Выступление на педагогическом совете по теме: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
проект
В рамках обучения огромную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися.
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования к личности человека и к умению общаться с окружающими. Для того, чтобы помочь детям справиться с окружающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании коммуникативных умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
Автор: учитель начальных классов,
Матвеева Екатерина Евгеньевна.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В рамках обучения огромную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися.
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования к личности человека и к умению общаться с окружающими. Для того, чтобы помочь детям справиться с окружающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании коммуникативных умений.
Дети и родственники, приятели и знакомые, друзья, супруги и коллеги по работе, все мы невольно включены в систему взаимоотношений. Проблема общения (я и другие люди и другой человек) отнюдь не только проблема родителей и педагогов.
Сегодня эта проблема касается каждого человека, кем бы он ни был. Как часто в жизни мы сталкиваемся с тем, что в прошлом воодушевленный, гордый за свой «статус первоклассника» ребенок через некоторое время отказывается от школы, от друзей, от всего того, что так недавно интересовало и заботило его. Настоящее потеряло свою значимость и актуальность для ребенка.
Почему? Что происходит? За всей яркостью и новизной впечатлений кроется очень серьезная и сложная проблема – общение.
Проблема общения – это, в первую очередь, нравственное воспитание. От уровня нравственной воспитанности зависит уровень культуры человека.
С развитием экономики в нашей стране произошла переработка психики людей, превращающая порой человека в индивидуалитета, ожесточенного борьбой за выживание.
Каково в этих условиях ребенку? Что происходит с ним?
А происходит следующее: родители заняты зарабатыванием денег, а ребенок остается наедине с телевизором, который демонстрирует зло, насилие, жестокость, сквернословие; остается наедине с компьютером, где игры учат тому же насилию, где стреляют и убивают. Ребенок находится под воздействием мощного потока информации и других стимулов. При этом катастрофически уменьшается живое общение.
Думаю, не останется сомнений в актуальности темы: «Развитие коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста».
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, стали менее общительными и отзывчивыми к чувствам других.
Одна из задач, стоящих перед педагогами школы – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативная цель обучения становится одной из ведущих, поэтому я хочу поделиться с вами некоторыми методическими приёмами, которые я использую на своих уроках.
Виды работы
Работа в паре имеет большое значение для формирования коммуникативных УУД. Чтобы установить контакт и настрой на совместную работу, я использую методический приём.
1«Разминка пальчиков». Соприкасаемся пальчиком с соседом по парте или в группе и говорим: Желаю (большой), успеха (указательный ), большого, во всём и везде. Здравствуй ( вся ладонь). Распределитесь по парам и проведём разминку пальчиков в ваших группах.
2.Продолжим работу в парах, используя методический приём «Дуэль». У каждого по 2 карточки с глаголами, к доске выходит одна пара и проводит «дуэль». Один ученик называет глагол, а второй должен отбить удар, назвать форму глагола, определить у этого глагола время, число, лицо или род.
Если ответ дан не верно, то счёт становится 1:0, затем второй игрок называет глагол со своей карточки
Теперь проведут «дуэли» все пары. Поднимите руки у кого дуэль закончилась со счётом 0:0, 0:1, 0:2, 0:3.( На данном этапе урока можно выяснить в чём были допущены ошибки)
Методический приём «Дуэль» я использую также на уроках математики, начиная с 1 класса при изучении состава чисел, таблиц сложения, табл.случаев умножения и деления).
Очень интересно проходят дуэли на уроках окружающего мира (например, при изучении природных зон). На карточках могут быть записаны животные, растения определённой зоны. Один уч-ся называет слово, а другой определяет природную зону.
- Цель групповой работы активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Групповые формы организации учебной деятельности способствуют формированию у детей умения сотрудничать, слушать и слышать друг друга. В группе повышается учебная и познавательная мотивация, эффективность усвоения учебного материала, снижается уровень тревожности учащихся. Разделение класса на группы- это важнейший момент в организации работы. Принцип формирования групп может быть различным:
1.По выбору педагога.
Иногда я объединяю в группы учеников с близкими интеллектуальными возможностями, - со схожим темпом работы, а иногда, напротив, создаю равные по силе команды.
Слабым уч-ся предлагаются задания базового уровня, а сильным-повышенной трудности и творческие. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении.
2. Комплектование групп может быть по желанию
Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:
Разделитесь на группы по несколько человек и разделитесь на равные группы.
3.Случайным образом. Способы формирования такой группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом, с помощью «фантов» и т. д.
Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.
Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству.
4.По определенному признаку. Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником.
Так, можно разделиться
-по первой букве имени (гласная – согласная),
-в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы),
-по цвету глаз,
-по знакам зодиака,
- предпочтениям, увлечениям, любимым школьным предметам, и т.д.)
Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые редко взаимодействуют друг с другом, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).
- По выбору «лидера».
«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу.
Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.
В группе должны быть распределены роли.(таблицы на столах)
Командир группы | Заместитель командира группы | Секретарь | Генератор идей | Редактор - оформитель |
Организовать работу группы по выполнению группового задания; отобрать идеи, положенные в основу группового ответа; определить отвечающего от группы. | В отсутствии командира выполняет его обязанности, помогает командиру | Фиксирует групповые идеи во время группового обсуждения; представляет эти идеи как результат коллективной работы. | Выдвигает новые идеи в процессе обсуждения; осуществляет оценку этих идей с точки зрения новизны, значимости, ценности. | Предлагает форму презентации группового задания; производит оформление рисунка, схемы и так далее. |
Используя методику групповой работы «Мозговой штурм», я предлагаю уч-ся распределить роли в группе. Правильно организованный мозговой штурм включает 4 этапа.
-Постановка проблемы.
- Распределение ролей участников. -Генерация идей.
3.Группировка, отбор и оценка идей.
4. Представление модели решения. Это доклады, сообщения от разных групп
Но необходимо периодически менять состав групп, чтобы у каждого человека был опыт коммуникации с разными людьми, также необходимо менять и групповую роль. В роли секретаря, генератора идей редактора, командира группы или его заместителя должен побыть каждый ученик.
На своих уроках я использую разнообразные виды групповой работы. Это: Взаимообучение , Мозговой штурм, Продолжи, Охота за сокровищами, Снежный ком, Словесный волейбол, Прием «Зигзаг» Приём «Пазлы», Приём «Круглый аквариум».
Очень часто на различных уроках я использую методический приём «Лови ошибку». Объясняя материал, я намеренно допускаю ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом, я могу даже подсказывать «опасные места» интонацией, жестом. Можно ученикам предложить роль учителя, что мы сейчас с вами и продемонстрируем. Каждой группе раздаются тексты со специально допущенными ошибками. В группах проводится обсуждение и исправление ошибок.
Для того, чтобы ограничить наиболее активных учащихся и простимулировать стеснительных, я на своих уроках использую
«Талоны на выступление».
Это могут быть специальные карточки, значки, предметы, которые выдаются в равном количестве всем учащимся (по 1-2-3 штуки). Каждый талон даёт право на 1 выступление. При выступлении ведущий забирает талон у выступающего или учащиеся кладут на середину парты. Когда закончились все талоны, выступать больше нельзя. Этот приём с талонами можно использовать при любых видах обсуждения.
1 группа решит все орфографические задачи, используя талоны на выступление. (исправляет и объясняет ошибки)
2 группа решит все орфографические задачи, используя методический приём «Карусель». Все участники группы встают, образуют круг и проводят объяснение полученного задания без остановки, так как движется КАРУСЕЛЬ. Этот метод вовлекает всех учащихся в обсуждение, особенно эффективен, когда вопросы сначала обсуждаются в малых группах, а затем делятся результатами обсуждения с классом.
3 группа решит все орфографические задачи, используя ПОПС формулу.
П- позиция (в чём заключается ваша точка зрения) - я считаю, что….
О- обоснование (на чём вы основываетесь, довод - …. потому, что…..
в поддержку вашей позиции)
- – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) - …. например…. С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв - …. поэтому….к принятию вашей позиции)
Перед вами ПОПС формула, используя её докажите правильность ваших рассуждений при решении орфографических задач.
Этот методический приём помогает учащимся выработать аргументы и мнения и, используя ПОПС- формулу как образец, предложить развёрнутый логически обоснованный ответ в чёткой форме.
П - позиция
(в чём заключается ваша точка зрения) - я считаю, что….
О - обоснование
(на чём вы основываетесь, довод) …. потому, что…..
П – пример (
(факты, иллюстрирующие ваш довод) - …. например….
С – следствие
(вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции)
… .поэтому…
Один из мудрецов сказал очень важные слова
«Скажи мне - я забуду. Покажи мне – я запомню. Вовлеки меня – я пойму»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете по теме "Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности"
Выступление на педагогическом совете по теме "Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/12/picture-380696-1389526423.jpg)
Выступление на педагогическом совете по теме: «Технология оценивания учебных достижений младших школьников».
Выступление на педагогическом совете по теме: «Технология оценивания учебных достижений младших школьников»....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/15/picture-281073-1376581686.jpg)
Выступление на педагогическом совете по теме "Формирование УУД " (с презентацией)
Данное выступление может быть использовано для подготовки к педагогическому совету, выступлению на методическом заседании....
Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование универсальных учебных действий» (из опыта работы)
Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование универсальных учебных действий» (из опыта работы)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/28/picture-1252909-1590684184.jpg)
Выступление на педагогическом совете по теме: ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Актуальность развития детской одарённости в настоящее время занимает одно из ведущих мест, что связано с потребностью общества в неординарной творческой и интеллектуально развитой личности. В последни...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/20/picture-367866-1392915894.jpg)
Доклад на педагогическом совете по теме: «Формирование интереса к чтению младших школьников»
Целью уроков литературного чтения в начальной школе является овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, как базового ...