Рабочая программа комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы исламской культуры»
рабочая программа по орксэ

Талипова Замиля Габдулхаковна

Основная идея программы – организация деятельности по реализации требований к результатам обучения (предметным, метапредметным и личностным) в соответствии с ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_orkse_islam.docx47.69 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание рабочей программы

1.Титульный лист

2. Пояснительная записка

3. Общая характеристика учебного предмета

4. Содержание учебного предмета

5. Тематическое планирование.

6 .Система контроля и оценки планируемых результатов по предмету

7. Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса

2. Пояснительная записка.

Рабочая программа  комплексного учебного  предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы исламской  культуры» (ОРКСЭ. Модуль «Основы исламской  культуры»)  является локальным нормативным документом и адресована обучающимся 4 классов МБОУ «Школа № 5». Учебник Латышина Д.И. Муртазин М.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4 кл.- Просвещение, 2016.

Срок реализации рабочей программы. Программа актуальна для учащихся 4 классов (2019-2020учебный год)

В основе разработки рабочей программы комплексного курса «ОРКСЭ. Модуль  «Основы исламской  культуры»  лежат следующие нормативно – правовые документы:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ от 22.12.2009 №15785);
  • приказ Минобрнауки РФ№2357 от 22 сентября 2011года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г.№373»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2012г. №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г.№1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждены Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189;
  • приказ Минобрнауки РФ № 253 от 31 марта 2014г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • приказ Минобрнауки России от 21 апреля 2016 года №459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253»;
  • основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Школа № 5» (приказ от 31,08.21015, с изменениями и дополнениями от 31.08.2017 №439, от 30.08.2018 № 451, от 31.08.2019 №524);
  • примерные рабочие программы учебных предметов, курсов;
  • Положение о рабочей программе, рассмотрено на производственном совещании (протокол № 1 от 27.01.2014г.), утверждено приказом (№ 50 от 27.01.2014, приказ № 452, от 30.08.2018г.).

Актуальность программы состоит в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей.  Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс играет важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного        достойного гражданина, знакомит школьников с основами различных мировоззрений и опираются на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Место комплексного учебного курса ОРКСЭ модуль «Основы исламской культуры»  в решении общих целей и задач начального общего образования

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени образования, служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. Учебный предмет ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир» и предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История».

    Предметные знания и умения, приобретённые при изучении должны стать первым  шагом  на  пути  восстановления  в  новых  условиях  на   основе  принципов гуманизма,  нравственности,  традиционной  духовности  социально-педагогического  партнерства  школы,  семьи,  государства,  общественности  в  деле  воспитания  детей  и молодежи.

Основная идея программы – организация деятельности по реализации требований к результатам обучения (предметным, метапредметным и личностным) в соответствии с ФГОС НОО.

Основная цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи:

- ознакомление обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых культур и светской этики;

- развитие представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, формирование у них ценностно-смысловые мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов;

- развитие способностей обучающихсяк общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Планируемые результаты освоения программы:

Реализация рабочей программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно-деятельностный характер, направлена на формирование не только предметных (научатся, получат возможность научиться), но и личностных, метапредметных, универсальных учебных действий как основы умения учиться.

Планируемые результаты изучения курса «Основы исламской  культуры» можно представить в следующей форме:

Предметные  результаты:

  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе
  • понимание  значения  нравственности,  веры  и  религии  в  жизни  человека  и общества
  • формирование первоначальных представлений  о  светской  этике,  о  традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России
  • первоначальные  представления  об  исторической  роли  традиционных  религий  в становлении российской государственности
  • становление  внутренней  установки  личности  поступать  согласно  своей  совести; воспитание  нравственности,  основанной  на  свободе  совести  и  вероисповедания, духовных традициях народов России
  • осознание ценности человеческой жизни.
  • знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно- художественными особенностями священных сооружений, с историей и традициями религиозных праздников.
  • развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры.

Метапредметные  результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
  •  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

        

Личностные результаты

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину
  • формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе
  • развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
  • развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности
  • формирование  бережного отношения к материальным и духовным ценностям

Виды и формы контроля выполнения требований федерального государственного образовательного стандарта

Система контроля и оценки разработаны на основе требований к результатам (предметным, метапредметным, личностным) с учётом авторской программы  «Основы мировых религиозных культур и светской этики» А.Я.Данилюк в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Школа № 5».Система контроля и оценки достижения планируемых результатов предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. В соответствии с Требованиями Стандарта используется персонифицированная информация в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах используется неперсонифицированная информация о достигаемых обучающимися образовательных результатах.     Система оценки предусматривает и уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения.

По комплексному учебному курсу ОРКСЭ модуль «Основы исламской культуры» предполагается безотметочное обучение, но это не означает, что в контроле усвоения знаний нет необходимости. Процесс усвоения знаний индивидуален. Оценка должна решать две основные задачи:

-подведение итогов работы;

-сравнение (с самим собой).

В ходе освоения программы используются следующие виды и формы контроля:

Виды контроля

Форма контроля

Текущий

тесты, зачет, викторина, опрос

Итоговый

творческие проекты (инсценировки, составление словарика,

рефераты , презентации, выпуск плакатов,  стенгазет, и т.д.)

3. Общая характеристика учебного предмета.

Комплексный учебный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозным и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

-нравственное самосовершенствование, духовное саморазвитие;

-понимание значения нравственности, веры и религии в жизничеловека;

-становление внутренней установки поступать согласно совести;

-осознание ценности человеческой жизни;

-развитие коммуникативных качеств.

Включение комплексного учебного курса  в основной вид  деятельности обучающихся  - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие  и  воспитание  детей  в  образовательный  процесс,  способствуя  концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

-  Патриотизм         

-  Социальная солидарность

-  Гражданственность

-  Семья

-  Труд и творчество

-  Наука

-  Традиционные российские религии

-  Искусство и литература

-  Природа

-  Человечество

Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и  готовности  основных  социальных  сил  к  гражданской  консолидации  на  основе общих  ценностей  и  социальных  смыслов  в  решении  общенациональных  задач,  среди которых воспитание детей и молодёжи.

Место учебного предмета в учебном плане:

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» относится к образовательной области «Основы религиозных культур и светской этики» учебного плана начального общего образования.

Согласно учебному плану на 2019-2020 учебный год МБОУ «Школа №5» на изучение курса в 4 классе выделяется 34 часа (34 учебные недели, 1 н/ч).

Педагог имеет право вносить коррективы в рабочую программу на протяжении учебного года на основании приказов по образовательному учреждению по причине отмены или переноса учебных занятий (актированные дни, карантинные мероприятия и др.). Данные изменения вносятся в КТП в раздел «Примечание».

«В четвёртой четверти 2019-2020 учебного года внесены изменения в количество учебных часов, порядок  и формы изучения тем по предмету на основании приказа МБОУ «Школа № 5» от 24.03.2020 №153  «Об организации учебной деятельности в начальных классах в  условиях принимаемых мер профилактики гриппа и распространения коронавирусной инфекции», в соответствии с Листами корректировки рабочей программы».

4. Содержание учебного предмета

Характерными особенностями содержания курса являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.

Технологии:

  • информационно- коммуникационные
  • проблемно-диалогическое обучение
  • здоровьесберегающая
  • деятельностный подход
  • проект

Методы:

  • деятельностный
  • исследовательский
  • частично- поисковый
  • методы активного обучения
  • диалоги
  • работа в группах
  • объяснительно- иллюстративные

Формы организации деятельности:

  • общие или фронтальные (работа со всем классом)
  • индивидуальные (с конкретным учащимся)
  • групповые (звено, бригада, пара и т. д.)

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения.

Национально-региональный компонент (10-15%) включён в содержание учебного предмета.

Комплексный учебный курс включает в себя 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». На основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), возможностей организации образовательного процесса определены 4 модуля для изучения:

  • Основы православной культуры.
  • Основы светской этики.
  • Основы мировых религиозных культур.
  • Основы исламской культуры.

Изучение программного материала можно разделить на разделы:       

Раздел 1. Введение. (1 час)

Раздел 2. Основы исламской культуры культуры. (15 часов)

Раздел 3. Духовные традиции многонационального народа России . (14 часов)

Раздел 4. Повторение изученного за год. (4 часа)

Раздел 1 посвящен патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Урок в рамках этого раздела проводится для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в разделе 2, 4, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Раздел 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.

 Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование  

разделов

Содержание раздела

Количество часов

Основы

исламской культуры.

 Введение.

Россия - наша Родина. Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе занимает твоё поколение.

1 час

Основы исламской культуры

   Что такое традиции и для чего они существуют. Традиции. Ценность. Духовные традиции.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. История возникновения ислама.

Ислам. Арабы. Язычники.

Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности. Детство и юность Пророка Мухаммада.

Проповедническая миссия Пророка Мухаммада.  

  Начало пророчества. Первое откровение Аллаха. Распространение ислама. Коран. Ангел. Божественные откровения.

Прекрасные качества Пророка Мухаммада.

Священный Коран и Сунна как источники нравственности.

Общие принципы ислама и исламской этики. Вера Аллаха. Вера в Божественные Писания. Вера в Судный день и судьбу.

Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Свидетельство веры (шахада). Главная форма поклонения Аллаху. Молитва (намаз).

Пост в месяц рамадан (ураза). Пожертвование - закят.

Хадж - паломничество в Мекку-заветная мечта мусульманина. Древнее предание о появлении Мекки. Обряды во время хаджа.

Подведение итогов за I полугодие.

Творческие работы учащихся.

15

часов

Духовные традиции многонационального народа России

Ислам в России.

 Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим, дружба, взаимопомощь, гостеприимство, любовь к отечеству, миролюбие. Забота о здоровье в культуре ислама.

Семья в исламе. Семейные ценности. Взаимоотношения родителей и детей.

Нравственные основы семьи в исламе.

 Ценность образования и польза учения в исламе.

 Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники исламских народов России: "Сабантуй" и "Навруз", их происхождение и особенности проведения.  

Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и

многоконфессионального народа России.

14

часов

Повторение изученного за учебный год.

Повторение изученного материала и проверка знаний за учебный год. Презентации творческих проектов учащихся на тему "Диалог культур во имя гражданского мира и согласия. (Народное творчество: стихи, песни, кухня народов России). Выступления учащихся с творческими работами. (презентации, сообщения, реферат или красочный плакат)

4 часа

Итого

34

часа

                                                5. Тематическое планирование

№ п/п

Название программ. раздела.          Название темы урока.

Кол-во час

1.

Россия – наша Родина.

1

2.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Колыбель ислама.

1

3.

Пророк Мухаммад-основатель ислама.

1

4.

Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание.

1

5.

Пророк Мухаммад - проповедническая миссия.

1

6.

Прекрасные качества Пророка Мухаммада.

1

7.

Священный Коран и Сунна как источники нравственности.

1

8

Общие принципы ислама и исламской этики. Вера в Аллаха.

1

9.

Общие принципы ислама и исламской этики. Божественные Писания.

1

10.

Столпы ислама и исламской этики. Вера в судный день и судьбу.

1

11.

Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман.

1

12.

Обязанности мусульман Поклонение Аллаху. Р/к. экскурсия в Соборную мечеть города.

1

13.

Обязанности мусульман Пост в месяц Рамадан.

1

14.

Обязанности мусульман Пожертвование во имя Аллаха.

1

15.

Исполнение мусульманами своих обязанностей Паломничество в Мекку.

1

16.

Подведение итогов за I полугодие. Творческие работы учащихся.

1

17

Ислам в России.

1

18

Нравственные ценности ислама.

1

19

Сотворение добра.

1

20

Дружба и взаимопомощь.

1

21

Нравственные ценности ислама: семья в исламе.

1

22

Нравственные ценности ислама: родители и дети.

1

23

Нравственные ценности ислама: Отношение к старшим.

1

24

Традиции гостеприимства.

1

25

Ценность и польза образования.

1

26

Ислам и наука.

1

27

Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Р/к. Городское мероприятие, связанное с Великим праздником «Рамазан».

1

28

Праздники исламских народов России: "Сабантуй" и "Навруз", их происхождение и особенности проведения.

1

29

Искусство ислама.

1

30

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

1

31-34

Повторение. Презентации творческих проектов учащихся.

4

34

6. Система контроля и оценки планируемых результатов

С целью оценивания достижений планируемых результатов освоения программы по курсу

предлагаются следующие процедуры:

Объект

Процедуры оценки

Личностные результаты

Сформированность личностных УУД

Внешние мониторинговые исследования с использованием неперсонифицированных источников информации

Метапредметные результаты

Сформированность регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД.

Внутренняя накопленная оценка (оценочные листы, листы наблюдений в Портфолио)

Неперсонифицированная оценка.

Предметные результаты

Сформированность учебных действий с предметным содержанием

Внутренняя накопленная оценка (Портфолио, текущее и промежуточное оценивание)

Неперсонифицированные процедуры

Основные виды контроля и учёта достижений обучающихся по курсу (с учетом интеграции урочной и внеурочной деятельности):

•        по месту в процессе обучения:

– текущий контроль, позволяющий определять уровень развития учащихся и степень их продвижения в освоении программного материала,

– итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников;

•        по субъектам контрольно-оценочной деятельности:

– внешний контроль, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка),

– внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый учащимся и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).

7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Требования к оснащению учебного процесса на уроках   разработаны

 с учётом реальных условий работы начальной школы.

Литература для учителя:

 «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений.4-5 классы. 2010

 «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. 4-5

классы: справ. Материалы для общеобразовательных учреждений; под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д. - М.: Просвещение, 2010

Электронное приложение к учебному пособию Латышина Д.И;.Муртазин М.Ф,

«Основы исламской культуры» .4-5 класс

Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы,

интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации,

тематически связанные с содержанием курса.

Энциклопедическая и справочная литература.

Методические рекомендации и указания к проведению уроков для учителя

Ресурсы школьной библиотеки и методического кабинета

Интернет-ресурсы для подготовки творческих работ

http://lib.pstgu.ru/icons/, http://pravolimp.ru

http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/

Литература для ученика:

Латышина Д.И.;.Муртазин М.Ф, Основы исламской культуры .4 -5класс-М. Просвещение, 2012.

Печатные пособия (таблицы, словари, наборы картинок, счетный материал, карты, плакаты, репродукции картин и т.д.) 

Технические средства обучения (классная доска, телевизор, видеомагнитофон, аудиоцентр, диапроектор, мультимедийный проектор, экспозиционный экран, компьютер, сканер, принтер, фотокамера, видеокамера и т.д.)

Экранно-звуковые пособия (аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные(цифровые) образовательные ресурсы и т.д.)

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 класса уровень базовый

Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этики(модуль «Основы светской этики»)для 4 классауровень базовый...

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики) в 4 классе

Рабочая  программа по Основам  религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса  разработана на основе Рабочей программы к учебнику «Основы светской э...

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Основы светской этики")

Программа составлена на основе примерной рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Светская этика"). Автор примерной программы А.Я. Данилюк. Срок реализации 1 год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы православной культуры народов России", 4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпредмета «Основы религиозных культур и светской этики»,модуль «Основы православной культуры народов России» 4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» 4 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА  "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ", МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" 4 КЛАСС...