Взаимодействие учителя, воспитателя и логопеда как метод работы по консультативному сопровождению ребенка в условиях ФГОС.
материал
Взаимодействие учителя, воспитателя и логопеда как метод работы по консультативному сопровождению ребенка в условиях ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_korrektsionnoe_mo_2019.docx | 18.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Взаимодействие учителя, воспитателя и логопеда как метод работы по консультативному сопровождению ребенка в условиях ФГОС.
Содержание коррекционной работы в соответствии с Федеральными Государственными требованиями и стандартами образования в настоящее время направлено на создание системы комплексной помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в освоении образовательной программы, коррекцию недостатков в речевом, психическом и физическом развитии детей, их социальную адаптацию.
Для успешного решения задач воспитания, обучения и развития обучающихся важно обеспечить единство в работе педагогического коллектива, включающего учителя-логопеда, учителя (классного руководителя), учителя – предметника и воспитателя, а также других специалистов, работающих в специальном коррекционно-образовательном учреждении: педагога-психолога, и т.д. Эти специалисты осуществляют разностороннее воспитание детей с особыми образовательными потребностями, в тесном взаимодействии практически определяют эффект коррекционного воздействия.
Совместная работа учителя-логопеда, учителя, педагога-психолога и воспитателя начинается уже на этапе первичного обследования ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Целью деятельности учителя-логопеда в коррекционной школе является создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся, успешного усвоения адаптированных основных образовательных программ образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Вся логопедическая работа по сопровождению обучающихся с умственной отсталостью организуется в соответствии с учебным планом и программой коррекционной работы учреждения и осуществляется по следующим направлениям:
- диагностическая работа;
- коррекционно-развивающая работа;
- консультативная работа;
- информационно-просветительская работа.
Подход к работе по устранению речевых нарушений учащихся является комплексным. Взаимодействие всех специалистов: логопеда, психолога, учителя, воспитателя работающего с ребёнком, является значимым условием для дальнейшего успешного обучения.
Для того чтобы оказание логопедической помощи давало наилучший результат, необходимо обеспечить эффективное сотрудничество логопеда с учителем (классным руководителем), воспитателем. Цель сотрудничества – вместе выработать такую стратегию взаимодействия с обучающимся на уроке, на воспитательском занятии, которая бы позволила ребёнку с речевыми проблемами успешно обучаться в школе. В процессе совместной работы происходит взаимное обогащение педагогического опыта.
Важным этапом работы учителя-логопеда, учителя и воспитателя является создание благоприятной среды для речевого развития детей. Это предполагает постоянное мотивированное общение с детьми, предъявление единых требований к использованию различных форм речи, осуществление контроля за их устной речью. Все это требует хорошего знания воспитателями словаря детей, состояния их произносительных навыков. Учитель-логопед рекомендует воспитателям формы контроля за произношением, дает консультации по подбору речевого материала, который будет использоваться в быту, в свободных играх, при организации режимных моментов и занятий.
Как мы выстраиваем единую систему взаимодействия учителя логопеда, учителя и воспитателя, я расскажу на примере, в нашей специальной коррекционной школе в первом классе за урок до прохождения учителем темы по знакомству с буквой, логопед проводит фронтальное занятие по предварительному ознакомлению с данным звуком. Идёт работа над произношением, фонематическим восприятием, слуховым анализом и синтезом слов с соответствующим букве звуком. Обучающимся необходимо видеть работу органов артикуляции, получать кинестетические ощущения от движения этих органов, а также тактильно при помощи тыльной стороны ладони определять направление и «температуру» воздушной струи (тёплая или холодная) при произношении различных звуков. Далее идёт первичное знакомство с буквой (печатный вариант, затем прописной). Даются образцы печатной и прописной буквы, вводится понятие образ буквы (на что похожа буква, из каких частей состоит), идёт развитие зрительного анализатора. Теперь развиваем тактильное восприятие: дети на ощупь определяют части букв, «печатают» их в воздухе, «пишут» их друг другу на «ладошке», на «спине», в тетради. Особенно полезна игра «Буква на ладошке», так как на ладонях находится множество чувствительных рецепторов; «писать» буквы нужно по очереди каждым пальцем, меняя руки. Исследовательский период закончен, наступает творческая деятельность. Обучающиеся конструируют буквы из шнуровки, выкладывают данную букву из различных семян (горох, фасоль и т.д). Однако, самое главное то, что в этот момент развивается не только мелкая моторика пальцев рук, речевые центры, но и умение работать с изготовленной ими самими буквой, вставляя её в слова, слоги, изменяя (реконструируя) её по своему усмотрению. Это приводит детей в восторг! Этот пример был из опыта работы учителя-логопеда Раисы Львовны.
Также учитель-логопед принимает участие в консультациях для педагогов. В начале учебного года были сделаны памятки для педагогов с речевыми нарушениями детей и были даны рекомендации. Были созданы логопедические папки артикуляционной гимнастики, пальчиковые игры, речевые игры и упражнения. Проводим совместно коллективные собрания, открытые занятия, праздники.
Все проблемы с речью рассматриваются на заседаниях ПМПк, составляются программы и отслеживается результат работы по ней. Через два месяца собирается повторное ПМПк.
Таким образом, тесное взаимодействие всех служб специального коррекционно-образовательного учреждения позволяет эффективно решать задачи комплексного сопровождения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)..
Результатом этого сопровождения является успешная социализация детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечение их полноценного участия в жизни общества, а в дальнейшем эффективная самореализация в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Подготовила: учитель-логопед Малышева Е.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
курсова работа «Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы».
Инклюзивное образование, особенно инклюзия вдошкольном образовании являясь достаточно новой формой получения образования, поэтомуимеет ещёмало опыта, недостаточно подготовленную нормативную базу.Счита...
Эффективное взаимодействие специалистов логопункта Центра «Доверие» с образовательным учреждением на занятиях внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
Вданной статье представлены содержание и результативность деятельности специалистов логопункта по профилактике и коррекции нарушений устной и письменной речи, по развитию речевых и неречевых психическ...
Работа воспитателя группы продленного дня совместно с родителями в развитии ребенка в условиях введения ФГОС НОО
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образовани...
Тетрадь взаимосвязи учителя, воспитателя и логопеда
Тетрадь создана для тесной взаимосвязи между логопедом, учителем и воспитателем. Для выполнения домашнего задания логопеда с целю коррекции звукопоизношения учащихся на уроках и в не урочное время....
Взаимодействие учителя воспитателя и логопеда как метод работы по консультативному сопровождению ребенка в условиях фгос
Содержание коррекционной работы в соответствии с Федеральными Государственными требованиями и стандартами образования в настоящее время направлено на создание системы комплексной помощи детям с умстве...
Совместная работа воспитателя группы продленного дня с родителями в развитии ребенка в условиях ФГОС
ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к начальному образованию.Федеральный образовательный стандарт начальногшо общего образования предусматривает реализацию основной образовате...
Статья: "Индивидуальный план развития и жизнеустройства, как средство организации психолого - педагогического сопровождения ребенка в условиях детского дома".
В статье представлен один из вариантов организации психолого – педагогического сопровождения детей проживающих в условиях детского дома.Ключевые слова: индивидуальные потребности, комплекс...