ГЕРБ. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб.

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.

СЛОВО. Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь.Слово проверяется делом.

ВЕСНА И СЛОВО. Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова.

ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО. Пять талантов Золотого сердечка. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово.

СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ. Добро. Доброе слово. Доброе дело.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ. Честное слово. Родительское благословение. Подвиг.

СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ. Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.

АЛЕША ПОПОВИЧ. Святое слово. Богатырская доблесть. Честь.

ЧАША ЖИЗНИ. Жизнь. Любовь. Добрые дела.

РОДНИК. Род, Родник, Родное слово, Родная земля, Родина. Родник – начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода.

ОБРАЗ РОДИНЫ. Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.

ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА. Святой Александр Невский – солнце Земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа.

ОБРАЗ ПРАЗДНИКА. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память.

КНИГА. Книга – живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет творец.

КНИГА КНИГ. Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга     книг – Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку.  

ЖИВОЕ СЛОВО КНИГИ. Чтение – сердечный дар. Живое слово книги найдет отклик в душе читателя.

Тематический план

Вводный урок (1 час)

Мир (8 часов)

Слово (8 часов)

Образ (8 часов)

Книга (8 часов)

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД

Родители. Родительская любовь. Свет. Благодарность. Поле. Школа. Семья. Мир. Лад. Согласие. Добрый плод. Дар. Истоки. Родная земля. Родное слово. Радуга. Сияние истоков. Добро. Честь. Храбрость. Любовь. Милосердие. Мудрость. Родной край. Дом. Родные люди. Народная песня. Герб. Щит. Щит-совесть. Святой. Чудо. Защитник. Победоносец. Богатырь. Слово. Бесценный дар. Слово и дело. Весна и Слово. Добродетель. Сад добродетелей. Золотое сердечко. Талант. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово. Доброе дело. Родительское благословение. Родительское слово. Уважение. Почитание. Богатырская доблесть. Жизнь. Образ. Род. Родник. Живая вода. Святой источник. Святая вода. Родина. Отечество. Святая земля. Образ Родины. Защитник Отечества. Солнце Земли русской. Образ праздника. Великая Победа. Святая память. Книга. Добро и красота. Творец. Книга книг. Библия. Библиотека. Живое слово книги. Чтение. Сердечный дар. Первая книга. Мир книги.  

  1. Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»

1 класс:

№№

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Дата

Результаты

планируемая

Фактическая

Предметные

Метапредметные

Личностные

МИР

11

1

Инструктаж по технике безопасности на занятиях.

Введение в курс «Истоки»

     1

Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.

Развитие воссоздающего воображения.

Обучение адекватному восприятию читаемого.

Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и о ком он написал.

Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано.

Обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового содержания.

Формирование мотивации к самосовершенствованию.

Приобщение детей к духовному и нравственному опыту человечества.

Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.

 

Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия с другими школьными предметами.

Развитие ценностно-смысловой сферы личности.

Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.

Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности.

Обучение навыкам и умениям общеучебного характера.

Выработка коммуникативных умений.

Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.  

Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

Развитие

жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.  

Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.

Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.  

Формирование привычки к рефлексии.

Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.  

Развитие мышления, внимания, памяти.  

Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.

2

Солнышко, мама и папа

1

3

Мир и лад (Поле, школа и семья)

1

4

Истоки и школа

1

5

Дар (Рождество)

1

6

Истоки и радуга

1

7

Сказки А.С. Пушкина

1

8

Родной край

1

9

Святыни России.Щит и герб (св. Георгий Победоносец

1

10

Святыни России.

Илья Муромец

1

11

Обобщающий урок  Память.

1

Слово

10

12

Слово

1

13

Зима и слово

1

14

Золотое сердечко

1

15

Серебряное копытце

1

16

Честное слово. Добрыня Никитич

1

17

Слово о родителях

1

18

Святое слово. Алеша Попович

1

19

Чаша жизни

1

20

Внимание

1

21

Обобщающий урок

1

Образ

7

22

Родник

1

23

Образ Родины

1

24

Образ защитника Отечества

1

25

Образ праздника

1

26

Мышление

1

27

Обобщающий  урок

1

28

Экскурсионно-тематический урок.

1

Книга

5

29

Книга

1

Книга книг

1

30

Живое слово книги

1

31

Первая книга

1

32

Мир книги

1

33

Речь Обобщающий урок

1

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Краткий словарь истоковедения.
  2. И.А.Кузьмин, А.В. Камкин «О первоначальном контексте» («Перекрёстки эпох», т.3).
  3. И. А. Кузьмин Программа «Социокультурные истоки» («Перекрёстки эпох», т.2).
  4. И. А. Кузьмин, А.В. Камкин «Истоки». Программа для начальной школы (1 – 4 классы).
  5. О. А. Бандяк «Истоки» - 4. Активные формы обучения (системная разработка). Дидактический материал.
  6. «Истоки» - 4. Социокультурный инструментарий.
  7. А. П. Лешуков «Истоки – начало возрождения России» (газета «Истоки» №6 (11), 1999г.).
  8. В.Е.Позгалев «Времён связующая нить» (газета «Истоки» №7 (12),1999г.).
  9. И. А. Кузьмин, О. А. Бандяк, В. Н. Синицына «Воспитание на социокультурном опыте». Программа для начальной школы (1 – 4 классы).
  10. Л. И. Бурова, М. Е. Гриценко, Г. П. Логовеева  «Родной край». Книга для младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

Урок ОРКСЭ «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры». "Праздники мусульман"

Урок ОРКСЭ «Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы исламской культуры»....

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы исламской культуры"

Обучающиеся получат возможность  научиться:- Овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.- Сформируются  умения...

Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы исламской культуры»), 4 класс

Рабочая программа  составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также  выбора ими учебного предмета «Основы исламской культуры&raqu...

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ МОДУЛЬ – ОСНОВЫ исламской культуры

ull;Модуль ОИК знакомит учащихся с основами исламской культуры, раскрывает ее значение и роль в жизни людей, способствует формированию личности ребенка, его отношения к миру и людям, поведения в пов...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...

Рабочая программа комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы исламской культуры»

Основная идея программы – организация деятельности по реализации требований к результатам обучения (предметным, метапредметным и личностным) в соответствии с ФГОС НОО....