Выступление на педагогическом совете по теме: «Технология оценивания учебных достижений младших школьников».
статья по теме

Козлова Вера Викторовна

Выступление на педагогическом совете по теме:

«Технология оценивания учебных достижений младших школьников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете по теме:

«Технология оценивания учебных достижений младших школьников».

Подготовила учитель начальных классов Козлова В.В.

              В современной школе особое внимание необходимо уделять проблеме оценивания учебных достижений младших школьников.

Без изменения подходов к системе оценивания в условиях развития образования невозможно будет достичь поставленных образовательных целей.

С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе существует две системы оценивания: безотметочное обучение и четырехбалльная система цифровых отметок. Технология безотметочного обучения является обязательной в первом классе (на основании требований СанПиНа) и может использоваться на протяжении всего обучения в начальной школе (выбор осуществляет ОУ). Безотметочная система оценивания образовательных достижений школьников в настоящее время получила широкое признание как действенная система формирования учебной и личностной самооценки.

Безотметочная система обучения - это система отражения качественного результата процесса обучения учащихся без использования количественного выражения результата оценочной деятельности.

 Учителя начальной школы, работающие по безотметочной системе, отмечают, что в этих классах:

 выше уровень учебной активности; дети стремятся к контакту с учителем, не боятся высказывать свое мнение, пусть даже и ошибочное;

 ниже уровень тревожности, меньше проявлений отрицательных эмоций (а именно это и снижает эффективность обучения);

 задания, выполняемые детьми, носят не только репродуктивный, но и творческий характер.

            Таким образом, при умелой организации безотметочного обучения в начальной школе в классе создается атмосфера психологического комфорта не только для ученика, но и для его родителей и учителя.

            Используемая школами четырехбалльная система оценивания выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя. Эта система не позволяет видеть индивидуальный «рост» учащегося: за три и за пять ошибок учитель ставит одну и ту же отметку, а для какого-то ребенка наличие трех ошибок может быть очень хорошим показателем по сравнению с прошлыми  работами, где ошибок было гораздо больше. Из-за скрытости критериев по отметке очень часто нельзя судить о действительном уровне знаний, соответственно сложно построить дальнейшую программу действий (над чем надо поработать, что надо улучшить и т. д.).

Сделать же оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной поможет введение в практику безотметочной системы оценивания. Слайд №1. Основными принципами безотметочного обучения являются:

  • критериальность;
  • приоритет самооценки;
  • гибкость и вариативность, возможность отразить все важные характеристики способностей учащихся (качественность);
  • возможность сравнить сегодняшние достижения с их же успехами некоторое время назад (количественность).

        Сочетание количественной и качественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.

         С первого дня школьной жизни действия контроля и оценки как у учеников, так и у учителей включаются в контекст всей учебной работы и направляются на формирование у учащихся механизмов самооценки и самоконтроля.

Существуют различные варианты безотметочного оценивания достижений обучающихся.

1) Лесенка из 10 ступеней. Слайд №2. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа - первый опыт ребенка по самооценке, которая впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке. Чаще всего дети ставят себя на верхние ступеньки.

2) Трехцветный индикатор: красный – «Я не знаю, прошу помощи»; желтый – «Сомневаюсь, не уверен»; зеленый – «Знаю, умею». Слайд №3.

Образец работы по математике с оценочным листом.

Тема: «Использование схем при решении задач»

Цель: проверить уровень сформированности умений решать задачи по

          схемам, составлять схему к задаче, схемы по формулам.

Текст работы

1. Составь схемы к задачам и запиши формулы.

         a) Длина веревки А метров. Какой она станет, если ее уменьшить

             на В метров?

                   b) Маме А лет, а сыну В лет. Сколько лет ему исполнится через 3

                       года?

           2. Преврати формулы в схемы к задачам (составь все возможные

               схемы).

                     В + С = D               K – E = B

Справа представлен оценочный лист к работе. В первом столбике указаны основные умения, определяемые данной работой: умею решать задачу по схеме; умею составлять схему к задаче; умею составлять все возможные схемы по формуле. Во втором столбике проставлены номера заданий, соответствующие основным умениям. Третий столбик указывает на прогностическую оценку. В четвёртом столбике сам ребёнок выставляет свою итоговую оценку. В данной таблице видно, что ученик ещё неуверенно, сомневаясь, составляет схемы по формуле.

 Слайд №4 Оценочный лист к работе:

Основные умения

№ задания

Прогностическая оценка

Итоговая оценка

Умею решать задачу по схеме

1

Умею составлять схему к задаче        

1

Умею составлять все возможные схемы по формуле

2

Итогом работы по оценочному листу является совместная беседа учителя и ученика об адекватности самооценки ребенка.

Текущие оценки, фиксирующие продвижение учеников в освоении всех умений, заносятся в специальный «Лист индивидуальных достижений», который заведен на каждого ученика. Это позволяет ребенку (и родителям) прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого.

3) «Волшебная линеечка» (слайд «№5), которая напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечки можно «измерить» разные параметры выполненной работы (правильность решения учебной задачи, аккуратность, уровень сложности, заинтересованность и т. д.).

Такая оценка:

-          позволяет любому ребенку увидеть свои успехи, так как всегда

           есть критерий, по которому можно оценить успешность обучающегося;

-          носит информативный характер;

-          способствует формированию позитивной самооценки.

Образец тройного самооценивания домашней работы по русскому языку при помощи «Волшебных линеечек».

          4) «ЦЕНА» задания (из проверочной работы определяется самое легкое задание и ему приписывается «цена» - 1 балл; про «цену»  остальных заданий и отдельных действий по их решению класс договаривается).

Максимальное количество баллов (вычисляется, обводится в кружок и выносится на поля работы).

Личный результат (ученик самостоятельно оценивает свой результат и фиксирует его под максимальным количеством баллов).

В «портфолио» заносится личный результат ученика.

Памятка для оценивания результатов работы (слайд №6)

«цена» задания;

максимальное количество баллов;

личный результат;

фиксация в «портфолио».

5) Введение дневника с использованием рисунка человечка с разным выражением лица -  «смайликов» по разделам: «Как растет читатель» и «Как я считаю». Слайд №7 Данные разделы предназначены для проверки динамики роста навыка чтения и счета в течение всего года.

Образец дневника по разделу «Как растёт читатель».

          Все это составляет «Портфолио  ученика».

           6)Уровневый подход. Слайд №8

1 уровень – фактологический (примитивный)

На этом уровне:

  • Ребёнок узнаёт и называет объекты или явления (предметы или процессы);
  • Выделяет объекты из ряда однородных и разнородных (Например, подчеркни только цифры);
  • Даёт определение по памяти.

В основе данного уровня лежит один единственный процесс – запоминание. Эти знания непрочные, недолговечные. Но это фундамент, база, этот уровень необходим, т.к. следующий уровень будет базироваться на фактологическом.

2 уровень – описательный

На этом уровне:

  • Ребёнок начинает анализировать, выделять части объекта;
  • Сравнивает объекты или явления по их частям, находят сходства и отличия;
  • Устанавливает аналогии, т.е. сходства по частям.

3 уровень доказательный (формируется на базе двух предыдущих)

На этом уровне:

  • Ребёнок выделяет существенные и несущественные признаки;
  • Устанавливает причинно-следственные связи;
  • Прогнозирует изменение процесса при изменении условий;
  • Пытается дать своё определение, т.е. назвать существенные признаки объекта.

4 уровень творческий

Для его формирования необходимо создать соответствующие условия, освободить ребёнка от рамок правильности. Формирование творческого уровня происходит в начальной школе.

На этом уровне:

  • ребёнок изображает процесс или объект так, как он понимает, не по образцу, а по своему собственному мнению, главное, чтобы было правильно.

Существуют универсальные вопросы, которые позволяют получить три варианта правильных ответов, выявить три первых уровня.

Механизм перехода от данной системы к принятой пятибалльной можно проследить в следующей таблице. Слайд №9

«3»

Ф (фактологический)

«4»

О (описательный)

«5»

Д (доказательный)

«5/5»

Т (творческий)

7) Десятибалльная шкала оценивания. Слайд №9

Если учитель целенаправленно работает над этой проблемой, то младший школьник научится не только оценивать границы своих возможностей, фиксировать для себя возникшую трудность, но и анализировать ее причину.

 В одиночку за реформирование системы оценивания браться не стоит. Задача построения технологии  безотметочного  обучения по силам только коллективу всей школы, включая и основную, и старшую. Начиная работу по этой проблеме в первом классе, необходимо иметь перспективу движения в этом направлении на последующих этапах образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология оценивания учебных достижений младших школьников

Данная статья повествует об использовании различных видов самооценки учащихся в условиях безотметочного обучения. Статья сопровождается презентацией, где представлены фрагменты уроков по данной пробле...

«Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения» Доклад

Существует мнение, что пятибалльная система оценивания является травмирующей для ребёнка. Безотметочноеобучение – новый подход к оцениванию достижений обучающихся. Предлагаемый способ ...

Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях ФГОС

  Выступление Глотовой Светланы Николаевны  на районном методическом объединении учителей  начальных классов Валуйского района Белгородской области (2012 г.)...

Выступление Твороговой И.М. на районном методическом объединении c докладом "Оценивание учебных достижений младших школьников"

Тема:Оценивание учебных достижений младших школьников.Безоценочное обучение в первом классе.УМК "Школа России"...

Система оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения

В статье рассматривается проблема безотметочного обучения в начальной школе, понятия "оценка" и "контроль". Автор отмечает, что "Дневник моего роста" является эффективным средством оценивания достижен...

Выступление на педагогическом совете по теме "Технология, основанная на создании учебной ситуации"

Раскрывается вопрос о том, как  учебное задание, превратить в учебную ситуацию не только теоретически, но и предлагается практическое задание. ...

Психолого-педагогические условия использования современных способов оценивания учебных достижений младших школьников

В образовательной системе, на сегодняшний день, соблюдаются общие условия оценивания, которые являются необходимыми для результативного осуществления процесса обучения. Но наряду с ними, важны и конкр...